Основные способы познания личности

Какие существуют способы самопознания и как их применять

Самопознание — процесс, который длится всю жизнь. Поэтому важно научиться получать удовольствие от него самого. И осознав, кто вы и куда идете, необходимо продолжать переосмысливать и улучшать знания о себе и мире. В данной статье мы рассмотрим несколько способов самопознания, опишем их достоинства и покажем, как их применять.

Самопознание — это изучение личностью своих психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется постепенно по мере познания окружающего мира и собственной личности. Это очень медленный, но в то же время увлекательный процесс. На каком-то этапе человек может понять, что ошибся насчет себя и переосмыслить, уточнить свои ценности и цели. Это тоже часть работы и к ней стоит относиться с пониманием.

Зачем вообще нужно познавать себя?

Если отвечать коротко, то самопознание позволит человеку обрести счастье и спокойствие. Печально, когда человек несколько десятилетий занимается каким-то делом, а потом понимает, что потерял время впустую и что его интересовали на самом деле совершенно другие вещи. Но если эти сожаления не произносятся на смертном одре, то есть время все исправить.

Если отвечать детальнее — это дает способность к самосовершенствованию, личному росту и самоактуализации. Человек, который находится на расстоянии вытянутой руки от понимания самого себя, ощущает полноту жизни и осознает ее смысл. Мы говорим о расстоянии вытянутой руки, потому что, как уже было сказано в первом абзаце, этот процесс длится целую жизнь. И в этом нет никакой проблемы. Мы можем находиться в вечном поиске и при этом ощущать мир таким, каков он есть, наслаждаться каждым мгновением своей жизни.

Ну и в конце концов, когда вы понимаете кем являетесь на самом деле, внутри вас отсутствуют глубинные и болезненные конфликты. Бытовые же будут возникать каждый день, но вы с ними справитесь, потому что разрешили главные. Вы будете совершать действия лишь потому, что четко знаете — они полностью укладываются в вашу систему ценностей и понимания самого себя. Вы не будете предпринимать бессмысленные поступки и находиться в бессознательных состояниях, когда самые разные ситуации ведут вас, а не вы сами управляете своей жизнью.

Перспектива заманчивая, да и каждый человек понимает, что ему нужно к этому стремиться. Он чувствует, что нуждается в этом. Давайте рассмотрим эффективные способы самопознания и научимся пользоваться ими.

Способы самопознания

Прежде чем приступить к разбору инструментов, стоит сказать о том, что применяя их, вы можете узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому заранее настройтесь на то, чтобы оценивать себя объективно. Если это поможет, то представьте, что оцениваете совершенно незнакомого человека, чтобы исключить повышенную эмоциональность и самобичевание.

Самонаблюдение

Это первый шаг на пути к самопознанию. Как уже было сказано, вы должны оценивать себя совершенно объективно. Вы наблюдаете за собой, своим поведением и своими реакциями на внешние раздражители. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности.

Способов существует несколько. Например, вы можете повесить над своим рабочим столом (или в любом месте, где проводите больше всего времени) стикеры с такими вопросами:

  • Что я сейчас делаю и зачем?
  • О чем я сейчас думаю?
  • Что я сейчас чувствую? Как можно назвать это чувство или ощущение?
  • Что заставляет меня чувствовать себя живым и настоящим?
  • В какие моменты я веду себя лицемерно?

Вы должны сосредоточиться на пяти пунктах: чувствах, ощущениях, мыслях, образах и действиях. Помните, что вы не должны себя судить, вы только познаете себя. Вам нужно увидеть реальную картину, а не ту, какую вы хотите. Если вы часто чувствуете себя неуверенным, признайте это. Запомните, что это мешает вам добиваться понимания себя и своих целей.

