Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное
Рациональное
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Источник
БИЛЕТ № 1 (Мировоззрение, Познание)
БИЛЕТ № 1 (Мировоззрение, Познание)
Мировоззрение (структура, классификация)
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
—Космоцентризм, древней демократической философии
—Теоцентризм, философии и культуры средних веков.
—Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.
1) Знания — задают обобщенную модель мира и места в нем человека.
Гносеология — раздел философского знания, изучающий процесс познания. Основной компонент в структуре мировоззрения
2)Ценности(аксиология) — категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Выполняют нормативно-регулирующие функции. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
4) Убеждения— те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деятельности.
Праксиология-раздел фил. знания, изучающий поведение людей, их деятельность.
5)Чувства, эмоции — определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.
— Мироощущение — эмоционально – психологическая сторона (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения);
-Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.);
-Миропонимание — познавательно — интеллектуальная сторона (подключение рациональных способов восприятия)
Классификации:
1) По субъекту:
2) По полноте:
-Нетеоретическое – обыденность вера в богов, мифы
3) По генезису:
А) Мифологическое
Мифология – это исторически первый, возникший на ранних этапах развития общества и культуры тип мировоззрения.
Б) Религиозное —исторически зарождается в недрах мифологического сознания. Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. Личного и глубоко интимного соединение с Богом.
В) Философское —представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Свободный поиск истины.
Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.
Гносеология — раздел философского знания, изучающий закономерности познавательного процесса
Познание – это форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Знание – проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах.
1) Ощущение– это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.
2) Восприятие– это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений.
3) Представление– это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.
Три разновидности знания:
а) информация об объективном мире природы и общества;
б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека
в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
На природу познания 3 точки зрения:
а) Гностицизм —исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
б) Агностицизм— философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира. мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе».
в) Скептицизм —философская концепция, выражающая сомнение в возможности познания человеком объективной действительности.
1.Наивно-реалистическая — естественно природный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы
2.Гносеологиская программа — совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).
3.Трансцендентальнойгносеологии — мир вещей и объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта.
4. Социокультурная программа представлена в двух ее основных версиях: Маркс, Гегель.
Объект познания – то на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное.
Важнейшие программы постклассической гносеологии:
4) герменевтическую и др.
Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рассматривает задачи и цели познания, обосновывает такие модели сознания, которые не сводятся к их рационально-теоретическим или эмпирико-сенсуалистическим проекциям.
БИЛЕТ 2 (предмет/функции филососфии, истина)
БИЛЕТ 3 (первичность мира / познавательный процесс )
Материализм и идеализм, их сущность и значение.
Что является первичным?
Монизм— философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало — материальное или идеальное
Материализм — одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи.
Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. (материя первична, а сознание вторично)
3 стадии:
1) Наивный (Греция, Китай)
2) Метафизический (Новое время) (механистический)
Идеализм– направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания (идеальное первично, а материальное вторично).
объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира)
субъективным (творец мира — разум человека).
Дуализм —признаёт 2 первоначала мира (Аристотель, Декарт)
Познаваем ли мир?
1) Гностицизм (Оптимизм) — признание познаваемости мира
2)Агностицизм — отрицание познаваемости мира.
3) Скептицизм — не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира
Философия древнего Китая.
Периоды китайской философии:
1) Пред философский (10-8 в. до н.э.).
—литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга истории)
— жертвоприношение духам природы и предкам
— мифологическая форма мышления – господствующая
— кровнородственная община, осознается ее ценность
— человеке — большая семья
2) Натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)
Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)
4) Существует путь, ведущий к достижению покоя (Нирвана)
Специфические черты древнеиндийской философии:
1) морально-этический характер
2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания
3) развитие способностей совершенствования
4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)
До сократовский
В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа),
Появляются первые натурфилософские концепции
Учения о стихиях
Анаксимандр — беспредельное (“апейрон”)
Пифагора — «все есть число»
Гераклит – огонь, «все течет», «все правится судьбой или необходимостью»
Элинический период
1) Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа (избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел)
2) Окружающие человека вещи совершенно непознаваемы.
3) Отрицали объективное существование добра, зла и рационального обоснования моральных норм.
4) Киники (лат. – cynic) — человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген).
5) Стоики — всепроникающий Логос составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.
Римский период
Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм представлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Бога как абсолютная Личность. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис.
Неопифагорейцев и неоплатоники.
1) Разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. (в основании космоса находится сверхсущее Единое – непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету.
2) Цель философии — мистическое постижение Единого, осуществляемого на основе нравственного очищения человека.
3) Неоплатонизм одно из популярнейших учений философии средних век
Монотеизм
2) креационизм(творчество)
Идея откровения
4) провиденциализм (предустановленности)
5) эсхатологизм —Люди – только актеры драмы, задуманной Богом.
6) Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно которой человек сотворен по образу и подобию Бога.
Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между философскими построениями и догматами христианского вероучения.
Философия эпохи Возрождения
Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) Происходит возврат к ценностям Античной философии. Средневековье отрицается.
1) возникают первые мануфактуры
2) время геогр. Открытий
3) бурный рост городов
4) необходимость обмена, торговли
5) изменение идеологии
6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство
Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
А) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосмоса;
Б) идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»
Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе.
