- Тема: Способы образования имён прилагательных
- Содержимое разработки
- Образование прилагательных
- Особенности образования имен прилагательных
- Аффиксальные способы образования прилагательных
- Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных
- Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Словообразование имен прилагательных»
Тема: Способы образования имён прилагательных
Содержимое разработки
по русскому языку для 6 класса
(школ с русским языком обучения)
учителя русского языка
и литературы школы № 208
Мирзо Улугбекского района,
Яминовой Умиды Туйчиевны
Разработка урока по русскому языку для 6 класса
(школ с русским языком обучения) на тему:
«Способы образования имён прилагательных»
Способы образования имён прилагательных
Восприятие нового материала
Познакомить с основными способами образования имён прилагательных.
Дать знания о суффиксальном способе образования слов.
Развить навыки и умения образования имён прилагательных суффиксальным способом и правильного употребления их в речи.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
1.Подготовка к активному восприятию сведений о способах образования имён прилагательных.
2.Конструирование предложений с использованием прилагательных, образованных суффиксальным способом.
3.Обогащение словаря учащихся.
Технология и организация учебного процесса
Аудирование, говорение, чтение, письмо
Индивидуально-дифференцировыанная работа, работа в парах, коллективная учебная деятельность.
Мультимедийная учебная презентация
Работа по таблице, беседа по вопросам
Вопросно-ответная беседа(фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, словарный диктант)
Научит правильному употреблению имён прилагательных , образованных морфологическим способом
Сумеетразобрать имена прилагательных по составу, определить способ образования
Продолжит формирование у учащихся навыков составления текста, на заданные темы
Примут активное участие в составлении текстов с употреблением имён прилагательных
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку.
Проверка домашнего задания.
Учитель проходит по рядам и проверяет наличие в тетрадях выполненного упражнения 325, заданного на дом.
Проверяет, как учащиеся усвоили пройденную тему «Морфологический разбор имени прилагательного».
На доске записаны 2 предложения. Учащиеся с места читают предложения, выделяют имена прилагательные и делают морфологический разбор.
Порядок устного разбора: Прилагательное узкой. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Начальная форма узкий, качественное, полное, употреблено в форме единственного числа, дательного падежа, женского рода; в предложении является определением.
Объяснение нового материала.
Сообщение учителем темы урока: «Способы образования имён прилагательных». Запись темы на доске и в тетрадях.
Организация фронтальной беседы по изученной ранее теме «Состав слова. Словообразование».
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как образуются слова в русском языке.
Ученик: С помощью приставки и суффикса.
Учитель: Что такое приставка?
Ученик: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: Как называется способ образования слов с помощью приставки?
Ученик: Приставочный или префиксальный.
Учитель: Что такое суффикс?
Ученик: Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Учитель: Как называется способ образования слов с помощью суффикса?
Учитель: А какие значимые части слова вы ещё знаете?
Учитель: А что у нас составляет основу слова?
Ученик: Приставка, корень, суффикс(или часть слова без окончания).
Учитель: Для чего служит окончание?
Ученик: Для связи слов в предложении.
Учитель: А что такое морфема?
Ученик: Это каждая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.
Учитель: Молодцы, ребята. А какие способы образования слов мы ещё с вами знаем?
Ученик: Приставочно-суффиксальный и сложение корней, основ, слов.
Учитель: Как называется такой способ образования слов?
Ученик: Морфологическим способом образования слов.
Учитель: А теперь внимание: имена прилагательные, также как и имена существительные образуются с помощью приставок и суффиксов, а сложные имена прилагательные с помощью сложения слов (основ, корней).
Имена прилагательные образуются от разных частей речи: имён существительных, глаголов, других прилагательных.
Работа по таблице. Таблица проецируется на экран или вывешивается на доске.
Учитель: Посмотрите на экран (или доску). На доске вывешена (на экране проецируется) таблица с основными способами образования имён прилагательных.
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Префиксальный, или приставочный
Суффиксальный, или суффиксный
кожа → кожаный и т.д.
Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса)
море → заморскийи т.д.
Сложение корней, основ, слов
синие глаза →синеглазый
любит труд → трудолюбивый
черный и белый → черно-белый
север и восток → северо-восточный
вечно зелёный → вечнозелёный
Учащиеся читают отдельные примеры из таблицы под руководством учителя. Учитель обращает их внимание на то, как образованы имена прилагательные и от каких частей речи.
Словарный диктант. Запись под диктовку 6-8 словосочетаний сущ.+ прил., выделение в прилагательных суффиксов.
Грустный мальчик, чугунная сковородка, мужественный человек, лиственный лес, дыхательные пути, дружеский жест, человеческий детеныш, ворчливый человек, дырявое ведро, кожаная обувь, звериные повадки.
Проверка. Учащиеся читают написанные словосочетания, называют выделенные ими суффиксы.
Организация индивидуально-дифференцированной работы.
