Основные способы постановки звуков примеры

Основные способы постановки звуков примеры

Цель этого этапа—добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.

Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, воспитатель плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

Читайте также:  Три способа изменения конституции

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

Источник

Логопедические приемы постановки звуков

Данный материал поможет педагогам и родителям при постановки зуков у дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
priemy_postanovki_zvukov.doc 75.5 КБ
priemy_postanovki_zvukov.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ»

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности. Но при всех нарушениях необходимо знать характеристику звука, правильную артикуляцию, комплекс упражнений для каждой группы звуков. Подготовительный этап (артикуляционные упражнения, выработка воздушной струи) будет зависеть от диагноза и особенностей ребенка, продолжается до выработки стереотипа.

Постановку звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку. При этом используются все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вибрационный.

Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребенку артикуляционные движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели.

Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных артикуляциях.

Артикуляции улучшаются при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи.

Поэтому лучше начинать постановку звуков лежа на кушетке. Ребенок вдыхает через нос «полный живот воздуха» и плавно выдыхает через рот. Дыхание лежа – нижне-диафрагмальное.

При формировании артикуляционного праксиса необходимо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы:

— чтобы переместить язык несколько в глубь рта необходимо механическим путем выдвинуть углы рта вперед. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны, язык приближается вперед. Эти приемы использовать с опорой на зрительный контроль.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает применение дополнительных артикуляционных упражнений.

Например, при дизартрии идет отклонение языка в левую сторону при подъеме вверх. Это значит, что правая сторона слабее. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить упражнения для укрепления и развития силы правой половины языка:

Языком дотронуться до зубов левой стороны, вверху, внизу, подпереть левую щеку. Эффективными являются упражнения с преодолением сопротивления. Например, при правосторонней слабости язык отходит влево, ребенок высовывает язык и отводит его в левую сторону. Этому отведению препятствовать шпателем или удержанием языка рукой через марлевую салфетку.

При коррекции искаженных звуков не называйте этот звук ребенку, чтоб не вызвать у него неправильного произношения.

Ставить звуки с слогах.

  1. По подражанию
  2. От гимнастики языка на звук, но использовать правильное произношение — Т, Д, Н. Если эти звуки произносятся межзубно, то научить их произносить правильно, а потом уже ставить дефектные звуки.
  3. Механическим путем (зонды, шпатели, пальцы, соски)

4. От опорных звуков (таблица Рау и Ипполитовой в учебнике «Логопедия» под редакцией Волклвой на с. 101): ←↑→↓

Источник

Методы (способы) постановки звуков

  1. Метод показа и подражания – ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы, пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями.
  1. Метод опоры на сохранные звуки основан на том, что функционально связанные артикуляции, взаимодействуя, помогают друг другу. Например, звук [к] формируется от звука [т], изменив лишь место смычки языка с небом; звук [ш] – от звука [р]. Механически затормозив вибрацию кончика языка и округленно выпятив губы и т.д.
  1. Метод артикуляционных упражнений. Подготовка речевого аппарата к произношению определенного звука путем развития мышц органов артикуляции с помощью постановочных артикуляционных упражнений.
  1. Метод технического воздействия (механический) на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (зондов, шпателей). Этот метод предполагает использование некоторой исходной артикуляции, на основе которой речевые органы приводятся механическим путем в требуемое положение.
  1. Смешанный (комбинированный) метод основывается на совмещении предыдущих методов.

План работы по коррекции произношения шипящих звуков – этап постановки звука

с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)

ФИ ребёнка

Виды дефектов

Коррекционная работа

Предложить ребёнку открыть рот, медленно произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в бугорки, постепенно удлиняя выдыхаемую воздушную струю и не ударять о бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

По подражанию: показывается правильная артикуляция звука [ш], предложить произнести самому перед зеркалом, следить, чтобы нижняя губа была не подвижна, можно придерживать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею.

1) использовать зрительный контроль за правильной артикуляцией;

2) при постановке по подражанию применять тактильные ощущения.

