Основные способы повышения конкурентоспособности доступные выпускникам могут включать

Повышение конкурентоспособности выпускников – ключевая задача учреждений среднего профессионального образования

Соловьева Светлана Игоревна
Преподаватель кафедры медико-биологических и социальных дисциплин, ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского», г. Соликамск, solovieva.sv2017@yandex.ru

Аннотация: В данной статье раскрывается значение конкурентоспособности как одного из ключевых качеств выпускников учреждений среднего профессионального образования. Показана необходимость внедрения в системе среднего образования новых педагогических технологий в целях повышения эффективности образовательного процесса, нацеленного на рост конкурентоспособности студентов.
Ключевые слова: конкурентоспособность выпускников, среднее профессиональное образование, профессиональная самоактуализация, эффективность образовательного процесса

Competitiveness of graduates is a key task for institutions of secondary professional education

Soloveva Svetlana Igorevna
Teacher of the department of medical and biological and social disciplines, Solikamsk Sosio-Pedagogical College named after Ramensky, Solikamsk

Abstract: The article reveals the importance of competitiveness as one of the key qualities of graduates of secondary vocational education. The use of new pedagogical technologies is shown as a necessary condition of improvement of the efficiency of the educational process.
Keywords: competitiveness of graduates, secondary vocational education, professional self-actualization, efficiency of the educational process

Динамичные изменения современного общества затрагивают различные сферы нашей жизни: возникают новые области знания и профессии, инновационные материалы и методы работы. В новых условиях задачи профессионального образования расширяются и усложняются: учреждениям СПО (среднее профессиональное образование) необходимо готовить для предприятий и организаций квалифицированные кадры, которые смогут не только успешно справляться со своими профессиональными задачами, но и двигать вперед экономику, развивать инновационные сферы, осваивать новые технологии.

Требования работодателей также повышаются: коммерческим компаниям и государственным структурам требуются компетентные специалисты, способные решать профессиональные задачи разного уровня сложности. При этом опыт показывает, что в рамках среднего профессионального образования остается множество проблем, связанных с низким уровнем интереса к будущей профессии со стороны студентов, их неспособностью к самообучению, самоанализу, невысоким уровнем профессиональной компетентности.

Среди 278 респондентов ГБПОУ «Соликамского социально-педагогического колледжа им. А. П. Раменского» эмпирической базой которого стали три факультета: медико-биологических и социальных дисциплин, дошкольное образование и преподавание в начальных классах по методике И.О. Моткова (в модификации Б.А.Сосновского) с помощью тестов-опросников идентифицировалось понимание своего потенциала и внешних возможностей самореализации; «осмысленность жизни» сформированная на осознании ценности самореализации личности в контексте возрастных возможностей, индивидуальных жизненных и профессиональных планов.

В результате изучения самооценки (диаграмма 1.) у респондентов общая самооценка личности по тестам-опросникам И. О. Моткова составляет от 15-25%, что является достаточно низким показателем. В связи с этим возникает проблема, связанная с повышением уровня конкурентоспособности выпускников УСПО. Необходимо, чтобы молодые специалисты могли достойно смотреться на рынке труда рядом с более опытными и квалифицированными соискателями. Это очень сложная задача, поскольку работодатель при подборе персонала обращает внимание на целый спектр качеств личности. Безусловно, на первом месте всегда остается профессиональная компетентность. Однако и другие качества также могут оказаться значимыми для потенциального работодателя, например, коммуникабельность, умение работать в команде, инициативность.

Понятие конкурентоспособности является комплексным – это целый ряд качеств личности, которые в совокупности характеризуют конкурентоспособного специалиста. Мы можем выделить 11 ключевых признаков конкурентоспособности личности:

  • интеллектуальный потенциал,
  • способность к самоактуализации,
  • адекватная самооценка,
  • способность к самообучению,
  • коммуникабельность,
  • способность принимать ответственные решения,
  • лидерские качества,
  • умение работать в команде,
  • креативность,
  • ценностно-ориентированная адекватность,
  • готовность к профессиональному самоопределению [5].

Каждый из этих признаков играет свою роль в структуре конкурентоспособной личности. Без достаточного уровня интеллектуального потенциала специалист не сможет изучать новые задачи, подключаться к изучению новых технологий. Способность к самоактуализации – это умение применить свои знания и практический опыт в новых условиях, что является одним из ключевых умений, важных для работодателей. Действительно, по мнению многих исследователей, «главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями» [7].

