Исторические виды мировоззрения: мифология, религия, философия, наука
Важнейшей задачей философии можно считать построение и рациональное обоснование мировоззрения – целостного и развёрнутого взгляда человека и общества на себя и на окружающий мир как на глобальное мироздание, на Универсум. Сложившееся мировоззрение или, другими словами, система важнейших принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих отношение к действительности, индивидуальную «жизненную позицию» или же общее понимание мира, может быть как личностным достоянием, так и коллективной формой социокультурного сознания. В истории человеческой культуры традиционно называют несколько основных типов мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское, а позднее — научное.
Мифология – древнейшая форма общественного сознания, сочетающая как рациональное, так и сверхестественное восприятие действительности. Мифы впервые пытаются ответить на фундаментальные вопросы познания — о происхождении Вселенной, Земли и человека; они объясняют природные явления; ставят проблему жизни, смерти и судьбы человека, поднимают вопросы его чести и долга. Мифы одухотворяют природу; устанавливают иерархию «миров» (боги, люди, демоны); «объясняют» взаимодействие сверхестественных сил с человеком. Кроме того, существует практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач: хозяйство, защита от стихии и т.д.
Миф – это первый продукт «коллективного бессознательного», первая форма целостного постижения мира, превращения «хаоса» в упорядоченный и гармоничный, сколько-нибудь понимаемый «космос». Мифологическое сознание впервые устанавливает связь между человеком, природой и культурой. Благодаря мифу человек начинает жить в циклическом времени, периодически возвращаясь к «началу времён», когда «всё было лучше». Мифологическое мировоззрение не покидало историю и общественное сознание, оно активно воспроизводится в современной культуре — в искусстве, в политике, в рекламе.
Религиозное мировоззрение закономерно наследует яркую образно-эмоциональную специфику мифа и базовые начала мироустройства, изложенные в нём. Основной особенностью и отличием религии как мировоззрения становится вера в «Божественное начало», сотворившее мир, а источником знания служит «откровение», посланное избранным «пророкам» и позднее записанное в «священных текстах». Религия формирует этико-эмоциональное восприятие действительности. Рефлексия, то есть абстрактно-теоретические размышления, обращённость мысли на саму себя, для религиозного сознания вторична. Основными мировыми религиями сегодня являются буддизм, христианство, ислам, весомыми национальными религиями остаются индуизм, иудаизм, синтоизм. В современном мире религии выполняют важную консолидирующую, культурологическую и нравственно-воспитательную функцию. Между тем, в мире по-прежнему остаются острыми проблемы веротерпимости и религиозного экстремизма.
Философское мировоззрение возникает как, прежде всего, критическое отношение к мифу или, позднее, к религиозному догмату. Философское знание носит предельно общий характер, оно логично, системно и теоретически оформлено. Основная специфика философии в том, что она, имея очень много общего с научным знанием (предмет, методы, чёткий понятийный аппарат), не является только лишь наукой, но предстаёт предельным обобщением всех существующих, ранее накопленных человечеством знаний, в том числе, и конкретных знаний о природе, обществе, мышлении. Философия традиционно составляла мировоззренческую и методологическую основу гуманитарных наук, однако сегодня её постулаты становятся важны для физики, астрономии, биологии, генной инженерии, медицины.
Безусловно, предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. «Есть наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе, эта наука не тождественна ни одной из частных наук» (Аристотель) Так, подлинная философия — это «непосредственное видение» самой сути «того, что есть»: единого, целостного, истинного. Философия интегрирует иные науки, но не поглощает их, синтезирует всё научное знание, и вместе с тем, остаётся «открытой» для «вненаучного» знания: религии и др.
Для философии как формы познания остаётся чрезвычайно значимой нравственная составляющая познания и существования. Философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими вопросы счастья, надежды, веры, любви. «Стремясь» к научной объективности и беспристрастности, философия, между тем, изначально субъективна, и не может не быть таковой: рассматривая мир через призму человеческого «я», она стремиться постичь окружающее мироздания путём придания ему личностной теплоты, превращения целой вселенной в «наш дом» – «философия – это ностальгия повсюду быть дома». (Новалис)
В исторической ретроспективе философия как мировоззрение прошла три основные стадии:
— космоцентризм: объяснение мира могуществом и предопределённостью Космического Универсума, Высших сил, энергий и циклов бытия (философия Индии, Китая, Античной Греции);
— теоцентризм (теос (греч.) – Бог): все проблемы бытия и познания рассматриваются с точки зрения существования Бога, «философское» разъяснение и обоснование религиозных истин (средневековая схоластическая и современная богословская философия);
— антропоцентризм (антропос (греч.) – человек): в центре познания – проблема человека, его возможностей, его судьбы, его свободы (философия Возрождения, Нового и Новейшего времени.)
