- 10 способов пополнения словарного запаса
- Читайте больше книг
- Смотрите видео
- Прослушивайте аудио
- Пользуйтесь энциклопедиями и словарями
- Общайтесь с людьми
- Употребляйте новые слова
- Больше пишите
- Используйте записки
- Разгадывайте кроссворды, сканворды и т.п.
- Интересуйтесь!
- Способы пополнения словарного состава языка
10 способов пополнения словарного запаса
Умение красиво и правильно изъясняться всегда было в почёте. Ведь это замечательно – когда слова льются рекой (не важно, в письменной или устной форме), привлекая внимание и вызывая неподдельный интерес и даже восхищение у читателя или слушателя. Но довольно часто эта река напоминает скорее небольшую речушку или маленький ручеёк – это происходит, когда имеющийся у человека словарный запас не позволяет ему доходчиво и в должной степени выразить свои мысли, мнение или отношение к чему-либо, объяснить точку зрения, передать смысл того, что он хочет донести. Но благо, что человек может довольно быстро исправить такое положение дел, регулярно пополняя своё «хранилище» слов. На нашем ресурсе есть даже специальный урок, посвящённый этой теме.
Но, как известно, темы, касающиеся саморазвития, актуальны всегда, и узнать более подробно о способах расширения словарного запаса наверняка будет интересно каждому развивающемуся человеку, и уж тем более тем, чья деятельность тесно связана с писательством или ораторским искусством. Ниже мы приводим 10 эффективных методов увеличения словарного запаса.
Читайте больше книг
Этот способ, пожалуй, самый главный и самый результативный. Книги – это не только источник новых знаний и интересной информации, но ещё и сборник всевозможных слов, которые раньше были не знакомы. Читая книгу, вы всегда будете встречать новые слова. В особенности это касается специализированной и тематической литературы. Но простого чтения может быть недостаточно – новые слова нужно ещё и запоминать. Если какое-то новое слово употребляется в тексте несколько раз, то запоминание может происходить автоматически. Но если оно встречается единожды, однако заинтересовало вас, не примените записать его в блокноте или на отдельном листке бумаги. Вообще, иметь блокнот новых слов очень полезно, ведь его можно регулярно пополнять и время от времени перечитывать. При чтении книг старайтесь всегда иметь этот блокнот при себе. Что же касается самих книг, то заведите полезную привычку хотя бы раз в две недели покупать новую книгу и читать минимум час в день. Ну а если вы, например, часто в разъездах или активно путешествуете, то отличной альтернативой для вас будет электронная «читалка», в которую можно скачать из Интернета просто невероятное количество всевозможной литературы.
Смотрите видео
Огромным потенциалом в плане словарного запаса обладают различные видеоматериалы. Сюда можно отнести всевозможные развивающие телепередачи, викторины, полезные ток-шоу, интеллектуальные игры, видеосеминары, обучающие курсы, документальные и, конечно же, художественные фильмы и т.д. Кроме того, что во время просмотра вы будете узнавать много новых слов, вы ещё и замечательно проведете досуг. А что может быть лучше, чем сочетание приятного и полезного в одном действии? Но помните, что важно уметь отличать стоящие материалы от нестоящих, особенно – по телевизору, ибо эфир полон «мусора». Т.е. если вы, к примеру, видите по программе, что скоро будет передача «Умники и умницы» или «Своя игра», то время на просмотр телевизора можно выделить, но если намечается эпический «Дом-2» или очередная «мыльная опера» с Хосе Игнасио в главной роли, то лучше заняться чем-нибудь другим. Просмотр телесериалов и бессмысленных телепередач не только не повышает словарный запас, но ещё и изрядно отупляет человека. И ещё: не стоит забывать о блокноте, который вы используете во время чтения книг. Смотрите телепередачу и слышите новые слова — записывайте их.
Прослушивайте аудио
Аудио материалы не менее ценны, чем видео, хотя их и на порядок меньше. Наибольшим спросом пользуются аудиотренинги, аудиосеминары, аудиоуроки и аудиокниги. Нужно просто найти то, что вас интересует и закачать себе на плеер, планшет или телефон. Некоторые электронные «читалки» также поддерживают функцию воспроизведения аудиофайлов. Польза от такого источника информации очевидна: вы слушаете то, что вам по душе, и одновременно узнаёте новые слова. Очень удобно использовать аудиокниги или обучающие материалы во время путешествий, по пути на работу и т.д. Получается, что любая свободная минутка тратится с пользой. Здесь опять же вам пригодится ваш блокнот. Но пользоваться им, конечно, стоит по ситуации.