3) Натурфилософский (Кеплер, Бруно, Коперника, Леонардо да Винчи)
Устройство Вселенной, как устройство человеческого организма.
Доминирование качественной иорганицистская модели природы.
Леонардо да Винчи — наличие в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом.
Н. Коперник — идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении.
Дж. Бруно концепция бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце
И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.
1) Новая трактовка природы.
— идея бесконечности природы
— однородность этих миров (единство, связь)
— формирование гелиоцентрической модели мира
2) Внимание к политической философии.
3) Человек — творец своей судьбы.
4) Общество — союз свободных и равных творческих личностей.
Микола Маккиавели (1469-1527)
Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.
Классовый подход
доказывает, что классы существуют не вечно, а появляются в течение времени из-за: — разделения труда, увеличения производительности, — это приводит к появлению избыточного продукта, концентрации богатства и появлению частной собственности, и появлению классов, отношение господства и порабощения. Классовая структура общества исчезнет с исчезновением классов, но социальная структура будет характерна и для бесклассового общества.
Пути образования классов: — выделение внутри общины экстплуататорской верхушки, состоявшей первоначально из родовой знати — образование в рабов захваченных пленников, — обращение в рабов своих соплеменников (разорившихся и увязших в долгах и др.) Маркс анализирует понятие классовой борьбы и его экономические основы.
Существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства.
Формы борьбы: — экономическая борьба (за условия труда, оплату – профсоюзы), — политическая борьба (за власть, приводит к образованию политических партий, «класс для себя»), — идеологическая борьба (за поддержку сторонников). Это все по Марксу должно привести к диктатуре пролетариата, которая в свою очередь приведет к бесклассовому обществу = социальное общество.
Класс(по Марксу) – это большая группа людей, различных по:
1). Месту в исторически определенной системе общественного производства.
2). отношению к ср-вам производства.
3). роли в организации труда.
4). способам и размерам получаемых богатств.
По Ленину главное – отношение к средствам производства (владею – господствующий класс, не владею – подчиненный класс). От этого зависит 3 и 4. А 1 указывает где в истории искать этот класс.
Плюсы данного подхода:
1). возникновение классов рассматривается исходя из экономических объективных условий.
2). этот подход обладает большой степенью эвристичности т.е. позволяет объяснить историю, хорошо работает при объяснении соц-фил процессов. 3). объясняются истоки и причины классовой борьбы.
Минусы данного подхода:
1). Хорошо работает в ретроспективу, плохо – в перспективу.
2). Страдает своей макросхемой (большим охватом людей).
3). Не выделяет большие группы населения (молодежь…)
4). Не замечает все возрастающей роли интеллигенции или работников умственного труда.
Промежуточные формы: сословие, каста. Каста – группа людей, связанных общностью происхождения, профессии. Переход между кастами невозможен или очень труден (Индия). Сословие (феодальный способ пр-ва) – группа людей, правовой и имущественный статус которых закреплен в законе (дворяне, мещане, духовенство…)
15. Динамика представлений о материи в философии и науке. Структурная организация материального мира.
Материя(лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла:
1) категориальный,выражающийнаиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие),
2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.
Три основных этапов развития, трактовка материи как:
1) вещи,2)свойства (атрибута),3) отношения.
1) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель).
2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.
3) (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения.
В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.
Структурная организации материального бытия.
Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.
Внеживой природетакой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).
В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.
Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:
¨ движение как способ существования материи.
Закон отрицания отрицания.
Развитие — такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут.
Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Структура сознания.
1) Надсознательное или «Сверх-Я», кот. яв-ся как бы высшим в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, табу и т.д.
2) Сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, кот. непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира. Так и внутреннего состояния человека, и регуляции на этой основе его поведения.
3) Подсознательное, т.е. тот слой псих.деят. кот в данный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, тревоги).
4) Бессознантельное -особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания — ни в поле субъекта, ни спонтанно.Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни. (Фрейд считал бессознантельное-центральным компонентом чел. психики.)
Функции:
Отражательная — способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.
Однако человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер. Информационная — предполагается активное использование результатов внешних воздействий.
Коммуникативная — установлении связей с миром.
Моделирующая — предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и предвидение их последствий.
Преобразовательная — активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира.
Почему?
Трудовая концепция— Льюас Морган, Энгельс.
1) преемственность высокоорганизованных животных и человека
2) в качестве факторов эволюции-изменения условий и среды обитания
3) эти изменения ведут в гоминидной триаде —прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга. →начало антросоциогенеза. Труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека.
Недостатки марксистской концепции (Мэмфорд):
1. переоценка роли орудий труда
2. орудия труда могут изготавливаться и животными, животные иногда могут построить такое, что для человека немыслимо.
Игровая концепция-. Й. Хейзинга. Игра- форма своеобразной творческой активности. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою историю.
Психоаналитическая концепции З. Фрейда— возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Одновременно происходит табуирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.
Семиотическая модель- культуру как особая знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической модели превращается в подлинного демиурга культуры и человека.
Синтетическая модель -рациональные моменты из каждой концепции. Указывает на: