Основные способы развития речи

Методы и приемы развития речи
консультация по развитию речи на тему

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Скачать:

Вложение Размер
metody_i_priemy_razvitiya_rechi.docx 17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития речи

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

  1. Классификация по используемым средствам.
  2. Классификация в зависимости от характера речевой деятельности.
  3. Классификация в зависимости от речевой задачи.
  4. Основные группы методических приемов.

1. Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам:

наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические .

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методыы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с обьектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

2.В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделированяя, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукция— в продуктивных. Соотношение их колеблется.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Р е ч е в о й образец правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражаниия детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала вой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента с целью его запоминания. В практике пользуются разные варианты повторения: за педагогом, другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдения и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — кто? что? какой? какая? где? как? Куда? и поисковыми требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль.

Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению .

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность.

Источник

Методы и приемы как способы развития устной речи детей дошкольного возраста

Кристина Кляшко
Методы и приемы как способы развития устной речи детей дошкольного возраста

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач развития речи. В дошкольной педагогике методы обучения классифицируются преимущественно по источнику знаний.

1) Наглядные методы: наблюдение, экскурсии, смотры-экскурсии, рассмотрение предметов, картин, просмотр диафильмов, кинофильмов, телепередач, дидактические игры с наглядностью. Использование этих методов соответствует дидактическому принципу наглядности и наглядно-действенному и наглядно-образному характеру мышления дошкольников. Эффективность усвоения детьми знаний, формирование полноценных представлений, развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и на этой основе развитие речи, во многом зависит от того, насколько широко в познавательную деятельность включаются различные формы чувственного восприятия.

Если объекты доступны непосредственному восприятию детей, воспитатель использует методнаблюдения или его разновидности: осмотр помещения, рассматривание натуральных предметов, игрушек.

2) Словесные методы. Значение этой группы методов состоит в том, что они дают возможность осуществлять в единстве расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире и формирование их языковых умений и навыков. К этим методам относятся: слушание литературных произведений, заучивание стихов, беседы, рассказы детей, пересказ. Словесные методы дают возможность развивать у детей умение понимать содержание речи, применять знания без опоры на наглядность.

Эффективным и доступным для детей словесным методом является рассказ воспитателя. Его цель — сформировать яркие и точные представления о событиях или явлениях. Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность повествования, яркость образов, близость опыта воспитателя интересам детей — необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа.

Рассказы детей являются методом, направленным на совершенствование умственной деятельности, глубокое закрепление знаний и формирование речевых умений. В обучении дошкольниковиспользуют рассказы различного характера: пересказ, описание, сюжетный рассказ из опыта, творческий рассказ, рассказ-рассуждение, рассказ-объяснение. Рассказ ребенка предполагает его направленность на слушателя. Желание быть понятным побуждает к выбору языковых средств, которые точно передают содержание мысли. Отражение в речи ранее сложившихся представлений и знаний способствует уточнению и закреплению их.

К словесным методам так же относится беседа. По дидактической цели беседы разделяют на вступительные, сопровождающие и заключительные.

Вступительные беседы проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми явлениями, формирует новые навыки, способы действия. Во время вступительной беседы он обнаруживает знания, опыт детей по данной теме, уточняет, активизирует и на этой основе ставит перед детьми познавательные и практические задачи, вызывает к ним интерес

Сопровождающая беседа используется в наблюдениях, экскурсиях, рассматривании картин.

Заключительная, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания. Она планируется как самостоятельное занятие. С помощью специально подобранных вопросов воспитатель активизирует познавательную деятельность, направляет и развивает мысль, дополняет знания, учит простым соображениям. Такой оживленный обмен мнениями способствует развитию мышления и познавательных интересов, развитию речи.

4) Практические методы. Цель этих методов — научить детей на практике применять полученные знания, помочь приобрести и усовершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся словесные дидактические упражнения, игровые методы, элементарные опыты и моделирование.

