Вопрос 10. Основные подходы к структуризации общественного мнения. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты общественного мнения.
Исходя из того, что общественное мнение – система, то следует рассмотреть его структуру, его содержательные и сущностные начала. Сущностная структура включает три компонента – рациональный, эмоциональный и волевой.
Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент – это знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта. Эмоциональныйкомпонент тесно связан с рациональным. Это настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка.
Третьей составляющей будетволевой компонент, т.е. определенные действия субъектов общественного мнения. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная состовляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.
Если же рассматривать внутреннюю структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Это принято называть динамической структурой общественного мнения. Внутри этой структуры выделяют несколько стадий:
— зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение;
— формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы;
— функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Позиции большинства четко очерчены;
— спад: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес;
— отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет».
Вопрос 11. Социальные оценки как базовый элемент структуры общественного мнения. Влияние ценностных ориентаций, установок и стереотипов на общественное мнение.
Общественное мнение — отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни, оно выражается в совокупности суждений и оценок.
Социальная оценка — одобрение или неодобрение, которые проявляют группа, организация или общество по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявленных к ним требований. Любое событие или явление, рассматривается человеком, прежде всего, с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. оценивается. Поэтому общественное мнение можно характеризовать как групповое оценочное суждение. По своему характеру или направленности социальные оценки могут быть положительными (одобряющими), отрицательными (осуждающими), нейтральными и иметь разную степень интенсивности. Социальные оценки различных явлений имеют разную степень рациональности. Например, оценочная деятельность подкрепляется эмоциями: радостью, враждебностью и т.д. Однако с течением времени эмоции ослабевают, и отношение к явлению, событию начинает реализовываться посредством сформировавшегося в обществе социального стереотипа.
Что влияет на формирование оценки?
-степень заинтересованности членами общества в данной проблеме;
-уровень информированности населения по той или иной проблеме (влияет на компетентность людей в той или иной проблеме);
-деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения.
Но самое сильное влияние оказывают:
Социальная установка — ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка включает три аспекта:
— когнитивный — осознание объекта;
— аффективный — эмоциональная оценка объекта;
— поведенческий — последовательное поведение по отношению к объекту.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
Структура общественного мнения
Наличие в массовом сознании рациональных, эмоциональных, иррациональных, бессознательных компонентов обусловливает многоуровневую структуру общественного мнения, где все взаимосвязано.
Рациональный уровень– это интеллектуальный компонент общественного мнения, включающий понятия, определенный объем знаний, ценностные ориентации, оценочные суждения, нормы, предпочтения и т.п. Однако здесь не решают специальных познавательных (научных) задач, которые отодвигаются на задний план. Это дело науки. Рациональный уровень общественного мнения связан с ценностно-оценочным отношением к его объекту, ограничивающим познавательные возможности.
Эмоциональный уровень– это образно-чувственный компонент, включающий вкусы, пристрастные переживания, настроения, верования, традиции, мифы и т. п.
Поведенческий уровень– это проявление занятой позиции, включающей волевые побуждения воздействия общественного мнения на социальные процессы для достижения целей его носителей.
Сегодня на фоне становления рыночных отношений роль общественного мнения как стимула социальной активности постоянно возрастает: формируется новый народ со свойственным ему репертуаром действия для выражения и защиты своих интересов. Он хорошо ощущает, что делает жизнь человека несносной; знает, как выходить на улицы и «брать за горло» властно-управленческие структуры. Пассивность и послушание рассматриваются как путь, ведущий к бессилию, приспособленчеству, которые обусловливают потерю инициативы в отстаивании своих прав. Люди стали понимать, что условия существования не являются ни неизбежными, ни низменными и что общими усилиями можно действительно поменять свое положение, социальный порядок, структуры и институты. Происходит пробуждение массового сознания и формирования навыков борьбы за групповые интересы, использование общественного мнения для достижения своих целей. При этом амплитуда поведенческой компоненты находится в рамках: от обращения к средствам массовой информации до проведения акции протеста и неповиновения.
Рассмотренные уровни общественного мнения заключают в себе механизмы превращения массового сознания из духовно-оценочного в духовно-практическое образование, выступающее в качестве реальной благоприятной (неблагоприятной) силы общественной жизнедеятельности в той мере, в какой оно мобилизовано (демобилизовано). При этом его оценочная и практическая стороны могут не совпадать и расходиться: понимаю лучшее, следую худшему.
Потребность сотрудничества и социального партнерства между организациями и их общественностью обусловливает необходимость ориентации на общественное мнение при поддержке или изменении поведения целевых аудиторий в конкретных ситуациях.
Деятельность специалистов по связям с общественностью направлена на его организацию на основе знания закономерностей функционирования, механизмов формирования и методик изучения.
