Основные способы приобретения территории по международному праву

§ 2. Государственная территория, ее правовой режим. Способы приобретения и изменения государственной территории

2.1. Понятие и правовая природа государственной территории

Как известно, одним из признаков всякого государства наряду с суверенной властью и населением является наличие собственной территории. Государственная территория – это часть поверхности Земли и непосредственно примыкающие к ней воздушное пространство и недра, принадлежащие определенному государству, в пределах которых оно осуществляет свои суверенные права. Именно государственный суверенитет лежит в основе правовой природы государственной территории и качественно отличает ее от других территориальных категорий[141]. В ст. 4 Конституции РФ подчеркивается, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Проявлением суверенной власти государства является территориальное верховенство, означающее полноту и исключительность публичной власти государства в пределах своей территории. Территориальное верховенство предоставляет государству возможность как осуществлять свои властные функции над всеми лицами и организациями, пребывающими в пределах государственной территории, устанавливать там определенный правопорядок, так и использовать эту территорию в своих интересах и согласно своим законам, осуществляя исключительное публично-правовое владение территорией. Государство может допустить на своей территории действие законов и правил иностранного государства, но лишь с собственного согласия и в той мере, в какой это ему необходимо.

От территориального верховенства государства следует отличать его юрисдикцию, понимаемую как право судебных и административных органов рассматривать и разрешать дела, отнесенные к их компетенции, в пределах государственных границ.

2.2. Состав государственной территории

Пространственным горизонтальным пределом государственной территории служат границы государства. Прохождение линий государственной границы обычно определяется международными соглашениями с сопредельными странами, хотя в практике межгосударственных отношений встречаются и так называемые исторические границы, которые не закреплялись в договоре граничащих государств, но длительное время соблюдаются ими на практике, вследствие чего формируется международно-правовой обычай относительно положения такой границы[142].

Какие же пространства входят в состав государственной территории? Прежде всего это сухопутная территория государства, границы которой обозначаются на местности в соответствии с международными соглашениями и внутригосударственным законодательством. Так, в Российской Федерации действует Закон о государственной границе, ст. 5 которого регламентирует подходы к определению данных пространственных пределов.

Следующий элемент – недра, находящиеся под сухопутной территорией государства. Вопрос об их подземных пределах пока не урегулирован. Вопреки высказанному некоторыми юристами мнению о том, что глубинным пределом недр является центр Земли, и даже об отсутствии такого предела Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» определяет последние как «часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

К водной территории государства относятся реки, озера, водохранилища, проливы и другие водоемы, расположенные внутри государственных границ. Если государство является прибрежным, то в его водную территорию включаются также внутренние морские воды (воды портов, бухт, заливов, в том числе исторических) и территориальное море, т. е. примыкающая к побережью данного государства морская полоса шириной до 12 морских миль (согласно ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

24. Способы приобретения территорий в международном праве.

Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все остальные); первоначальные (оккупация, приращение) и производные (цессия, завоевание, давность).

1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), то есть ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одному государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно простого провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо этого, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может проявляться в принятии законов в отношении данной территории, осуществлении текущего управления делами данной территории; распространении юрисдикции на ее население и прочем. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комплекс обстоятельств.

Открытие ничейной земли как таковое не создает полный титул в ее отношении. Некоторые авторы называют титул, создаваемый открытием, «зачаточным», полагая, что он дает возможность в течение разумного периода осуществить действия, направленные на эффективную оккупацию.

2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадлежащей другому государству, при наличии некоторых условий может создаватьтитул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществлялось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжительность зависит от конкретных обстоятельств дела.

Л. Оппенгейм — Г. Лаутерпахт отмечают: «. Давность в международном праве может быть определена как приобретение суверенитета над территорией посредством постоянного и никем не нарушаемого осуществления суверенитета над ней в течение такого периода времени, который необходим для создания, под влиянием исторического развития, общего убеждения, что существующее положение вещей находится в соответствии с международным правопорядком».

