- Реализация исследовательской деятельности обучающихся статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методические материалы по теме «Формы реализации исследовательской деятельности на уроках»
- «Методы исследовательской деятельности» статья по окружающему миру по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация исследовательской деятельности обучающихся
статья на тему
Статья содержит основные принципы реализации проектной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prektirovanie.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация исследовательской деятельности обучающихся
О.Н.Поступинская, преподаватель географии
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно.
В процессе реализации исследовательской деятельности дети учатся определять цели познавательной деятельности, самостоятельно выбирать необходимые источники информации и оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими участниками исследовательского процесса.
Проведение исследований по изучению природы, истории, экономики своего государства и родного края является эффективной формой образовательной работы с детьми.
Исследовательская деятельность служит эффективным способом активизации познавательной деятельности и способствует творческому развитию. Приучает обучающихся работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом, развивая тем самым у них критический подход к источникам информации, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности. У детей формируется чувство сопричастности заботам не только своего государства, но и родного края и ответственность за его благополучие.
Исследовательская деятельность — это деятельность, связанная с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, [3].
Объекты и явления для проведения исследовательской работы должны быть доступными и соответствовать интересам учащихся, их возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям.
Система работы по развитию исследовательских умений обучающихся включает следующие компоненты:
- выбор темы исследования;
- научное руководство темой;
- работа с научной литературой;
- выбор и освоение методики исследования;
- выполнение исследовательской работы;
- оформление работы;
- защита исследовательской работы, [1].
Одной из особенностей исследовательской деятельности учащихся является принцип деятельностного подхода, который воплощается, прежде всего, через самостоятельную работу учащихся. При этом учитываются возрастные и психологические возможности учеников. Роль научного руководителя, а именно руководство.
Для успешной организации работы мною была составлена памятка для обучающихся, в которой отражена последовательность этапов исследовательской работы.
Основные этапы исследовательской работы
1. Выбор темы исследования, поиск проблемы.
2. Постановка цели и задач.
3. Выбор объекта и предмета исследования.
4. Знакомство с литературой, интернет – источниками, статистикой.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Выбор и освоение методов сбора материала.
7. Проведение исследования и обработка полученных материалов.
8. Анализ результатов работы, формулировка выводов.
9. Оформление результатов исследования.
10. Демонстрация результатов (составление презентации, защита работы).
*При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала.
*Текст должен делиться на абзацы по смыслу. Следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не завершена. Писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений.
*Вспомогательный материал должен размещаться в приложении.
В презентации к данной статье демонстрируются результаты одной из исследовательских работ студентов .
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет приблизить обучение и учебную деятельность к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Использование исследовательской деятельности позволяет решать такие задачи, как дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативных, организаторских способностей; готовности к информационной компетентности.
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.
- Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы 20.11.2003 № 2-34-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно — исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии
Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалис.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ
С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч.
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»
Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений.
ВЕБ-КВЕСТ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и .
Организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории.
Раскрывается опыт работы поисково-исследовательской деятельности обучающихся.
Тема выступления: «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС»
-актуальность,-противоречия и затруднения для педагогов в организации научно-исследовательской деятельности,-основные направления научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Источник
Методические материалы по теме «Формы реализации исследовательской деятельности на уроках»
Формы реализации исследовательской деятельности на уроках.
Исследовательская деятельность является эффективным средством развития теоретического мышления как позволяющая на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить содержательные обобщения и восхождение «от частного к общему», носит деятельностный характер. Теоретическое мышление схватывает мир в динамике, позволяя вскрывать причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуаций (этот его контекст остается скрытым, когда термин «теоретическое мышление» понимается в его бытовом лексическом значении).
Суть концепции исследовательской деятельности учащихся заключается в развитии деятельностного содержания образования на основе создания многопозиционной образовательной среды образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, ученые, эксперты и др.). В процессе этой деятельности происходит формирование важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, развитие теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете — становление субъектности личности школьника. Центральным звеном является деятельностное содержание образование, которое конкретизируется через систему представлений о структуре научной картины мира, приобретением личного опыта реализации исследовательских задач, выработке ценностных ориентаций обучающихся.
Цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Можно выделить два вида исследовательской деятельности: учебно-исследовательская и научная исследовательская (рис. 1)
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Специфика исследовательской деятельности школьника заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы.
При организации различных форм исследовательской деятельности отправным является представление о дидактической единице исследовательской деятельности – совместно разрабатываемом учащимся и его руководителем исследовательском задании, в котором задаются нормы исследования (такие, как структура исследования, метод исследования, стандарт представления результатов), создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), самостоятельной рефлексии хода проведенного исследования.
Рассмотрим подробнее основные формы реализации исследовательской деятельности:
Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.
Реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным (в качестве домашних) заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии и формулировкой выводов.
Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов.
Например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей, отработка постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий, презентация данных заданий на уроках.
Курсы в рамках школьного компонента
Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
Программы дополнительного образования
Применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера.
Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
Реализация общешкольных проектов
Тесная взаимосвязь различных форм образовательной деятельности и реализации годового цикла исследовательской деятельности
Реализация походов и экспедиций
Самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и элементы годового цикла проведения учебных исследований.
Проведение научно-практических конференций и конкурсов
Формы презентации исследовательской деятельности.
Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений
Юношеские научные общества, малые академии наук и др.
Источник
«Методы исследовательской деятельности»
статья по окружающему миру по теме
Доклад на тему: «Методы исследовательской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_murashova_m.v.docx | 39.38 КБ |
proektnaya_deyatelnost.pptx | 1.4 МБ |
proektnaya_deyatelnost_2.pptx | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85»
город Бийск
Доклад на тему:
«Методы исследовательской деятельности»
Мурашова Марина Васильевна
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и пойму”.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.
Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Структура детского экспериментирования
*постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
*целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
*выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
*проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
*анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольник.
На сегодняшний день так же актуальна проектная технология в исследовательской деятельности. Она имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Метод проектов – один из видов деятельности, который уже несколько лет используется мной и другими педагогами в воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада. Мы не только проектируем свою деятельность, но и разрабатываем проекты на самые разные темы. Это не просто дань моде, а емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Выбранная тема проецируется на все образовательные области. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Что же собой представляет ПРОЕКТ ?
Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это шесть «П»:
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование .
Продукт (практический результат : выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. (Виды презентации : отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Шестое «П»- портфолио , в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы можем использовать в работе:
«Модель трех вопросов».
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Мы с детьми придумали символы — сбора информации в картинках.
Как оформить педагогический проект?
Представим себе такую ситуацию. Нам нужно составить проект.
С чего начать проект? Как заинтересовать детей? Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Что может послужить источником темы проекта?
Предпосылки к выбору темы проекта:
1. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)
2. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения , вышивать, рассказывать стихи и пр.)
3.Что-то внести (вещь, предмет. )
5.Организовать ситуацию (перекрыть воду в кране, сменить мыло на кирпичик)
6.Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя
Существуют следующие типы проектов :
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
В дошкольных учреждениях возможно осуществление следующих видов проектов :
1. Творческий : после реализации проекта оформление результата проводится в виде детского праздника.
2. Исследовательский : дошкольники проводят опытно-исследовательскую деятельность, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
3. Игровой : проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
4. Информационный : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление отдельных уголков группы и т.п.).
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность: указать сколько недель (месяцев). (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
- расширить знания детей о …
- сформировать у детей чувство …
- формирование убеждения о …
- воспитывать …
- расширить знания о …
- научить …
Цель проекта: расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .
- ознакомиться с современной методической литературой по … ;
- провести цикл занятий и мероприятий по теме;
- организовать выставку детских рисунков, поделок;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:
- провести заключительное мероприятие … .