Научное мировоззрение — относительно поздний «продукт» общественного сознания и культуры (концептуально оформилось в XIX веке), представляет собой систему теоретического и практического знания, сформированного на основе рационально-логической доказуемости фактов и опытного обоснования исследований. Современная наука взаимодействует со всеми видами познания и, прежде всего, с философией. Однако существует определённая специфика.
Учёный, выдвигая гипотезу, руководствуется, в первую очередь, строгими доказательствами, которые находятся в его распоряжении. Философ же, опираясь на богатейшую традицию рефлексии, следует за вдохновением мысли, расширяя «горизонт» познания. Его идея может разойтись с данными науки, его цель совсем не в том, чтобы прокомментировать и обобщить результаты научных изысканий, а в том, чтобы воздействовать на фундаментальные мировоззренческие установки и, возможно, изменить способы и предмет познания.
Предмет, методы и функции философии.
Как и всякая дисциплина, философия имеет свой предмет. Им является всеобщее в системе «человек-мир». В истории философских знаний выделялись различные аспекты этого отношения, что приводило к развитию и углублению взглядов на предмет философии как науки.
Философское знание составляет следующие основные разделы:
— онтология (онтос (греч.) — мир, логос (греч.) — слово, наука): учение о Бытии, его сущности, происхождении и конечности;
— гносеология (гнозис (греч.) – знание): учение о процессах познании, о природе разума, о «бессознательном», о возможностях, границах и законах познания мира;
— антропология, антропософия: учение о человеке, его сущности и существовании, о его душе и духовном мире;
— социальная философия и философия истории: разделы о взаимодействии человека и общества, о его духовной и материально-экономической сферах жизни, о глобальных социальных перспективах и проблемах выживания, а также исследование закономерностей культурно-исторического развития различных обществ, определение критериев культуры и цивилизации;
Основными методами философии являются:
— диалектика – основной, «рабочий» метод современного философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом причин и следствий, возможностей изменения и закономерностей развития.
— метафизика — метод философского исследования, при котором изначально задаётся высота абсолютных истин, проводится поиск и обоснование непреходящих критериев, ценностей и смыслов бытия, логически «неопределимых» (любовь, добро, правда, благо, совесть, красота): это «то, что есть» — «непосредственный взгляд» на суть человека и мироздания.
— догматика – восприятие бытия и знания через призму догматов (как правило, религиозных) – недоказуемых, «данных свыше», по умолчанию принятых «раз и навсегда».
— эклектика – метод произвольных заимствований, соединение разрозненных, «вырванных из контекста» фактов, не имеющих единого начала концепций, с целью сформулировать внешне правдоподобные, но не являющиеся подлинно достоверными выводы.
— софистика – метод доказательств «чего угодно кому угодно», эффектный приём ораторского искусства, основанный на выведении из некорректно поданных фактов логически правильных, однако изначально ложных по смыслу выводов.
Важнейшими функциями философии, то есть направлениями применения, через которые реализуются её цели, задачи и назначение как науки, принято выделять следующие:
— мировоззренческая, онтологическая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, о месте в нём человека, а также принципов его взаимодействия с миром.
— методологическая, заключается в выработке определённого категориально-понятийного аппарата, свойственного философии как системе научно-теоретического знания.
— гносеологическая функция имеет целью достоверное познание окружающего мира и выработку основных методов этого познания, а также построение наиболее общих концепций и теорий; она подразумевает критическое осмысление действительности, разрушение стереотипов имеющегося знания, его модернизацию.
— аксиологическая (аксиос (греч.) — ценный), одна из важнейших функций философии, заключается в глубоком осмыслении окружающего мира и происходящих в нём процессов с точки зрения «преходящих» и «вечных» ценностей и смыслов: духовно-нравственных, личностных, общечеловеческих, социальных, узкокорпоративных, религиозных, идеологических и т.д.
— просвещенческая, воспитующая функция состоит в том, чтобы создавать и культивировать духовные и гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали в обществе, помочь человеку обрести смысл жизни и «найти себя» в окружающем мире.
— социальная функция призвана объяснить состояние и движущие силы в человеческом обществе в глобальном масштабе, назвать важнейшие причины социальных противоречий, обозначить пути совершенствования общественных отношений.
— прогностическая функция заключается в попытке глобального прогноза тенденций развития окружающего мира: космоса, природы и общества, будущего цивилизации, стран и народов, их исторической судьбы, а также развития человека, возможностей его сознания и познания.
