Социальная организация, ее признаки и типы
В социологии под социальной организацией подразумевается группа людей, созданная для достижения определенной цели и выполняющая определенную общественную функцию. Поэтому организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы достичь индивидуально, поодиночке. Следовательно, цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь группа людей, работающая вместе и составляющая данную организацию.
Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и деятельности для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.
Под неформальной организацией обычно понимается система межличностных связей, возникающих вследствие взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и др.). Именно такие организации чаще всего исследует социальная психология, хотя она интересуется и формальными организациями. Социология же, в отличие от социальной психологии, приоритетное внимание уделяет именно социальным организациям формального типа.
Такие организации имеют следующие особенности:
1. Наличие определенной цели (целей) действия данной организации.
2. Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях.
3. Конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения.
4. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми, занимающими определенные статусы и выполняющими определенные роли в данной организации.
5. Формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения и отношений между членами данной организации.
Суть основных ожиданий и требований к организации, предъявляемых индивидом: 1) интересное содержание, высокий смысл и значимость работы; 2) престижность и статусность работы; 3) степень независимости и подчиненности на работе; 4) степень ответственности и риска; 5) степень безопасности и комфортности рабочего места; 6) уровень заработной платы и других материальных вознаграждений (премий, льгот и т.п.); 7) уровень социальной защиты и других социальных благ, предоставляемых организацией; 8) возможности самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации; 9) обеспечение организацией условий для саморазвития индивида как личности.
Организация для успешности своей деятельности предъявляет к индивиду набор следующих требований: 1) наличие определенных знаний и квалификации; 2) активная и эффективная деятельность, направленная на достижение цели, стоящей перед организацией; 3) наличие определенных личных и моральных качеств; 4) способность налаживать, поддерживать и развивать хорошие отношения и взаимодействия с коллегами по работе; 5) способность и готовность разделять ценности и нормы, которыми руководствуется организация; 6) требования, сформулированные безотносительно к личностным особенностям индивида, т.е. безличностные (сборочный цех предприятия, например, предъявляет требования к работникам, независимо от особенностей личности каждого из них); 7) требования к индивидам как представителям определенной профессионально-квалификационной группы — к инженерам, конструкторам, бухгалтерам и т.д.; 8) требования к работникам развивать в себе лояльность к организации.
1) рациональна, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, сознательного движения к определенной цели;
2) безлична, т.е. безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между рядовыми и офицерами в армии; между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе);
3) предусматривает и регулирует только служебные отношения;
4) подчинена в своей деятельности и в коммуникациях, взаимодействиях своих членов функциональным целям;
5) обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.
Одним из широко распространенных типов организаций являются добровольные ассоциации, например ассоциация предпринимателей, социологическая ассоциация, ассоциация адвокатов и др. Для добровольной ассоциации характерны следующие черты:
1) она организуется для защиты и выражения общих интересов ее членов;
2) членство в ней является добровольным, оно не предусматривает предъявления определенных требований к людям (что неукоснительно соблюдается, например, при призыве на военную службу), и его не присваивают от рождения (как, например, гражданство);
3) она не связана в своей деятельности с местными или государственными органами власти.
Второй тип социальных организаций составляют производственно-хозяйственные объединения, т.е. организации, специализирующиеся на производстве товаров и услуг, – заводы, фабрики, сельскохозяйственные кооперативы, торговые фирмы, комбинаты бытового обслуживания и т.д.
Третий тип организаций образуют кредитно-финансовые организации –банки, страховые компании и др.
Четвертый тип организаций включает в себя научно-исследовательские и учебные заведения, ставящие своей целью производство и распространение новых научных знаний, их реализацию, обучение подрастающих поколений, – исследовательские институты, техникумы, вузы, школы и т.п.
Пятый тип организаций составляют учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, нацеленные на охрану и укрепление здоровья людей, рекреацию (восстановление) сил человека, израсходованных в процессе труда.
Шестой тип организаций составляют учреждения культуры и досугового обслуживания населения – театры, музеи, библиотеки, филармонии, кинотеатры и т.п.
Седьмой тип организаций включает в себя учреждения правоохранительных органов –суды, прокуратуру, милицию (полицию), органы государственной безопасности и др.
Восьмой тип составляют административно-управленческие организации, к которым относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней (от республиканского до областных и районных), органы местного самоуправления.
В процессе перехода к государственно-регулируемой рыночной системе хозяйствования возникают несколько новых типов организаций. Наиболее распространенными из них являются арендные предприятия. Они создаются путем передачи государственного предприятия в аренду на основе договора между государственными органами и сообществом арендаторов. Организационная структура управления такими организациями строится с учетом полного хозрасчета и самоуправленческих начал в экономической деятельности, а сфера централизованного управления резко сужается.
Достаточно широкое распространение получают совместные предприятия, которые создаются на основе вложения капитала отечественных и зарубежных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность, управление организацией и распределение прибыли.
Наряду с этими организациями в обществе, осуществляющем переход к рыночной экономике, создаются акционерные общества. Это – специфическая форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. Существуют открытые акционерные общества, где акции свободно продаются и покупаются, и закрытые, в которых акции распространяются только среди основателей. Управление такой организаций осуществляет правление, избранное общим собранием акционеров и регулирующее все виды деятельности (инвестиции, производство, распределение прибыли) в соответствии с общими принципами и направлениями, определяемыми таким собранием.