Вы можете записывать все, чем занимаетесь сейчас или занимались сегодня. По возможности вам нужно вести подобные записи хотя бы один раз в 2-3 часа. Спустя какое-то время вы поймете, что следите за своими эмоциями и поступками и перестали реагировать на автопилоте. Это признак того, что первый шаг выполнен успешно. Тем не менее, к нему стоит возвращаться снова и снова, так как со временем вы изменитесь или получите более глубокое понимание своих мотивов и ценностей.

Самоанализ

Теперь вы готовы анализировать наблюдения. При этом способе вы начинаете больше размышлять над своим поведением и реакциями. Вы видите следствия поступков и пытаетесь определить их причины. Этот этап является очень важным и психологически сложным. Вы можете осознать, что корни более половины ваших реакций берут начало из детства, а также из вашего подсознания.

И у вас стоит серьезный выбор — заниматься этим самому или же обратиться к специалисту. Если чувствуете, что можете справиться сами, начинайте вести записи.

Концентрируйтесь на негативных эмоциях и мыслях, которые возникают у вас день за днем. Это могут быть обиды, желание критиковать других и неприятие этого со стороны людей, повышенная раздражительность, гнев и апатия. Если вы, к примеру, разобрались со своими обидами, это очень сильно изменит как понимание себя, так и вашу жизнь. Наверняка бывали периоды, когда вы не обижались ни на кого и у вас было отличное настроение, а в другие дни все было наоборот. Хотели узнать почему? Вы ведь осознаете, насколько лучше себя будете чувствовать и понимать, если научитесь не обижаться на слова и поступки других людей.

Читайте также:  Виды бюджетов по способу наблюдения

У большинства из нас просто не имеется достаточного опыта и знаний для правильной оценки своей личности. Поэтому мы рекомендуем вам читать больше книг на эту тему. Помимо того, что они могут дать вам структуру оценки своей личности, в них часто можно увидеть список вопросов, ответы на которые помогут вам лучше узнать себя.

Сравнение

Люди любят сравнения по своей природе. Как сравнения себя с другими, так и категориями («лучший» — «худший»). Но это может как помешать вам познать тебя, так и помочь.

Сравнение себя с другими людьми — не однозначное зло. Если после этого вы чувствуете себя разбитым, никчемным и завидующим, тогда да, нужно изменить свои подходы. Если же сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет становиться еще лучше, значит вы делаете все правильно. Как было сказано, самопознание помогает определить то, каковы вы на самом деле. Однако это не значит, что при этом не нужно развиваться и становиться лучше. Биография успешного человека поможет понять и возможно даже выявить в себе скрытые таланты и ресурсы, о которых вы не подозревали.

Сравнение же категориями, скорее всего, приведет к плохим последствиям. Называя одного человека ленивым, а второго трудолюбивым, вы ухудшаете коммуникацию и критикуете, что может иметь результатом и внутренние конфликты. Ведь по таким меркам и вы ленивы, если проснулись утром и не хотите взяться за работу. Это приводит к ненужному стрессу и развитию комплексов.

Поэтому мы можем дать вам два совета. Первый: сравнение себя с другими людьми — это хорошо, если вы делаете это правильным образом, вдохновляетесь чужими поступками. Второй: так как сравнение категориями иногда не избежать, используйте все точки зрения или хотя бы не судите ни себя, ни других людей. Если ваш знакомый не может приняться за работу, это вовсе не означает, что он ленив. Также как и в вашем случае.

Самопринятие

На этом этапе вы принимаете себя таким, каков вы есть. Это не значит, что вы должны довольствоваться этим, потому что саморазвитие нужно любому человеку. Зато теперь вы знаете от чего отталкиваться. Вы понимаете, каковы ваши слабые и сильные стороны, стремления и мотивация, ценности и цели. Также важно искать преимущества в ваших недостатках, потому что это позволяет уменьшить болезненность в их восприятии.

На данном этапе без самопроверки не обойтись, потому что вы можете ошибаться насчет себя, к тому же постоянно меняетесь. Поэтому не стоит удовлетворяться той картиной, которая у вас есть. Развивайтесь, меняйтесь, но постоянно наблюдайте за собой и пытайтесь понять себя и те изменения, что происходят внутри вас.

В завершение хочется вам посоветовать изучать психологию, в частности такие разделы как социальная психология и психология личности.

Для более детального понимания тематики пройдите курс по самопознанию, который поможет вам проанализировать более 50 характеристик своей личности и научиться применять эти знания в жизни.

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука – психология. Явления, изучаемые в психологии, по‑настоящему сложны и уникальны. Помимо этого, они труднодоступны для изучения. Именно в связи с этим успехи в психологии на протяжении ее долгой и трудной истории напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования.

В психологии сведены в единую систему методы различных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории – все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале ХХ в. к ним присоединились электрические приборы, в конце – радио‑, видеоаппаратура, персональные компьютеры.

В настоящее время в психологии активно применяют методы математической статистики и математического анализа. Но несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К ним относятся самые разнообразные методы, в т. ч. и самые известные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и некоторые другие.

Что касается наблюдения и самонаблюдения, то только эти методы позволяют уловить многое из того, что происходит с тем или иным человеком, то, что является недоступным для самых чувствительных приборов и неописуемо с точки зрения математических формул. Самонаблюдение часто применяется в тех случаях, когда исследуемое лицо хочет получить сведения об ощущениях или эмоциональных переживаниях не от бездушных приборов и прочих новомодных чудес техники. Однако наблюдение и особенно самонаблюдение почти всегда нуждаются в дополнительной проверке на достоверность и надежность. Иногда, в тех случаях, когда это возможно, данные, полученные в результате наблюдения или самонаблюдения, необходимо контролировать при помощи других, более объективных и «точных» методов. Кроме этого, все методы практической психологии можно подразделить на две большие группы: методы, применяемые для сбора первичных данных и, соответственно, методы, применяемые для дальнейшей их обработки.

Читайте также:  Процессуальные способы защиты прав предпринимателей

Рассмотрим подробнее основные методы практической психологии, применяемые с целью сбора первичных данных.

Наблюдение как метод практической психологии имеет несколько вариантов: внешнее (т. е. наблюдение со стороны), внутреннее (т. е. самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее. Наблюдение как метод является чуть ли не самым (если не считать тестирование и опрос) распространенным. Благодаря ему исследователь может получить достаточно подробную и достоверную информацию об исследуемом человеке.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Этот вариант наблюдения менее субъективен, нежели самонаблюдение. Обычно этот метод применяется в тех случаях, когда наблюдаемые черты характера или способности человека можно с легкостью выделить из общей суммы качеств.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда перед исследователем стоит задача изучить интересующее его явление в т. н. «чистом виде», т. е. как оно представлено в его сознании. В рамках внутреннего наблюдения психолог наблюдает за собственными чувствами, мыслями, переживаниями, образами или пользуется подобными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые проводят самонаблюдение по его заданию и четко разработанному плану фиксирования данных.

Внутреннее наблюдение – сложный, максимально субъективный метод исследования личности человека. И оно незаменимо в тех случаях, когда отсутствуют надежные и достоверные внешние признаки исследуемого явления. Иногда внутреннее наблюдение выступает единственным доступным и возможным методом сбора психологических данных.

Свободное наблюдение как метод сбора психологических данных о человеке характеризуется следующими чертами. Оно не имеет строгих, заранее установленных рамок, программы и процедуры его проведения. В ходе непосредственного наблюдения или в зависимости от желания наблюдателя может изменяться объект наблюдения или его предмет. Свободное наблюдение является незаменимым в том случае, если невозможно точно определить, что следует наблюдать, а также признаки изучаемого явления и его прогнозируемый исход.