Читайте также:  Внутренний конфликт человека способы его разрешения

3. До недавнего времени цессия, то есть уступка территории по договору, осуществлялась в виде купли-продажи либо в виде безвозмездной передачи (например, продажа Россией США в 1867 году Аляски; продажа Данией США в 1917 году некоторых из Виргинских островов.; безвозмездная передача Австрией Италии в 1866 году Венеции и тому подобное).

В XX веке в основном встречаются две разновидности цессии: цессия на основании мирных договоров и цессия с целью выравнивания границ. Во втором случае в целях более эффективного управления осуществляется обмен незначительными по площади территориями (Договор между СССР и Польшей 1951 года, Соглашение между СССР и Ираном 1954 году). Современное международное право требует, чтобы при осуществлении цессии соблюдались принцип равноправия и самоопределения народов, принцип неприменения силы, а также адекватно решались вопросы гражданства. Воздушное пространство, территориальные воды, недра не могут быть самостоятельными объектами цессии, они переходят только вместе с сухопутной территорией.

4.Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора (приобретение Россией Курильских островов после окончания войны с Японией). В настоящее время завоевание не является правомерным способом приобретения государственной территории.

5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращением понимается увеличение территории государства за счет естественных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вулканическая активность и тому подобное).

Если вследствие естественных процессов сухопутная территория образуется за пределами территории какого-либо государства, она должна рассматриваться как terra nullius.

6. В качестве правовых титулов также выделяются:

♦ Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европейскими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контролируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве основы делимитации Арктики.

♦ Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 года и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй мировой войны. Адъюдикация может подтверждать уже существующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная организация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразовательных) решениях.

Источник

Территория и другие пространства в международном праве

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • понятие, значение и виды территории;
  • государственные границы; установление (делимитация и демаркация) изменение, режим;
  • способы приобретения и утраты территории: исторический титул, оккупация, лишение, аренда, уступка, продажа, обмен;
  • международные реки: понятие и правовой режим;
  • международно-правовой статус и режим пользования пространствами и ресурсами Антарктики и Арктики;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Понятие и виды территории

Территория в международном праве — это весь земной шар, охватывающий его сухопутные, водные пространства, недра и воздушное пространство, космическое пространство и небесные тела.

Территория в международном праве подразделяется на следующие виды: 1) государственная территория; 2) территория с международным режимом; 3) территория со смешанным режимом.

Государственная территория — Это часть земного шара, на которой распространяется суверенитет определенного государства.

Государственная территория состоит из сухопутного, водного и воздушного пространств и недра. Внешние пределы государственной территории определяются границей данного государства.

Сухопутная территория государства составляет часть суши и ее недра, которая находится в пределах границ государства. Сухопутная территория государства может быть отдельным земным массивом либо разделена водным пространством (острова), может быть отделена от основной территории государства и окружена со всех сторон территорией другого государства (анклав).

К водным территориям государства относятся внутренние воды, территориальные воды, озера, реки, заливы, порты, бухты. На все эти водные пространства распространяется суверенитет соответствующего государства, и данное государство устанавливает их правовой режим в соответствии с его законодательством.

Воздушное пространство государства — это пространство, находящееся над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Высотный предел в международном праве не установлен, однако сложилась такая обычно-правовая норма, согласно которой предел не должен быть выше 100—110 км над уровнем Мирового океана. Данное пространство находится под суверенитетом государства, которое устанавливает правовой режим воздушного пространство и правила полетов в соответствии с национальным законодательством и международным правом.

К государственной территории также относятся посольства и другие виды представительства за рубежом, воздушные и морские суда, космические корабли, кабели подводные, трубопроводы.

Читайте также:  Аукционы как способы размещения заказов

Каждое государство в пределах своей территории осуществляет территориальное верховенство. Территориальное верховенство означает, что власть данного государства распространяется на все лица, находящиеся в пределах его территории. Территория государства исключительно находится под властью данного государства, власть другого государства исключается на этой территории. Государство осуществляет свое территориальное верховенство с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Юрисдикция государства может осуществляться за пределами ее территории, например: на континентальном шельфе, в исключительных экономических зонах.

К территории с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно открытого моря, космическое пространство, включая Луну, и другие небесные тела.