Предложить ребёнку произнести длительно звук [с…], при этом шпателем, подведённым под переднюю часть языка (поперёк), поднять язык вверх и слегка отодвинуть его назад пока не получится – [ш]

1) открыть рот, длительно без голоса произносить звук [р…] и кончиком шпателя, поднесённого к уздечке, остановить вибрацию передней части языка – будет шипение;

2) после многократных упражнений шипение возникает, едва будет поднесён шпатель к уздечке;

3) убрать шпатель, сближая зубы, добиться правильного звука. Если нет звука [р], ставят звук [ш] от [с] с механической помощью.

С механической помощью поднять широкий язык за верхние зубы, с помощью шпателя отодвинуть его назад к бугоркам, попросить ребёнка зажать шпатель, длительно произносить звук [с].

По подражанию (как при отсутствии звука).

План работы по коррекции произношения свистящих звуков – этап постановки звука

с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)

ФИ ребёнка

Виды дефектов

Коррекционная работа

1) по подражанию: плотно сомкнуть зубы и произнести звук [с]

2) механический способ /зонд № 2 звук [з]/

Голос спит при [с] – при [з] проснулся, звук [ц] – ставится от последовательного произнесения звуков СТ.

Научить выполнять «оскал»; просим произнести звук [л], пальцем нажимаем на подбородок и оттягиваем нижнюю губу от верхних резцов.

Лёгким нажатием шпателя нажимаем на передний край языка и опускаем его за нижние резцы. Учим ощущать воздушную струю на кончике языка воспроизводим звук в межзубном положении с помощью зонда или самостоятельно опустить кончик языка за нижние резцы.

Основной способ постановки от межзубного, затем заводим язык за нижние резцы.

1) отрабатывание дифференцированного ротового и носового выдоха;

2) отрабатывать выдох воздушной струи через середину ротовой полости;

3) отрабатывание межзубного положения языка, закреплять эту артикуляцию на уровне слогов, слов, затем от межзубного правильную артикуляцию.

Отрабатывать «дутьё» на кончик языка и в таком положении между зубами закреплять звук изолировано, в слогах, в словах, а затем вводим за нижние резцы по подражанию либо механически.

План работы по коррекции произношения [р, р’] – этап постановки звука

с обучающимся ___ класса на _____________ (период: дата)

ФИ ребёнка

Виды дефектов

Коррекционная работа

1) постановка проторного звука [р], улыбнуться, широкий язык за верхними зубами, подуть на кончик языка, произнести: «З__З__З», усиливая воздушную струю, присоединяя: «А», слышим: «РА».

2) отработка вибрации кончика языка

1) присосать язык к нёбу, удерживать его так, направлять воздушную струю на язык, и удаётся получить: «ТРРР» или «ДЗЗЗ». Упражняя это сочетание можно получить: «ТРРРА»;

2) широкий язык поднять к альвеолам, и произнести: «Дэ – Дэ» или «Ды – Ды», чистым пальцем проводить под языком;

3) произносить звук [ж] и лёгким нажимом на кончик языка можно получить – [р].

1) дифференциация носового и ротового дыхания

Источник

Традиционные и нетрадиционные способы постановки звуков

Ирина Смашнева
Традиционные и нетрадиционные способы постановки звуков

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

Постановка звука С Постановка звука «С» о с механической помощью.

Ребёнок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами на нижних резцах должен лежать его распластанный кончик. Следить, чтобы верхними зубами ребёнок не прикусывал язык.

Попросите ребёнка подуть на самый кончик языка, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребёнок подставит ладонь и почувствует на ней выдох. Пока ребёнок дует на кончик языка, вы кладёте на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливая ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет выдуваться воздух. Зубочистка должна входить в рот примерно на 2 см. Если язык будет уворачиваться, то просуньте её глубже. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, то слышится неясный «шепелявый» свист. После этого ребёнок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать её не надо, а язык остаётся за зубами. Ребёнок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя. Когда ребёнок свистит, вы сильнее или наоборот слабее нажимаете на язык зубочисткой, продвигая её в глубь рта, или наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Т. о. вы ищете положение, при котором звук «С» будет звучать наиболее правильно. В тот момент, когда звук С будет звучать правильно вам нужно осторожно вынуть зубочистку изо рта ребёнка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции

Постановка звука С от правильного Сь

Попросите ребёнка вслед за вами по подражанию произнести звук Сь. Загляните ему в рот и посмотрите, где находится кончик языка. Кончик языка может упираться в основание верхних резцов или в верхние резцы. В этом случае начинайте постановку зв С, как описано ниже. Кончик языка может упираться в нижние резцы. Тогда придется научить ребёнка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка звука Сь при верхнем положении языка.