Пользуйтесь энциклопедиями и словарями
Энциклопедии и словари – это настоящий кладезь новых слов. Но изучать их просто так, читая как книгу, может быть довольно скучным занятием. Поэтому лучше всего просто иметь что-то из этого в постоянном доступе, например, на рабочем столе или на книжной полке. Услышали новое слово, но не знаете, что оно точно обозначает? Открываете словарь и смотрите значение. Узнали о каком-то интересном факте или явлении? Энциклопедия ответит на ваши вопросы. Энциклопедий, кстати говоря, сегодня существует великое множество. Есть даже специальные серии энциклопедий, каждая из которых посвящена отдельной теме: космос, животный мир, растения, человек, физика, путешествия и т.п. Отличной онлайн энциклопедией является Википедия — там можно найти толкование практически любого слова, объяснение множеству явлений и феноменов, биографии всех известных людей мира и другую интересную информацию.
Общайтесь с людьми
Превосходным источником новой информации является общение. Беседуя с разными людьми, можно, во-первых, узнавать то, чего вы не знали раньше, а во-вторых, слышать новые слова и термины. В частности, это касается общения с людьми-интеллектуалами. Не раз уже было замечено, что общение человека с теми, кто находится на уровень выше его в каком-то плане (финансовом, интеллектуальном, духовном) поднимает и уровень самого человека. Следовательно, нужно стремиться к взаимодействию именно с теми, кто превосходит вас: знает больше, умеет то, чего не умеете вы, имеет более гибкий ум и развитый интеллект. Со временем вы станете замечать, что ваше общение и уровень ваших знаний, в том числе и словарного запаса, заметно улучшились.
Употребляйте новые слова
Этот способ ориентирован не на повышение словарного запаса как таковое, но на его активное применение. Многие слова, которых вы не знали раньше, часто вылетают из головы и чтобы их вспомнить, нужно изрядно «покопаться» на своём «складе» слов. Регулярное употребление новых терминов (они же записаны в вашем блокноте?!) способствует тому, что они входят, так сказать, в вашу «зону комфорта» — вы начинаете оперировать новыми словами и терминами так же, как оперируете теми, к которым уже давно привыкли. В ежедневном общении старайтесь меньше употреблять обыденные для вас слова, заменять их синонимами и теми словами, что недавно узнали. Такое общение, помимо всего прочего, заметно повысит уровень вашей коммуникации вообще, а вашим собеседникам будет доставлять истинное удовольствие: те, кто на уровень ниже вас, будут стремиться к общению с вами, а те, кто выше, будут видеть в вас достойного «соперника» в словесных баталиях.
Больше пишите
Грамотному построению речи и эффективному употреблению новых слов в немалой степени способствует именно писательская деятельность. Причем, быть писателем совершенно не обязательно. Вы можете просто увлечь себя небольшим, но очень интересным хобби: выделяйте каждый день немного времени (хотя бы 20-30 минут) на написание небольших текстов. Это может быть просто изложение своих мыслей, объяснение своей точки зрения или обоснование позиции относительно того или иного вопроса. Можно написать небольшую статью на одну-две страницы на тему, которая вам интересна. Во время написания любого текста у вас будет достаточно времени на обдумывание своих мыслей, вы будете учиться не только использовать новые слова, но и грамотно и лаконично вставлять их в текст – как говорится, «в тему». Кроме того, писательство – это творческая деятельность, а значит, активизируется ваш творческий потенциал, и максимально задействуются умственные ресурсы. А уже это, в свою очередь, тренирует мозг и позволяет вспоминать даже те слова, о знании которых вы, вполне возможно, даже не подозревали.
