Основные способы представления задач

5 способов ставить задачи, чтобы их понимали и выполняли в срок

Когда задачи не выполняются, виноват часто не только тот, кто их делал, но и тот, кто ставил. Ведь от правильной постановки напрямую зависит качество и эффективность выполнения. Не приложили инструкций, не объяснили целей и ожидаемых результатов, не дали инструментов – вот у сотрудника или подрядчика и не получилось сделать все, как нужно.

Сложность еще и в том, что часто с позиции постановщика сложно оценить, какая именно информация, данные и инструменты нужны исполнителю. Первому кажется, что все очевидно, а для второго это не так. Чтобы этого избежать, можно использовать методы постановки задач, которые помогают разложить все по полочкам, не упустить ничего важного и повысить шансы на успех. В статье рассмотрим 5 таких методов с примерами.

SMART

Один из самых популярных подходов, который позволяет собрать воедино всю необходимую информацию и сформулировать задачу максимально четко и понятно. Изначально использовался для постановки целей, но подходит и для задач.

Буквы аббревиатуры обозначают критерии правильно поставленной задачи:

Time bound – ограниченная во времени.

Важно, чтобы задача отвечала всем пяти критериям

Пример. Допустим, заказчику нужно получить больше трафика из контекстной рекламы в высокий сезон – с июня по август. Для этого он ставит задачу исполнителю – подрядчику по контекстной рекламе. Чтобы она соответствовала SMART-критериям, ее можно сформулировать так:

Увеличить трафик с контекстной рекламы на 20% к 1.06.2020 за счет запуска РСЯ, Google Ads и YouTube.

В такой формулировке задача:

конкретная – показывает, какой нужно получить результат и каким способом;

измеримая – указан процент, на который нужно увеличить трафик;

достижимая – учитывая, что РСЯ, Google Ads и YouTube еще даже не запускали;

значимая – компании важно получить больше трафика в сезон, чтобы максимизировать прибыль;

ограниченная во времени – указан срок.

Модель ориентирована на постановку задач программистам, так как работает по принципам алгоритма, но и для взаимодействия с сотрудниками и подрядчиками других специальностей тоже подойдет. Особенно полезна для работы с новичками, так как раскладывает задачу и процесс работы над ней по полочкам.

В отличие от метода SMART, здесь буквы аббревиатуры обозначают не критерии, а главы ТЗ и отчасти этапы работы над задачей:

Test1 – какой результат нужно получить или что конкретно сделать;

Operation – какие действия нужно выполнить, чтобы получить результат;

Test2 – как мы поймем, что двигаемся к результату;

Exit – как мы поймем, что достигли результата.

Такой подход помогает исполнителю лучше понять задачу, потому что показывает, как достигнуть результата и убедиться, что получили именно то, что нужно.

Четкий алгоритм постановки задачи по TOTE

Пример. Специалист по контекстной рекламе взял в помощники новичка и решил начать практику с самого простого, например с составления объявлений. Такая задача, поставленная по TOTE, может выглядеть так:

Подготовить объявления для рекламной кампании Ателье

T1: Нужно составить объявления в соответствии с согласованной с клиентом концепцией (в файле) по шаблону (прилагаю) и нашим правилам (в чек-листе). Объявления должны содержать по два заголовка, тексты, быстрые и отображаемые ссылки.

O: Чек-лист задачи:

1. Изучить концепцию и чек-лист по созданию объявлений;

2. Скопировать в шаблон ключевые фразы и заполнить все поля для каждой;

3. Проверить объявление по чек-листу и на соответствие ограничениям Директа;

T2: Чтобы не переделывать, делай все в этой последовательности.

E: Результатом будет заполненный и согласованный шаблон, готовый к загрузке в Яндекс.Директ.

HD-RW-RM

Способ позволяет дать исполнителю всю необходимую информацию, не забыв ничего важного. Отчасти пересекается со SMART, но учитывает не критерии, а информационные блоки ТЗ.

Буквы аббревиатуры обозначают разделы шаблона, по которому удобно заполнять задачу:

Header – заголовок, отвечает на вопрос «Что нужно сделать»;

Description – описание, погружает в контекст задачи и детали;

Result – результат, описывает критерии, по которым будем определять, что задача выполнена;

Way – путь, может показывать, с чего начать, или содержать четкий алгоритм с точками контроля;

Redline – время и приоритет, выставляет сроки и показывает, насколько задача важна;

Motivation – мотивация, объясняет, зачем результат нужен поставщику, исполнителю и другим заинтересованным сотрудникам.