По методике И.О. Моткова (в модификации Б.А.Сосновского) у 278 респондентов ГБПОУ «Соликамского социально-педагогического колледжа им. А. П. Раменского» также определили уровень самооценки (среднее значение) по трем направлениям (диаграмма 2. Уровень самооценки у респондентов (среднее значение):

  • пассивно-положительная (ситуативно-репродуктивная);
  • активно-положительная (креативно-ценностная);
  • безразличная (пассивно-адаптивное);

В результате уровень самооценки респондентов СПО (среднее значение) активно-положительный (53%), у 35 % респондентов самооценка пассивно-положительная, у 12% – безразличная соответственно.

Адекватная самооценка позволит личности гармонично влиться в коллектив, а также брать на себя только такие задачи, с которыми человек может успешно справиться.

Читайте также:  Способ применения артрозилен гель

Без способности к самообучению также сложно себе представить конкурентоспособного специалиста, поскольку в современных экономических условиях сотруднику приходится постоянно овладевать новыми знаниями, и для успеха на рабочем месте требуется постоянный профессиональный рост, в том числе за счет самостоятельного обучения. Таким образом, одним из базовых требований современности является способность к постоянному профессиональному росту [2].

Коммуникабельность и умение работать в команде, способность сотрудничать и решать конфликтные ситуации – также важные качества для подавляющего числа специальностей. Даже самый талантливый специалист, который отличается склонностью к конфликтам, может принести организации больше вреда, чем пользы.

Для многих специальностей важны также лидерские качества и креативность сотрудников, их способность принимать нестандартные решения и эффективно управлять рабочей группой.

Такие качества, как ценностно-ориентированная адекватность и готовность к профессиональному самоопределению, дают человеку ощущение устойчивости в жизни, помогают справиться с личностными кризисами. Наличие четко определенных ценностей, связанных с профессией, дает личности удовлетворение от жизни, помогает ставить профессиональнее цели и эффективно достигать их. Это качества, которые работают «на перспективу» – помогают человеку планировать и строить карьеру.

Таким образом, мы видим, что понятие конкурентоспособности является многогранным. Для того чтобы вырастить конкурентоспособного специалиста, недостаточно развивать его профессиональные знания, умения и навыки. Обучение в рамках учреждений среднего профессионального образования должно иметь своей целью, в том числе, и общее развитие личности. Только помогая студентам раскрыть свой потенциал, свои личностные качества, развить креативность, мы можем вырастить конкурентоспособного специалиста [4].

По мнению Абрагимович М. М., «подготовка современного спе­циалиста должна ориентироваться на фор­мирование его компетентности в професси­ональной, социальной и личностной сферах. Только интеграция профессиональной, соци­альной и личностной компетенций может обеспечить специалисту-выпускнику учреждения СПО конкурентоспособность на рынке труда» [1].

Каким образом современные колледжи и техникумы могут подойти к решению задачи по повышению конкурентоспособности выпускников? Учреждениям среднего профессионального образования необходимо решить проблему повышения эффективности профессиональной подготовки студентов, прежде всего, при помощи новых педагогических технологий и методов. Действительно, многие из качеств, необходимых для конкурентоспособной личности, не могут быть развиты во время традиционного учебного процесса.

Развитие лидерских качеств, креативности, коммуникабельности требует внедрения конкурсной деятельности, метода проектов и других современных педагогических технологий.

Крайне важно развитие системы внутренних потребностей и мотивов студентов [6]. М. В. Кларин считает мотивацию обучаемых «основным направлением проработки материала» [3]. Повышения мотивации также возможно добиться при помощи новых методов обучения, усложнения заданий и внедрения конкурсной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для повышения конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования необходимо внедрение новых, прогрессивных методов и приемов обучения, нацеленных на воспитание гармоничной личности, имеющей четкие профессиональные ориентиры и сформированные цели.

1. Абрагимович М. М. Развитие конкурентоспособности выпускников учреждений среднего профессионального образования средствами дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – №2 (10).
2. Габитова Э.М. Основные качества конкурентоспособного специалиста // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования. – Материалы международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2011 года. – С. 59-60.
3. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели/М., 1997. — 223 с.
4. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации : коллективная монография / под общ. ред.. М.А. Емельяновой. – М., 2012. – С.24.
5. Конкурентоспособность как фактор успешности молодого специалиста на рынке труда: монография / О.Н. Беленов, О.А. Колесникова, А.В. Звездинская, Е.В. Маслова; под общ. ред. Е.В. Масловой; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – С.7.
6. Прядехо А.Н., Прядехо А.А. Мотивы обучения как средство повышения эффективности ученого процесса // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. — №1.
7. Шишов С.Е. Мониторинг качества общего образования в информационном обществе // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – Т. 1. – № 2. С. 95-109.