Правовой режим и статус таких территорий определяется международным правом. На этих территориях действует принцип общего наследия человечества. Суверенитет государств на них не распространяется.

К территориям со смешанным режимом относятся исключительные экономические зоны, континентальный шельф и прилежащие зоны. Они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства имеют суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом также относятся проливы, международные реки.

Способы приобретения и утраты территории

Вопрос приобретения и утраты территории имеет особое значение в международных отношениях. Учитывая важность территории в образовании государства и тот факт, что государство осуществляет свой суверенитет исключительно на его территории, является одним из наиболее важных вопросов, имеющих отношение к международному праву.

В международной практике сложились такие способы приобретения территории, как первоначальные и производные. К первоначальным способам относятся эффективная оккупация (завладение), приращение, приобретательская давность. К производным способам относятся цессия или уступка, обмен, дарение, плебисцит.

Одним из первоначальных способов приобретения территории является эффективная оккупация. Данный способ появился в средних веках во время Великих географических открытий. Данный способ считался законным, если оккупируемая территория на момент оккупации была terranullius — ничейной территорией. В качестве правового основания приобретения новых территорий являлся титул «первичного присвоения». Для эффективной оккупации необходимо не только провозглашать суверенитет на данную территорию, но и осуществлять контроль над ней и верховную власть на данной территории. Государство, которое открыло новую территорию, обязано официально уведомить другие государства о том, что оно открыло новую территорию, такое уведомление включает в себя заявление о границах приобретенной территории.

К первоначальным способам относится приращение, означающее увеличение территории государства в результате образования новых земельных участков за счет действия сил природы, например, образование островов. Государство также обладает промышленными приращениями, которые оно строит на своей территории, — это барьеры волн или портов, установленные государствами в их территориальных морях.

Производные способы приобретения территории заключаются в переходе территории одного государства к территории другого государства, как на договорной, так и на внедоговорной основе.

К производным способам относятся цессия или уступка территории — это уступка части своей территории государства другому государству на договорной основе. Уступка может быть осуществлена на возмездной основе (например, уступка в 1867 г. Россией США Аляски за 7,2 млн долл.). Уступка может быть безвозмездной в соответствии с принципом ответственности за агрессию. Такие меры были приняты после Второй мировой войны в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. От Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР.

Такой способ, как плебисцит, означает всенародное голосование (референдум) о территориальном изменении. Например: Исландия в 1944 г. на основе плебисцита вышла из состава Дании.

Под приобретательской давностью понимается приобретение территории путем длительного законного владения такой территорией. Для того чтобы владение стало законным: владение должно быть мирным и постоянным; осуществление суверенитета на всей этой территории; владение должно быть публичным; владение должно быть в течение длительного периода времени. На сегодняшний день не установлен срок для приобретательской давности.

Известны еще такие способы, как адьюдикация, — передача территории другому государству на основе судебного решения, передача территории по решению международной организации.

Понятие государственной границы и ее режим

Границы имеют политическое и юридическое значение. Государство осуществляет свой суверенитет в пределах своих границ. Границы государства обычно устанавливаются международными договорами между соседними государствами.

Государственная граница — это линия, которая определяет предел действия государственного суверенитета и отделяет территорию государства от других территорий.

Граница — это линия, в которой нет размерности, кроме длины, которая определяет площадь государства и действие его суверенитета.

Граница — это точка, с которой начинается и затем заканчивается суверенитет, власть, собственность и законы государства для его соседних государств. Они отображаются только на политических картах в виде линий, которые следуют между странами для обозначения и отделения территорий и территорий каждой страны от другой.

В современную эпоху границы составляются по соглашению между заинтересованными государствами, в соответствии с международными соглашениями и договорами или арбитражными решениями или решениями международного суда.

Границы бывают естественные и искусственные.

Естественные границы связаны с природными рубежами, которые создают благоприятные условия для развития государства и его обороны (горы, реки и т.д.). Они создаются самой природой.

Читайте также:  Безопарный способ приготовления теста это как

Искусственные границы связаны с созданием линий военно-инженерных укреплений, которые разделяют государственные территории. Такие границы устанавливаются в виде колючей проволоки или цветных линий, контрольно-пропускных пунктов или таможенных зон. Ярким примером искусственных границ является Великая китайская стена.