Упражнения — это многократное повторение детьми умственных и практических действий.Упражнения могут быть разного характера:

имитационного (простое повторение тяжелого слова для его запоминания, звука для овладения произношением,

конструктивного (упражнение в овладении умственным действием — подбор обобщающих слов к группе прилагательных или существительных, подбор противоположного по значению слова и т. д. ,

творческого (использование усвоенных способов в новых условиях, например, самостоятельная постановка вопросов в беседе)

В детском саду практические методы часто имеют игровой характер. К ним относятся дидактические игры, наглядные игры-занятия, игры- инсценировки. Одним из компонентов игрового метода является воображаемая игровая ситуация (при наличии сюжета, ролей, игровых и операционных действий).

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия детей можно регулировать игровыми задачами и игровыми правилами.

Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, инсценировки.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, при ознакомлении с некоторыми предметами и явлениями быта, природы могут быть использованы методы трудового характера (например, приготовление пищи, поисковые действия с целью выделения качеств и свойств предметов.

Прием — это элемент, составная часть метода. Каждый метод, как правило, включает несколько приемов. В методике развития речи, как и в дошкольной педагогике, приемы классифицируются в зависимости от места в них наглядности и эмоциональности. Они делятся на наглядные, словесные и игровые.

1) Важнейшими являются словесные приемы: речевой образец, вопрос, объяснение, указание, оценка детской речи.

Речевой образец — правильная, специально подготовленная языковая деятельность воспитателя, которую должны исследовать дети. Образец может иметь формы слова, предложения, связного высказывания. Однако независимо от формы он должен быть доступным детям. Особенно это касается образца связного повествования. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей. Во время одного занятия он может использоваться несколько раз, по мере необходимости.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, предусматривает использование имеющихся знаний. В работе с детьми используются как репродуктивные вопросы, требующие простого воспроизводства, констатации фактов (какой? где? куда? как, так и поисковые, то есть требующие умозаключений (зачем? почему? чем похожи).

Оценка речи детей является важным приемом обучения. Это развернутое мотивированное суждение об усвоении ребенком знаний, качестве исполнения, о речевых умениях и навыках. Как правило, оцениваются положительные стороны речевой деятельности детей. Оценка дается в ходе занятия, с тем чтобы к ней прислушивались дети и следовали в своей речи лучшему примеру товарищей. Оценивается может не только содержание, форма языка, но и проявление детьми усердия, творчества, инициативы.

2) Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, предмета, движения или действия, показ артикуляции звуков. Показ сопровождается словесными приемами: объяснением, указанием, вопросом.

3) В развитии речи дошкольников важное значение имеют игровые приемы: создание игровой ситуации, выполнение игровых действий, звукоподражания, использование шуток, загадок.

Как игровые приемы могут выступать элементы дидактической игры, игры-драматизации. В практике работы воспитателя ДОУ чаще всего используется не отдельно взятый прием, а комплекс приемов.

Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходимо создать в детских учреждениях соответствующие условия,а именно: гигиенические условия, обеспечивающие охрану органов зрения, слуха, речи, правильную речь окружающих людей; содержательность детской жизни; обеспечение языковой практики; наличие пособий по развитию речи.

Нормальная деятельность центральной нервной системы, органов зрения и слуха являются важными и необходимыми условиями развития языка детей. В детских садах надо бороться с шумами, которые негативно влияют на органы слуха, следить за состоянием слуха каждого ребенка, реагировать на жалобы детей, объяснять родителям необходимость оберегания их слуха.

Вторым важным условием развития речи детей является правильная речь окружающих. Дети усваивают язык, подражая взрослым. Образцом для подражания должна быть чистая, литературно правильная речь. Речь воспитателя, обращенная к детям, является педагогическим средством воздействия на них, поэтому она должна отличаться от обычной разговорно-бытовой речии отвечать следующим требованиям: иметь приближенный к литературной стиль, быть негромкой, приветливой, вежливой. Систематическое совершенствование языка является профессиональной обязанностью воспитателя.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 2000. – 159 с.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000. –400с.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. — 423 с.

Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. – С.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Игры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей «волшебными». Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Источник

Читайте также:  Способы защиты личных неимущественных прав с примерами
Оцените статью
Разные способы