Главное отличие от других методов – в блоке «Мотивация». Понимая, зачем это нужно, исполнитель может более ответственно подойти к выполнению задачи.

Шаблон для постановки таких задач может выглядеть так

Пример. Небольшая команда специалистов по контекстной рекламе растет, и, чтобы масштабироваться безболезненно и поддерживать уровень качества на каждом проекте, нужно стандартизировать процессы. Руководитель ставит одному из самых опытных членов команды задачу описать процесс настройки кампании в Яндекс.Директе. Важно учесть все нюансы, ведь от четкости процессов может зависеть доход всей команды в целом и каждого специалиста в отдельности.

Поставленная по методу HD-RW-RM, задача может выглядеть так:

Стандартизировать настройку кампаний в Яндекс.Директе

Описать процесс настройки кампании в Яндекс.Директе

Нам нужно стандартизировать все процессы работы над проектами. Начать решили с настройки кампаний в Директе, так как таких задач сейчас в работе больше всего. Нужен четкий алгоритм, по которому смогут работать и опытные сотрудники, и новички.

Результатом станет пошаговая инструкция в Google Docs и чек-лист, который мы сможем прикладывать к таким задачам в таск-менеджере.

Начни со своего опыта – опиши алгоритм, по которому настраиваешь сам. Собери все моменты, в которых можно ошибиться. Потом обсуди с парой опытных ребят. Возможно, они подскажут, как сделать эффективнее какие-то этапы. Покажи 2-3 новичкам, чтобы собрать их вопросы. Доработай и согласуем.

Время и приоритет

У задачи первый приоритет после клиентских проектов. Будет здорово, если сможем запустить работу по новому процессу через месяц, 25 июля.

Мы продолжаем расти. Этот алгоритм поможет делать кампании быстрее без потери качества и не упускать важных деталей. А значит, мы сможем взять дополнительные проекты и все вместе будем зарабатывать больше.

Читайте также:  Что такое спид способы заражения

Задача важная, поскольку влияет на репутацию и прибыль, но сотрудник опытный, поэтому ему можно не расписывать весь процесс по шагам.

Кстати, получать больше прибыли от ведения контекстной рекламы можно не только за счет роста клиентской базы, но и с помощью партнерских программ. Например, участники партнерской программы Click.ru получают до 18% от рекламного оборота клиентов.

CLEAR

Методику разработал канадский бизнес-тренер и гребец Адам Крик в качестве альтернативы модели SMART. В отличие от нее, CLEAR позволяет ставить более гибкие задачи, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Буквы аббревиатуры обозначают критерии, которым должна соответствовать правильно поставленная задача:

Collaborative – командная, мотивирует сотрудников работать вместе;

Limited – ограниченная, по аналогии со SMART – достижимая и ограниченная во времени;

Emotional – эмоциональная, интересна исполнителям;

Approachable – доступная, можно разбить на мелкие подзадачи;

Refinable – гибкая, может изменяться в процессе выполнения.

Первый критерий подразумевает, что метод лучше использовать, когда нужно поставить задачу нескольким сотрудникам или группе исполнителей, иначе в нем теряется смысл.

Критерии другие, принцип тот же

Пример. Системы контекстной рекламы регулярно выпускают обновления и новые инструменты. Чтобы оставаться в тренде и не растерять клиентов, в отделе контекстной рекламы решили поставить регулярную задачу для всех специалистов: ежемесячно изучать обновления, проверять, на каких проектах они могут быть полезны, и направлять предложения по оптимизации клиентам.

Вот как можно сформулировать эту задачу по CLEAR:

Направлять клиентам предложения по подключению новых инструментов рекламных систем до 10 числа каждого месяца.

Так она соответствует методике:

командная – задачу поставили всему отделу, сотрудники могут помочь друг другу разобраться в обновлениях и составить предложения;

ограниченная – она достижима и имеет сроки (до 10 числа);

эмоциональная – выходит за рамки стандартных процессов и позволяет проявить свои навыки и знания в маркетинге;

доступная – можно разбить на подзадачи: изучить обновления, проанализировать проекты в работе и т. д.;

гибкая – в один месяц Яндекс.Директ выпускает обновления одно за другим, в другой – едва меняет что-то по мелочи.

Еще одна альтернатива методу SMART, разработанная Массачусетским технологическим институтом. Эта методика также ориентирована на командную работу и амбиции исполнителей, поэтому вряд ли подойдет для рядовых задач вроде сбора семантики или анализа площадок в РСЯ.

