Основные способы переработки научной информации
Существует несколько основных форм записи прочитанного с целью последующего его воспроизведения: план, тезисы, конспект, реферат.
ПЛАН книги или статьи – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т.д.).
ПРОСТОЙ ПЛАН– это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье.
СЛОЖНЫЙ ПЛАН, кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте.
Как составить план? Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу.
ТЕЗИСЫ раскрывают, ЧТО ИМЕННО говорится по вопросам, обозначенным пунктами плана.
ПРОСТЫЕ ТЕЗИСЫ – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают толькоосновные положения, не включая аргументов и доказательств.
РАЗВЕРНУТЫЕ (сложные) ТЕЗИСЫ включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.
Как составить тезисы? Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется ОДНО суждение в категорической (то есть не терпящей возражений) форме. Это и будет тезис.
В КОНСПЕКТЕ указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли. При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно. Различаются конспекты простые (краткие) и сложные (подробные, развернутые). Существует несколько разновидностей конспектов.
ПЛАНОВЫЙ КОНСПЕКТ – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ представляет собой почти дословные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом.
СВОДНЫЙ КОНСПЕКТ также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме.
СВОБОДНЫЙ КОНСПЕКТ содержит размышления читателя о книге (статье).
РЕФЕРАТ – это форма переработки специальной литературы, излагающая ЧТО ИМЕННО, ЧТО НОВОГО, СУЩЕСТВЕННОГО содержится в первичном тексте [10, с. 55-56]. Реферат – это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием.
Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение). Если излагается один источник, то такой реферат называется МОНОГРАФИЧЕСКИМ. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называется ОБЗОРНЫМ. Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-источника (описание, рассуждение. ). Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста.
Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п. Текст реферата, как правило, состоит из трех частей: введения, описания и заключения.
Для облегчения работы по реферированию источников эффективны стереотипные обороты, которые представлены в таблицах 1 и 2. В них перечислены некоторые синонимические средства выражения, которые следует использовать в случайном порядке, чтобы не повторяться.
РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР литературных источников обычно составляется при подготовке обзорной статьи. Обычно он включает оценочный аспект. Хорошо выглядит в обзоре сопоставление различных научных позиций, аргументированный выбор одной из точек зрения. Выделяют 4 наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР представляет последовательность изучения темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа.
ПРОБЛЕМНЫЙ ОБЗОРвыявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой; основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе.
ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой; затем излагается история изучения каждой проблемы.
Таблица 1. Средства сжатого описания текста [21, с. 52-53]
Компоненты содержания и структуры текста | Лексические средства |
Тема статьи, ее общая характеристика | Тема статьи. Статья на тему. Статья посвящена теме (проблеме, вопросу). Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор). Статья озаглавлена (носит название). В статье излагается. говорится о, дается обзор (оценка, анализ, изложение, описание, обобщение), представлена точка зрения. Автор статьи раскрывает, рассказывает (излагает). |
Проблема статьи | В статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы; останавливается на следующих проблемах (вопросах, фактах); касается следующих проблем (вопросов, фактов). В статье представлена точка зрения на . Сущность проблемы сводится к. (заключается, состоит в. ). |
Композиция статьи | Статья делится на. начинается с. заканчивается. состоит из. |
Иллюстрация позиций автора | Автор приводит пример (цитату, факты, данные), ссылается на . иллюстрирует . В статье приводится, дается. |
Заключение выводы автора статьи | Автор приводит (подводит нас) к выводу (заключению), делает вывод (заключение), подводит итог (говорит, утверждает) . В итоге делается вывод . В заключении говорится . Сущность вышеизложенного сводится к … (следующему). |
ХРОНОЛОГИЧЕСКИ-ПРОБЛЕМНЫЙ ОБЗОР рассматривает этапы разработки и характеристику проблем, возникающих на каждом этапе изучения. Под историей вопроса понимается последовательное и постепенное раскрытие темы, а не простое перечисление мнений. Весьма важно понять, в чем заключен источник разногласий в науке.