Используйте записки
Представленный способ больше похож на развлечение, нежели на работу по саморазвитию. Возьмите пачку стикеров и напишите на каждом от 1 до 3 слов, которые вам нравятся, но к которым вы ещё не «привыкли» и которые часто приходится долго вспоминать. Расклейте эти стикеры по своей квартире – наклейте их на зеркала, бытовую технику, компьютерный стол, стены, окна. Стикеров может быть сколько угодно – тут всё уже зависит от ваших потребностей и фантазии. Кроме слов можно также в короткой форме записывать их значение или некоторые интересные данные о чём-то. Например, вы знаете о горе Эверест и что у неё есть и другие названия, но не помните их. Напишите на стикере «Эверест – Джомолунгма (тибет.) – Сагарматха (непал.) – 8848 м» и приклейте записку на монитор компьютера. В любое время вы сможете освежить в памяти то, что подзабыли. А регулярное поглядывание на листочек надолго закрепит в вашей памяти то, что вы хотите знать и помнить.
Разгадывайте кроссворды, сканворды и т.п.
Ещё один способ развлечься с пользой для ума – разгадывание кроссвордов, сканвордов и других подобных головоломок. В газетных киосках продаются целые сборники схожих задач. Попробуйте разгадывать по одному, например, сканворду в день. Это займёт у вас не более 30-40 минут. Но отгадать все слова вам удастся вряд ли, т.к. знать всё просто невозможно. Но то, чего вы не знали, может раскрыться само (такова специфика сканвордов), а также это можно найти в Интернете, набрав в поисковике соответствующий запрос. К тому же, такое времяпрепровождение позволит вам скоротать досуг или долгую дорогу в поезде, пусть это и «классика жанра».
Интересуйтесь!
И последний совет – интересуйтесь всем всегда и везде. Стремитесь к получению новых знаний, узнавайте новую информацию обо всём, о чём только можете. Интересные факты, феномены и явления, исторические события и личности, невероятные открытия и достижения науки – всё это непременно должно вызывать интерес у вас. Чем больше вы будете интересоваться, тем больше вы будете знать. И прямо пропорционально увеличению объёма ваших знаний будет повышаться и ваш словарный запас, а также вы будете разностороннее развитым человеком и сможете поддержать любой разговор. Запомните, что можно быть специалистом и профессионалом в какой-либо области, но знать понемногу обо всём всегда полезно.
Начните применять приведённые выше советы прямо сейчас — и ваш словарный запас начнёт увеличиваться уже сегодня! Успехов и удачи вам! Развивайтесь и знайте много-много всего!
Вам наверняка будет интересно проверить свой словарный запас – прочитайте расположенные ниже несколько слов и проголосуйте за один из предложенных далее вариантов.
Источник
Способы пополнения словарного состава языка
Людмила Матвеевна Пересыпкина
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кустовская СОШ
Яковлевского района
Белгородской области»
Словарный состав языка, его лексико-семантическая система находятся в состоянии постоянного изменения, причем новых слов и новых значений слов появляется значительно больше, чем выпадает из употребления слов и их значений. Постоянное обогащение словарного состава языка, его лексико-семантической системы является одним из законов исторического развития языка как общественного явления.
Существуют три основных способа пополнения словарного состава языка – его слов и значений:
- семантический путь;
- заимствование;
- морфологическое словообразование.
Семантический путь и заимствование свойственны всем языкам без исключения; морфологическое словообразование как путь обогащения словарного состава языка и индивидуальной речи характерно только для флективных и агглютинативных языков. Однако если основосложение считать морфологическим способом образования слов, то его можно обнаружить также в безаффиксных языках, где сложение корней образует номинативную единицу, напоминающую наше сложное слово и составное наименование.
Семантический способ обогащения словарного состава языка
Семантический путь обогащения словарного состава состоит не столько в образовании новых лексем, сколько в образовании новых значений уже существующих слов. Поэтому семантический способ обогащения лексики охватывает правила образования новых значений и правила образования новых слов (это лексико-семантический способ).
Лексико-семантический способ словообразования слов состоит в том, что на базе разных значений слов образуются разные слова. Если при морфологическом способе в новой лексеме развиваются новые значения слов, то при семантическом способе новое слово возникает в результате распада полисемии.
Отмечаются три вида этого лексико-семантического процесса:
- образование омонимов
- распределение значений слов по разным периодам развития языка – живот (желудок и часть тела, где он расположен) и живот (устар.)–животный мир (фауна); позор – бесчестье и позор (устар.) – зрелище;
- соотношение между именами собственными и нарицательными: Любовь – любовь. При расширении значения имя собственное превращается в нарицательное (так возникли слова галифе, герц, донкихот и многие другие). Известно, что имена собственные возникли на основе имен нарицательных – путем сужения их значения и забвения внутренней формы. Так, имя Виктор восходит к лат. victor – победитель, название города Новгород–к сочетанию новъ городъ (новый город, ср. Белгород).