Стандартизированное наблюдение, в отличие от свободного, заранее строго распланировано и четко ограничено в плане того, что будет наблюдаться. Оно проводится по определенной и предварительно продуманной программе, строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе самого наблюдения с объектом или субъектом наблюдения. Стандартизированное наблюдение целесообразнее всего проводить тогда, когда исследователь располагает точными и достоверными данными об исследуемом явлении и в состоянии спрогнозировать поведение исследуемого, а также примерные результаты наблюдения.

Стороннее, или невключенное наблюдение не подразумевает личного участия психолога в изучаемых им процессах или явлениях.

Области применения метода включенного наблюдения – общая, возрастная, педагогическая и социальная психология. При включенном наблюдении психолог является непосредственным участником в том явлении, исследованием которого он занимается. Существует несколько вариантов включенного наблюдения. К примеру, если психолог занимается исследованием межличностных отношений между людьми, он может включиться сам в общение с наблюдаемыми им особами и в то же время не прекращать наблюдения за складывающимися между ними отношениями, а также между ним и наблюдаемыми. Метод включенного наблюдения подходит лишь в том случае, если психологу не под силу оценить и проанализировать то или иное явление, не прочувствовав и «не пропустив» его через себя. Однако в результате личного участия исследователя и возможности оказания им определенного влияния на ход той или иной ситуации происходит некоторое искажение исхода ситуации, а конечные результаты будут носить субъективный отпечаток. Если существует вероятность такого нарушения, то лучше обратиться к стороннему наблюдению, способному более объективно судить о наблюдаемом или каком‑либо другом явлении.

Опрос представляет собой метод, в ходе которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. У метода опроса есть несколько вариантов: устный, письменный, свободный, стандартизированный. Так же, как и метод наблюдения, опрос имеет ряд достоинств и недостатков.

Устный опрос целесообразнее проводить в том случае, если необходимо вести учет поведения и реакций опрашиваемого человека. Ответы испытуемого напрямую зависят от личности психолога, его профессиональной подготовки, а также от индивидуальных особенностей испытуемого. Проведение опроса требует специального обучения и подготовки, определенных временных затрат, но позволяет глубже проникнуть в психологию человека, нежели письменный опрос.

Письменный опрос удобнее в том случае, если изначально требуется охватить большое количество людей. Его наиболее распространенной формой является анкета. Проведение письменного опроса не требует дополнительного специального обучения и невольного участия самого исследователя. Но этот факт и является главным недостатком методики, т. к. применяя анкету, невозможно заранее учесть реакции отвечающего на содержание вопросов, манеру отвечать и прочую сопутствующую информацию.

Свободный опрос является разновидностью устного или письменного опроса и характеризуется тем, что перечень задаваемых вопросов и возможных на них ответов не имеет ограничения. Плюсом данного типа опроса считается возможность произвольно менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, а также получать нестандартные ответы.

Читайте также:  Розв яжіть систему рівнянь способом додавання

Что касается стандартизированного опроса, то он более экономичен по времени и материальным затратам, нежели свободный опрос. Это достигается благодаря тому, что вопросы и характер предполагаемых ответов на них определены заранее и ограничены достаточно узкими рамками.

Эксперимент как метод психологического исследования характеризуется тем, что в нем целенаправленно и продуманно создается такая искусственная ситуация, в которой рассматриваемое свойство выделяется, анализируется и оценивается лучше всего. Психологи выделяют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Различие между естественным и лабораторным экспериментами заключено в определенных условиях, когда изучается поведение человека или проявляются те или иные качества его характера. Условия проведения эксперимента могут быть отдалены или, наоборот, максимально приближены к действительности. Естественный эксперимент проводится, в основном, в обычных жизненных условиях. В этом случае экспериментатор практически не вмешивается в естественный ход событий, фиксируя их в том виде, в каком они разворачиваются.