Источник

Статья на тему: «Пути повышения конкурентоспособности выпускника колледжа»

Пути повышения конкурентоспособности выпускника колледжа

Преобразования в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое пространство обусловили приоритетную цель учреждений профессионального образования – подготовка конкурентоспособного специалиста – профессионала.

От выпускника среднего профессионального образования требуют новых профессиональных и личных качеств, среди которых следует выделить системность мышления, правовую, информационную, коммуникативную культуру, самостоятельность, инициативность, творческую активность, ответственность за выполняемую работу, гибкость и мобильность.

Читайте также:  Изменить способ оплаты ситимобил

В связи с этим целью образовательной политики колледжа является совершенствование развивающей образовательной среды и компетентностное становление будущего специалиста.

Важное значение для «качества» выпускника имеет качество самого образования, обусловливающее не только степень готовности к профессиональной деятельности, но и опосредованно-личностное, мировоззренческое и гражданское развитие. Под качеством образования понимают ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. Это понятие охватывает все его функции: уровень подготовки студентов, профессионализм преподавателей, структура и организация учебного процесса, материально-техническая база учебного заведения, его информатизация, инновационная политика и т.д.

Прежде всего, мы стремимся, чтобы выпускник колледжа вышел из его стен с хорошим багажом научных и вместе с тем практических знаний. Анализ результатов итоговой государственной аттестации, выпускных квалификационных работ показывает, что на протяжении нескольких лет сохраняются достаточно высокими показатели: средний балл – 4,3 и уровень качества — 80% — 83%. Современность диктует свои требования к конкурентоспособному специалисту. Профессионализм должен дополняться гибкостью, умением адаптироваться ко всем переменам и желанием постоянного самосовершенствования. Научить учиться, искать и обрабатывать информацию — задача любого современного образовательного учреждения.

Совершенствование подготовки специалистов в области ключевых компетенций является одним из инструментов модернизации образования. В целях реализации этих задач с 2011 года обучение в колледже проводится по стандартам третьего поколения. Данные стандарты предполагают формирование в процессе обучения компетенций, согласованных с работодателями, и проверку уровня их сформированности на этапе итоговой государственной аттестации. Важная компетенция — способность к самообучению, саморазвитию позволит выпускнику осваивать новые стандарты рынка труда.

Решающее конкурентное преимущество колледжа — это преподаватели и сотрудники, их интеллектуальный, организационный, моральный потенциал, система взаимоотношений, нацеленность на максимальную отдачу для студентов и в их интересах. Колледж располагает квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими необходимой образовательной подготовкой, систематически повышающими квалификацию, что позволяет обеспечить обучение в нем специалистов на должном уровне и в соответствии с требования ГОС СПО. У нас сложился замечательный коллектив людей, любящих свою работу и студентов.

Педагоги нашего учебного заведения щедро делятся опытом, приобретенным в колледже, с коллегами – принимают участие в научно-практических конференциях, открытых столах, семинарах, являются членами сетевых сообществ, публикуют свои разработки в Интернете и печатных изданиях, участвуют в проектах и конкурсах различного уровней.

Так, например, во Всероссийской научно-практической интернет – конференции «Социально-психологическая адаптация и профессиональная интеграция выпускников ССУЗов в экономическое пространство региона», во Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы образования» и т.д.

Ежегодно в колледже проводятся педагогические научно-практические конференции, круглые столы и мастер-классы :

Научно-практическая конференция «Тенденции и новации в подготовке специалистов среднего профессионального образования».

Межрегиональная научно-практическая конференция по теме: «Модернизация системы образования в современном мире»

Заочная межрегиональная научно-практическая конференция «Выпускник-специалист-профессионал»

Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Модернизация образования в современном мире: от теории к практике».

Одним из способов подготовки конкурентоспособного специалиста – профессионала является процесс информатизации образовательного процесса, повышающий качество образования за счет внедрения современных педагогических и управленческих технологий через информационные.

В целях формирования информационно-коммуникативной компетентности преподавателей в колледже были организованы курсы «Использование информационных технологий в образовательном процессе». Преподаватели колледжа все более активно внедряют новые информационные образовательные технологии, прилагают значительные усилия для эффективного использования в работе современных средств информатизации и повышения информационной культуры студентов. В учебном процессе для проведения лекционных и практических занятий используется мультимедийный проектор, теле- и видеотехника.

В целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда работа проводится профориентационная работа со студентами и выпускниками колледжа . Задача информирования о тенденциях спроса на специалистов в колледже была решена следующим образом: в учебном плане предусмотрена дисциплина «Курс поиска работы». В ходе изучения данной дисциплины студенты проводят анализ потребностей предприятий и организаций города и области в дипломированных специалистах.

Для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда организовано параллельное обучение студентов колледжа , организованы следующие курсы дополнительного образования: профессиональная переподготовка и повышение квалификации по направлениям и специальностям, соответствующим профилю колледжа: 1С: бухгалтерия; дизайн интерьера; ландшафтный дизайн; пользователь ПК; фотодело; оператор ЭВМ (1С: Торговля, склад).

Читайте также:  Способы совершенствования коммуникаций это

Сегодня рынок труда диктует особые требования к выпускникам учебных заведений. Исследования показывают, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста, относятся гибкость и профессиональная мобильность, умение презентовать себя; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт. Эти качества формируются под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производственной практикой, активностью в самообразовании, скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложно организованного знания.

В условиях развивающейся конкуренции возрастает роль творческого потенциала специалиста, позволяющего безболезненно и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям труда к новым отношениям.

Поэтому для повышения конкурентоспособности выпускника преподаватели привлекают студентов к исследовательской работе в форме написания курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов, участия в конкурсах, олимпиадах, экспериментах. Умение студентов самостоятельно добывать материал помогает на практике оценивать возникшую ситуацию, прививает навыки самостоятельного принятия решения, и в конечном итоге повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В 2009 – 2010 учебном году в колледже прошла итоговая конференция по практике «Исследовательская деятельность в системе организации производственной практики студентов».

С целью развития интереса у студентов к изучаемым дисциплинам, повышения образовательного уровня, обучения обучающихся самостоятельности и развитие у них творчества, выявления способных по дисциплинам студентов ежегодно проводятся предметные недели.

Одной из форм демонстрации знаний студентов в определенной области науки являются олимпиады различного уровня, участие в которых позволяет студентам не только выработать критическое мышление, но и осознать собственные возможности, а также проявить свои творческие способности.

В колледже регулярно проводятся внутренние олимпиады по основным дисциплинам всех специальностей, конкурсы рисунков, рефератов, курсовых работ. В течение года для студентов колледжа проводятся экскурсии в картинную галерею, в научно-образовательный центр «Нанотехнологии и наноматериалы», в краеведческий музей, в Центр энергосбережения.

В целях создания условий для развития личности, творческой и профессиональной самореализации студентов, активизации их совместной деят е льности с преподавателями колледжа и установления прочного взаимодействия с другими учреждениями и организациями студенты колледжа принимают участие в областных конференциях и конкурсах.

Проектная деятельность наших студентов в рамках учебно-исследовательской работы, организуемой преподавателями колледжа, формирует у студентов мотивацию к самостоятельному интеллектуальному труду, к осознанному самостоятельному выбору содержания обучения, что особенно важно в условиях перехода к модели непрерывного профессионального образования.

Студенты колледжа ежегодно принимают участие в открытом Национальном конкурсе социального проектирования «Новое пространство России». Этот творческий конкурс, проводимый при поддержке Правительства российской федерации, призван привлечь как можно больше молодых людей к политической и социальной жизни страны. Это возможность выразить свое отношение к той или иной проблеме, предложить свои новые способы их решения.

Социальный плакат «Мама – я потерялась» Пичугиной Ольги, студентки второго курса специальности Дизайн (по отраслям) (руководитель — Семина Наталья Валерьевна) был отмечен грамотой за третье место на Церемонии награждения победителей ежегодного открытого Национального конкурса социального проектирования «Новое пространство России» 2012 года.

Для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда в колледже создаются организационно-педагогические условия развития активной жизненной позиции студентов. С 2004 года в колледже действует волонтерский отряд «Весна».

Общая тенденция развития современных инновационных образовательных процессов основана на повышении мотивации студентов и преподавателей к созданию учебного процесса, максимально адаптированного к требованиям практики. На это направляются современные технологии образовательного процесса, конечная цель которых состоит в формировании специалиста, умеющего вливаться в любую предпринимательскую, производственную структуру и приносящего пользу как предприятию, на котором он работает, так и самому себе, и обществу в целом.

Список используемой литературы:

Барановский А.И. Пути повышения конкурентоспособности образовательных услуг / Монография. – Омск: Издательство Омского педагогического университета, 2003 г.

Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – Ч.2.

Паронджанов В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высш. образование в России. 1997. № 2. С. 9–18.

Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высш. образование в России. 2001. № 2. С. 10–17.

Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета . 2010. № 4. С. 39-45.

Источник

Оцените статью
Разные способы