Предполагаемый продукт проекта: мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.
Предполагаемый результат. Чему научатся воспитанники, что приобретут. Что приобретёт педагог? Провести рефлексию. Диагностика. Предполагаемые вопросы: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.
Этапы реализации проекта:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
- ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед;
- рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
- работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
- проведение занятий;
- проведение мероприятия;
- прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- рисование с детьми на … тематику;
- создание и презентация.
- анализ результатов проекта.
Первый этап – «выбор темы».
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача педагога создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – «реализация проекта».
Задача педагога — создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – «презентация».
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача педагога создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – «рефлексия».
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). 3.Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, 4.Разработка рекомендаций для родителей. 5.Подбор репродукций художественных картин 6.Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов) 1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных 2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику. 2-я половина дня: 1) беседа «Детям о …»; 2) презентация родителям рекомендаций (информационный лист). 1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;2) ООД «…». 2-я половина дня:1) прослушивание песен о …;2) рассмотрение картин и плакатов, проведение опытов, экспериментов, (посещение выставок, галерей, музеев, экскурсий, библиотек) Дети, родители, воспитатели Информационное обеспечение проекта и литература. Подробная информация, которая может пригодиться при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми. Раскрыть основные понятия проекта. Методическое обеспечение проекта.
Предварительный просмотр:Подписи к слайдам:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85» город Бийск « Методы исследовательской деятельности» Воспитатель: Мурашова Марина Васильевна 2017 год Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы . Воспитывать интерес к познанию окружающего мира . Стимулировать желание детей экспериментировать. Задачи: Главное достоинство метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей. Структура детского экспериментирования: Формулирование выводов. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях ). Анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось ). Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения ). Постановка проблемы, которую необходимо разрешить. Что же собой представляет «ПРОЕКТ»? «Модель трех вопросов» Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? Как оформить педагогический проект? Предпосылки к выбору темы проекта: Просьбы о помощи Что-то делать в присутствии детей Что-то внести Внести героя Организовать ситуацию Что-то убрать… Типы проектов различаются: По доминирующему методу По характеру содержания По характеру участия ребенка в проекте По характеру контактов По количеству участников По продолжительности Виды проектов: Творческий Игровой Исследовательский Информационный Участники проекта Продолжительность Актуальность проекта Объект исследования Предмет исследования Цель и задачи проекта Гипотеза Предполагаемый продукт проекта Материалы и оборудование Содержание проекта Предполагаемый результат Проблемная ситуация Этапы реализации проекта: Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. – ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед; − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; − работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); − проведение занятий; − проведение мероприятия; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на … тематику; − создание и презентация. – анализ результатов проекта План работы: Содержание работы Участни-ки Ответст -венные Подготовительный этап 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). Воспитатели группы Воспитатели группы 1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.2. Разработка рекомендаций для родителей. 3. Подбор репродукций художественных картин на … тематику. 1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов) Основной этап 1-я половина дня :1) чтение и обсуждение литературных произведений; 2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику. 2-я половина дня : 1) беседа «Детям о …»; 2) презентация родителям рекомендаций (информационный лист). Дети, родители, воспитатели Воспитатели группы 1-я половина дня :1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;2 ) ООД «…». 2-я половина дня :1 ) прослушивание песен о …;2 ) рассмотрение картин и плакатов, проведение опытов, экспериментов, (посещение выставок, галерей, музеев, экскурсий, библиотек) Дети, воспитатели Воспитатели группы Предварительный просмотр:Подписи к слайдам:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85» город Бийск Проект «Чудо дерево!» (выращивание экзотических растений, на примере Persea americana ) (старший дошкольный возраст) воспитатель Марина Васильевна Мурашова 2017 год Тип проекта . Информационно-исследовательский. Вид проекта . Групповой. Участники . Дети 6 — 7 лет, воспитатель группы, родители. Продолжительность . Долгосрочный,1 год. Актуальность . В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить всевозможные виды овощей и фруктов, в том числе и экзотические для нашей местности. Детей привлекает все интересное и необычное. Каждую весну, организуя в группе мини — огород на окне, дошкольники с интересом наблюдают за появлением из семени растения, за дельнейшим его развитием, появлениям плодов. Но у старших дошкольников появляются более интересные предложения, о том, что можно вырастить на окне. Объект исследования . Процесс выращивания авокадо в закрытом грунте. Предмет исследования . Авокадо Чилийский и авокадо Израильский. Цель. Создание условий для знакомства старших дошкольников с экзотическим фруктом (авокадо чилийского и авокадо израильского). Задачи. Формировать представления детей старшего дошкольного возраста об экзотическом фрукте авокадо. Формировать умения старших дошкольником ухаживать за растениями, соблюдая условия, необходимые для выращивания экзотического фрукта. Воспитывать у детей 6-7 лет бережное отношение к природе и окружающему миру. Гипотеза. В условиях группы из косточки авокадо возможно вырастить большое и красивое дерево. Проблемная ситуация. Как выращивают такой фрукт, как авокадо? Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями I . Подготовительный этап Ознакомление с биологическим описанием экзотического растения. Беседа «Что такое авокадо? Как оно выглядит? Истрия происхождения». Сбор информации из различных источников об экзотическом растении авокадо. Помощь в формировании гипотезы. Ознакомление с полезными свойствами авокадо. Беседа с детьми «Полезные свойства экзотического фрукта авокадо ». Беседа с детьми «Блюда из авокадо ». Проведение опроса у детей: 1. Что такое авокадо? 2. Знаете ли вы о пользе этого фрукта ? Подготовка детей к интервью. Активное участие в беседе. Выдвижение гипотезы. Сбор информации в доступных источниках. Дети прослушивают рассказ воспитателя о полезных свойствах. Делают выводы. Рисуют рисунки на тему : «Авокадо и витаминки ». Рассказ о рецепт любимого блюда. Участие в опросе. Проведение интервью в старшей группе №2. Сбор информации в доступных источниках. Помощь работника МБДОУ (повара), Беседа «Полезные свойства авокадо. И применение его в кулинарии». Помощь в сборе информации. Принести фотографию или рецепт из фрукта авокадо. — II . Практический этап Организация опытно – экспериментальной деятельности. Изучение и реализация ухода за экзотическими растениями. Сбор информации из различных источников об уходе за авокадо. Беседа «Как ухаживать за авокадо?». Занятие лепка «Корзинка с авокадо» Мотивация детей на создание макетов и плакатов совместно с родителями на тему: «Что мы знаем об авокадо!» Активное участие в опытно – экспериментальной деятельности. Сбор информации в доступных источниках об уходе за экзотическими растениями . Активное участие в беседе. Активное участие по лепке овоща авокадо. Участие в создании макетов и плакатов по собственной задумке, совместно с родителями. Принести ингредиенты для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Помощь в сборе информации. Помощь в реализации опытно-экспериментальной деятельности. Наблюдение и помощь ребенку в выполнении макетов и плакатов на темы «Что мы знаем об авокадо!» III . Заключительный этап Совместное оформление презентации «Выращивание экзотических растений, на примере Persea americana , на территории образовательного учреждения. Мероприятие «Что? Где? Когда?» на тему проекта. Вручение сладких призов. Продолжать поддерживать интерес детей ухаживать за выросшими растениями и мотивировать на поиски новой информации, интересующей их о экзотических растениях. Участие в оформлении презентации. Участие в мероприятии. Продолжают бережно ухаживать за