Прислоните кончик языка к верхним резцам и в этом положении произнесите звук Сь. Приоткройте рот, чтобы ребёнку была видна ваша артикуляция. Попросите ребенка произнести звук Сь так же как и вы. Поскольку ребёнок уже умеет выговаривать этот звук, больших затруднений это задание у него него не вызовет. Так он будет проверять правильность своего произношения на слух.

Окончательная постановка звука С

Пусть ребёнок тянет верхнеязычный звук Сь, Нужно подставить ко рту ладонь (несколько снизу, для того чтобы ощущать на ней прохладную воздушную струю. Губы должны быть вытянуты в улыбку. Во время длительного произнесения мягкого звука Сь (внимательно следя за воздушной струёй на ладони) ребёнок должен постепенно округлять губы, в конце концов вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного звука У (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребёнку, как менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук Сь будет звучать более твёрдо. Ребёнок должен все время следить за воздушной струёй.Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен постепенно вытягивать губы вперёд, но струйка воздуха должна попадать на ладонь. Она должна становиться всё теплее и теплее и стать горячей» В результате у ребёнка получится твёрдый С. Если вы заметите, что он повторяет мягкое произношение, с округлением губ она должна исчезнуть автоматически, скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук Сь, а чтобы сделать горячей воздушную струю на ладони. Пусть произносит слог СУ» Губы находятся в подходящей позиции Если будет слышаться правильный или почти правильный звук С, нужно будет выдвинуть гуды вперед, как при произнесении гласного Ы (чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Произношение звука станет ещё более точным. Можно произносить слог СЫ Для уточнения произношения предложите ребёнку плотнее прижать язык к верхним зубам.

Постановка звука С от межзубного С

Если ребёнок произносит звук С межзубно, попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает. Вдоль языка ребёнка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя. Если у ребёнка именно такое произношение, вам при работе над звуком «С» можно вслух его произносить, называя звук своим именем. Вам нужно предложить ребёнку произнести звук С, а в дальнейшем объяснять и показывать, как лучше убрать язык за зубы.

Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребёнка, просто обтекая его. Звук С может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно). В двух последних случаях ребёнку нужно будет поставить «правильное» межзубное произношение звука С. Произносить звук С вам нельзя.

Постановка межзубного звука С

1. Пусть ребёнок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперёд. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно, если получится, чтобы ребёнок прикусил боковые края языка коренными зубами.

2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ваты и сдуть её. Вата должна находиться примерно в 10 см ото рта ребёнка. Пытаясь сдувать её, он создаст по средней линии языка желобок. Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребёнка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем.

3. Покажите ребёнку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идёт воздух, обратите его внимание на то, что по нему идёт воздух и при этом слышится свист. Скажите ему, что таким образом свистит «большой комар», а вы будете учиться свистеть, как свистит маленький.

Окончательная постановка звука С

1. Ребёнок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтобы не исчез его «желобок», медленно убирать язык за верхние резцы, как бы оглаживая их языком, пока тот не окажется прислонённым к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука С (практически только с лёгким шумом выдувая изо рта воздух)

2. Когда язык ребёнка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук С. После этого ребенок по приказу должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук С

3. Обратите внимание ребёнка на этот звук, скажите ему, что именно так должен свистеть маленький комарик.

4. Можно перейти к автоматизации в слогах

5. После того, как ребёнок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

Постановка звука С бокового.

1. Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков И, Ф

Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук И, попросить выпустить ветерок по языку. Слышится звук С.

