Дефекты шпоночных соединений и способы ремонта:
172. Смятие или срез шпонки:
-Заменить шпонку новой, имеющей припуск 0,1-0,2 мм для последующей пригонки по пазу вала.
173. Смятие или износ шпоночного паза вала:
-Обработать паз под шпонку следующего стандартного размера и установить ступенчатую шпонку (при установке обычной шпонки расширяют также паз ступицы).
-Заварить старый паз и изготовить новый под углом 90- 120° к старому.
-Наплавить изношенный паз и обработать заново (данный способ применим только для неответственных соединений).
174. Смятие или износ шпоночного паза ступицы:
-При данной поломке следует обработать паз под шпонку следующего стандартного размера на долбежном станке или вручную. В последнем случае сначала опиливают дно паза (параллельно оси ступицы или с уклоном 1 : 100 под клиновую шпонку), а затем уже боковые стороны с обеспечением их симметричности относительно диаметральной плоскости.
Общие технические условия по ремонту поршневых компрессоров
175. 3.2.3. При среднем ремонте проводятся следующие проверки:
сцепления рамы с фундаментом;
наличия трещин визуально, а при необходимости — одним из методов дефектоскопии;
затяжки ответственных болтов и шпилек рамы;
затяжки фундаментных болтов, а при их ослаблении — проверка положения рамы по уровню;
состояния поверхностей скольжения направляющих крейцкопфов.
При капитальном ремонте выполняются работы среднего ремонта и проверяется:
перпендикулярность осей расточек направляющих к оси вала горизонтальных и оппозитных компрессоров;
параллельность осей рам двухрядных горизонтальных компрессоров;
выработка крейцкопфных направляющих;
проверка положения рамы по уровню.
176. 3.2.5. Проверка горизонтальности рам горизонтальных компрессоров производится уровнем с ценой деления:
-не более 0,1 мм на 1 м, который устанавливают на поверочную линейку, уложенную на нижнюю параллель, на горизонтальные поверхности около постелей коренных подшипников или на скалку длиной 500 мм, уложенную на расточке подшипников рамы.
В случае, когда параллели вследствие выработки не могут быть приняты за базу, горизонтальность фундаментной рамы в продольном направлении проверяют по плоскости стыка с цилиндром при помощи углового уровня.
Каждый замер производить дважды с поворачиванием уровня на 180°.
Горизонтальность рам вертикальных, прямоугольных, V- и W-образных компрессоров проверяют уровнями, устанавливаемыми на поверочную линейку, уложенную на верхние обрабатываемые поверхности рамы.
Проверку фундаментной рамы на отсутствие прогиба производят с помощью уровней или щупа и поверочной линейки длиной не менее 1 м, устанавливаемой на верхние обрабатываемые поверхности рамы при затянутых анкерных болтах.
При подтяжке ослабленных анкерных болтов следует обращать особое внимание на возможную деформацию рамы или изменение ее положения. При этом прогиб в продольном и поперечном направлениях не должен превышать для горизонтальных баз и прямоугольных компрессоров 0,1 мм, а для оппозитных и V-образных компрессоров 0,05 мм на метр длины.
177. 3.2.6. Направляющие (параллели) крейцкопфной части рамы подлежат исправлению при наличии неравномерной выработки:
-превышающей 0,30 мм.
Неравномерность выработки направляющих (параллелей) определяется как разность диаметров, замеренных микрометрическим штихмасом в трех поясах, перпендикулярных продольной оси крейцкопфной части рамы: посредине в 20-30 мм с каждого конца направляющих. В каждом поясе производится три замера: посредине и в 10-20 мм от краев параллелей
Исправление формы и поверхности нижней направляющей выполняют шабровкой по контрольной скалке, которая изготавливается из пустотелой чугунной болванки диаметром 75-100 мм. Она должна быть длиннее направляющей на 50 мм, овальность и конусность не более 0,03 мм и со шлифованной поверхностью. Скалку, покрытую тонким слоем краски, опускают на чистую нижнюю направляющую и прокатывают по ее поверхности. Места, покрытые краской, шабрят или снимают слой металла шлифовальной машинкой с учетом замеров, произведенных штихмасом. Подгонка выполняется до тех пор, пока поверхность нижней направляющей не будет равномерно покрыта пятнами краски — 6 пятен на квадрате 25х25 мм, а шероховатость поверхности будет не ниже Ra 1,25
178. 3.2.7. При срыве более 10% резьбы в отверстиях для шпилек рамы резьба должна быть:
-нарезана на ближайший больший размер. При срыве у шпильки более 10% резьбы она должна быть заменена новой.
