Методы и приёмы развития восприятия.
консультация на тему
В статье даётся описание методов и приёмов развития восприятия (слушание музыки), а также формы работы с детьми по слушанию музыкальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Наглядно-слуховое – художественное исполнение произведения.
2.Словесные (образные рассказы о музыке, беседы о содержании)
3.Художественно — практический (упражнения).
Для активизации музыкального восприятия
4. наглядно-зрительные: игрушки, репродукции, серия картин, пособия.
5.Наглядно-слуховыен:цитаты из песен, загадки и пословицы, фрагменты из других музыкальных произведений.
6.Передача некоторых музыкальных явлений, движений.
7.Движения с предметами (марш-флажок, пляска-платочек)
8.Образные действия (мишка шагает, зайка прыгает – выполняют действия)
9. Цвет- настроение.
10.Работа с индивидуальными карточками:
I часть II часть III часть
Для характера можно использовать карточки с изображением солнышка и тучки с дождём. Динамика: карточка с изображением большого барабана (сильно барабанит), маленький барабан – тихо.
11.Игра на детских музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчики, ритмическое сопровождение, оркестр)
12.Игровые (музыкальный волчок, музыкальная шкатулка, чудесный мешочек)
13.Настольный театр, инсценировка сказки.
Формы работы по слушанию
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Доминантные, на которых по слушанию тема ( например, всё занятие слушают произведения П. Чайковского или альбом Шумана) 11-12 в квартал. Можно слушать инструменты симфонического оркестра
- Музыкально-тематические (одна тема – «Сказка в музыке»)
- Монозанятия. Слушают только одно произведение, но через разные виды деятельности: поют, рисуют, танцуют.
- Комплексные (взаимодействуют все виды искусства: живопись, театр, хореография)
- Игровые (как обобщение знаний «Узнай композитора»)
- Развлечения.
- Слушание сказок в сопровождении музыки.
- Знакомство с операми и балетами в адаптированной форме. Сжатый пересказ сопровождают доступными музыкальными отрывками.
- Тематические концерты, посвящённые музыке отдельного композитора или музыке определённого жанра.
- Музыкальтные концерты. Проводятся в форме загадок «Найди мелодию», «Угадай мелодию» из произведений знакомых по занятиям.
- Самостоятельная музыкальная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация «Практические методы и приёмы развития воображения».
Данная презентация содержит теоретический и практический материал по развитию воображения детей.
Методы и приёмы развития речи дошкольников
Методы и приёмы характеризуются с разных точек зрения: в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы. Материал разработан на осно.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.Внимание является сквозным психическим процесс.
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы умственно – отсталых дошкольников
Развитию эмоциональной сферы детей не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал Л.С. Выгодский, только согласованн.
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста » Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками».
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи.
«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»
ü Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü Развитие детского творчества;ü Приобщение к изобр.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)Ммммнемотехникав развитии связной речи у дошкольников».
Источник
Методика развития восприятия
Карина Иванова
Методика развития восприятия
ВОСПРИЯТИЕ
Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это
основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,
ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого
человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в
обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения меж-
В структуре восприятиявыделяют две основные подструктуры: виды
восприятия и свойства восприятия.
Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным
видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более
простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.
Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.
Развитие познавательных способностей дошкольников
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его
лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа
Последовательность данного процесса можно представить следующим,
а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и
вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;
б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем
сравнение с ним воспринятого предмета;
в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит
подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.
Особенности восприятия детей дошкольного возраста
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.
Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали-
зировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные
признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне
других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально
исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка
формируется способность мысленно
расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.
Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру
предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.
Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста
получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны,
воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими
материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать
воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта-
лонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при
восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами —
первый этап восприятия.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами
предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений
рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к
перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития
этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.
Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать
свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие
между ними связи и отношения.
Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие
ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А
это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно творческих способностей каждого ребенка. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста
Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»
Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для
развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные
мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик,
шарик, конфету, ручку, ластик и др.
ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча-
ствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый
предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных)
угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» Для развития восприятия ребенка 3—5-летнего
возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка
предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.
ЗАДАНИЕ 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху
пирамиду по готовому эталону.
ЗАДАНИЕ 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть
собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.
Игра «СДЕЛАЙ ТАК»
Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить и следующие
а)по образцу построить из кубиков такое же строение:
б)по образцу нарисовать узоры:
Повторять упражнения можно с более усложненными фигурами из кубиков, с
более сложными Узорами.
в)по образцу построить такое же строение:
г)по образцу нарисовать такие же узоры:
Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ»
Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего
Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не
бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав
какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать,
какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать
вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, игрушку, сам становится ведущим.
Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.
Игра «СОСТАВЬ КАРТИНКУ»
Направлена на развитие восприятия у детей 3— 5-летнего возраста. Возьмите
пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна
картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.
В приложении (с. 99—101) даны как целые карточки, так и те карточки,
которые надо разрезать.
ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: по образцу собрать разрезанную картинку.
Для детей 5—6 лет можно предложить следующее задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а
другую разрезать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребенка 5—6 лет можно усложнить задание, попросив складывать
картинку по памяти, без эталона.
Игра «БЕЛЫЙ лист»
Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей 3—5-летнего
возраста, а также развитие мелкой моторики рук.
На листе бумаги (приложение, с. 95—97) нарисованы фигуры, часть закрашена
зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема
задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.
ЗАДАНИЕ: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть
ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо
жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.
Для детей 5 лет задание можно несколько усложнить, поместив наклеенные на
листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на
ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую
Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»
Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.
Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста
Методика «Чего не хватает?» (Немое Р. С.)
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых
не хватает чего-то очень важного.
ИНСТРУКЦИЯ: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали,
посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки
часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се-
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се-
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 сек. кунд;
О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше чем 45сек.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)
Ребенку представляется несколько рисунков, ;
которых как бы спрятаны предметы, которые хорони
Время выполнения задания ограничено 1 минутой Последовательно
представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только
после того, как он нашел все предметы на предыдущей
10 баллов — названы 14 предметов, время —
8—9 баллов — названы все предметы за 21—
6—7 баллов — названы все предметы за 31—
4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за
2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|
О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по
поиску и названию всех 14 предметов.
10 баллов — очень высокий уровень;
д_9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
О—1 балл — очень низкий.
Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей
Надо приготовить две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей.
Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5—10
деталей-различий (для ребенка дошкольного возраста 5—7 различий в
зависимости от возраста).
Ребенок рассматривает 1—2 минуты обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается количество правильно отмеченных Различий, из них
вычитаются указанные ошибочно. Разность делится на число фактически
имеющихся Различий. Чем ближе результат к 1, тем выше Уровень наблюдательность ребенка.
Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей ТЕМА: Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей. Воспитатель: ШЕВЧЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.
Методика использования игрушки-забавы в процессе сенсорного восприятия окружающего мира детей от 1,5 до 2-х лет 1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гогонова М. Р., воспитатель группы раннего возраста МБДОУ «Д\ с № 2», представляю вашему вниманию тему.
Методика развития речи 1. Методика ознакомления с книгой. 1. Формы работы с книгой в детском саду. 2. Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию.
Методика развития словаря детей дошкольного возраста 2 слайд: Методика включает в себя методы и приёмы. И делится на две группы методов: -методы накопления содержания детской речи; — методы,.
Консультация «Методика развития речи детей» Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем. Важность и значимость данной проблемы.
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Развитие связной речи у Дошкольников» Подготовила воспитатель: Мартынова Елена Николаевна Балашиха 2018.
Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Слушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно.
Упражнения для развития фонематического восприятия Упражнения для развития фонематического восприятия. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой.
Упражнения для развития восприятия «Игрушки» Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки, Задача детей — собрать картинку и сказать что это? Педагог.
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика» Введение элементов математики в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой.
Источник