Основные способы подготовки публичного выступления

Лекция 3. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению

ПОДГОТОВКА ОРАТОРА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Источник

Успешное публичное выступление: советы профессионала

Подготовка выступления от А до Я. Какие детали следует учитывать, чтобы удерживать внимание аудитории?

Этап первый — подготовка

На подготовительном этапе важнее всего знать две вещи: тему будущего выступления и степень погруженности вашей аудитории в эту тему. Если вы выступаете перед новичками, будьте готовы «разжевывать» материал. Если перед вами сидят профессионалы, то говорить об азах не стоит, приготовьтесь дать публике контент более высокого уровня. Помните, внимание человека привлекают только новые для него вещи.

Следующий важный момент — отношение аудитории к теме. Идеальный вариант — положительный настрой слушателей, совсем другое дело — ярко выраженное негативное мнение, что потребует от оратора более тщательного налаживания контакта, работы с возражениями и подбора качественной аргументации.

В учебниках по ораторскому мастерству часто советуют узнавать гендерный и возрастной состав аудитории. Так, молодая аудитория (в возрасте 15-22 лет) более живая и динамичная, но она требует при этом постоянного интерактива и «фишек». Чтобы презентация имела успех, вам потребуется драйв и знание ценностей и интересов аудитории.

Спикер всегда похож на рыбака с удочкой, аудитория — его рыба. Если идти на рыбалку с «голым крючком», улов будет скромным. Под «голым крючком» я понимаю только рациональные факты, доводы, воздействие на логическую составляющую аудитории. «Наживка» — эмоциональные истории, метафоры, примеры, это цепляет аудиторию и фиксирует ее внимание. Идеальный вариант, когда в выступлении есть и «крючок» и «наживка». Одной только наживки, истории или метафоры будет недостаточно для аудитории, слушатели захотят серьезной доказательной базы.

За несколько минут до выступления стоит немного размяться физически, чтобы снять нервное напряжение, потренировать голос и, конечно, вспомнить цель предстоящей презентации. Отсутствие четкой цели — одна из самых распространенных ошибок спикеров, которые зачастую просто набрасывают в слайды информационные блоки, превращая презентацию в поток мыслей без четкой задачи и проблематизации.

Этап второй — презентация

Выступление — контент

В убеждающей речи должно быть вступление, где вы представляетесь, называете свои основные достижения, озвучиваете тему вашего спича и даете краткое резюме предстоящего выступления. Уместно, но не обязательно обозначить регламент презентации. Если вы выступаете в кругу коллег, знакомых с вами и вашими заслугами, эту часть можно опустить. Но вот чего точно делать нельзя, так это не озвучить в самом начале тему выступления. Об этом часто забывают неопытные спикеры.

Также аудиторию нужно сразу замотивировать на прослушивание вашей речи. Как? Например, через проблематизацию. Этот прием часто используется в рекламе: сначала обозначается проблема (море грязной посуды, головная боль, слабый иммунитет и т д.), а лишь затем предлагается ее решение. В презентации схожие законы жанра. Задача проблематизации — создать в аудитории психологическое напряжение, подготовить ее к восприятию предлагаемого вами решения.

В основной части выступления вы, как правило, предлагаете свои решения. Здесь до 70-80% контента должна составлять аргументация. Но не только рациональные цифры и логика. Используйте все доступные способы воздействия на слушателей: статистику, факты, эмоции, метафоры. Постарайтесь отойти от сухого набора фактов и статистики, приводите больше живых примеров из практики.

В заключительной части важно подвести итоги, повторить основные тезисы выступления, потому что лучше всего аудитория запоминает начало и конец. Приемлемый вариант — закончить презентацию призывом к действию или пожеланием. Типичная ошибка заключения — обрывистый финал, фразы из серии: «Спасибо, я закончил» или «Благодарю за внимание». Эти фразы нужно убрать, приучите себя к обязательному подведению итогов.

Выступление — форма

Важно чувствовать аудиторию на протяжении всего выступления. Как только заметили, что слушатели начинают «провисать», вовлекайте их в дискуссию, задавайте вопросы, заставляйте думать. Когда говорящий «тянет все одеяло на себя» и не интересуется мнением слушателей, обратной реакции на презентацию бывает мало, выступление превращается в монолог. Помните: люди больше ценят информацию, до которой дошли сами с помощью спикера. Если полезный контент будет подан в ходе обсуждения, у слушателей сложится впечатление, что они самостоятельно разгадали все секреты.