Данные, получаемые в результате естественного эксперимента, наиболее точно соответствуют типичному жизненному поведению того или иного человека. Но при этом они не всегда являются точными из‑за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных посторонних факторов на изучаемое свойство человеческой личности. Лабораторный эксперимент подразумевает создание некоей искусственной ситуации, в которой, по мнению экспериментатора, изучаемое свойство легче всего можно пронаблюдать и проанализировать. Результаты, получаемые по окончании лабораторного эксперимента, в отличие от естественного, характеризуются точностью, но уступают в степени естественности.

Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет надежнее, нежели все остальные методы, сделать выводы о причинах связи исследуемого явления с другими. Несмотря на это главное достоинство, эксперимент как метод исследования в психологии используется реже всего. Это напрямую связано с тем, что организовать и провести отвечающий всем требованиям эксперимент на практике довольно тяжело. Поэтому перед началом использования в своей работе эксперимента необходимо пройти специальное обучение.

Моделирование как метод исследования личности применяется в том случае, когда исследование какого‑либо явления уже известными простыми методами (такими, как наблюдение, опрос, тестирование) затруднено. В данной ситуации прибегают к созданию т. н. искусственной модели изучаемого явления. На этой модели его детально исследуют и делают выводы о его происхождении и основных законах его функционирования.

Тестирование как метод психологического исследования личности осуществляется по средством тестов. Применяя тесты, можно получить достаточно точную качественную или количественную характеристику изучаемого явления. От других методов сбора информации в психологии тест выгодно отличается тем, что в основе его лежит четкая процедура сбора и обработки первичных данных. К разнообразным тестам прибегают в том случае, если требуется изучить или сравнить психологию различных групп людей, дать дифференцированные и сопоставимые оценки. Существует несколько вариантов тестов: тест‑опросник, тест‑задание, проективный тест.

Тест‑опросник представляет собой систему заранее продуманных, тщательно подобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах того или иного человека.

В тестах‑заданиях испытуемому предлагается выполнить серию специальных заданий, по итогам которых и судят о наличии или отсутствии у человека определенного качества характера. Эти два варианта теста применимы к абсолютно разным группам людей. Различия могут быть в возрасте, профессии, принадлежности к культурам и др.

Существенным недостатком данного метода исследования личности является то, что испытуемый может сознательно повлиять на результаты, тем самым исказив представления о себе. Это возможно в том случае, если испытуемый хорошо знаком со структурой предлагаемого теста или способом оценивания его результатов. Помимо этого, тест‑опросник и тест‑задание невозможно применить тогда, когда изучению подлежат такие характеристики и психологические свойства, о существовании которых испытуемый и не подозревает.

В этих случаях применяют третий тип – проективные тесты. Здесь в основе лежит механизм проекции. Согласно этому механизму испытуемый как бы приписывает неосознаваемые им собственные качества, особенно недостатки, другим людям. В рамках проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, которую необходимо произвольно интерпретировать. Например, рассматривая картинки, на которых изображены люди, занятые неопределенным или непонятным со стороны занятием, испытуемый должен предположить, что делают эти люди, построить прогноз их дальнейшей деятельности, продолжить начатый диалог и т. п. А затем на основании содержательной интерпретации ответов они судят собственно о психологии отвечающих. Проективные тесты более подходят для взрослых, тогда как тесты‑задания и тесты‑опросники – для детей и подростков. Применение проективных тестов требует со стороны психолога высокой профессиональной квалификации и специальной подготовки.

Итак, тестирование является самым простым и универсальным методом исследования личности. Его может проводить как и профессиональный психолог (например, проективные тесты, тесты‑здания), так и человек, не имеющий к психологии никакого отношения, но желающий получить знания о себе самом или об окружающих (например, тест‑опросник).

Кроме перечисленных выше методов, предназначенных для сбора первичной информации о личности, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных для получения вторичных результатов. Под вторичными результатами принято понимать факты и выводы, вытекающие из переработанной первичной информации. Для этой цели используют разнообразные методы математической статистики и качественного анализа. Без них невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях.

Источник

Оцените статью
Разные способы