Так же как в SMART и CLEAR, буквы аббревиатуры обозначают критерии задачи:

Frequently discussed – часто обсуждаемая, о задаче в команде постоянно говорят, чтобы не упустить ее из виду;

Ambitious – амбициозная, выполнимая, но не слишком легкая, чтобы могла вдохновить исполнителей на достижение большего;

Specific – конкретная, по аналогии со SMART;

Transparent – прозрачная, сама задача и цель, для достижения которой ее нужно сделать, видны всей команде.

Методика помогает ставить и работать с важными для компании или проекта задачами так, чтобы они оставались в фокусе и выполнялись качественно.

Пожалуй, выбирать между SMART, CLEAR и FAST можно в зависимости от типа и важности задачи, а также от того, кому она адресована

Пример. В агентстве решили повысить уровень клиентского сервиса за счет более прозрачных и понятных отчетов по контекстной рекламе. Перед отделом стоит глобальная задача: подобрать подходящий инструмент и перенести в него всю клиентскую отчетность.

По FAST задачу можно сформулировать так:

Подобрать и внедрить до 1 июня систему визуализации данных с возможностью строить динамические отчеты по контекстной рекламе, чтобы сделать отчетность быстрее для специалистов и понятнее для клиентов.

Пройдемся по критериям:

часто обсуждаемая – задача затрагивает всех сотрудников отдела, поэтому ее будут обсуждать;

амбициозная – она непростая, потому что глобальная, но выполнима;

прозрачная – всем сотрудникам понятно, что сделать (подобрать и внедрить) и зачем это нужно (ускорить процессы и сделать отчеты понятнее).

7 полезных инструментов для постановки задач

Выбрать какой-то один метод и оттачивать его или использовать разные способы для постановки задач разной сложности сотрудникам разного уровня – решать вам. В любом случае все задачи нужно где-то фиксировать. Поэтому делимся подборкой таск-менеджеров, в которых можно ставить задачи по любой из этих методологий. Выбирайте, исходя из потребностей и размеров вашей команды:

Источник

2 Методы разработки и способы представления алгоритмов

2.2 Методы разработки и способы представления алгоритмов

1. Основные принципы методов ветвей и границ, понятия сложности и сводимости задач.

2. Способы представления алгоритмов

Метод ветвей и границ (МВГ) относится к группе комбинаторных методов, основную идею которых составляет замена полного перебора всех решений их частичным перебором, что осуществляется путем отбрасывания некоторых подмножеств вариантов, то есть допустимых решений, заведомо не дающих оптимума; перебор при этом ведется лишь среди остающихся вариантов, являющихся в определенном смысле «перспективными». Таким образом, основная идея всех методов ветвей и границ при всем их разнообразии базируется на использовании конечности множества вариантов и переходе от полного перебора к сокращенному (направленному) перебору. Важную роль при этом играют правила оценки и отбрасывания неперспективных множеств вариантов.

Метод ветвей и границ в случае точного вычисления оценок относится к точным методам решения задач выбора и потому в неблагоприятных ситуациях может приводить к экспоненциальной временной сложности. Однако метод часто используют как приближенный, поскольку можно применить приближенные алгоритмы вычисления оценок.

Перечислим основные этапы решения задачи методом МВГ.

1) Трансформация задачи (ТЗ). Исходную задачу заменяют другой задачей так, что множество решений исходной задачи содержится в множестве решений трансформированной задачи. Найти оптимальное решение трансформированной задачи значительно проще, чем решение исходной задачи.

2) Построение дерева решений. Множество решений ТЗ разбивают на подзадачи. Затем каждую подзадачу в свою очередь разбивают на подзадачи. В результате получается дерево решений. Процесс разбиения прекращается, если подзадача содержит не более одного решения исходной задачи, такая задача называется концевой. Если в результате работы МВГ будет построено полное дерево решений, то МВГ будет эквивалентен полному перебору, чем лучше работает МВГ, тем он дальше от полного перебора.

Читайте также:  Способ токарной обработки фасонных поверхностей

3) Получение нижних оценок каждая подзадача трансформированной задачи содержит какое-то число решений исходной задачи (плата за упрощение). Отсюда оптимальное решение подзадачи меньше или равно лучшему из решений исходной задачи, содержащихся в этой подзадаче. Поэтому оптимальное решение трансформированной подзадачи называют оценкой снизу для решений исходной задачи, содержащихся в этой подзадаче.

Для каждой вновь полученной подзадачи оценка снизу будет не меньше, чем оценка родительской подзадачи, так как в нее входит только часть решений.

4) Получение верхней оценки. Любое решение исходной задачи называют верхней оценкой. Верхняя оценка больше (хуже) или равна оптимальному решению.