• Допускаемые величины отклонений при установке рамы
179. 3.2.11. Выверка установленных на фундаменте рам проводится с применением:
1) инвентарных клиновых-винтовых* домкратов, защищаемых местной опалубкой от соприкосновения их с бетоном, либо регулирующих встроенных винтов (рис.3.2 а, б);
2) стальных плоских или клиновых подкладок, остающихся в бетонной подливке
3.2. Способы установки рам для выверки на фундаменте
Способы установки рам для выверки на фундаменте
а) на домкратах; б) на регулирующих винтах; в) на клиньях; г) на плоских подкладках
Размеры подкладок под раму
Масса компрессора, т | Размеры клиновых подкладок, мм | Разность толщины на длине подкладки (клин), мм | Размеры плоских подкладок под клиновой парой и без нее, мм |
До 1 | 80х120 | 8 | 90х130 |
1-3 | 90х150 | 9 | 100х160 |
Более 3 | 100х170 | 10 | 110х180 |
Плоские подкладки под клиновыми парами должны иметь толщину:
— в пределах 20-30 мм.
В одном пакете должно быть не более 5 подкладок (включая клиновые).
Подкладки под компрессорный агрегат должны быть установлены с двух сторон каждого колодца под анкерный болт возможно ближе к болту, но не перекрывать колодцев.
В местах опирания регулировочных винтов на фундамент необходимо уложить плоские подкладки толщиной 12 мм, которые должны лежать на фундаменте без качки.
Общая высота подкладок должна обеспечить зазор для подливки между рамой и фундаментной плитой в пределах 50-60 мм.
По окончании выверки рам подкладки в пакетах соединить между собой электросваркой прихватками.
180. 3.2.14. При выверке рамы однорядного компрессора или базовой рамы двухрядного компрессора необходимо обеспечить:
1) зазор между поверхностью фундамента и подошвой в пределах 50-60 мм;
2) выполнение пунктов 1, 4 и 5 табл. 3.4;
3) равномерное распределение веса рамы на все пакеты подкладок.
. 3.4. Схема электроакустической проверки центровки горизонтального компрессора при помощи
Схема электроакустической проверки центровки горизонтального компрессора при помощи натянутой струны
1 — подставка; 2 — груз; 3 — струна; 4 — рама; 5 — штихмас с надставкой; 6 — наушники; 7 — батарея карманного фонаря; 8 — движения штихмаса при замерах
181. 3.2.15. После выверки и закрепления на фундаменте базовой рамы двухрядного компрессора устанавливается и выверяется вторая рама, для которой необходимо обеспечить:
1) выполнение требований предыдущего пункта;
2) выполнение пунктов 2, 3 и 6 табл.3.4;
3) проектное расстояние между рамами;
4) соосность расточек в рамах под коренные подшипники.
182. 3.2.18. Для проверки взаимного положения рам с помощью струн используют:
— стальную калиброванную струну диаметром 0,3-0,5 мм, натягиваемую грузом.
Центровку струны по осям компрессора производят с помощью микрометрического штихмаса с надставкой (рис.3.3), придающей ему устойчивость против качания вдоль струны.
Рис. 3.3. Штихмас с надставкой
Штихмас с надставкой
1 — микрометрическая головка; 2 — винт; 3 — надставка; 4 — струна; 5 — цилиндр
Для повышения точности центровки штихмас необходимо устанавливать в определенных точках, отмеченных мелом или краской.
Замеры производят с помощью электроакустического метода (рис.3.4). В момент касания штихмаса со струной цепь замыкается, и в наушниках слышен треск. Расстояние до струны считается замеренным правильно, если уменьшение длины штихмаса на 0,02 мм уже не дает контакта в цепи наушников.
