- Реорганизация юридического лица
- Реорганизация – передача прав и обязанностей
- 5 способов для реорганизации юрлица
- Реорганизация шаг за шагом
- Шаг 1. Постановка цели
- Шаг 2. Обращение в ПФР
- Шаг 3. Извещение налогового органа
- Шаг 4. Информирование контрагентов
- Шаг 5. Уведомление через СМИ
- Шаг 6. Инвентаризация
- Шаг 7. Промежуточный отчет
- Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа
- Шаг 9. Создание новых уставных документов
- Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:
- Где производить новую регистрацию
- Признать реорганизацию недействительной
- Когда реорганизацию считать завершенной
- Порядок и способы создания юридического лица в 2021 году — 4 этапа, виды юр лиц + образцы документов
- Содержание
- Создание юридического лица — 4 этапа
- 1 Этап. Выбор организационно-правовой формы.
- 2 Этап. Собрание учредителей, для принятия решения о создании юр.лица.
- 3 Этап. Регистрация юридического лица.
- 4 Этап. Послерегистрационные процедуры.
Реорганизация юридического лица
Больше материалов по теме «Банкротство» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
В мире бизнеса все процессы очень пластичны и изменчивы. Постоянные перемены характеризуют одну из главных бизнес-черт характера предпринимателей: способность быстро принимать решения и действовать в новых обстоятельствах. Это касается не только физических личностей, но и юридических лиц. ООО или АО может изменить форму своего существования – быть реорганизованным. Что нужно помнить руководителям при осуществлении этого процесса? Как правильно пройти все этапы? Какие нюансы предусматривает законодательство? Разберём эти вопросы.
Реорганизация – передача прав и обязанностей
Юридическое лицо уходит в небытие, но не исчезает, а «превращается» в одну или несколько новых организаций – преемников «материнского» юридического лица. Такие превращения, весьма нередкие в бизнесе, называются реорганизацией. По сути своей, это передача всех полномочий – прав и обязанностей – от исходного к создаваемым юридическим лицам. Этот процесс позволяет помочь избежать банкротства и полной ликвидации компании, лишь переформатируя ее деятельность.
Решить начать реорганизацию может:
- собственник имущества фирмы;
- учредители или акционеры;
- орган, которому такие полномочия дают уставные документы;
- суд, давший постановление.
СПРАВКА! Воля учредителей по реорганизации вправе быть выражена исключительно с подачи совета директоров (если иного не декларирует Устав). На общем собрании не менее 75% участников должны проголосовать за начало этого процесса.
5 способов для реорганизации юрлица
Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 возможных видов реорганизации предприятий.
- Слияние. Несколько юридических лиц (не менее двух) перестают осуществлять свою деятельность, соединяясь в одно, получающее все обязательства и привилегии исходных.
- Присоединение. Одна из организаций останавливает деятельность и передает свои полномочия другой, которая продолжала функционирование и продолжает его в новом формате. Согласие продолжающей действовать организации необходимо, если к ней присоединяются не единичные фирмы, а любые объединения (союзы, ассоциации и т.п.), особенно с крупными активами.
- Разделение. Одна компания делит свои права и обязанности между несколькими вновь созданными, а сама уходит в прошлое.
- Выделение. «Материнская» организация как бы «отпочковывает» от себя одну или несколько новых, которым и передает часть своих полномочий, сама продолжая действовать по тем, что остались.
- Преобразование. Новые организации не возникают, изменения вносятся в правовую форму исходного юрлица. При этом реорганизуемая фирма не может превратиться в свою бизнес-противоположность: АО или ООО нельзя переделать в товарищество или, к примеру, госпредприятие, а коммерческую структуру – в некоммерческую.
При реорганизации акционерных обществ законодательно разрешалось применять еще одну, комбинированную форму изменения организационно-правовых отношений – «выделение/разделение с одновременным присоединением/слиянием».
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! До сентября 2014 года при реорганизации ООО можно было применять лишь 1 из перечисленных способов. После законодательной реформы их разрешено произвольно комбинировать, причем не ограничивается количество реорганизуемых компаний и их организационно-правовые формы.
Реорганизация шаг за шагом
Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.
Шаг 1. Постановка цели
На общем сборе акционеров или учредителей ставится вопрос и проводится голосование насчет реорганизации (3/4 голосов должно быть отдано «за»). После протоколирования решения устанавливается способ реорганизации, намечается ее план, ставятся сроки.
Шаг 2. Обращение в ПФР
Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.