2. От межзубного С. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

Постановка звука С от звука Т

Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Пусть ребёнок вслед за вами выдохнет и длительно произнесёт звук Т. На ладони должен ощущаться выдох. Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук Т, возможно после Т будет слышаться правильный С Если это не происходит, то попросите ребёнка сильно улыбнуться, вытянув губы в ниточку. Свистящий звук будет звучать тоньше.

Постановка звука С от Ш

Ребёнок должен тянуть Ш. В это время пусть язык продвинется вперёд от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. Верхние резцы должны находиться прямо над нижними. Приоткрыть рот. Сначала будет слышаться смягчённый звук «Ш», затем неясный и свистящий звук. И, наконец, правильный звук С

Постановка звука С, когда не удерживается кончик языка и не формируется желобок.

Можно использовать колпачок от шариковой ручки. Ребёнок зажимает его зубами, а воздушная струя направляется в колпачок.

Постановка звука С при готическом строении нёба или отсутствии нижних резцов

При данной аномалии звук ставится при верхнем положении языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановкаосуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т. д. После появления приглушённого С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка

Постановка звука Ц

Механический способ: воспользоваться опорными слогами ТЫ и ТА. Ребёнка просят произнести например, слог ТА, при этом надавливают зондом вниз на кончик языка.Подражаем лопнувшему шарику: ТСС звук Ц состоит из двух: Т и С Если ребёнок произносит эти звуки правильно, то затруднений постановка звука Ц не вызовет. Необходимо следить за «улыбкой» — обнажить зубки и верхние, и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребёнка быстро производить смычку.Можно воспользоваться термином: «Постреляй ТСС, ТСС» Звук «С» не тянется в этом случае. Он как и Т произносится отрывисто. Если у ребёнка получается вместо звука Ц сочетание звуков ТЭС или ТЫС, попробуйте для наглядности показать ему,что Т и С произносятся слитно: поднесите руку ребёнка тыльной стороной к своему рту, давая возможность ощущать один толчок воздушной струи, а не два, ка при сочетании ТЕС Можно рекомендовать в качестве дополнительного упражнения, развивающего напор выдыхаемого воздуха, просовывать между зубами кончик языка, прижимать его зубами, а затем быстро разжимать зубы, одновременно с силой отдёргивать кончик языка и выталкивая воздух

Постановка звука Ш

Формирование зрительного образа звука Ш Показ артикуляционного профиля, уточнение положения губ, зубов, языка Показ правильной артикуляции, обратить внимание ребёнка на положение губ, зубов, языка. Пластическое изображение формы языка кистями рук. Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — нёбо.

Постановка звука Ш от артикуляционного упражнения «Чашечка» (по подражанию)

Рот открыт. Губы округлены и вытянуты в перед. Язык поднят вверх и принимает положение «чашечки». Просим ребенка плавно выдувать воздух.

Постановка звука Ш по Левиной.

Поднять язык к верхней губе и равномерно силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода тёплой воздушной струи из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперёд, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть.

Постановка звука Ш при замене на Т

Просим ребёнка медленно произносить звук Т Взрыв воздуха переводим в щель, при этом кончик языка ребёнок переводит в положение звука Ш т. е. поднимает за альвеолы. Поднеся руку ко рту, ребёнок должен ощутить разницу в выдыхаемой воздушной струе. При постановке звука обращается внимание на различие в произношении звуков. Звук Ш — это щелевой звук, воздушная струя — сильная, тёплая, равномерная. При произнесении звука Т кончик языка у верхних резцов, звук смычно — взрывной, струя — толчкообразная, сильная.

Постановка звука Ш на базе звука Р.

Попросить ребенка протяжно произнести звук Р шепотом, немного отодвинуть кончик языка внутрь (к передней части неба). Постепенно убавлять силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение

Постановка звука Ш на базе звука С

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребёнку произнести звук С. Одновременно зондом или шпателем поднимать язык вверх. Пальцами левой руки слегка нажать на щёки и выдвинуть губы вперёд. Вместо свиста должно появиться шипение. Можно предложить ребёнку повторять слоги с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.