183. 3.2.22. После выверки рамы на фундаменте производят заполнение колодцев с фундаментными (анкерными) болтами и подливку рамы бетонной смесью в следующем порядке:
1) у рам, закрепляемых к фундаменту болтами без закладных частей, после ее установки и предварительной выверки сначала заливают бетонной смесью только фундаментные болты на 100-150 мм ниже поверхности фундамента; при достижении бетоном в колодцах не менее 50% проектной прочности (табл.3.6) равномерно предварительно затягивают анкерные болты с усилием, указанным в п.3.2.14, и производят окончательную выверку и подливку рамы;
2) рамы, закрепляемые на фундаменте с помощью закладных плит и анкерных болтов, подливают после окончательной их выверки с равномерно предварительно затянутыми анкерными болтами. В первую очередь заполняют цементным раствором нижнюю часть колодцев для анкерных болтов (рис.3.9) на высоту 100-150 мм. После частичного затвердевания раствора (через 1-2 дня) колодцы заполняют чистым сухим песком на высоту 150-200 мм до поверхности фундамента, после чего производят подливку рамы. Верхние части анкерных болтов обертываются толью или другим материалом для предотвращения их сцепления с бетоном подливки.
184. 3.3. Коленчатый (кривошипный) вал. Подшипники вала
К основным дефектам вала относятся:
износ трущихся поверхностей коренных и мотылевых шеек (овальность, бочкообразность, конусность, несоосность шеек вала);
задиры на шейках вала;
разработка шпоночных канавок;
появление трещин на шейках или на щеках вала, подрезы галтелей;
изгиб вала в результате работы компрессора с неправильно уложенным валом.
185. 3.3.2. Состояние коленчатого вала и его подшипников проверяется в следующие сроки.
При текущем ремонте:
проверка крепления коренных, мотылевых и выносных подшипников, противовесов, шпонок ротора электродвигателя или маховика, при необходимости регулировка зазоров в подшипниках;
проверка крепления полумуфт на валах компрессора и электродвигателя;
проверка состояния приводных ремней.
При среднем ремонте:
работы текущего ремонта;
регулировка зазоров в коренных, мотылевых и выносных подшипниках и проверка состояния их баббитовой заливки;
проверка величины расхождения щек (раскепа) коленчатых валов;
осмотр и проверка зазоров подшипников качения;
визуальная проверка с использованием лупы и при необходимости цветной дефектоскопии опасных мест вала, главным образом галтелей, на усталостные трещины;
промывка и продувка смазочных каналов.
При капитальном ремонте:
работы среднего ремонта;
проверка вала на усталостные трещины (см. главу 5);
осмотр поверхности шеек вала, замеры их диаметра для определения величины износа, проверка шеек вала на биение индикатором;
проверка вала на определение остаточного прогиба;
проверка состояния противовесов и их креплений;
осмотр состояния подшипников качения или вкладышей подшипников скольжения, определение толщины баббитового слоя, при необходимости — их перезаливка;
замер расхождения щек у коленчатых валов и приведение величины его к норме;
проверка положения вала по уровню;
ревизия сальникового уплотнения вала;
проверка крепления ротора электродвигателя на валу компрессора.
186. 3.3.6. Биение шеек вала не должно:
-превышать при монтаже 0,05 мм,
Проверку радиального биения коренных шеек и базовых мест по индикатору производят при повороте вала, уложенного на вкладыши коренных подшипников или на призмы, или установленного в центрах с поддерживающими люнетами.
Биение коренных шеек коленчатого вала проверяется при расхождении щек, не превышающем допускаемых величин при монтаже. Проверка ведется в двух крайних поясах каждой шейки (на расстоянии 5-10 мм от галтели) при медленном вращении вала.
При проверке базовых мест можно ограничиться одним поясом.
Показания индикатора должны быть записаны через каждые 45° угла поворота коленчатого вала.
Биение центрирующей поверхности фланца вала оппозитных компрессоров относительно оси вала не должно быть более 0,02 мм при диаметре шеек до 180 мм и 0,03 мм при диаметре шеек более 180 мм.
187. 3.3.7. Непараллельность осей шатунных шеек оси вала не должна быть:
-более 0,03 мм на 100 мм длины для компрессоров горизонтальных и оппозитных баз
-0,02 мм для остальных компрессоров.
Эта непараллельность может быть проверена путем сравнения показания уровня, уложенного на шатунную и коренную шейки вала.
При проверке на краску допускается наличие «лысин» шириной до 10% диаметра шейки и длиной до 30% длины шейки при условии, что «лысины» расположены в разных плоскостях (рис.3.11).
Источник