Шаг 3. Извещение налогового органа
Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.
Шаг 4. Информирование контрагентов
В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.
Шаг 5. Уведомление через СМИ
Извещение в «Вестнике государственной регистрации» необходимо публиковать два раза в месяц, начиная с первых действий налоговой инспекции (изменение ЕГРЮЛ).
Шаг 6. Инвентаризация
Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.
Шаг 7. Промежуточный отчет
Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.
Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа
Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.
Шаг 9. Создание новых уставных документов
Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.
Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:
- вычисление амортизации по активам и основным средствам;
- списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
- выплата заработной платы сотрудникам;
- закрытие доходно-расходной документации;
- выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
- последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.
По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:
- ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
- материальные активы;
- документальные архивы.
Где производить новую регистрацию
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
- Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
- При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
- При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
- Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
- Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.
Признать реорганизацию недействительной
Такая возможность закреплена законом в сентябре 2014 года. Совершить этот акт можно через суд по инициативе учредителя, не голосовавшего на общем собрании или отдавшего свой голос против реорганизации. Суд постановит, что реорганизация не состоялась, если будет доказано, что:
- решение о начале процесса не принято установленным порядком или для положительного решения не хватило необходимой части голосов «за»;
- в документах на регистрацию новых юридических лиц, возникших через реорганизацию, содержатся заведомо недостоверные сведения.
Когда реорганизацию считать завершенной
ООО или АО признается реорганизованным после проведения госрегистрации новых или обновленных юридических лиц. Такой протокол не относится лишь к форме присоединения – по ней реорганизация завершается записью в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемой организации как самостоятельного юридического лица.
Источник
Порядок и способы создания юридического лица в 2021 году — 4 этапа, виды юр лиц + образцы документов
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня хотелось бы поделиться с вами важной и структурированной информацией, которую мы подготовили для вас с нашими юристами относительно создания юридического лица. Ежегодно меняется законодательство и не всегда начинающие предприниматели успевают следить за этим. В данной статье мы раскроем все секреты на наглядных примерах того, какие формы организации юр.лица существуют, чем они отличаются и как действовать при создании юр.лица.
Содержание
Создание юридического лица — 4 этапа
Создание юридического лица это не сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Вы это поймете, после прочтения данной статьи. Если создание юр.лица разбить на общие 4 этапа создания, то они будут выглядеть вот таким образом:
1 Этап. Выбор организационно-правовой формы.
Существуют следующие виды юридических лиц:
- Коммерческие организации.
- Некоммерческие.
Первые создаются с целью извлечения прибыли из осуществляемой деятельности и распределение её среди участников созданной организации.
Основной целью создания вторых не является извлечение прибыли, а значит и распределять среди участников её они не могут. К некоммерческим организациям относятся: ЖСК, политические партии, благотворительные фонды, ГК, общества взаимного страхования и другие.
Так как у нас сайт о бизнесе, мы не будем рассматривать некоммерческие организации, а поговорим далее про первые — коммерческие организации. Итак, внимательно ознакомьтесь с табличкой, чтобы понять, какую организационно-правовую форму коммерческого предприятия выбрать.
2 Этап. Собрание учредителей, для принятия решения о создании юр.лица.
На данном этапе проводится собрание лиц, желающих организовать юр.лицо. Это может быть как единоличный орган, так и собрание учредителей. Кроме главного вопроса, на данном собрании необходимо решить еще один ряд важных вопросов:
Избрание органов управления | |||||
Единоличный исполнительный орган | Совет директоров (Наблюдательный совет) | Коллегиальный исполнительный орган | Ревизионная комиссия | ||
ООО | Необходимо избрать | если предусмотрено Уставом | если предусмотрено Уставом | Необходимо избрать, если количество участников ООО превышает пятнадцать, и уставом не предусмотрено иное | |
АО | Необходимо избрать | Необходимо избрать для публичных АО, а также для непубличных АО, если количество владельцев голосующих акций не менее 50 | необязательно | Необходимо избрать | |
Товарищества | — | — | — | — | |
Производственный кооператив | обязательно, если более десяти членов | необязательно, если более пятидесяти членов | обязательно, если более 10 членов | Необходимо избрать | |
Хозяйственное партнерство | Необходимо избрать | — | — | необязательно | |
Государственное унитарное предприятие | Необходимо избрать | — | — | — | |
Крестьянское (фермерское) хозяйство | Необходимо избрать | — | — | — |
В обязательном порядке не требуется указывать юридический адрес в учредительных документах, а вот для регистрации в ЕГРЮЛ это нужно сделать.