В процессе рыночных преобразований в странах с переходной экономикой возникают холдинговые компании – специфические организации, создаваемые с целью приобретения и последующего владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом выпускаемых промышленными фирмами. В данном случае из обширного набора управленческих функций приоритетное значение приобретает функция контроля, поскольку именно она обеспечивает регулирующее воздействие на все предприятия, фирмы и т.п., предоставившие ценные бумаги в распоряжение холдинговой компании.
Арендные предприятия, совместные предприятия, акционерные общества и холдинговые компании представляют собой специфические разновидности производственно-хозяйственных организаций.
Источник
Социальная организация общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «организация»
В обыденном мире понятие «организация» используется для того, чтобы обозначить установленный порядок, а также то, каким образом реализуется какая-либо конкретная деятельность с обозначенной заранее целью. В организации действующими лицами всегда являются люди, для которых в приоритете – достижение поставленных задач, выполнение целей, которые будут нести пользу не только организации, но и каждой отдельной личности, которая принимает участие в совместной деятельности.
Организация людей в группе – это, прежде всего, установление между ними иерархической связи (субординации), так как в любой организации есть те, кто обладает большими полномочиями, привилегиями и, соответственно, властью, и те, кто подчиняется им, выполняет их указания и может также продвигаться по службе, если будет исполнять все поручения в соответствии с обязанностями, которые предписаны в трудовом договоре.
Социальная организация как отдельное образование всегда соответствует некоторым критериям, в которых отражены и принципы работы социальной организации. Так, к критериям социальной организации относятся следующие:
- Наличие сознательно поставленной общей цели, которая должна быть в приоритете для всех членов социальной группы. На достижение данной цели преимущественно направлена вся деятельность организации, которая будет определять успех и эффективность работы всех сотрудников и членов организации;
- Наличие статусно-ролевой иерархии, которая отражена в распределении индивидов в организации «по вертикали». Так, у кого-то более высокий и престижный статус, соответственно человек или группа лиц обладают большими полномочиями и ответственность. Те, кто имеет статус ниже, выполняют свои обязанности, и имеют шансы овладеть более высоким статусом в группе;
- Наличие институционализированных норм и требований. Им обязан соответствовать каждый индивид, который является членом организации и стремится к тому, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице, овладеть большими привилегиями и, соответственно, властью;
- Наличие функциональной специализации – каждый индивид или группа в организации обладает своими обязанностями и правами. Обязанности прописаны в трудовом договоре, и они определяют специфику функциональности членов группы. Если они успешно выполняют свои функции, то они получают повышение, более высокую заработную плату и иные привилегии.
Готовые работы на аналогичную тему
Уровни социальной организации
Социальная организация в обществе – это многоуровневый феномен. Поскольку она обладает особой структурой, то следует акцентировать внимание на характеристике каждого уровня, выявить общее и отличное. Исследователи в течение многих лет пытались вывести единую систему уровней социальной организации, и, в конечном итоге сейчас структура выглядит следующим образом.
Во-первых, выделяется начальный уровень – так называемая нуклеарная семья. Она характеризуется тем, что члены группы проживают все вместе, ведут совместную деятельность (хозяйство), а также постоянно воспроизводятся. В состав такой нуклеарной семьи входят один взрослый мужчина и одна взрослая женщина. Между ними существуют отношения – социально санкционированные и половые. Также в нуклеарную семью входят несовершеннолетние дети, которые родились при совместном проживании мужчины и женщины. Также сюда относятся усыновленные члены семьи. Нуклеарная семья является наиболее распространенным типом социальной организации, которая существует в обществе.
Следующие уровень – это сложная семья. Она представлена сразу двумя основными типами:
- Полигамная семья – состоит сразу из нескольких нуклеарных семей, которые объединены одним общим супругом;
- Разветвленная семья – представляет собой сразу несколько нуклеарных семей, которые связаны друг с другом отношениями кровного родства.
Третий уровень социальной организации общества – это группы, которые объединены не только кровным родством, но и правом наследования. В отличие от семьи, такие группы не проживают вместе, не имеют общего хозяйства. Они не преследуют единых целей, но при этом при определенных обстоятельствах будут вести общую деятельность ради достижения возникшей у них цели.
Четвертый и последний уровень социальной организации в обществе – это наиболее многочисленные социальные группы, которые основаны на социальной стратификации. Такие группы – преимущественно организации, объединения, фирмы и корпорации. Руководитель распоряжается общим бюджетом, каждый член обязан подписывать договор и исполнять обязанности. За деятельность они несут ответственность перед руководством, а также перед государством и обществом (в зависимости от того, какие цели преследуют данные социальные организации).
Организации обладает особыми отличительными признаками. Во-первых, это комплексность – она отражает степень дифференциации в рамках организации. Дифференциация включает в себя уровни специализации участников организации, число уровней в иерархии, а также степень распределения подразделений организации и всей совокупности функций и обязательств, которые выполняют участники объединения.
Во-вторых, формализация – в данном случае в рамках организации заранее определяются и разрабатываются процедуры и правила поведения, определяются нормы и законы, которым обязаны следовать все участники организации в зависимости от того, на каком уровне иерархии они находятся.
В-третьих, соотношение централизации и децентрализации. Оно определяется характером принятия решений и их спецификой. Это значит, что в зависимости от того, на каких уровнях разрабатываются и принимаются решения, будет развиваться организация и ее деятельность в обществе. таким образом, социальная организация обладает особым социальным группированием, структурой социальных отношений, а также теми мотивирующими ориентациями, которые объединяют членов организации и руководят их поведением на всех уровнях организации.
Источник