При описании литературных источников следует использовать общепринятые лексические средства сжатого описания текста (таблица 1).
В конце обзора изученности темы следует привести концепцию, точку зрения или позицию, которая наиболее близка Вашей; следует пояснить: в чем вы согласны с авторами и почему; что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате Вы покажете, к какому направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании.
Этапы рассуждения при написании обзорной статьи. Какие точки зрения существуют по данному вопросу? Какие позиции Вы разделяете и почему? Что не изучено или изучено недостаточно? На каких вопросах, проблемах, фактах Вы остановитесь в своей работе и почему?
Таким образом, Вы вновь соотнесете аргументы, найденные в литературе, с целью, задачами, темой и гипотезой Вашего исследования, что найдет отражение в выводах после обзора литературы.
Данные в обзоре литературы подаются не в форме текстуального конспекта (что неверно), а в форме реферата, составленного из многих источников, с их сопоставлением и аргументированным критическим анализом с позиций собственного материала исследования.
В изложении четко разграничивайте чужое мнение и свое. Цитируйте только в случае необходимости. Используйте различные формы передачи чужой речи (прямая, косвенная, пересказ). Не забывайте ссылаться на источники информации с обязательным указанием страниц.
Иногда в тексте обзора литературы необходим многоаспектный анализ какой-либо работы. При этом можно придерживаться примерной схемы полного анализа источника.
I. Смысловой анализ полного текста:
I. А. 1. Процесс освоения книги: конспект, тезисы, аннотация. 2. Принцип авторской концепции, узловые проблемы темы, определения понятий, классификации, и их критерии, объяснительная сторона науки, выводы. Соотношение научной концепции и классификации. 3. Вспомогательные компоненты в тексте – их роль в источнике, смысл: оглавление, проблемный план, эпиграф, примечания, аннотация, предметный указатель, библиография, алфавитный указатель. 4. Связь названия текста и его содержания. 5. Иллюстрации (примеры).
Б. Отражение в содержании источника общих закономерностей развития объекта рассмотрения (законы, тенденции развития).
II. Построение научного текста: 1. Членение текста: главы, разделы, параграфы. 2. Членение параграфа. Композиционные единства крупного плана внутри параграфа, начало, концовка, абзацы. 3. Речевое оформление: синтаксические способы выражения отношения, речевая экспрессивность, способы привлечения внимания к научной информации. 4. Схемы, таблицы, графики. 5. Художественно-изобразительные средства.
III. Отражение в тексте общенаучных понятий, связанных с системностью изучаемого объекта: иерархия, оппозиция, изоморфизм, инвариант и т.п.
IV. Категориально-философское осмысление проблематики рассматриваемой научной работы: выявление прямых указаний в тексте на философские категории, осмысление в философском плане многообразных компонентов источника.
Таблица 2. Средства развернутого описания текста с включением анализа и оценки информации [21, c. 53]
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Обзор научных методов сбора и обработки информации
Дата публикации: 20.01.2020 2020-01-20
Статья просмотрена: 7496 раз
Библиографическое описание:
Колетвинов, Д. С. Обзор научных методов сбора и обработки информации / Д. С. Колетвинов, А. А. Мельникова, К. В. Борзилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66452/ (дата обращения: 18.11.2021).
В статье рассмотрены основные классификации методов сбора и обработки информации, методологические особенности сбора и обработки информации.
Ключевые слова: обработка информации, наука, метод сбора, математическое моделирование, научная дисциплина, научное познание
Существование любой научной дисциплины требует наличия методов, при помощи которых познаются объекты исследования.
Метод — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. (Философия, 2006)
Все науки имеют предмет и используют определенные методы, благодаря которым возникают новые знания, познаются закономерности изучаемых явлений.
Методология науки — систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания, и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. (Философия, 2006)
Изучение научных методов сбора и обработки информации — актуальная задача. С одной стороны, важно изучать методологию, поскольку это способствует развитию науки. С другой в каждой научной работе описываются те или иные методы, применявшиеся при выполнении исследования. От молодого ученого требуется глубокое понимание и обоснование методов, используемых для решения поставленных в научном исследовании задач.