Постановка звука Ш на базе звука Ч

Произнести звук Ч с последующим долгим выдохом. Должна ощущаться теплая воздушная струя на тыльной стороне ладони.

При губно-зубном сигматизме или если ш = ф

При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение «чашечка» не даётся, действует такой способ. Нам пригодится деревянный шпатель. Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык — блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная «чашечка», к тому же губы «заблокированы» и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий

Постановка звука Ч

Предложить ребёнку на выдохе произнести звук ТТТ, а затем звук ШШШ. Теперь на выдохе надо слитно произнести звуки ТШ, кончиком языка ударяя в нёбо. Слышим звук, похожий на Ч Воздушная струя сильная и тёплая. Если не получается добиться правильного произношения звука таким образом, предложите ребёнку несколько раз произнести слоги АТЬ, ОТЬ, УТЬ удерживая уголки рта пальцами. В результате должны получится АЧ, ОЧ, УЧ

Постановка звука Ч на базе звука Т

Предложить ребёнку на выдохе произнести звук Ть-ть при поднятом кончике языка. Попросить его одновременно отодвинуть кончик языка подальше от верхних резцов и выдвинуть губы вперёд. Можно применять зонд.

Постановка звука Щ

Звук Щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены Ш, Ж, Ч Обычно его ставят по подражанию, используя упражнения для постановки звука Ш. В случае неудачи следует предложить ребёнку длительно произносить звук Ш, а в это время подложить шпатель (ручку ложки) под кончик языка и слегка прижать его к средней части твёрдого нёба. При этом необходимо наличие щели между языком и нёбом.

Постановка звука Щ от Ш

Длительно произнести Ш, растянуть губы в улыбке, продвигая язык вперёд.

Постановка звука Щ от С

Ребёнок несколько раз произносит звук СИ или СЯ. Нужно ввести шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Постановка звука Л

Показ артикуляции звука Л Показ артикуляционного профиля, уточнение положения губ, зубов, языка.

Формирование кинестетического образа звука Предложить ребёнку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук.

Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик, затем прикоснуться пальцами правой руки («язычком») к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Постановка Л по М. Е. Хватцеву

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка «жало» к шейкам верхних зубов, тянуть звук «А» громко, нараспев. Одновременно на фоне «А» поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один вдох.

Постановка звука Л поР. Е. Левиной

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звука А или Ы. Педагог артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук Л

2. То же упражнение полезно проделать сначала шёпотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребёнку зажать зубами широка просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, можно включить голос. Сначала слышится звук Л с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

3. Полученная правильная артикуляция звука Л закрепляется в слогах с гласными, сначала в закрытом слоге АЛ, потом между гласными АЛЛА,а затем в открытом ЛА.

4. В случае затруднений в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперёк языка. Ребёнку предлагается поднять пончик языка к верхним зубам и произносить Ы. Таким образом может получиться протяжный звук Л. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука Л по О. В. Правдиной

1. Тянуть звук А и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его.

2. При смягчении звука Л дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук Л на возможно низком тоне.

Постановка звука Л по А. Д. Филипповой, Н. Д. Шуравиной

1. Ребёнку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести Ы или У. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука Л. Затем к этому звуку присоединяются гласные. Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук Л будет слышаться отчётливо, перевести за верхние зубы кончик языка.

2. При мягком произношении Л можно использовать следующий приём: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямку, произвести легкий нажим и произнести звук Л.

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если Л произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука Л по А. И. Богомоловой.

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстояние 1,5 пальцев. Язык установить в положении чашечки. Не меняя положения, внести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука Л по Л. С. Волковой.

Образец произнесения показывает логопед. Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ЫА. При этом Ы произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребёнок усвоит нужное произнесение, педагог просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится ЛА. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

Постановка звука Р

Формирование зрительного образа звука Р Показ артикуляционного профиля. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме «чашечки», по бугоркам левой ладони. Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции). Описание положения органов артикуляции.

