Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком»
Алена Трифонова
Консультация для родителей «Секреты общения с ребенком»
Консультация для родителей.
Тема: «Секреты общения с ребенком».
Цель: Дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.
Что такое общение. Насколько важно общение для ребёнка?
— Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.
Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.
В эмоциональном общениисо взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Как же надо общаться с ребёнком?
— Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.
Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Научиться правильно общаться с ребёнком нам помогут советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер и её книга «Общаться с ребёнком. Как?»
Прежде всего надо безусловно принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!
Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.
Как вы выражаете свою любовь к ребёнку?
— Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?
— Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. Она утверждает, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.
Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека, зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.
Как взрослые должны выражать своё недовольство ребёнком?
— Специалисты рекомендуют: Для того, чтобы вы могли проанализировать, насколько правильно вы общаетесь со своим ребёнком мы предлагаем вам выполнить небольшое задание. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой?
Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?
Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается?
Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком?
Какими словами Вы называете ребёнка, когда сердитесь?
Принципы эффективного общения с ребёнком.
Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т. д.
Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.
«В гости с ребенком». Консультация для родителей Чем старше становится ваш ребенок,тем чаще родители берут его с собой на разные торжества. На что надо обратить внимание, чтобы за столом.
Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:»С тобой.
Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.
Консультация для родителей «С ребенком на природу» Прогулки на природу сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Нам лишь надо.
Консультация для родителей «Секреты страны Грамотилии» Откройте малышу волшебную страну, Там пляшут буквы, поют звуки. Погодите, погодите, торопитесь не спеша, М а м а, мама прочитал малыш.
Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.
Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.
Консультация для родителей «Секреты эффективного отцовства» Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую.
Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.
Источник
Эффективные техники речевого общения с детьми
Ольга Попкова
Эффективные техники речевого общения с детьми
Эмоции в жизни детей.
Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению с взрослыми. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы. Расстроенные дети раздраженно стучат ножками по полу или же просто подгибают их, чтобы не идти туда, «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защелку душевным треволнениям.
Малыши могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков, «невзирая на лица и звания».У малышей все просто: кто что заслужил, тот то и получил.
А теперь составьте список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности. (Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых, в течение 10 минут составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения составляется общий список трудностей, которые являются наиболее значимыми.)
Итак,наиболее часто встречающиеся эмоциональные нарушения: агрессивность, тревожность, страхи, робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность, мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.
Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнера по общению, демонстративность как устойчивая личностная особенность.
Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.
Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно,если взрослый обладает следующими навыками:
— говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
— «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
— не оценивает личность ребенка, а говорит о его нежелательных действиях;
— видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой на благие намерения;
— обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
Что же такое «Я-сообщение»?
Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные,не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Что делать, если вас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым?Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня» и называют «Я-сообщением». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме.Например: «Мне нравится, я бы хотела», «Меня раздражает, когда дети балуются», «Я злюсь», «Я. сержусь», «Я огорчена».
Я-высказывание» — это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»).
«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-сообщения» взрослый часто использует угрозу или приказ, например («Прекрати разговаривать», «Сейчас же разденься»). Это может вызвать сопротивление или протест.
«Я-высказывание» — это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения.
А теперь мы попробуем прислушаться к себе, к своим чувствам. Разделите лист пополам. В колонку слева запишите нежелательные действия ребенка, а в колонку справа, напротив каждой ситуации, — то чувство, переживание, которое возникает у вас в данной ситуации.
Когда во время занятия стучат по столу. Я начинаю злиться и раздражаться.
Сразу же после выражения чувств необходимо высказать пожелание о тех действиях ребенка, которые вас устраивают.
А теперь я зачитываю проблемную ситуацию и варианты высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Необходимо выбрать то, которое наиболее соответствует «Я-сообщению».
Дети громко разговаривают во время обеда.
1. «Когда я ем, я глух и нем».
2. «Что вы так раскричались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
3. «Мне не нравится, когда во время обеда разговаривают за столом».
Сейчас мы попробуем составлять «Я-сообщения» на предлагаемую ситуацию.
(Упражнение проводится в подгруппах, в течение 10 минут. Каждая подгруппа составляет «Я-сообщение» на предлагаемую ситуацию.)
1. Ребенок в течение дня постоянно ноет,хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.
2. Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
3. Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки.Кто-то из детей ответил: «А я еще не успел поиграть», другой – «А я не хочу гулять», третий – «А я не играл».
4. Вы зовете детей садиться за стол.А один ребенок отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
5. У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребенок то и дело вас перебивает.
Многие педагоги и родители замечают, что начав использовать «Я-сообщения» в проблемных ситуациях с детьми,им удается лучше справляться со своим эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать свои эмоции. Так же взрослые отмечают, что, используя «Я-сообщения», им удается установить контакт с ребенком и настроиться на положительный результат общения с ним. Для многих взрослых «Я-сообщение» оказалось тем добрым средством, которое помогло восстановить уже давно разрушенные отношения.
Техника «Активное слушание».
В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.
Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и в поведении, в интонации и в мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни, мы привыкли уделять слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит.
Если в данный момент взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же вы в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь. При этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.
Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Активное слушание предполагает особое внимание к партнеру, способность поставить себя на его место. Активно слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Необходимо повторить, что случилось с ребенком (как вы это поняли, а потом обозначить это чувство. Таким образом, переживания ребенка сильно ослабевают и он сам продвигается в решении своей проблемы. «Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что…»
Сейчас я предлагаю вам разобрать конкретные ситуации. Наша задача, понять какие чувства испытывает ребенок в данный момент.
Ситуация и слова ребенка. Чувства ребенка. Ответ взрослого
Ребенку сделали укол,он плачет: «Доктор плохой». Боль, обида. Тебе было больно, когда делали прививку, ты расстроился.
В заключении хочу пожелать вам удачи и успехов в вашей работе. Спасибо за внимание!
Конспект занятия по культуре речевого общения в средней группе «В гостях у пчёлки» Програмное содержание. Этическое воспитание: -показать детям эффективность доброжелательного, културного общения и поведения, воспитывать.
Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.
Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ (2)Актуальность Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается.
Перспективный план по развитию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Сроки проведения Сентябрь Тема занятия: Что такое этикет? Задачи занятия по познавательному развитию Познакомить детей с понятием этикет.
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей в средней группе Самообразование. Тема: «Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей». Дети собираются все вместе, радуются встрече,.
Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми Вспомним детство зол Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М. Е. Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая.
Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольника принадлежит театрализованной деятельности. Театрализованная.
Сценарий активизирующего общения по трудовому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Развивать умение детей в хозяйственно-бытовом труде самостоятельно и качественно выполнять разные его виды, уметь самостоятельно.
Семинар-практикум «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Составила: старший воспитатель Богатова С. М. 28. 03. 2013 год Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и учащимися школы вне занятий Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического развития дошкольников, к их общекультурной.
Источник