Читайте также:  Способ производств это единство

У презентующего обязательно должен быть визуальный контакт с аудиторией: нужно следить, что происходит в зале в каждый момент вашей презентации. Если кто-то отвлекся, переключил свое внимание на мобильный телефон, задержитесь на нем взглядом, дайте ему возможность включиться. Аудитории всегда приятно, когда на них смотрит спикер, в этот момент слушателю кажется, что оратор обращается только к нему, только ему единственному во всем зале рассказывает материал. От этого слушатель еще больше вовлекается в процесс. Конечно, если вы собрали зал на 500 мест, посмотреть в глаза каждому вряд ли получится, тогда можно разделить зал на секторы и хаотично смотреть на них.

Типичная визуальная ошибка — спикеры смотрят в центр зала, совершенно забывая про края. Почему так происходит? Во-первых, из-за волнения и страха увидеть реакцию аудитории. Во-вторых, некоторым ораторам удобно говорить и «искать идеи» не в глазах слушателей, а в так называемом внутреннем «виртуальном экране» (потолок, пол, различные углы зала, места, откуда черпаются мысли). Нужно выработать в себе привычку — смотреть в глаза зрителям, видеть их реакцию и, глядя в глаза, создавать идеи и озвучивать свои мысли. Смотреть, думать и говорить одновременно.

Давайте представим, что вы слушаете презентацию Стива Джобса. На что бы вы обратили внимание, кроме контента? На форму: на то, насколько уверено двигается спикер, насколько свободно его тело. Неуверенность в собственных силах, страх, зажатость отчетливо проявляются в поведении выступающего, и аудитория сразу это видит.

На что еще реагирует аудитория? На энергетику, которая есть у всех хороших спикеров. Человека с мощным внутренним зарядом всегда дослушивают до конца, он умеет вывести слушателей из состояния равновесия. Энергетика заразна, она передается от спикера к аудитории. К сожалению, энергетика — это беда современных российских спикеров. Большинство из них уделяют мало времени тренировкам, в результате чего выступают вяло. Неподготовленному спикеру в 80% случаев свойственно говорить спокойно, но для презентации такой уровень энергетики недопустим. А ведь внутренний заряд помогает быть убедительным и вдохновляющим. Даже если вы по природе спокойный человек, есть упражнения, позволяющие раскрыть темперамент. Константин Райкин говорил: «Хороший актер всегда должен уметь зажечься ролью». Про спикеров можно сказать то же самое. Стив Джобс всегда был неравнодушен к тому, что говорил, он горел идеей и умел зажечь ею слушателей.

О чем важно помнить во время выступления? О голосе. Он у вас слабый или сильный? Высокий или низкий? Громкий или тихий? Чем ниже голос, тем больше в нем слышится статуса, чем выше голос, тем моложе кажется спикер. Часто у слушателей складывается впечатление, что человек с высоким голосом не очень компетентен, его даже можно принять за начинающего сотрудника. От волнения голос повышается, что особенно заметно в начале выступления, а ведь любому спикеру крайне важно уже первыми словами привлечь внимание аудитории. Поэтому нужно научиться контролировать свой голос.

Обращайте внимание и на скорость вашей речи. Если говорить слишком быстро, аудитории будет трудно разобрать смысл сказанного, уследить за потоком мыслей спикера. В начале выступления темп речи, как правило, увеличивается — от страха и внутреннего желания отговорить свой текст и исчезнуть со сцены. Но в процессе, когда оратор настраивается на аудиторию, начинает видеть глаза конкретных людей, общаться с залом, темп его речи выравнивается.

Еще одна важная составляющая формы — умение выделять голосом важные смысловые куски и делать на них акценты. Частые ошибки, связанные с этим умением: либо отсутствие акцентов в принципе, либо их чрезмерное количество (некоторые спикеры выделяют все слова в предложении). Кроме акцентов в речи выступающего важны паузы. Паузы — прекрасная возможность для зрителей, с одной стороны, понять материал, потому что вы даете им время на его усвоение, а с другой — представить картинку, образы, о которых вы рассказываете. Мне сразу вспоминаются слова Станиславского: «Оратор говорит не уху, а глазу». Пауз обычно очень боятся: выступающим кажется, будто в любой паузе аудитория подумает, что вы забыли текст. Поэтому паузы начинают заменять словами и звуками-паразитами. Это очень раздражает слушателей.

