Основные способы работы с картами

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ КАК МЕТОД ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

«Карта есть «альфа и омега» географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».

Испокон веков человек использует географическую карту в качестве орудия труда. Труд картографа приравнивали к труду краснописца, художника или ученого. Карта необходима для правильного ориентирования на местности, для определения местоположения того или другого объекта. Только с помощью карты можно охватить взглядом обширные территории и увидеть горы, реки, леса и т. д.

Как известно, карта возникла еще до нашей эры. С тех пор география на ней закрепляет накопленные сведения. Информация на карте «записана» по-особенному. Картографический язык — это язык различных по форме, размеру и цвету обозначений-символов. Она позволяет передать географические факты, описания, закономерности коротко, графическим способом. Но это не мешает карте быть удобной для открытий — для понимания размещение объектов в пространстве. Так карты «рассказывают» о строении земной коры, распространения животных, размещение промышленности. Поэтому их называют вторым языком географии. Язык карты понимают без перевода люди, разговаривающие на разных языках. Любое географическое исследование местности начинается с тщательного изучения ее за картами. Вот почему географу необходимо их хорошо понимать. Не менее важно научиться читать карту и каждому образованному человеку, чтобы уметь пользоваться ею для своих нужд.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

Практическое значение работы заключается в том, что в результате использования приемов и методов работы с картографическими источниками информации могут быть реализованы следующие задачи географической науки:

1) показать роль карты в преподавании географии

2) описать основные направления использования тематических карт;

3) описать методические приемы и методы возможного применения материалов работы в образовательном процессе по географии.

Выдающийся географ Н.Н. Баранский говорил, что одна карта может заменить много страниц текста [1]. В организации работы с картой Баранский твердо придерживался правила: сначала студент должен «проработать» карту, то есть знать ее «каркас», «скелет», а потом уже работать по ней, то есть устанавливать связи, закономерности и вести прочую мыслительную деятельность. Недостаток картографической грамотностипагубно сказывается на нашем хозяйстве, на отношении к природе, на международной политике.

Н.Н. Баранский считал географическую карту одним из основных

методов и средств географического исследования [1].

Качественное преподавание географии в значительной степени зависит от полноты обеспечения образовательного процесса необходимыми картами, которые являются важными учебно-наглядными пособиями. В прошлое ушла проблема обеспечения учебных заведенийкартографической продукцией. В настоящее время кроме картографических фабрик, относящихся к Федеральной службе геодезии и картографии, в подготовке картографической продукции для общеобразовательных учреждений участвуют и коммерческие организации.

Что выбрать? Что порекомендовать студенту? Как разобраться в огромном разнообразии? Картографический рынок изобилует высококачественной полиграфической, художественно исполненной продукцией, которая способствует эстетическому воспитанию, но не всегда научна и глубока по содержанию. Выбор остается за преподавателем, за его компетентностью.

Успех в использовании карт будет зависеть от уровня профессионализма самого преподавателя географии, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте, уметь читать и понимать ее. Уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как умеет читать. С картами работают преподавателиистории, биологии, иностранного языка, но специально работать с картой обучают только на уроках географии.

1. Язык карты

Язык карты – один из универсальных языков человеческой цивилизации, прочно утвердившийся как неотъемлемый элемент человеческих коммуникаций, важный и очень емкий канал информации. Перед преподавателем географии, работающим непосредственно с картой, дающим основы картографических знаний и умений, стоит совершенно особая задача в условиях современного образования – давать более широкое и глубокое понимание того, что карта – это не только источник информации и развития кругозора, но и средство для формирования мировоззрения.

Географическая карта имеет достаточно широкие функциональные возможности: познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества; оперативные для решения практических задач; конструктивные: разработка и реализация проектов; прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.

В результате изучения географии и других смежных наук обучающиеся должны научиться понимать карту – усвоить главные свойства, читать карту – уметь распознать географическую действительность по ее изображению, знать карту – помнить и знать расположение, примерный размер, форму географического объекта.

Чтение карты – это один из элементов картографического метода. Психологически чтение карты – процесс очень сложный, его следует выполнять в два этапа: изучение объяснительного аппарата карты; изучение содержания карты.

Читайте также:  Способы управления политическими конфликтами

Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов. Основные приемы: сравнение, описание, наложение.

Общий путь обучения чтению карты заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. Вначале преобладает прием, обеспечивающий действия с отдельными объектами (знаками, картинами), изображенными на карте, затем постепенно осуществляется переход к более сложному словесному географическому описанию (характеристике).

2. РОЛЬ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции:

1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем. [1]

«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., — пишет проф. В. П. Буданов, — если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».

2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?

Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например, приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п. [2]

3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.

Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии. [2]

4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.

Читайте также:  Способы подключение ком портов

Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой применения знаний. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к образовательному учреждению, промышленному предприятию. [3]

Учебные политические, экономические карты — важное средство воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач в нашей стране, новый тип географического разделения труда между странами, успехи в национальной интеграции мирового общества.

Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.

Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в процессе обучения. [5]

3. Типология приемов работы с географическими картами

Каждый практикующий преподаватель в своей деятельности использует разнообразные формы и приемы работы с картографической информацией. Типология приемов работы с географическими картами может быть разнообразна и составляться каждым преподавателем индивидуально, в зависимости от цели использования карт на каждом отдельном этапе урока. На разных уровнях обучения преподаватель использует карты различные по содержанию и охвату территории (рис. 1). Так при изучении курса 6 класса используются большей частью карты общегеографические. Начальное изучение географии знакомит учащихся не только с первыми приемами работы с картографической информацией, но и навыками ее отображения на контурных картах.

Использование географических карт по содержанию.

Приемы работы могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы (рис. 2 ).

Типы заданий с использованием географической карты могут быть разнообразны по своей функциональной задаче (рис. 3). Логические и творческие задания можно задавать как домашнее задание или тренировочного упражнения в классе. Решение логических задач не должно занимать больше 10 минут урока. На начальном этапе обучения применение таких задач следует давать с четким алгоритмом выполнения, дабы сформировать навыки решения, в последующих классах их решения могут усложняться и дифференцироваться. Особую роль стоит отводить на задания с топографической номенклатурой, так как часто именно вопросы номенклатуры вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к единому государственному экзамену. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание географической номенклатуры должно заставить любого преподавателя географии серьёзно подойти к данной проблеме, а именно отнестись к данной проблеме творчески.

География- наука универсальная и практически на каждом уроке преподаватель может найти связь с другими дисциплинами. Использование картографического метода не исключение. Так при отработке навыков работы с различными картами атласа преподаватель может использовать задания по отработке навыков других предметов. Основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. [4]

4. Приемы работы с географической картой

4.1 виды заданий с использованием географических карт по содержанию

1. Использование общегеографических карт:

Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Пример 1. Укажите материки западного и восточного полушария.

Пример 2. Расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

Пример 3. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена.

Пример 4. Приведи примеры географических объектов расположенных в северном и южном полушариях, западном и восточном полушарии.

2. Использование топографических карт:

Один студент по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.

Пример. Я нахожусь на Ю-В от (условный знак сельский населенный пункт) Марфино. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак я нахожусь (условный знак клуб). Назовите населенный пункт в котором он расположен и его количество жителей.

Читайте также:  Способы дыхания у прокариот

3. Использование политических карт:

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Пример 4. Индонезия, Филиппины, Япония, Алжир, Великобритания (Алжир государство расположенное на материке, остальные островные государства).

Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

4. Использование контурных карт:

Перечислите все указанные цифрами географические объекты.

Рисунок 4. Использование контурных карт

4.2 групповые и индивидуальные приемы работы с географической картой

1. Использование групповой форм работы с географическими картами:

Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).

Этот прием хорошо использовать в ходе соревнования. Обеим группам или парам выдается одинаковое количество карточек, только на разном фоне, чтобы легче было подвести итоги. Выполняется на время.

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то, наоборот, от высоких к низким.

Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

1. Использование творческих заданий при работе с географическими картами.

Пример. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.

2. Использование проектных заданий при работе с географическими картами.

Пример. У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в/из порты(ов) индийского побережья Африки. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценными грузами представляет собой массу объектов для потенциального захвата. [8]

Предложи экономически выгодный путь перевозки грузов обоснуй маршрут, учитывая характеристики климата, океанических течений по сезонам года.

Пример. Оцените береговую линию Австралии и предложите пункты размещения портов. При изучении обрати внимание на особенности океанических течений, тектонического строении определяющего структуру береговой линии, климатические особенности объекта. [8]

3. Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами.

Называется какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.

Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.

— Буэнос-Айрес — Бухара — (оба начинаются на букву «Б»).

— Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).

— Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).

— Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).

— Буэнос-Айрес – Вашингтон — (оба лежат в западном полушарии).

— Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).

— Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).

5. Использование номенклатурных заданий при работе с географическими картами.

Пример. У карты два студента. Один называет объект, второй показывает.

Пример. «Расставь правильно». Этот прием проводим на электронной карте, Учащиеся расставляют правильно заданные объекты.

Заключение

Если в начале развития человеческой цивилизации карты использовались преимущественно географами и путешественниками, то в настоящее время картография используется практически в любой области социальной, экономической, научной, военной, политической жизни общества.

Военно-промышленный комплекс использует карты и для планирования, и для ведения активных военных действий

Овладение картографическими навыками является необходимым требованием к географической культуре школьника. По выражению Н.Н. Баранского: «от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».

Список литературы:

  • 1. Баранский Н.Н., Преображенский А.И. Экономическая картография. М.:Географгиз, 1992. С. 5-6.
  • 2. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации. // География в школе. 2018. № 2. С. 28-31.
  • Душина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для учителей и студентов.- М.: ООО Издательство «Астрель,2014, 218 с.
  • Петунин В.Б. Формирование картографических умений с помощью компьютера// География в школе. 2017. № 1. С. 37-41.

Источник

Оцените статью
Разные способы