Сложность рассмотрения данного вопроса состоит в том, что в настоящее время существует огромное множество методов, используемых в конкретных науках или в некотором ряде наук. Все они не могут быть подробно рассмотрены в рамках реферата. В работе предпринята попытка обобщить различные классификации методов сбора и обработки информации.
Научные классификации методов сбора иобработки информации
В современной науке применяется многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по общности и широте применения):
- Философские методы. Наиболее известным из них является диалектический. Это связано в том числе и с тем, что он упоминался в абсолютном большинстве исследований советского времени. В настоящее время распространение получают и другие методы: интуитивный, герменевтический, аналитический.
- Общенаучные методы и подходы. Отличаются тем, что занимают промежуточное звено между методами конкретных наук и общефилософскими.
- Частнонаучные методы — методы, используемые в конкретной отрасли знаний (биологии, физики, истории).
- Дисциплинарные методы — приемы, используемые в какой-нибудь отрасли науки или на стыке наук.
- Междисциплинарные методы — ряд методов, которые обеспечивают интеграцию наук.
Исследователи предлагают различные классификации научных методов сбора и обработки информации.
В зависимости от назначения выделяют:
− методы сбора фактического материала;
− методы теоретической интерпретации материала;
− методы направленного преобразования материала.
В другой классификации методы делятся на:
− методы статистической обработки материала.
В зависимости от того, как строится эксперимент, в исследовании выделяют:
− методы эмпирического исследования (они основываются на опыте или эксперименте);
− методы теоретического исследования, (рассматривают модели каких-либо процессов и явлений) (В. И. Загвязинский).
Ф. А. Кузин предлагает делить методы научного познания на три большие группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.) (Кузин, 2000)
Б. Г. Ананьев предлагает разделить методы на 4 группы:
1. Организационные. Они включают в себя методы:
сравнительный (сопоставление различных объектов по их признакам);
лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же объектов в течение длительного времени);
комплексный (объект исследуют ученые, специализирующие в разных областях знаний, объект изучается разными средствами).
2. Эмпирические методы, включают:
− экспериментальные психодиагностические исследования (тесты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
3. Методы обработки данных, включают количественный и качественный методы.
4. Интерпретационные методы, включающие: генетический и структурный методы. (Ананьев, 2001)
С. Л. Рубинштейн делит методы на:
− основные: наблюдение (внешнее, внутреннее); эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
− вспомогательные (беседа, анкета, анализ продуктов деятельности). (Рубинштейн, 2002)
Методы сбора иобработки информации вгуманитарных науках
В гуманитарных науках хорошо разработаны частные методологии экономических и исторических наук, социологии, психологии.
Все объекты исследования в социальных и гуманитарных науках постоянно изменяются и не могут быть поняты без рассмотрения истории своего существования. Поэтому история считается «общей наукой» так как к ней обращаются все науки о культуре. При этом она не является парадигмой социальных и гуманитарных наук.
Развитие методологии наук о культуре началось только в конце 19 века с работ В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера, В. Дильтея.
В социальных и гуманитарных науках ценности являются важными структурными элементами наук и входящих в них теорий.
Социальные и гуманитарные науки широко используют не только обычные эмпирические и теоретические методы обоснования знания, но и контекстуальные методы, предполагающие обращение к здравому смыслу, традиции, авторитетам «классике», интуиции вкусу и т. д. Поэтому методология наук о культуре сближается с герменевтикой.
В таблице 1 представлены основные методы сбора информации и инструментарии для их реализации. Это наблюдение за какими-либо объектами и процессами. Результаты наблюдений отражаются в дневнике. Взаимодействие с людьми посредством опросов, интервью, работа в фокус-группах. Каждый из этих методов имеет свои инструменты. Традиционный анализ документов — это работа с различными источникам информации. Сюда можно отнести: отчеты, статьи, монографии, аналитические исследования, нормативно правовые акты, статистические сборники и т. д.
Методы иинструменты для сбора иобработки информации
Источник