Учащиеся самостоятельно работают по одному из трёх вариантов карточек. Степень сложности заданий в трёх вариантах разная с учётом уровня речевой подготовки учащихся, но одно задание во всех вариантах сформулировано одинаково: выделить суффиксы в прилагательных. Поэтому дифференциация заданий по уровню сложности внешне не проявляется, так как при проверке выполнения учащиеся будут читать словосочетания и указывать суффиксы в прилагательных.
I вариант (сложный уровень).Списать словосочетания. В прилагательных выделить суффиксы. С тремя словосочетаниями составить предложения на тему «Весна».
Весеннее солнце, зелёная травка, звонкие песни, удивительная пора, жаркие дни, дождливые дни, приятный ветерок, солнечная погода.
II вариант (средний уровень).Прочитать текст, выписать словосочетания сущ.+прил., в прилагательных выделить суффиксы.
С голубого весеннего неба льются солнечные лучи. Из дальних стран возвращаются перелётные птицы. Зверипросыпаются после зимней спячки. Скоро деревья оденутся в зелёный наряд.
III вариант(низкий (слабый) уровень).Списать текст, вставив пропущенные имена прилагательные. В прилагательных выделить суффиксы.
Хорош … денёк! … солнышко пригревает. Радостно звучат … голоса. Несколько дней стоит … погода. Веет … ветерок. По небу плывут … облака.
Проверка выполненной работы. Прослушивание монологических высказываний отдельных учащихся.
Работа по картинам на тему «Весна». Задание составить по 3 предложения, используя имена прилагательные, образованные префиксальным, суффиксальным или префиксально-суффиксальным способами.
В качестве образца учитель предварительно вместе с учащимися составляет предложения по одной из картинок.
Выставление и комментирование оценок.
Письменное выполнение упражнения 328, данного в учебнике «Русский язык» для 6 класса школ с русским языком обучения, Зеленина В.И., Т.2013
Объяснение домашнего задание производится путём разбора 1-2 слов из упражнения в качестве образца.
При наличии времени учитель может предложить учащимся сыграть в игру «Кто быстрее?»Игра организуется для закрепления полученных умений.Учащимся предлагается ряд вопросов, ответом на который служит прилагательное, образованное морфологическим способом.
Цель игры: Научить навыкам самостоятельного составления новых слов-прилагательных и умение выделять в них морфему.
Как называют зверя, у которого большие клыки? (клыкастый)
Человек, обладающий сильным и звучным голосом (голосистый)
Если у человека нет голоса, то он … (безголосый)
Если у ящерицы оторвать хвост, она станет … (бесхвостой)
Если у человеке острое зрение и он всё подмечает, то о нём говорят… (глазастый)
Поступок, который совершает человек не думая (бездумный)
Неловкий, неумелый в работе человек (безрукий)
Если у человека нет усов он… (безусый), а если есть … (усатый)
Человек с большой бородой (бородатый)
Человек, который сутулится может стать (горбатым).
Как называют человека, у которого нет таланта (бездарный, неталантливый)
Существо, не причиняющее обиды или вреда (безобидный или безвредный).
Источник
Образование прилагательных
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 210.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 210.
Имя прилагательное может быть образовано от многих частей речи: глаголов, существительных, наречий, числительных. При этом существует три основных способа формирования прилагательного, каждый из которых подробно описан в этой статье.
Особенности образования имен прилагательных
В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:
- Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
- Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).
Аффиксальные способы образования прилагательных
При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:
- Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
- Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
- Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
- Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
- Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
- Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
- Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
- Прилагательных
Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных
При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).
Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).
Источник
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Словообразование имен прилагательных»
Урок 56
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХЦель деятельности учителя: создавать условия для закрепления умения определять способ словообразования, повторения орфографических правил и норм.
Предметные – ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, осуществляют правильную запись слов с непроверяемыми написаниями, выполняют морфемный разбор слова, определяют способ словообразования.
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Оборудование, наглядность: таблица «Основные способы образования слов».
Урок начинается при входе в кабинет: «входной билет» – перечисление четырех способов словообразования.
Проверка домашнего задания
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Контрольный словарный диктант.
Выполняется по упр. 132–134; по усмотрению учителя – слова для разбора по составу и определения способа словообразования.
V. Изучение нового материала.
Информация на с. 91–92.
– Карандашом надпишите название способов словообразования, проверьте себя (по с. 50–52 или орфографическим чтением).
VI. Закрепление изученного материала.
Упр. 208: записать любые три слова с предложенными корнями. Придумать два слова с таким же суффиксом, например: красноватый, низковатый.
«Найди слово»: найти слово, от которого образовано прилагательное, затем восстановить всю цепочку:
Следовать, след, последовать, непоследовательный , последовательный, непоследовательность.
Обратить внимание на слово «следовать», оно образовано при помощи суффикса -ова- ; -ть – окончание.
Упр. 210: начать карандашом. Обратить внимание на «трудные» суффиксы: -ав- (кровавый) , -ив- (правдивый) , -чив- , -лив- (счастливый) .
– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?
VIII. Домашнее задание: записать по 2–3 прилагательных со всеми суффиксами из таблицы упр. 210.
Источник
- Прилагательных