С конца 2015 года, законодателем в обязательном порядке установлено, что юр.адрес должен соответствовать фактическому месту нахождения организации и её представительных органов. В ином случае, компания претерпевает рис неполучения юридически важной корреспонденции.
При изменении юр.адреса в обязательном порядке необходимо сообщить об этом в ЕГРЮЛ.
ФНС вправе отказать в регистрации коммерческой организации, если данные о юр.адресе не правдивы.
Вот, что у вас должно получиться по итогам проведения собрания.
Скачать протокол общего собрания можно перейдя по указанным ниже ссылкам:
- Образец протокола общего собрания учредителей ООО
- Образец решения единственного учредителя о создании ООО (уст.капитал — деньги)
- Образец решения единственного учредителя о создании ООО (уст.капитал — имущество)
Если уставной капитал или его часть формируется полностью или частично за счет денежных средств, то необходимо открыть накопительный счет.
До гос. регистрации или после гос. регистрации юр.лица (в зависимости от того, что у вас прописано в договоре), все учредители обязаны внести оплату в уставной капитал, в соответствии со своей долей в нем.
Для открытия данного счета у вас потребуют следующие документы:
- Заявление с подписями всех учредителей. Если 1 из участников является другое юр.лицо, то необходима его печать на заявлении об открытии накопительного счета.
- Оригинал + нотариально заверенная копия протокола общего собрания о создании юр.лица.
- Оригинал + нотариально заверенная копия устава.
- Если все документы подаются через представителя, то доверенность.
3 Этап. Регистрация юридического лица.
Только после регистрации в ЕГРЮЛ юр.лицо может официально осуществлять коммерческую деятельность. Дата регистрации в реестре — это дата создания юридического лица.
Регистрация проходит в ФНС по месту нахождения юр.лица.
Если какой-либо из документов подается более чем на 1 листе, он обязательно должен быть прошит и пронумерован.
Если документы подаются не лично уполномоченным лицом (а например через МФЦ или через представителя), то обязательно наличие нотариальной доверенности. Доверенность не нужна, если вы все документа отсылаете через нотариуса. Данная процедура возможна с 1.01.2016.
Срок регистрации юр.лица в ФНС составляет 3 дня.
Скачать заявление по установленной форме P11001, с последними изменениями вы можете у нас.
Некоторые требования к заполнению заявления:
- Заявление заполняется заглавными прописными буквами.
- Название фирмы должно быть только на русском языке.
- На каждого учредителя заполняется свой лист Н. Не спешите подписывать этот лист. Это необходимо сделать в присутствии нотариуса, который заверит вашу подпись.
- ИНН физ.лиц указывается в обязательном порядке, при его наличии.
В PDF файле находится подробный образец заполнения всех страниц. Excel и Doc чистые бланки для заполнения.
- Образец заполнения заявления о регистрации юридического лица (PDF )
- Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (Excel)
- Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (Doc)
Вы можете скачать образец устава у нас. Он является универсальным при создании ООО. Вы можете внести свои коррективы, удалить ненужные вам пункты или оставить как есть и использовать его для своей фирмы. Все положения данного устава соответствуют последним изменениям в законодательстве.
Как вы уже поняли из статьи, при создании АО требуется договор. Его образец мы также предлагаем вам скачать ниже. Он является универсальным.
- Бланк (образец) договора при создании АО
- Бланк (образец) договора при создании ПАО
Для каждой организационно правовой формы могут быть предусмотрены свои требования при регистрации. Поэтому советуем вам ознакомиться со следующими статьями:
4 Этап. Послерегистрационные процедуры.
Для того чтобы коммерческая организация могла полноценно функционировать, необходимо провести все ниже перечисленные процедуры, которые возможны только после регистрации юридического лица.
- Получить документы в ФНС (Свидетельство о регистрации и учредительные документы);
- Пройти регистрацию в ФСС и в Пенсионном фонде;
- Получить коды статистики в Росстат;
- Открыть расчетный счет;
- Изготовить печать для организации;
- Принять все необходимые внутренние документы для нормального функционирования организации;
- Если кто-либо из учредителей не оплатил еще свои доли в уставном капитале, то необходимо это сделать;
- Получить лицензию, если таковая необходима для осуществления законной деятельности организации;
- Зарегистрировать недвижимое имущество.
Важно определиться системой налогообложения на начальных этапах. Удачно выбранная форма налогообложения сэкономит вам массу сил, времени, а также денег.
Источник