Основные способы освещения истории психологии

Билеты по истории психологии

Информация — Психология

Другие материалы по предмету Психология

  1. Основные способы освещения в истории психологии. Проблема периодизации.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность — до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук — как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

В начале XX века в психологии возникает кризисная ситуация. Её причин было несколько: отрыв психологии от практики; почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии, в частности связь психических явлений с физиологическими и поведением человека. Одновременно обнаружился значительный разрыв между теорией и практикой. Множество теоретических конструкций, которыми располагала психология к тому времени, не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными, а те из них, которые приводились в доказательство соответствующих теорий, не выдерживали критики с точки зрения статистической достоверности. Положения, постулаты интроспективной, ассоциативной психологии очень трудно было примирить с новыми фпктами, проявившимися в других областях знаний. К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология соответствующим требованиям не отвечала.

Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были направлены на решение сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ.

Читайте также:  Хлоргексидин для полоскания полости горла способ применения

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. (Отсюда и название от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных».* Термины Торндайк употреблял традиционные «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым.

* Эту работу И.П.Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения. После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным проблемам психологии.

Источник

Основные способы освещения истории психологии

Название работы: Основные способы изложения истории психологии

Предметная область: Психология и эзотерика

Описание: Основные способы изложения истории психологии Выделяют несколько подходов к изучению истории психологии. Хронологический подход для каждого конкретного момента существует характерная атмосфера мнений которая воздействует на исследователя. Персонологический подход через характеристику научных взглядов мыслителей прошлого. В основе этого подхода лежит идея о том что история делается великими людьми Карлейль.

Дата добавления: 2013-08-17

Размер файла: 32 KB

Работу скачали: 3 чел.

5.Основные способы изложения истории психологии

Выделяют несколько подходов к изучению истории психологии.

Есть 3 пути познания :

  • объективный (научный),
  • субъективный (интуитивный и эмоциональный, принятый искусством),
  • трансцендентный (основанный на вере и характерный для религии).
  • хронологический,
  • персонифицированный,
  • на основе контрастирующих пар,
  • по школам,
  • категориальный,
  • отраслевой,
  • многомерный.
  1. Хронологический подход – для каждого конкретного момента существует характерная атмосфера мнений, которая воздействует на исследователя. Она со временем изменяется, что влечёт за собой появление открытий и делает научное творчество непрерывным. Открытие не делается (или не признаётся) пока для него не готово время. Когда время пришло – синхронные открытия не редкость.
  2. Персонологический подход — через характеристику научных взглядов мыслителей прошлого. В основе этого подхода лежит идея о том, что история делается великими людьми (Карлейль).
  3. Принцип полярных диад или контрастирующих пар – сопоставление двух крайних точек зрения: материализм-идеализм, эмпиризм-рационализм, аналитические концепции – целостные и т.д.
  4. По школам и направлениям . Этот подход реализовал Р. Вудвортс применительно к психологии ХХ века. На сегодняшний день существует тенденция к размыванию границ направлений и школ.
  5. Категориальный подход – как складываются представления на природу того или иного явления (эмоций, поведения, общения и т.п.) Например, понимание термина «ощущение» от античности до наших дней. Предложен Ярошевским.
  6. Отраслевой – наиболее поздний. Как история внешних и внутридисциплинарных связей и развития различных областей и направлений в психологии
  7. Многомерный подход основан на кибернетическом законе разнообразия – для раскрытия существенных сторон предмета необходимо разнообразие точек зрения.
Читайте также:  Буфер обмена способы работы

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

  • Донаучный период заканчивается примерно в 5-7 век до нашей эры т.е. до начала объективных, научных исследований психики. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах , на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
  • Научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода . Также несколько условно устанавливается и его длительность — до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии . Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше , с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук — как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики (на рубеже XVIII-XIX в.в.)

Источник

Основные способы освещения истории психологии

Хронологический (по времени происходящих в истории событий).

Персонологический (по именам учёных, оказавшим своими открытиями влияние на историю психологии – Платон, Аристотель, Декарт, Локк, Вундт, Фрейд и т.д.)

По школам и направлениям (это способ используют, в основном, при исследовании событий первой половины ХХ века: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм, во второй половине ХХ века гуманистическая психология, когнитивная рассматриваются уже скорее как направления, появляются синтетические концепции, где теории и практика разных школ перемешивается)

Географический (Античная-греческая психология, английская, русская и т.п.)

Категориальный (К примеру, берут такие категории, как: образ, мотивация, деятельность, личность, общение. Анализируют то, как меняются представления о их содержании на протяжении истории)

Отраслевой (Наиболее поздний. Как история внешних и внутридисциплинарных связей и развития различных областей и направлений в психологии. История социальной психологии, история педагогической психологии и т.п.)

Принцип полярных диад или контрастирующих пар – сопоставление двух крайних точек зрения: материализм-идеализм, эмпиризм-рационализм, аналитические концепции – целостные и т.д.

Многомерный подход основан на кибернетическом законе разнообразия – для раскрытия существенных сторон предмета необходимо разнообразие точек зрения.

Источник

1.1. Основные способы освещения событий в истории психологии

Как выявить динамику взглядов на развитие психологии как науки и динамику взглядов на отельные области психологического знания? Конечно, через структурирование имеющегося материала, научных фактов, событий. Этим занимается историография. Выделяют несколько подходов к изучению истории психологии. Есть 3 пути познания: объективный (научный), субъективный (интуитивный и эмоциональный, принятый искусством), трансцендентный (основанный на вере и характерный для религии). В Средневековье доминировал трансцендентный. Сейчас – объективный. Он включает: хронологический, персонифицированный, на основе контрастирующих пар, по школам, категориальный, отраслевой, многомерный.

Читайте также:  Способы создания атмосферы доверия

Хронологический подход. Эдвин Боринг (американский историограф) использует понятие Zeitgeist. Оно означает характерную для каждого конкретного момента атмосферу мнений, которая воздействует на исследователя. Zeitgeist изменяется, что влечёт за собой появление открытий и делает научное творчество непрерывным. Открытие не делается (или не признаётся) пока для него не готово время. Когда время пришло – синхронные открытия не редкость.

Персонологический подход — через характеристику научных взглядов мыслителей прошлого. В основе этого подхода лежит идея о том, что история делается великими людьми (Карлейль).

Принцип полярных диад или контрастирующих пар – сопоставление двух крайних точек зрения: материализм-идеализм, эмпиризм-рационализм, аналитические концепции – целостные и т.д.

По школам и направлениям. Этот подход реализовал Р. Вудвортс применительно к психологии ХХ века. На сегодняшний день существует тенденция к размыванию границ направлений и школ. Время систем.

Категориальный подход – как складываются представления на природу того или иного явления (эмоций, поведения, общения и т.п.)

Географический способ (античная психология, английская и т.п.)

Отраслевой – наиболее поздний. Как история внешних и внутридисциплинарных связей и развития различных областей и направлений в психологии

Многомерный подход основан на кибернетическом законе разнообразия – для раскрытия существенных сторон предмета необходимо разнообразие точек зрения.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность — до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук — как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Источник

Оцените статью
Разные способы