5) Отсечения. Если для подзадачи нижняя оценка получилась больше или равна верхней оценке, то эта подзадача заведомо не содержит решения лучше одного из уже найденных решений. Поэтому дальнейшее ее исследование не имеет смысла. Идущий от нее фрагмент дерева отсекается. Чем больше ветвей дерева отсекается, тем быстрее работает МВГ. А отсечения зависят как от качества нижних оценок, так и от качества верхней оценки (исходного размещения).

6) Ветвление. Чаще всего используется следующий способ ветвления:

— для подзадач верхнего уровня получают оценки снизу;

— подзадача с лучшей оценкой разбивается на подзадачи следующего уровня, и для них определяются оценки снизу;

— эти подзадачи добавляются к тем подзадачам, от которых еще не производилось ветвление, из них выбирается для разбиения подзадача с лучшей нижней оценкой;

— если таких подзадач несколько, то из них выбирается самого низкого уровня, если и их несколько, то выбор производится случайно.

В настоящее время существует достаточно много задач, которые требуют перебора большого количества (а то и всех) комбинаций данных для выбора оптимального решения. Такие задачи очень трудоемки для памяти персонального компьютера, поэтому существуют методы ограниченного перебора (оптимизация решения задачи в процессе решения). К таким методам относят, например, метод «разделяй и властвуй». Такой алгоритм разделяет задачу на более мелкие подзадачи, а затем собирает решение основной задачи «снизу вверх». Этот метод применим только в случаях, когда подзадачи являются независимыми. Если подзадачи будут взаимозависимыми, то алгоритм «разделяй и властвуй» будет делать лишнюю работу, решая одни и те же подзадачи по несколько раз. В таких случаях применяется метод динамического программирования.

Динамическое программирование определяет оптимальное решение n-мерной задачи путем ее декомпозиции на n этапов, каждый из которых представляет собой подзадачу относительно одной переменной.

Вычислительное преимущество такого подхода состоит в том, что занимаются решением одномерных оптимизационных задач подзадач вместо большой n-мерной задачи, а затем собираем решение основной задачи «снизу вверх». Динамическое программирование применимо тогда, когда подзадачи не являются независимыми, иными словами, когда у подзадач есть общие «подподзадачи». Алгоритм, основанный на динамическом программировании, решает каждую из подзадач единожды и запоминает ответы в специальной таблице. Это позволяет не вычислять заново ответ к уже встречавшейся подзадаче.

Этот метод имеет под собой достаточно серьезную научную основу, однако его суть вполне можно объяснить на простом примере чисел Фибоначчи.

Вычислить Af чисел в последовательности Фибоначчи: 1,1,2,3,5,8. где первые два члена равны единице, а все остальные представляют собой сумму двух предыдущих, N меньше 100.

Самый очевидный способ «решения» задачи состоит в написании рекурсивной функции примерно следующего вида:

function F(X: integer): longint; begin

if (X = 1) or (X = 2) then F := 1

else F := F(X-l) + F(X-2) end;

При этом на шестом-седьмом десятке программе перестанет хватать временных ресурсов самой современной вычислительной машины. Это происходит по следующим причинам.

Для вычисления, например, F (40) вначале вычисляется F (39) и F (38). Причем F (3 8) вычисляется заново, без использования значения, которое было вычислено, когда считалось F (39), т. е. значение функции при одном и том же значении аргумента считается много раз. Если исключить повторный счет, то функция станет заметно эффективней. Для этого приходится завести массив, в котором хранятся значения нашей функции:

var D: array[1..100] of longint;

Сначала массив заполняется значениями, которые заведомо не могут быть значениями функции (чаще всего, это «-1», но вполне пригоден 0). При попытке вычислить какое-то значение, программа смотрит, не вычислялось ли оно ранее, и если да, то берет готовый результат.

Функция принимает следующий вид:

function F(X: integer): longint; begin

if (X=l) or (X=2) then D[X] := 1

else D[X] := F(X-l) + F(X-2); F := D[X]; end;

Этот подход динамического программирования называется подходом «сверху вниз». Он запоминает решенные задачи, но очередность реше­ния задач все равно контролирует рекурсия.

Можно еще более упростить решение, убрав рекурсию вообще. Для этого необходимо сменить нисходящую логику рассуждения (от того, что надо найти, к тривиальному) на восходящую (соответственно наоборот). В этой задаче такой переход очевиден и описывается простым циклом:

D[12] := 1; D[2] := 1; For i := 3 to N do

Здесь использован подход «снизу вверх». Чаще всего, такой способ раза в три быстрее. Однако в ряде случаев такой метод приводит к необходимости решать большее количество подзадач, чем при рекурсии.