1. Учет уровней общественного мнения:
· уровень ценностного отношения и массовой оценки объекта общественного мнения: факты, ситуация, события, процессы, имеющие социальную значимость;
· уровень эмоциональных отношений, имеющих стихийный, бессознательный, колебательный характер, порождающий домыслы, слухи и т. п.;
· уровень массового поведения, в котором сливаются настроения и действия и часто не наблюдается однозначной связи между мнениями и реальным поведением людей, деятельностью средств массовой информации, официальной позицией властно-управленческих структур и поведением целевых аудиторий.
2. Учет этапов формирования общественного мнения:
· возникновение чувств, настроений и представлений;
· столкновение различных мнений;
· кристаллизация доминирующего мнения;
· распространение «типизированного» мнения в определенном социальном ареале;
· воздействие общественного мнения на поведение людей, органы управления;
· угасание (колебательная динамика).
3. Учет механизмов формирования общественного мнения:
· спонтанно-непосредственных в процессе повседневной жизнедеятельности людей: образ жизни, индивидуальная и массовая культура, традиции и обычаи, личный опыт, идентификация групповых интересов, интерпретация информации и т. п.;
· целенаправленных организационно-информационных в процессе «делания мнений»: пропаганда, реклама, PR, СМИ, наука и т. п.
Изучение общественного мнения в интересах организации преследует цели:
· контроля за функционированием;
· разработки технологий целенаправленного воздействия.
Организация общественного мнения обусловливает необходимость постоянного слежения за его развитием. При этом фиксируются следующие моменты:
· направленность (знак «+» или «–»);
· интенсивность (слабая или сильная);
· степень интереса к явлению;
· каналы формирования и выражения;
· условия формирования и функционирования;
Слежение за динамикой общественного мнения во времени и пространстве предусматривает процедуры:
· мониторинга:периодического снятия информации о сдвигах в общественном настроении и мнении (кто двигается, в каком направлении, с какой скоростью);
· зондажа: разведывания, предварительного изучения возможного реагирования общественности с целью определения шансов на успех, коррекции действий.
При изучении общественного мнения необходимо учитывать его
характерные признаки:
1.Направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней. В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопросы анкеты. Также это могут быть ответы «положительно – отрицательно – безразлично», «за – против – не определился», «за – против – при условии».
2.Интенсивность мнения, которая является показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа «полностью согласен – согласен – мне все равно – не согласен – абсолютно не согласен».
3.Стабильность мнения, которая показывает длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем в двух разведенных во времени исследований.
4.Информационная насыщенность,которая показывает, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. На опыте подтверждено, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают более четкое мнение о ней. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое представление, поступают более предсказуемо.
5.Социальная поддержка,которая свидетельствует об уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу данной проблемы. Основные задачи специалистов по СО при работе с общественным мнением: изучить направленность общественного мнения, его интенсивность, направить общественное мнение в нужное направление.
Отслеживание состояния общественного мнения и направленности должно постоянно находиться в поле зрения специалистов по PR, так как общественное мнение меняется и на него можно повлиять. В большинстве случаев можно пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования.
Но вместе с тем каждый специалист должен хорошо разбираться в технологии изучения общественного мнения. Знание основ проведения опросов населения, аналитического изучения настроения людей, умение интерпретировать разного рода статистические данные крайне необходимы не только для самостоятельной работы, но и для критического подхода к информации социологического содержания.
Чрезвычайно важно иметь представление о том, почему и как именно люди общаются между собой, откуда берется и как формируется общественное мнение, как образуются те или иные группы общественности. Знание общих вопросов социально-психологической теории позволяет понять, как лучше воздействовать на общественное мнение; выяснить, почему люди поступают именно так, а не иначе. Но между общественным мнением и знаниями людей существует огромная разница. Информированность граждан не всегда определяет их мнение и линию поведения. Необходимо отмечать моменты, когда «знания» перерастают в «понимание», а также выяснить причины, по которым группы с противоположными идейными взглядами (знаниями) достигают понимания общности цели и необходимости принятия коалиционного решения.
Одним из основных методов изучения общества, которым и ныне пользуются социальные науки, является наблюдение. Оно позволяет углублять свои теоретические познания, понимание закономерностей поведения людей. Можно выделить три наиболее используемых метода в PR-технологиях:
Социологические исследования– их задача выяснить установки и мнения людей по поводу определенных объектов. Социологические исследования позволяют по картине общественного мнения о данной деятельности получить представление о самой деятельности. Вместе с тем публикация результатов исследования может быть использована как средство «давления» на общественность с целью консолидации людей вокруг «преобладающей» точки зрения и направления массового поведения в желательном для социального заказчика русле.
Коммуникационный аудит– его задача осмысление согласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организации и целевыми группами общественности. Руководители могут иметь некоторые предположения относительно правильности своих методов работы, используемых средств массовой информации, информационных материалов, посланий, тогда как общественность, на которую все это рассчитано, может подтвердить или опровергнуть данные предположения.
Неформальные исследования– к ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов, т. е. методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.
Каждый из этих типов имеет свои особенности, преимущества и недостатки, о которых нужно знать и которыми нужно уметь пользоваться современным специалистам по связям с общественностью.
Источник