Постановка звука Р по М. Е. Хватцеву

1. Производить выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ, сначала шепотное, затем с голосом. В случае затруднения указательным пальцем быстро двигать вверх-вниз, задевая губы.

2. То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка. Сочетание этой вибрации с гласными А,О,У,Ы

3. Задувание на кончик языка, который плотно прикасается только к верхней губе. Задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка.

4. Производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то помещенного в зубной полости.

5. Широко открыть рот, присосать широкий язык к небу. Сильно задувать на кончик языка, стараясь вызвать вибрацию.

6. Поднять кончик языка к альвеолам и долго тянуть звук З, при этом быстро двигать указательным пальцем по нижней части языка, ближе к его краю.

7. Произносить слоговое сочетание за с несколько удлиненным звуком З: зззз-за. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта Р в сочетании с гласным А. После этого производятся быстрые движения зондом слева направо и справа налево. В момент возникновения вибрации слышится звук

8. Установить лопатообразный язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов,произносить: дз-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з, дз-з-з-з-з-з-з. Язык должен быть неподвижным за исключением самой маленькой части кончика языка.

Лопатообразный язык плотно прижать к верхним зубам и задувать на кончик языка.

9. «Барабан». Поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по деснам, произнося д-д-д-д-д. Нижняя челюсть в спокойном состоянии.

10. Быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемом особым образом. При несколько открытом рте, при смыкании переднего края языка не с резцами,а с деснами или даже с альвеолами: дд, ддд, ддд, дддд, ддддд. Темп постепенно увеличивать.

11. Использование в качестве исходного звук Т. Тд, тд-д, тдд-д. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными А или Ы (дда, дда, дда., дды, дды, дды., ддда, ддда, ддда., ддды, ддды, ддды.). Работать должен только язык при зафиксированной нижней челюсти. Для фиксации раскрытого рта и неподвижной нижней челюсти можно ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок.

12. Четко и быстро прижимать и отрывать кончик языка от верхних десен. При этом слышится Т — подобное звукообразование. Далее в последний момент делается сильное задувание,вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-трррр. Аналогичное упражнение можно проводить, используя звук Д.

13. Раскатистое произнесение звукосочетания тр сначала с помощью пальцев, а затем без них. На первых порах произносить звукосочетание тр только шепотом, так как нервное возбуждение распространяется на область гортани и будет тормозить работу языка.

Если звук Р получается с предшествующими звуками Т или Д, тогда между ними вставляется редуцированный (нечеткий) гласный звук Ы (дырра, тырра). Прилагаемые при этом некоторые усилия задерживают произнесение первых звуков Т и Д. Далее произносятся дарра, тарра.

Использование механической помощи

Во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

Постановка звука Р по Р. Е. Левиной

При замене звука Р его мягкой парой Р’ следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук Р’, переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.

При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным И.

Для получения правильной артикуляции звука Р необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное Р, но пока без вибрации.

Базой для постановки звука Р могут быть звуки Ш, Ж. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук Ж, переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.

Для выработки вибрации можно использовать звук Д, произносимый на одном выдохе.При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.

Постановка звука Р по А. И. Богомоловой

Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.

Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр.

Фотоотчёт «Традиционные промыслы Нижегородской области» С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – «промысел» или «промыслы». Она.

Консультация и презентация для педагогов «Традиционные маски Венецианского карнавала» Итак, разговор сегодня пойдёт о масках. О масках не простых, а карнавальных. В связи с этим, может возникнуть вопрос — а нужно ли рассказывать.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Нетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материала Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

Нетрадиционные способы рисования: метод «тычка» (жесткой полусухой кистью и поролоновым тычком) Вот уже несколько дней мы с дочерью (ей пять лет) изучаем новый способ рисования – методом «тычка». Выполнив немалое количество работ, я.

Нетрадиционные способы рисования тычком Нетрадиционные способы рисования тычком. Предлагаю Вам образцы детских рисунков с применением нетрадиционной техники рисования методом «.

Отчёт по теме «Традиционные и нетрадиционные виды работы с родителями в нашей группе» Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ? Как сделать родителей.

Источник

Оцените статью
Разные способы