Основные способы тактической подготовки
Тактическая подготовка – одна из основ деятельности военнослужащих. Она наиболее полно обеспечивает их комплексное обучение умелым и слаженным действиям на поле боя в условиях, максимально приближенных к боевым.
Основные задачи обучения по тактической подготовке таковы:
• изучение основ общевойскового боя и требований боевых уставов по действиям подразделений во всех видах боя;
• приобретение навыков в применении индивидуального и группового оружия и боевой техники в сложных условиях боевой обстановки;
• выработка умения приводить себя в полную боевую готовность и умело действовать по предназначению, вести бой в сложной и резко меняющейся обстановке, переходя от одного вида боя к другому, в условиях применения обычного, в том числе высокоточного и ядерного оружия;
• совершенствование навыков и умений командиров в организации и обеспечении боевых действий, а также в непрерывном управлении подразделениями и огнем в бою;
• формирование у личного состава высоких морально-боевых, психологических и физических качеств, сознательной воинской дисциплины.
В тактической подготовке для успешного решения перечисленных задач используются различные виды занятий: лекции, семинары, самостоятельная подготовка, тактико-строевые занятия, тактические занятия, боевые стрельбы, тактические учения.
Порядок подготовки и проведения лекций, семинаров, самостоятельной подготовки не имеют существенных отличий от изложенных выше. Поэтому рассмотрим виды занятий, относящиеся непосредственно к тактической подготовке.
Тактико-строевое занятие – первая и необходимая ступень слаживания подразделений. Сущность его состоит в том, что с личным составом и подразделениями отрабатываются тактические и строевые приемы, способы действий в различных видах боя: сначала по элементам в медленном темпе, затем в целом в пределах установленного нормативами времени. При неудовлетворительной отработке того или иного приема (способа действия) проводятся повторные тренировки до получения положительного результата. При этом процесс слаживания подразделений не должен быть «натаскиванием». Здесь совершенно противопоказаны шаблон, механическое применение освоенных приемов при действиях в новой обстановке и на новой местности.
Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях – упражнение (тренировка). Могут применяться также объяснение, показ, демонстрация. Так, на тактико-строевых занятиях с отделением (расчетом) и взводом обучение проводится путем показа с пояснением и последующей тренировкой солдат и подразделений в целом для их слаживания; на тактико-строевых занятиях роты (батареи) и батальона (дивизиона), как правило, методом последовательных тренировок подразделений.
Количество тактико-строевых занятий для каждого подразделения, их продолжительность и тематика определяются программами боевой подготовки.
Количество и объем учебных вопросов на каждом занятии зависят от темы, учебных целей, степени подготовки личного состава и времени, отводимого на занятие. Обычно на одном занятии продолжительностью 4–6 часов отрабатываются 2–3 учебных вопроса.
Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Тактико-строевые занятия проводятся на местности с выводом боевой техники и вооружения. Отдельные вопросы могут отрабатываться в пешем строю («пеший по-машинному»). Для более эффективного использования моторесурсов и времени целесообразно проводить занятия по замкнутому кругу, а иногда сокращать расстояния между элементами боевого порядка.
Тактико-строевые занятия организуют и проводят непосредственные командиры (со взводом – командир взвода, с ротой (батареей) – командир роты (батареи) и т. д.), а показные и совместные с подразделениями других родов войск – старшие начальники.
Тактическое занятие – основная форма слаживания отделения (расчета), взвода. Сущность его заключается в том, что все учебные вопросы отрабатываются в полном объеме, в комплексе и строгой последовательности, соответствующей развитию боя, в единой тактической обстановке. При необходимости в целях устранения ошибок, допущенных в ходе тактических занятий, отдельные приемы и действия могут отрабатываться так же, как и на тактико-строевых занятиях, т. е. делаются короткие перерывы (выключения из обстановки).
В ходе тактических занятий командиры получают практические навыки в управлении подразделениями и углубляют знания по организации боя.
Основной метод обучения на тактических занятиях – практическая работа. Для проведения тактического занятия подразделения выводятся с положенным вооружением и техникой.
Занятие с расчетом (отделением) организует и проводит командир взвода, со взводом – командир роты (батареи).
Продолжительность тактического занятия определяется программой боевой подготовки и может составлять 3–6 часов с расчетом и 6–8 часов со взводом.
Боевая стрельба в составе отделения, взвода – высшая форма их тактической выучки. При этом условия проведения занятия должны быть максимально приближены к боевым. Главная задача здесь – в обучении личного состава подразделений правильным тактическим действиям и выработке у командиров знаний и умений правильного применения оружия в бою и управления действиями и огнем своих подразделений.