Очень часто для его написания приходится использовать как промежуточный результат нисходящую форму, а иногда безрекурсивная (итеративная) форма оказывается чрезвычайно сложной и малопонятной.

Таким образом, если алгоритм превышает отведенное ему время на тестах большого объема, то необходимо осуществлять доработку этого алгоритма.

Способы представления алгоритмов

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хозерми, сокращенно Ал-Хозерми, который жил и творил в IX веке. Он стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в IX веке, когда еще не была разработана математическая символика, было очень трудно. Но Ал-Хозерми удалось выработать в своих трудах стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия. В своей книге «Об индийском счете» он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действия над ними «столбиком», знакомые теперь каждому школьнику

Читайте также:  Способы сварки нержавеющей стали

В латинском переводе книги Ал-Хозерми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что Алгоризми — это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.

Таким образом, алгоритм — это точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.

Основные свойства алгоритмов:

1. Понятность для исполнителя.

2. Дискpетность (прерывность, раздельность) — алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов (этапов).

3. Опpеделенность — каждое пpавило алгоpитма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для пpоизвола.

4. Pезультативность — это свойство состоит в том, что алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи за конечное число шагов.

5. Массовость. Алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде.

Разрабатывать алгоритмы может только человек.

Исполнитель алгоритма — это устройство управления, соединенное с набором инструментов. Устройство управления понимает алгоритмы и организует их выполнение, командуя соответствующими инструментами.

Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства — роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника. В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

Формы представления алгоритмов.

— словесная (записи на естественном языке);

— графическая (изображения из графических символов);

— псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке);

— программная (тексты на языках программирования).

1. Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке.

Например. Записать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел. Алгоритм может быть следующим:

1. задать два числа;

2. если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, в противном случае продолжить выполнение алгоритма;

3. определить большее из чисел;

4. заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел;

5. повторить алгоритм с шага 2.

Описанный алгоритм применим к любым натуральным числам и должен приводить к решению поставленной задачи. Однако, словесный способ не имеет широкого распространения по следующим причинам:

— такие описания строго не формализуемы;

— страдают многословностью записей;

— допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.

2. Графическом представление — алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий.

В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы

Обозначение и пример заполнения

Вычислительное действие или последовательность действий

Вычисления по подпрограмм-ме, стандартной подпрог-рамме

Ввод-вывод в общем виде

Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму

Блок «процесс» — выполнение одной или нескольких операций, обработка данных любого вида. Внутри фигуры записывают непосредственно сами операции.

Применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значение, форму представления или размещения данных. Для улучшения наглядности схемы несколько отдельных блоков обработки можно объединять в один блок. Представление отдельных операций достаточно свободно.

Блок «решение» используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке «решение» должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.

Отображает решение или функцию переключательного типа с одним входом и двумя или более альтернативными выходами, из которых только один может быть выбран после вычисления условий, определенных внутри этого элемента. Вход в элемент обозначается линией, входящей обычно в верхнюю вершину элемента. Если выходов два или три, то обычно каждый выход обозначается линией, выходящей из оставшихся вершин (боковых и нижней). В программировании данный блок соответствует условному оператору if (два выхода: true, false) и case (множество выходов).

Блок «модификация» (означает видоизменение, преобразование) используется для организации циклических конструкций. Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное значение, граничное условие и шаг изменения значения параметра для каждого повторения.

Блок «предопределенный процесс» отображает выполнение процесса, состоящего из одной или нескольких операций, который определен в другом месте программы (в подпрограмме, модуле). Используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам. В программировании это вызов процедуры или функции.

Блок данные (ввод-вывод). Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод). Данный символ не определяет носителя данных (для указания типа носителя данных используются специфические символы).

Терминатора (пуск — останов). Элемент отображает вход из внешней среды или выход из нее (наиболее частое применение ? начало и конец программы). Внутри фигуры записывается соответствующее действие.

3. Программная форма. При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы — компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма — программной, т.е. программная форма записи алгоритма — это запись на языке программирования.

Рассмотрим примеры использования данных форм записи алгоритмов, используя следующее задание: написать алгоритм «Одеться по погоде». Если на улице температура ниже 0, то необходимо надеть шубу, иначе — куртку.

1) Словесная форма:

2. определить температуру воздуха

3. если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку

Источник

Оцените статью
Разные способы