Основные способы социального прогнозирования экстраполяция моделирование экспертиза
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 278 537
- КНИГИ 658 104
- СЕРИИ 25 237
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 407
МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Допущено Министерством образования,
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся s по специальности 350500 Социальная работа
издание третье, переработанное и дополненное
Издательство Московской гуманитарно-социальной академии Издательство «Флинта»
Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор,
заместитель ректора Московской гуманитарно-социальной
академии, член Экспертного Научного Совета при Комитете
Государственной Думы по труду и социальной политике
В. Ф. Левичева, доктор философских наук, профессор
Б. Ф. Усмапов, доктор социологических наук, профессор
Л 84 Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.
Учебное пособие проф. В. А. Лукова содержит систематическое изложение теоретических принципов и технологии разработки социального проекта, оценки его жизнеспособности и организационных основ его реализации Автор развивает оригинальную теорию социального проектирования на основе выдвинутого им тезаурусного подхода.
Для студентов вузов по специальности «Социальная работа», а также аспирантов, преподавателей факультетов социальной работы, социологии, менеджмента вузов, специалистов социальной сферы, практиков в области социального проектирования.
© Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2003
Социальное проектирование – вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование – не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу – утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).
Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере – явление последней трети XX столетия. Впрочем, уже в начале ушедшего века отмечался взрыв проектных разработок, особенно мощный в инженерном деле. Конструирование вещей, машин, коммуникаций велось на основе технологии проектирования. В 20-е годы идея проекта просто витает в воздухе, захватывает самые разные сферы деятельности. Например, одним из модных веяний в педагогике того времени было использование метода проектов, разработка которого на базе теоретических идей американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи принадлежала Уильяму Херду Килпатрику и другим экспериментаторам в сфере образования.
В те же годы приобретает зримые формы и социальное проектирование. За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микросоциальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.
Изменения в системе власти, социально-экономическом планировании в нашей стране начиная с 30-х годов на долгое время ограничили возможности для применения проектных идей в социальной сфере, хотя было бы неверно говорить об их отсутствии или исключении из практики деятельности государственных органов и общественных структур. Просто развитие социального проектирования в СССР, в других бывших социалистических странах пошло в русле, которое не совпадало с социально-проектной деятельностью в странах с рыночной экономикой, где в послевоенный период этот способ осмысления и организации практических сторон общественной жизни все активнее проникал за пределы коммерческой деятельности, захватывая социальную и культурную сферы, а в 90-е годы утверждаясь здесь как одна из основ менеджмента.
Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента. Поэтому социальное проектирование, как и его разновидность – социокультурное проектирование (а для нас это равнозначные понятия), оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.
Междисциплинарный характер социального проектирования как системы теоретических положений сочетается с многообразием практики разработки и реализации социальных проектов. Эта практика утвердилась и на уровне собственников и распорядителей огромных по масштабам ресурсов (государство, межправительственные организации, крупный капитал, транснациональные корпорации и т. д.), и на уровне владельцев ресурсов, ограниченных личными возможностями и возможностями ближайшего родственного и дружеского круга. Это обстоятельство следует особо отметить. Оно позволяет каждому человеку, каждому небольшому сообществу людей и крупным организациям относиться к социальному проектированию как к делу, в котором можно проявить себя. Нужны только решимость действовать и определенные знания, умения и навыки в этой сфере, вполне доступные для освоения в том или ином объеме практически каждому.
Подготовка специалиста по социальной работе предусматривает изучение курса прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе. Его программа утверждена на основе нашего авторского проекта, но в разных вузах преподается он по-разному – в зависимости от сложившихся подходов к тому, что составляет главное в таком курсе. Распространен взгляд, что в рамках курса надо сосредоточить внимание на усвоении определенной системы понятий или определенного набора технологических приемов прогнозирования и моделирования. Он нашел отражение и в некоторых учебных пособиях по социальному проектированию. Наш опыт преподавания этого курса в Московской гуманитарно-социальной академии дает основание с уверенностью утверждать, что в основе курса должно стоять обучение практическим навыкам социального проектирования, которые дополняются отдельными – опять-таки практически доступными квалифицированному социальному работнику – технологиями прогностики, диагностики, моделирования социальных процессов и объектов. Почему так?
Среди предметов, изучаемых будущим специалистом по социальной работе, пока еще мало тех, которые готовят его к специфическим сторонам профессии как деятельности в реальных социальных условиях. Данный курс обладает тем преимуществом перед многими другими учебными предметами, что может поставить в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулировать интерес к теории. Мы много раз убеждались, что студенты, разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести активную дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал курса в памяти даже годы спустя.
Источник
Методы социального прогнозирования
Существуют три основных специфических способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.
Классификация прогнозирования на экстраполяцию, моделирование и экспертизу является достаточно условной, поскольку прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогнозов также используются методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.
1. Метод экстраполяции.
Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция — это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.
Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что следующим числом будет 25, поскольку начало ряда составляют квадраты чисел 1, 2, 3, 4. Мы экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.
Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности населения, его половозрастной и семейной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.
С помощью компьютерных программ (Exсel и др.) можно пост-
роить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.
Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.
Моделирование — это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) — вещественных или мысленных.
Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.
Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определенности параметров, подлежащих изучению.
Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело общесистемный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.
Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».
Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяжении его разработки и осуществления.
На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта.
Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется.
Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны.
При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза.
Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией.
Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.
Если исходить из существа разработанных этими авторами концепций, то управление предстает как социальный процесс сознательного, на достоверном знании основанного систематического воздействия субъекта управления (управляемой подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля необходимых для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие социальной системы (организации), достижение его поставленной цели
Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами:
1. Принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.
2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.
3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития организации. Вся деятельность организации должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны.
4. Принцип найма руководителя. В соответствии с данным требованием решается вопрос назначать или выбирать руководителя. Это определяется содержанием деятельности, целей и задач руководителя.
5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.
6. Принцип многовариантности управленческих решений. Данный принцип диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.
7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде.
Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к неблагоприятным.
8. Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливаться к изменениям внутренней среды организации (фирмы) и внешней среды – потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка, к научно техническим изменениям.
9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизацизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.
10. Принцип единства руководства. Сущность данного принципа можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций преследующих одну и ту же цель. Знаменитый французский специалист в области теории управления Анри Файоль отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник