Основные способы обучения новым движениям

Содержание
  1. Методы обучения двигательным действиям
  2. Основы обучения движениям
  3. Главные принципы физического воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности. Основные этапы и принципы совершенствования физических качеств, а также применяемые в данном процессе методы и приемы.
  4. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  5. 1. Принципы физического воспитания
  6. Физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
  7. · сознательность и активность
  8. · наглядность
  9. · доступность
  10. · систематичность
  11. · динамичность
  12. В сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса. Остановимся подробно на рассмотрении каждого из принципов.
  13. 2. Методы физического воспитания
  14. · метод регламентированного упражнения;
  15. · игровой метод;
  16. · соревновательный метод;
  17. · словесные и сенсорные методы.
  18. Рассмотрим подробно каждый их методов.
  19. 3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  20. Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
  21. 4. Основы совершенствования физических качеств
  22. Подобные документы

Методы обучения двигательным действиям

Галицкая Лина Александровна
Методы обучения двигательным действиям

В процессе физического воспитания, важны образовательные задачи, состоящие в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные знания, умения и навыки.

Рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений, являются основным предметом обучения. Особенности двигательных действий, как и закономерности формирования двигательных умений и навыков предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Для обучения двигательным действиямнеобходимо решить следующие задачи:

— обеспечение «начальной школы движений», а именно обучение управлению простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создавая исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

обучение действиям, используемым как «подводящие» упражнения или средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических способностей;

— формирование и доведение до нужной степени совершенства основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни и других сферах деятельности.

Построение процесса обучения, его методы и особенности, зависят от структурной сложности формируемых действий. Структурная сложность двигательного действия предопределяет выбор метода при начальном разучивании действия, при этом особенности обучения двигательным действиям зависят от проявляемых физических качеств и уровня их проявления.

Важнейшей проблемой методики обучения таким действиям становится соблюдение соотношений между факторами, которые приводят к закреплению двигательных навыков, и факторами, которые увеличивают их изменчивость.

Методы обучения двигательным действиям

Методы обучения двигательным действиям основываются на регулировании состава и порядка выполнения активных двигательных действий. Методика обучения заключается в повторении упражнений, отборе и освоении форм и способов их выполнения. В обучении существуют целостный (интегральный) и аналитический (избирательный).

Метод целостного упражнения представляет собой многократное повторение действия полностью. Этот метод используется при начальном обучении простым упражнениям или невозможности их расчленения. При обучении сложным действиям используют «подводящие»упражнения: структурно схожие и позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме. Методические приемы, применяемые в этом случае, облегчают выполнение упражнения. Используют разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и облегчение внешних условий.

Также данный подход применяют при совершенствовании техники действий. Выполнение действия может быть направлено на последовательную отработку его частей или деталей, при этом закрепление двигательного навыка выполняется в условиях неблагоприятного состояния организма.

Могут быть следующие варианты:

метод сопряженного воздействия, включающий дополнительные отягощения без искажения техники двигательного действия, которые в свою очередь способствуют ускоренному развитию скоростно-силовых способностей;

• вариативный метод, заключающийся в совершенствовании навыка в различных условиях, он вырабатывает способность к изменению технических характеристик движений;

Преимуществом данного метода является сохранение структуры и ритма действия, недостатком становится более быстрая утомляемость, а так же большая вероятность ошибок и искажений.

Метод расчлененно-конструктивного упражнения состоит в обучении двигательному действию по частям, с последующим объединением в целое. Его используют при изучении координационно-сложного.

Положительными сторонами данного метода являются акцентирование внимания на отдельных частях, меньшая утомляемость, более высокая работоспособность.

Недостатками метода становятся, частичное нарушение характеристик движения и ритма в целом. В данном случае, обучение отдельным частям двигательных действий следует ограничивать двигательным умением, не доводя его до навыка.

Игровой метод упражнения состоит в том, что деятельность организуется на основе содержания и правил игры.

Характерными чертами являются:

• эмоции при двигательной деятельности;

• многообразие двигательных;

• самостоятельность в выборе средств и способов решения возникающих задач;

• моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде взаимопомощи и соперничества.

Соревновательный метод упражнения состоит в соперничестве порядка борьбы и оценки достижений. Соревнование — наиболее яркое выражение метода и стимулирование, занимающихся, активной двигательной деятельностью.

Характерными чертами являются:

• эмоции при двигательной деятельности;

• максимальное проявление двигательных;

• выявление уровня владения двигательными действиями.

Соревновательный метод находится между игровым методом упражнения и методами строго регламентированного упражнения.

Общепедагогические и другие методы, используемые в практике физического воспитания

К общепедагогическим методам относят методы словесного и наглядного воздействия.

Методы словесного воздействия занимают ведущее место среди общепедагогических методов, т. к. без слова невозможно общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. Словесные методы делятся на 3 группы:

Рассказ создает представление об изучаемом действии.

Описание используют при ознакомлении с техникой, содержанием и правилами.

Объяснение –передача знаний о том, что и как делать.

Команды — оперативное управление.

Распоряжения и приказания отличаются от команд более полным набором слов и спокойным тоном.

Инструктирование — точное изложение правил деятельности.

Указание — словесное воздействие для исправления движений.

Разбор — беседа с анализом и оценкой деятельности.

Замечание – дает оценку качеству и указывает ошибки.

Словесная оценка — может быть краткой и развернутой. Важно помнить, что завышенная оценка ведет к самоуспокоению, «плохо» — к неверию в свои силы.

Словесные отчеты — способ углубления восприятия, самооценки и самоконтроля.

Методы наглядного воздействия заключаются в привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Методы наглядного воздействия: зрительные и слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения).

Методы зрительной наглядности используют для оценки и корректировки характеристик движений.Это:

• натуральный показ движения;

• адаптированный показ — в замедленном темпе.

Методы зрительного ориентирования облегчают правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Например, разметки, позволяют выдержать нужную траекторию.

Методы звуковой наглядности дают возможность уточнить временные и пространственно-временные характеристики движений. Важно учитывать быстроту реакции занимающихся при подаче звуковых сигналов.

Методы двигательной наглядности состоят в развитии мышечных ощущений, которые впоследствии играют решающую роль в комплексе ощущений.

Методы срочной информации позволяют оперативно получить срочные сведения о характеристиках движения с целью внесения коррекции. Сюда относятся технические устройства, например, тензометры в легкоатлетическом манеже.

Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, играет воспитание этих качеств с помощью обще-подготовительных и избирательно-направленных упражнений. Особенно важно сформировать позитивную психическую установку, при обучении действиям, связанным с повышенным риском получить травму, а также создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей.

Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям, в целом, решаема путем умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, а также систематичности и постепенного повышения требований.

Новые перспективы в оптимальном решении этой проблемы открываются в связи с внедрением в теорию и практику физического воспитания современных подходов к программированию учебного материала. Таким образом, в гимнастике разработаны программы обучения технике движений на снарядах с учетом структурной общности двигательных действий и рациональной последовательности. Последовательное выполнение таких учебно-подготовительных заданий, которые составлены в соответствии с подобными программами, позволяет обеспечить рациональную преемственность в процессе обучения.

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 — Физ.культура и специальности 032101 — Физическая культура и спорт: рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. — М. :ФиС: СпортАкадемПресс, 2015. — 543 с.

Читайте также:  Народные способы при кисте груди

2. Холодов Ж. К. Теория и методикафизического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2014. — 480 с.

3. Шклярук В. Я. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов.— Саратов: Издат. Центр CГСЭУ, 2012.-164 с.

4. Теория и методикафизической культуры : учеб. пособие для студ. вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и спец. 022300 — «Физическая культура и спорт»: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. — М. : Сов. спорт, 2012. — 463 с.

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания — это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: — наблюдение и.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Источник

Основы обучения движениям

Главные принципы физического воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности. Основные этапы и принципы совершенствования физических качеств, а также применяемые в данном процессе методы и приемы.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.05.2020
Размер файла 31,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основы обучения движениям

физический воспитание движение

В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Физическая культура — это самостоятельная область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще в первобытном обществе в связи с естественной необходимостью для человека выжить в борьбе за свое существование.

Физическая культура личности как сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования.

Вместе с тем было бы ошибкой отождествлять оздоровительную физическую культуру только с совершенствованием телосложения, с формированием высокого уровня физической подготовленности, двигательных умений и навыков, то есть с задачами только двигательного характера. Оздоровительная физическая культура предполагает не изолированное развитие физических способностей, а их взаимодействие с духовным, эстетическим, интеллектуальным совершенствованием личности. Она является одним из важнейших средств воспитания человека.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.

Нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

1. Принципы физического воспитания


Физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:


· сознательность и активность


· наглядность


· доступность


· систематичность


· динамичность


В сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса. Остановимся подробно на рассмотрении каждого из принципов.

Принцип сознательности и активности

Предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. А это обеспечивается определённой мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В любом случае важно, чтобы был сформулирован чёткий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним.

Этот принцип предполагает создание правильного представления, образа двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой его выполнить.

Непосредственная наглядность — это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядности» включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. Доступность не означает отсутствие трудностей, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены.