Частая ошибка многих неподготовленных спикеров — использование сложных длинных предложений с обилием профессиональной лексики и англиканизмов. Как правило, таким образом спикер пытается прикрыть недостаток знаний в той или иной области. Ему кажется, что это умные слова помогут ему звучать компетентно, но по факту это только запутывает аудиторию. Психолог Миллер подсчитал, что в устном предложении должно быть примерно семь слов, а 20-30 слов на слух воспринять практически невозможно. Если в письменной речи мы можем сделать предложение длиною в абзац, то в устной речи это недопустимо: когда человек дослушивает такое предложение до конца, он забывает, что было в начале. Стив Джобс говорил короткими предложениями, а Билл Гейтс — длинными. Часто для первых лиц компании речи пишут помощники, которые руководствуются законами письменного текста, вставляя в презентацию длинные предложения со сложными оборотами. Поэтому аудитории трудно в итоге воспринять информацию. Всегда лучше самим готовить себе речь. И не нужно сочинять готовый текст, набросайте тезисы с основными аргументами, фактами и примерами. В качестве подготовки хорошо бы несколько раз устно проговорить текст, поправить ошибки, а не учить наизусть.

Сегодня ни одна презентация не обходится без сопутствующего визуального материала. Зачем вообще нужны слайды при выступлении? Во-первых, они убеждают, во-вторых — информируют, в-третьих — удивляют, поэтому слайды должны привлекать внимание. Чтобы удивить, можно поместить на слайды картинки, это цепляет внимание, дает четкий, емкий, хорошо запоминающийся образ. Информацию хорошо бы выстроить по ассоциации с картинкой.

Читайте также:  Способы приготовления лечебных трав

Естественно, в подготовке слайдов не обходится без ошибок. Самая распространенная из них — перегрузка слайда информацией. Существует даже термин «слайдомент» (слайд + документ), в основе которого лежит копипаст текста из документа. Если на слайде 100 слов — это уже слайдомент.

Вторая грубая ошибка — попытка читать написанную на слайде информацию, в результате чего аудитория большую часть времени общается с затылком спикера. Мой совет: размещайте на слайде меньше слов — 3-4 небольших предложения будет вполне достаточно. Хорошо бы добавить эффект последовательного появления текста на слайде, чтобы аудитория не переключала внимание с вашего рассказа на чтение текста на экране.Если аудитории сразу предоставить всю информацию целиком, она перестает нуждаться в спикере и начинает заниматься расшифровкой тезисов.

Слайды не должны затмевать спикера. Высший пилотаж — рассказать свою презентацию вообще без слайдов. Но если вы все-таки решили добавить визуальный материал, сделайте это грамотно. Отрепетируйте выступление со слайдами, запомните их порядок, вовремя их перелистывайте, не зачитывайте информацию со слайда, а пересказывайте основную идею своими словами. Главное правило: одна идея — один слайд.

Во внешнем облике желательно соблюдать комплиментарность теме и аудитории. Если это бизнес-конференция, то отдать предпочтение лучше деловому стилю. Если аудитория консервативна, оденьте строгие брюки или юбку, а если слушатели более либеральны, пиджак можно сочетать с джинсами. В молодежной аудитории стиль стоит выбрать демократичный: джинсы, водолазки, легкие элементы молодежной моды. Есть спикеры, которые не предают значения одежде и могут выступать в растянутом свитере, поношенных джинсах и кроссовках. Но я считаю, что одеться лучше комфортно, но аккуратно. Цвета подбирайте по вдохновению. И не вздумайте надеть на выступление новые ботинки — будете отвлекаться на чувство дискомфорта.

Анна Каракаева, бизнес-тренер, специалист по публичным выступлениям, сценической речи, голосу, актерскому мастерству

Источник

Публичное выступление. Секретные приёмы успешных ораторов.

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Как подготовить план выступления

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.
Читайте также:  Как улучшить жизнь способами

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

Источник

Оцените статью
Разные способы