Особым видом семантико-грамматического словообразования является переход одной части речи в другую – конверсия.
Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова, т. е. его парадигмы: слово переходит в другую часть речи и меняет свое грамматическое и лексическое значение. Основными видами конверсии являются субстантивация, адъективация и адвербиализация, т. е. образование существительных, прилагательных и наречий на базе форм других частей речи.
Основанием конверсии является употребление слова во вторичной функции. Так, прилагательное употребляется в синтаксической функции подлежащего и дополнения, предложно-падежная форма – в функции обстоятельства. Однако конверсия наблюдается лишь тогда, когда происходит изменение грамматического и лексического значения слова, словоформа отрывается от прежней парадигмы, утрачивая ее или приобретая новую.
Например, столовая и столовый – это и формы прилагательного (столовая мебель, столовый нож), это и два слова: прилагательное столовый и существительное столовая. Хотя существительное столовая сохраняет форму прилагательного женского рода, оно не изменяется по родам, имеет значение предметности и новое лексическое значение, получает разговорный вариант в виде имени существительного столовка, изменяется, как существительное, по падежам и числам. Следовательно, произошла конверсия.
Заимствования.
Второй способ пополнения словарного состава языка – заимствования слов из других языков.
Заимствование лексики является следствием сближения народов на почве экономических, политических, научных и культурных связей.
В большинстве случаев заимствованные слова попадают в язык как средство называния новых вещей и выражения ранее неизвестных понятий. Заимствованные слова могут также явиться вторичными наименованиями уже известных предметов и явлений. Это происходит, если заимствованное слово как-то по-другому характеризует предмет, если оно является общепринятым интернациональным термином или внедряется в язык насильственно (при военной оккупации).
Многозначные слова обычно заимствуются в одном из своих значений, объем значения при этом, как правило, сужается.
Большую роль в развитии словарного состава английского языка сыграли заимствования из латинского и французского языков. Также некоторое влияние на словарь английского языка оказали скандинавские языки.
Заимствование латинской лексики:
- I-V вв. н.э. – римское господство: kettle, wine, cheese, butter, cheap
- VI-VII вв. – введение христианства в Англии: angel, candle, priest, school, church
- XV-XVI вв. – развитие культуры в эпоху Возрождения.
Заимствования французской лексики:
- XI-XV вв. – 1066г. — нормандское завоевание: французское господство в стране, фр. Яз. – государственный язык в Англии, в стране существовало двуязычие.
Заимствование скандинавской лексики:
- IX в. – скандинавское завоевание, Англия входит в державу датского короля. Из скандинавских диалектов в английский язык вошли общеупотребительные слова широкой семантики: they, their, take, give, call, get, raise, want.
Полагают, что скандинавское влияние поспособствовало отпадению окончаний в английских словах, и, в конечном счете – становлению аналитического строя английского языка.
Периоды истории английского языка:
- Древнеанглийский – 5-11вв. (с момента переселения германских племен англов, саксов и др. на Британские острова и до начала интенсивного влияния французского языка и установления в стране двуязычия).
- Среднеанглийский – 11-15вв. (до прекращения двуязычия и образования национального английского языка)
- Новоанглийский – с 15в.
Морфологическое словообразование
Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, то есть создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путём закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.
Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путём объединения двух и более основ образуется новое слово, например: кинотеатр, самолетостроение, совхоз, теплоход и др.
Безаффиксный способ словообразования, то есть лишённый словообразовательных элементов, наименее распространён. Этот способ применяется только при образовании имён существительных (от некоторых глаголов) и имён прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (изменяется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не меняется (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег и т.п.).
Аффиксация – это наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации — суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post — после и fixus — прикреплённый).
Разные виды аффиксации имеют и различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы — посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен.
Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имён образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов — исключительно глаголы.
- Березин Ф.М. , Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1979.
- Виноградов В.А, Слово и значение как предмет историко- лексикологического исследования. / Вопросы языкознания, №1, 1995.
- Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. школа., 1984.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: 1974.
Источник