Конкретные данные о возможностях, занимающихся преподаватель или тренер получает путём тестирования и систематического врачебного контроля. Таким образом, принцип доступности в практике физического воспитания предусматривает определение посильного упражнения, задания, и оптимальных условий для их реализации. Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил, занимающихся: что, было недоступным на одном этапе подготовки, становиться в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

Это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверх восстановления, возвращение к исходному уровню. Вот почему занятии по физической культуре никогда не проводят в течении двух дней подряд.

Еще Ж. Лемарком (1809) было замечено, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверх восстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создаётся основа отставленного эффекта выполненной работы. Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышения тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий-тренировок.

Принцип динамичности выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объёма и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности).

Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит смысл адаптации к нагрузкам. Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах.

Читайте также:  Какими способами разделяют гетерогенные смеси

· Прямолинейное — повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

· Ступенчатая динамика — резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

· Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах является основным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

В заключении важно подчеркнуть тесную взаимосвязь рассмотренных методических принципов, так как они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания, и не один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

2. Методы физического воспитания


· метод регламентированного упражнения;


· игровой метод;


· соревновательный метод;


· словесные и сенсорные методы.


Рассмотрим подробно каждый их методов.

Метод регламентированного упражнения

Данный метод предусматривает:

· твёрдо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

· по возможности точное дозирование нагрузки и управление её динамикой по ходу упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха.

Целевое назначении данного метода состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определённых физических качеств, способностей.

Применён на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол, волейбол и т.д. Игровой метод используется чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегчённых условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

Используется как способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил, занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний создаёт особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Словесные и сенсорные методы

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему. Можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты.

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные ощущения. В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

· метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

· метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

· метод лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью.

К средствам физического воспитания относятся:

· оздоровительные силы природной среды

3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям


Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Под первым этапом понимается ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

· создать общее представление о двигательном действии;

· научить частям (элементам) техники этого действия;

· сформировать общий ритм двигательного акта;

· предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Общее представление создаётся путём демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).

Углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения. Цель обучения достигается путём детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

Основные задачи этого этапа:

· углубленно понять закономерности движения;

· уточнить технику действия (по её пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

· усовершенствовать ритм выполнения движения;

· создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере её усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания.

Формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Задачи третьего этапа:

· закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить результат. Для этого постоянно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;

· избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии.

· совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличить его вариативность. Выполнение упражнения в условиях сильного утомления, эмоциональной напряжённости.

4. Основы совершенствования физических качеств

Силой в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп. Можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой. Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (выпрямление рук в упоре, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.)

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы:

· метод максимальных усилий;

· метод повторных усилий;

· метод динамических усилий.

Метод максимальных усилий

Упражнения выполняются с применением предельных или около предельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых между подходами составляет 4-8 минут (до восстановления). Этот метод используется, для воспитания «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации т.е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени.

Метод повторных усилий

Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% от максимального, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между сериями 2-4 минуты (до неполного восстановления). Этот метод чаще используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который можно поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7-13 движений за один подход.

Метод динамических усилий

Этот метод связан с применением малых и средних отягощений (до 30% то максимума). Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними 2-4 минуты. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

У людей различных конституционных типов эффект от применения силовых упражнений проявляется по-разному. Эндоморфные типы с округлыми формами, приземистые, с мощным костяком быстрее достигают результатов в силовой подготовке. Представители эктоморфных типов обычно стройны, тонкокостные, без лишних жировых депо. У них прирост объёма мышц и показателей происходит медленнее. Это необходимо знать во избежание ранних и необоснованных выводов. В то же время следует знать и помнить, что человек с любым типом телосложения может увеличить объём и развить силу мышц путём регулярных и методически правильно построенных занятий.

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле её можно определить, как способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения — физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а, следовательно, с различными видами выносливости.

Читайте также:  Способ оплаты проезда по цкад без транспондера

Различают два вида выносливости:

Общей выносливостью называют способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течении продолжительного времени за счёт аэробных источников энергообеспечения. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Общая выносливость — основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работай сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, уделяется основное время при общей физической подготовке. Тренировке, направленной на повышение общей выносливости, уделяется время и в подготовке высококвалифицированных спортсменов.

Равномерная работа при пульсе 130-150 удар/мин, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем.

Таким образом, тренировочная работа по воспитанию общей выносливости сводится к повышению тренированности вегетативных систем организма при активном кислородном обмене. Методы воспитания общей выносливости могу варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанные варианты выполнения упражнения.