В ходе боевых стрельб личный состав обучается не только ведению огня из штатного оружия, но и сочетанию на практике огня и маневра, осуществлению огневого прикрытия по принципу: солдат прикрывает солдата, отделение – отделение. Таким образом, личный состав в ходе боевых стрельб вырабатывает навыки, обеспечивающие формирование условий достижения успеха в бою.
Руководитель занятия обучает подчиненных ведению огня на максимальные дальности, по малоразмерным и хорошо замаскированным целям. Обучающиеся командиры взводов вырабатывают и совершенствуют умения управлять не только действиями и огнем подчиненных, но и приданных огневых средств.
С пулеметными, гранатометными и противотанковыми отделениями и взводами самостоятельные боевые стрельбы не проводятся. Они привлекаются на боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой с мотострелковыми подразделениями.
С артиллерийскими подразделениями перед тактическими учениями проводится проверочное занятие на допуск к боевой стрельбе.
Это занятие – необходимый шаг для принятия решения на допуск подразделения к тактическим учениям с боевой стрельбой. Оно предназначено для проверки готовности к тактическому учению. Основной метод обучения – практическая работа.
Тема занятия должна быть близкой к теме предстоящего учения. Занятие не предполагает боевой стрельбы. Для его проведения создается комиссия. Проводит его один из заместителей командира, руководителя учения. Все должностные лица в комиссии назначаются из состава руководства учения, посредников и контрольной группы. По результатам проверочного занятия разрабатывается акт на допуск подразделения к тактическому учению c боевой стрельбой. Продолжительность его устанавливает руководитель учения (не более суток).
Тактическое, тактико-специальное учение – высшая и наиболее эффективная форма тактической подготовки частей и подразделений, важнейшее средство повышения их боевой готовности, подготовки к боевым действиям в современном бою. Их основная цель – совершенствование боевого слаживания и полевой выучки войск для умелых и решительных действий при выполнении задач по поражению противника в различных видах боя, проверки боевой готовности.
Сущность тактических учений заключается в том, что в их ходе командиры, штабы и войска продолжительное время практически выполняют свои задачи в общей, непрерывно развивающейся тактической обстановке, по единому замыслу, на разной местности, на большую ее глубину (дальность), непрерывно днем и ночью и в любое время года. Основной метод обучения на тактических учениях – практическая работа обучаемых по выполнению своих функциональных обязанностей. Кроме того, могут применяться объяснение и показ (демонстрация).
Учения проводятся по комплексным темам, предусматривающим отработку боевых задач в нескольких видах общевойскового боя (оборона или наступление). В содержание темы могут включаться также вопросы встречного боя, передвижения подразделений, расположения на месте, отхода и выхода из боя, ведения боя в окружении.
При этом командиры подразделений учатся сами и одновременно обучают подчиненных. Подразделения готовятся к ведению боевых действий в различных условиях, практикуются в умелом использовании вооружения и техники на поле боя. Кроме того, в ходе тактических учений у них формируются высокие морально-боевые и психологические качества, чувство войскового товарищества, повышается физическая выносливость; совершенствуются приемы и способы ведения общевойскового боя; проверяются проекты уставов, наставлений и руководств, новых теоретических положений тактики артиллерийских подразделений; вырабатываются способы боевого применения новых образцов вооружения и техники.
На учение подразделения выводятся в полном составе со штатным вооружением и необходимым количеством боевой техники, обеспечивающим качественную отработку учебных вопросов, и обязательно с подразделениями и средствами усиления и поддержки.
С подразделениями сокращенного состава кадров учения проводятся только в период их развертывания (учебного сбора), при укомплектованности не менее 50%.
С подразделениями связи, специальных войск, тыла проводятся тактико-специальные учения.
Плановые учения организуются и проводятся в соответствии с планом боевой подготовки: с ротой (батареей) – командиром батальона (дивизиона), с батальоном (дивизионом) – командиром полка, что в полной мере отвечает требованию, чтобы каждый начальник учил подчиненных.
Темы тактических учений для рот (батарей) определяет командир части, для батальона (дивизиона) – командир соединения.
В год планируется проведение следующего количества тактических учений: ротных (батарейных) – два, в том числе одно с боевой стрельбой; батальонных (дивизионных) – два, в том числе одно с боевой стрельбой.
Динамика боевых действий в ночных условиях должна составлять 30% от общего времени.
Продолжительность учения определяется программами боевой подготовки.
Источник
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка — один из важнейших предметов боевой подготовки.
Она включает в себя: изучение теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск (сил) и вероятного противника; обучение личного состава умелому применению оружия, военной техники в сложной обстановке на разнообразной местности днем и ночью; воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств и другие вопросы.
Бой — это основная форма тактических действий войск. Под ним понимают согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей (кораблей), подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, овладения важными районами (рубежами) или удержания их и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.
Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским . Основные черты современного боя (наряду с маневренностью и динамичностью) — быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность развития боя по фронту и в глубину, разнообразие способов ведения, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.
Основные виды боя — наступательный и оборонительный.
Наступательный бой имеет решающее значение для достижения победы. Его применяют в целях разгрома противника и овладения важным районом. Успеха в наступательном бою достигают огневым поражением противника, решительной атакой, уничтожением (пленением) живой силы, захватом оружия, военной техники и территории противника, стремительным развитием продвижения войск.
Оборонительный бой применяют с целью сорвать или отразить наступление противника путем нанесения ему значительных потерь, удержать важные районы и создать условия для перехода в наступление.
В бою военнослужащий обязан проявлять стойкость, инициативу, дисциплинированность, выдержку, решительность и упорство. Он должен действовать активно и внезапно, смело и дерзко, умело владеть личным оружием. Большое значение имеют находчивость и взаимная выручка.
Тактическая подготовка входит в число основ деятельности военнослужащих. С ее помощью обеспечивается наиболее полное комплексное обучение на поле сражения. Солдаты и офицеры учатся умело и слаженно действовать в условиях, которые максимально приближены к боевым. Об этом далее немного поподробнее.
В изучении основ, по которым проводится общевойсковой бой. Также в доведении до личного состава требований соответствующих уставов, касающихся действий подразделений, принимающих участие во всех без исключения видах сражений.
В приобретении навыков о том, как в условиях боевой обстановки применять индивидуальное и групповое оружие, а также военную технику.
В обучении тому, как находиться в полной соответствующей готовности и проводить умелые действия по предназначению. Также в ведении боя в условиях резко меняющейся и сложной обстановки. К примеру, как переходить от одного типа боя к иному, когда применяется обычное, в том числе высокоточное и ядерное, оружие.
В совершенствовании умений и навыков командиров, которые применяются в тех условиях, когда нужно организовать и обеспечить военные действия, а также непрерывно управлять в сражении подразделениями и огнем.
В формировании у личного состава качеств, которые демонстрируют сознательную соответствующую дисциплину. К примеру таких, как высокие морально-боевые, психологические и физические качества.
Тактическая подготовка подразумевает различные виды занятий — только так можно успешно решить перечисленные задачи. Это очень важно. Военнослужащие должны заниматься самостоятельной подготовкой, строевыми занятиями, боевыми стрельбами, соответствующими учениями, а также посещать семинары и лекции, где преподаются основы тактической подготовки. Это очевидный факт. Тематика проведения указанных лекций и семинаров, а также самостоятельная подготовка в основном касаются изложенных выше целей. Непосредственно занятия по тактической подготовке разделены на несколько видов.
Данное обучение является первой и необходимой ступенью для осуществления слаженной работы подразделений. Его суть очень важна и заключается в отработке с подразделениями и личным составом тактических и строевых приемов, способов действий в разных видах боя. Изначально в медленном темпе по элементам, затем — в пределах времени, установленного нормативами, наличие которых подразумевает тактическая подготовка. Если отработка способа действия, то есть определенного приема, будет неудовлетворительной, то это чревато повторными тренировками, вплоть до того момента, пока не будет получен положительный результат. Одновременно данный процесс, с помощью которого работа подразделений должна стать более слаженной, не должен выглядеть «натаскиванием». В данном случае нельзя мыслить шаблонно и механически применять освоенные приемы в то время, когда проводится тактическая подготовка военнослужащих на новой местности и в новой обстановке. Это надо учесть. Тактико-строевые занятия подразумевают наличие основного вида обучения, которое представляет собой упражнение (тренировку). Можно также это объяснять, показывать, демонстрировать.
Тактико-строевыми занятиями со взводом или отделением предусматривается обучение путем показа, где допустимы пояснения и последующая тренировка подразделений и солдат в целом. Это осуществляется для слаженности их действий в будущем. Тактико-строевые занятия роты и батальона — это, как правило, последовательные тренировки подразделений. Данный способ обучения также важно применять. В целом тактико-строевые занятия подразумевают создание для отработки отдельного учебного вопроса соответствующей обстановки. Проведение данного обучения происходит с выводом вооружения и боевой техники на местности. Решение отдельных вопросов может происходить в пешем строю. Для того чтобы более эффективно использовались моторесурсы и время, целесообразно осуществлять занятия по замкнутому кругу, иногда даже стоит сократить расстояние между всеми элементами боевого порядка. Организация тактико-строевых занятий и их проведение поручаются непосредственным командирам взвода, роты или батареи, а показных и совместных с подразделениями иных родов войск – старшим начальникам. То есть все зависит от масштаба обучения и определенной ответственности.
Источник