Государственные границы делятся на сухопутные, озерные, речные, морские и воздушные.

Сухопутные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства, они устанавливаются с учетом географических особенностей местности (моря, озера, реки, горы). Они могут проводиться посредством проведения прямых линий от одной точки к другой. Такие линии называются геометрическими (например, карта Африки). Они также могут устанавливаться по параллелям и меридианам.

Границы по озерам и рекам тоже устанавливаются по договоренности и на основе соглашения между соседними государствами. По судоходным рекам границы проводятся посередине главного фарватера (по тальвегу реки) или по линии наибольших глубин. На несудоходной реке границы устанавливаются посредине реки. На озерах и других водоемах границы проводятся по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Примером границы по рекам служит река Рио гранде между США и Мексикой, река Рейна между Францией и Германией. Примером границы по озерам: Великие озера между Канадой и Соединенными Штатами, Озеро Виктория между Угандой, Кенией и Танзанией, Женевское озеро между Швейцарией и Францией, Озеро Чад между Нигерией, Нигером и Чадом.

Морскими границами является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних государств. Морская граница государства проводится в соответствии с законодательством прибрежного государства и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., но ширина не может превышать 12 морских миль.

Воздушная государственная граница — это воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100—110 км. Каждое государство имеет право на полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над его территорией.

Для установления государственных границ выделяют две стадии: делимитация и демаркация.

Делимитация — это установление линии государственных границ по соглашению между соседними государствами и нанесение этой линии на карту. Как правило, данная карта становится приложением к пограничному договору.

Демаркация — это прохождение линии государственных границ на местности на основе договора и приложения к нему карты с помощью специальных пограничных знаков.

Для прохождения демаркации создаются совместные комиссии, и о всех действиях по демаркации составляют документы: протоколы об описании прохождения границ, карту с нанесением на нее линии границы и протоколы на установленный пограничный знак. Все эти документы являются приложением к пограничному договору и подписываются сторонами, скрепляются печатями.

Периодически государства проводят редемаркацию государственных границ, т.е. проверку, восстановление, замену разрушенных пограничных знаков или установку новых.

Режим государственной границы устанавливается в соответствии с законодательством каждого государства и его международными договорами.

Режим государственной границы включает в себя следующие правила:

  • порядок пересечения государственной границы физическими лицами, транспортными средствами;
  • содержание границы;
  • перемещение через границу товаров, грузов и животных;
  • ведение на границе различные виды деятельности;
  • порядок въезда на территорию государства и выезда из нее.

В международном праве сформировалась норма, согласно которой смена территориального суверенитета или иные случаи правопреемства не дают правовых основания для пересмотра границ.

Международно-правовой режим Антарктики и Арктики

Международно-правовой режим Антарктики закреплен в Договоре об Антарктике 1959 г., согласно которому Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые военные действия, такие как испытание любых видов оружия, в том числе любых ядерных взрывов и захоронение радиоактивных материалов, создание военных баз, она не может стать театром для военных действий, и она является демилитаризованной и нейтрализованной территорией. Антарктика также используется для научных исследований, договор запрещает разведку и добычу полезных ископаемых в этом районе. Договор возлагает на государства обязанность сотрудничать в целях защиты и сохранения природных ресурсов Антарктики.

На основе договора были приняты международные соглашения о сохранении природной среды Антарктики: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.

Срок Договора об Антарктике 1959 г. истекает в 2048 г.

Правовой режим Арктики основывается на следующих международных соглашениях: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,

Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др., законодательстве арктических государств (Канады, России, Норвегии, Дании, Исландии, США, Финляндии, Швеции). В отличие от Антарктики, нет международно-правового договора, определяющего статус арктического региона в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте понятие территории в международном праве.
  2. Каковы основные виды территории в международном праве?
  3. Каковы основные способы приобретения территории?
  4. Раскройте понятие государственной границы в международном праве.
  5. Каков международно-правовой режим Антарктики и Арктики?

Источник

Оцените статью
Разные способы