Специальная выносливость — это способность эффективно выполнять работу в определённой трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Различают виды специальной выносливости:

В циклических упражнениях в некоторых спортивных играх скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно — сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечить мышцы кислородом из за высочайшей интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.

Воспитание ловкости (координационные способности)

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи.

Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложнённых движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач.

Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на неё влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте), некоторые формы профессиональной деятельности. Чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

· динамическую (проявляется в движении)

· статическую (позволяет сохранять позу и положение тела)

· активную (проявленную благодаря собственным усилиям)

· пассивную (проявленную за счёт внешних сил)

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. Чтобы увеличить гибкость, применяются предварительная разминка, массаж или кратковременное напряжение мышц. На гибкость влияют:

· внешняя температура (низкая уменьшает гибкость);

· время суток (наивысшие показатели гибкости от10 до 18 часов);

· эмоциональное состояние (при эмоциональном подъёме гибкость увеличивается, при повышении утомления мышц гибкость уменьшается).

Как правило, физически сильные люди менее гибки из-за высокого тонуса мышц. Очень гибкие люди меньше способны к проявлению скоростных силовых качеств. Поэтому для лиц со стойкими ограничениями подвижности в суставах необходимы увеличенные — более частые и продолжительные нагрузки в упражнениях «на растягивание». Напротив, для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходимо ограничивать упражнения в растягивании и принимать специальные меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражнений.

Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий, суставных связок, с постепенно возрастающей амплитудой. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью, с отягощениями и без них. Пассивные статические упражнения в растягивании целесообразно применять в основном тогда, когда с возрастом существенно возрастает масса мышц и связочный аппарат мало поддаётся деформации. Установлено, что ежедневные двухразовые тренировки с 30-кратным повторением упражнений в каждом подходе через один-два месяца приводят к заметному приросту гибкости. При прекращении тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.

В последние годы в нашей стране стал распространяться стретчинг — система упражнений, направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов. Считается, что медленное и спокойное выполнение упражнений на растягивание используется не только для решения различных оздоровительно — спортивных задач, но и способствует снятию нервно-эмоционального напряжения, активному отдыху.

Физическое воспитание — общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития. Идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.

Таким образом, навыки спорта в процессе физического воспитания, преследуют задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Спорт в физическом воспитании студента представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной деятельности.

Список использованных источников

1. Бажуков С.М. Здоровье детей — общая забота. — М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Белорусова В.В. Физическое образование. — М.: Логос, 2003.

3. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. — М.: Дело, 2004.

4. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание. — М.: Логос, 2004.

5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. — М.: Аст, Аквариум, 2004.

6. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие.

7. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. — М.: Сфера, 2002.

8. Лайзапе С.Я. Физическое воспитание. — М.: Просвещение, 2004.

9. Лихачев Б/Г. Педагогика. — М.: Ш1ФРА-ДАНА, 2003.

10. Морфофункциопальное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста. /Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.

11. Пензулаева JI. И. Физическое воспитание. — М.: Просвещение, 2003.

12. Ращупкии Г.13. Физическая культура. — Спб.: Нева, 2004.

13. Рубапович В.Б. Валеологичсские принципы организации физической культуры. Учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей физвоспитания, учителей, медицинских работников. — Новосибирск: ПИПКиПРО, 1997.

14. Савин II.B. Педагогика. — М.: Аст, 2003.

15. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник, 2 тома / под ред. Евсеева СЛ. — М., 2008

16. Теровапссян АЛ. Основы физического воспитания. — М.: БЕК, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Методические принципы физического воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации , систематичности, динамичности. Методы физического воспитания: регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.

реферат [26,0 K], добавлен 09.10.2006

Принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности (доступности), индивидуализации и постепенности в педагогическом процессе физического воспитания — обучения двигательным действиям на уроках физической культуры.

реферат [15,9 K], добавлен 23.12.2009

Общее определение принципа. Анализ сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности физического воспитания. Изучение специфических принципов, отражающих различные закономерности и стороны процесса.

курсовая работа [39,8 K], добавлен 06.11.2014

Виды физической подготовки. Принципы спортивной подготовки. Средства и методы физического воспитания. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания. Особенности регламентации нагрузки и отдыха. Основы обучения движениям.

реферат [28,6 K], добавлен 18.07.2011

Методы воспитания физических качеств. Совершенствование физических и психических качеств в процессе физического воспитания. Проведение производственной гимнастики с учетом заданных условий и характеристик труда. Методы регламентированного упражнения.

курсовая работа [54,5 K], добавлен 22.10.2012

Источник

Оцените статью
Разные способы