растениями, поливка, пересадка, подкормка почвы. Участие в поиске новой информации о новых экзотических растениях интересующих детей. Знакомство с опытно – экспериментальной деятельностью детей через презентацию. Участие в мероприятии. Поддерживают интерес детей по данной теме. Помощь в сборе информации о каких-либо новых экзотических растениях. Подготовка посадочного материала и оборудования Выберем нужные для посадки материалы: плод авокадо, горшок, четыре зубочистки, стакан с водой, питательный грунт для экзотических или комнатных растений. Авокадо из недозревших плодов в квартире не вырастить, поэтому нужно выбрать мягкий, тёмнозелёного цвета фрукт. Горшок нужен небольшой 9 см в глубину. Дырки для четырёх зубочисток делаем тонким сверлом. Проращивание косточки авокадо Вырастим косточку спелого фрукта. Для этого коричневую кожуру на ней нужно снять. Затем посадить в воду, тупым концом вниз. Косточка только на половину должна быть погружена в воду. Для того чтобы косточка была на половину в воде нужны зубочистки, вставленные в предварительно просверленные отверстия глубиной не более 5мм. С их помощью, подвешиваем косточку над стаканом с водой. Уровень воды нужно постоянно поддерживать, пока косточка не расколется, и не появятся корни. На это может уйти от двух до четырех недель. Пересадка полученного саженца в грунт Пересадим полученный саженец в грунт. Сначала нужно высадить саженец в горшок. При этом корни саженца должны достигать 3-4 см, возможно также, что с верхней стороны косточки появится росток. Посадка детьми пророщенного семени авокадо. Уход за авокадо Регулярное опрыскивание листьев водой Место, выделенное для авокадо, должно быть светлым, но без прямых солнечных лучей. Мы ухаживаем за нашими четырьмя деревьями авокадо почти уже год. Дети их очень любят и берегут. Сами ухаживают за ними, поливают. Они очень гордятся своим результатом. Ведь самая основная задача была, что бы дети сами достигли заданной цели и чувствовали и видели, что все это они сделали сами, своими руками! Ведь самое главное воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе! Учить детей любить природу и все живое! На этом наш проект не окончен! Впереди у детей много идей, которые в следующем году в данном проекте мы планируем реализовать. А именно, это проращивание семени фрукта манго на территории ДОУ в условиях климата Алтайского края. Рассматривание семени манго . Подготовка к проращиванию. Вывод: В ходе нашей исследовательской работы мы: Узнали, что такое авокадо; Ознакомились с биологическим описанием этого растения; Изучили историю культивирования авокадо; Узнали о полезных свойствах авокадо для человека; Ознакомиться с использованием авокадо в кулинарии, как правильно его есть. Опробовали фрукт; Изучили прорастание и посев семян авокадо. Прорастили косточку авокадо. Посадили пророщенное семя. Узнали все об уходе за этим экзотическим растением. Вырастили 4 дерева авокадо в комнатных условиях дошкольного учреждения и продолжаем их выращивать и ухаживать за ними дальше. Зафиксировали процесс роста и морфологические изменения авокадо. Изучили условия выращивания авокадо в закрытом грунте. Вели наблюдение за ростом и развитием авокадо. У детей сформировались такие умения как наблюдение и работа с материалом, умение применять свои знания на практике. Дети заинтересованы данной темой. Заняты поиском информации о новых экзотических растениях, интересующих их. Далее мы продолжим изучать такие растения как ананас и манго. Данные растения выбрали сами дети. Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана. Авокадо – это не просто экзотическое растение, произрастающее в различных странах мира, но и материал, широко применяющийся человеком в жизнедеятельности, кулинарии, косметологии и декоративной культуре (выращивание растения в благоприятных домашних условиях). Мы доказали что, из косточки авокадо можно вырастить дерево в условиях группы. По теме: методические разработки, презентации и конспектыРаскрываются вопросы: методы НОД по исследовательской деятельности, структура НОД, самостоятельная деятельность детей, уголки по экспериментированию. Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского . О проблемно-игровых методах логико-математического развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств. . КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:эвристические беседы – п. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:эвристические беседы – п. Приказ о назначении руководителя городского мастер-класса, программа мастер-класса. Управление образования администрации Чернянского районаОрганизационно — методический информационный центр. Источник |