Источник
Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Предисловие автора
Учебное пособие в 2-х частях в форме курса лекций по дисциплине «Основы философии» предназначено для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений, для всех форм обучения. Оно составлено в соответствии с учебной программой курса и учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по многим медицинским специальностям. Пособие может быть использовано при самостоятельной подготовке к занятиям, экзаменам, а так же при подготовке к отработке пропущенного занятия по той или иной теме.
Материал в лекциях сгруппирован по темам. В лекциях содержится план, краткое изложение вопросов и задания для самопроверки.
Лекции раскрывают сущность и анализ философских категорий, их основные свойства и взаимосвязь.
Работая над курсом лекций по дисциплине «Основы философии», стремилась полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в духе современности.
Лекции составлены с учетом отказа от идеологического подхода к оснащению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.
Жизнь показала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом основа творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.
В лекциях сочетается историко-философское и проблемное изложение материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, излагаются научные точки зрения.
Курс «Основы философии» направлен на развитие у обучающихся мышления, на выработку у них собственной жизненной позиции и мировоззрения.
Лекции по дисциплине «Основы философии» написаны с целью формирования у обучающихся представления о философии как специфической области знания, о философских, религиозных и научных картинах мира, о природе и сущности человека, о феномене сознания, об уровнях и формах познания, об обществе и цивилизации.
ЛЕКЦИЯ №1
Философия, ее место и роль в жизни общества
План:
1. Философия и мировоззрение.
2. Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия.
3. Предмет философии.
4. Основной вопрос философии.
5. Основные разделы и функции философии.
6. Философия как методология.
7. Философия и наука.
Философия и мировоззрение
Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т.д., таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Слово мифология греческого происхождения – «наука о мифах». Она исследует, как возникли мифы, как изменились со временем, сравнивает мифы разных народов земли. Но есть у слова мифология и другое значение. Мифология – это собрание мифов того или иного народа. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня (миф о Прометее), изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Таким образом, миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения.
Главная функция мифа – объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. На основе ее 3000 лет тому назад возникли существующие и поныне древнейшие религии – буддизм, иудаизм, родиной которых были Индия и Палестина. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает, но религия имеет свою специфику. Она проявляется в наличии системы обрядовых действий, церковных учреждений, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.
Таким образом, религия – это определенные взгляды и представления людей, связанные с верой в
сверхъестественное, соответствующие обряды и культуры.
Наука зародилась в древности, а важнейшим фактором жизни стала в новое время. Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверки знаний.
В зависимости от условий развития науки и спроса на нее менялось ее место в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований и имела практическое применение в земледелии, строительстве и т.д. (например, египетские пирамиды). В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека способствовал развитию гуманитарных наук. Новый этап в развитии науки связан с возникновением естествознания. Начало, которому положил
Наука впервые оспорила у религии ее право безраздельно определять формирование мировоззрения.
Следующей формой общественного сознания является философия.
В понимании философии нередко допускались крайности: Аристотель считал, что философия – «мать наук». Гегель ее объявлял царицей всех наук. В середине века философии отводилось место «служанки богословия».
· Философия – это особая духовная область, «срединная земля» между наукой и религией.
· Философия – это особое мироощущение, особое отношение к миру, особый образ жизни.
· Философия – это учение о методах познания, которые используют все науки.
Таким образом, из факта существования множества определений философии можно сделать вывод о сложности, многогранности содержания философского знания. Обобщив различные точки зрения можно сформулировать следующее определение философии.
Философия– это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и мышления, позволяющих дать картину мира как единого целого.
Предмет философии
Философия зародилась примерно 2,5 тысячи лет назад в странах Древнего мира – Индии, Китае, Египте, а своей классической формы достигала в древней Греции.
Понятие философия возникло в Древней Греции в конце VI – начале V в до н.э. и означает «любовь к мудрости» («филео» переводится как любовь, а «софия» мудрость). Первым, кто употребил это слово, был древнегреческий математик Пифагор, которого спросили, мудрец ли он, ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». Платон назвал философию наукой. Философия занимает особое место среди других наук, она интересует все имеющиеся знания и выстраивает систему знаний о мире как целом и об отношении человека к нему.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Философия рассматривает следующие фундаментальные проблемы:
· проблемы происхождения и существования мира, природы, Вселенной;
· происхождение и сущность человека, его место в мироздании;
· проблему духовных ценностей и их соотношения с миром реальности;
· проблему добра и зла, свободы и ответственности, долга, справедливости и создание человеком определенной модели поведения;
· проблему закономерности развития общества, исторического процесса;
· проблему становления и развития философии.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем. Мировоззрение может быть религиозным или атеистическим, идеалистическим или материалистическим.
Идеализм – философское мировоззрение, признающее основой мира духовное начало, идею.
Идеализм и материализм не противоречат друг другу, это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.
Источник