Основные способы наращивания капитала

Основные способы формирования и наращивания собственного капитала

Существуют разные методы привлечения средств ин­весторов для организации или расширения деятельности предприятия. Основным из них является эмиссия долевых цен­ных бумаг – акций. Выпуск акций в обращение (эмиссия) осуществляется: а) при учреждении АО и продаже акций его учредителям (владельцам); б) при увеличе­нии размеров первоначального уставного капитала путем дополнительного выпус­ка акций.

Наиболее распространенным методом эмиссии является публичное предложе­ние, т. е. размещение акций через брокеров или инвестици­онные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фикси­рованной цене физическим и юридическим лицам.

Продажа непосредственно инвесторам по подписке отличается от предыдущего тем, что промежу­точная продажа всего выпуска акций инвестиционному институту не проводится. Предприятие, распространяющее свои акции, полагается на собственные силы – гото­вит хороший проспект, проводит широкую рекламу и т. п.

Тендерная продажа: один или несколько инвестици­онных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают опти­мальную цену акции.

При небольших выпусках акций наиболее популярным является метод целево­го размещения акций брокером у небольшого числа своих клиентов. Снижаются расходы заемщика по размещению акций (например, нет расходов, связанных с подпиской на акции). Если компания намерена выпус­тить акций на большую сумму, она должна пользоваться другим методом.

По решению собрания акционеров общество имеет право изменять величину уставного капитала. Увеличение уставного капитала осуществляется путем увели­чения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. В пер­вом случае возможны следующие варианты действий: дополнительные взносы средств акционерами (происходит возрастание валюты баланса) либо использова­ние одного из ранее созданных источников — добавочного капитала или нераспре­деленной прибыли прошлых лет (валюта баланса не меняется). Дополнительные акции могут размещаться обществом только в пределах количества обыкновенных акций, определенного в его уставе.

Уставный капитал может быть уменьшен путем снижения номинальной стои­мости акций или сокращения их количества путем выкупа части акций с их по­следующим погашением. Уменьшение величины уставного капитала снижает уровень финансовой устойчивости предприятия.

Общество может выкупать свои акции не только для уменьшения уставного капитала. На Западе распространены схемы поощрения работников, когда выкупленные обществом акции размещаются им среди своих наем­ных работников, превращая их в собственников.

Собственный капитал может меняться не только путем выпуска или выкупа акций. Наращивание акционерного капитала может происходить за счет реинвестирования прибыли и дооценки долгосрочных активов.

Сумма дооценки увеличивает статью «Добавочный капитал». Следует отметить, что в резуль­тате этой операции не происходит реального притока средств, а меняются лишь оценки сущест­вующих активов.

Источник

Тема 4. Цена и структура капитала

Оглавление

Цель и задачи изучения темы – ознакомить студентов с основными понятиями, проблемами и концепциями в сфере управления капиталом предприятия, включая управление собственным и заемным капиталом, формирование дивидендной политики, обучить методам принятию решений в данной сфере

4.1. Средневзвешенная и предельная цена капитала

4.1.1. Цена капитала: понятие и сущность

Любой хозяйствующий субъект нуждается в источниках средств для того, чтобы финансировать свою деятельность с позиции перспективы и в плане текущих операций. В зависимости от длительности существования в данной конкретной форме активы компании, равно как и источники средств, можно подразделить на кратко- и долгосрочные. Привлечение того или иного источника финансирования связано для компании с определенными затратами: акционерам надо выплачивать дивиденды, банкам — проценты за предоставленные ими ссуды, инвесторам — проценты за сделанные ими инвестиции и др. Иными словами, источник средств чаще всего не бесплатен, поэтому к нему применимо понятие «цена источника».

Читайте также:  Простой способ вычисления пределов

Цена источника финансирования – это сумма средств, которую надо регулярно платить за использование определенного объема привлекаемых финансовых ресурсов. Цена источника выражается в процентах к этому объему (годовая процентная ставка). Цена источника – это своеобразная арендная плата за пользование средствами. При этом привлечение одного и того же объема средств, но из разных источников может обходиться фирме (финансовому реципиенту) более или менее дорого.

Если в случае с краткосрочными источниками получатель средств еще может рассчитывать на бесплатность, то любой долгосрочный источник финансирования не является бесплатным: кредитор (финансовый донор), предоставляя свои средства, предполагает не только вернуть их в полном объеме, но и получать по ним регулярный доход предусмотренного размера (иначе нет смысла отдавать свой капитал в длительное пользование). Причем плата за привлечение долгосрочного источника финансирования должна осуществляться в течение длительного времени. Мобилизуя капитал, его получатель надолго связывает себя с определенными расходами, которые надо будет нести независимо от того, успешно ли используется им привлеченный капитал.

Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Она не сводится только к исчислению относительной величины денежных выплат, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы, но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестированного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную цена.

Следует отличать понятие «цены капитала предприятия» от понятий «капитал» и «цена предприятия». В первом случае речь идет о некоторой специфической характеристике источника средств. Цена капитала количественно выражается в относительных годовых расходах по обслуживанию задолженности перед собственниками и инвесторами, т.е. это относительный показатель, измеряемый в процентах. Во втором случае речь идет об абсолютных стоимостных показателях, например величине собственного капитала в той или иной оценке (балансовой, рыночной), величине привлеченных средств, совокупной стоимостной оценке фирмы.

Любая компания обычно финансируется одновременно из нескольких источников. Поскольку цена каждого источника различна, цену капитала коммерческой организации находят по формуле средней арифметической взвешенной. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

Определение цены капитала не является самоцелью. Во-первых , этот показатель характеризует деятельность коммерческой организации с позиции долгосрочной перспективы. Так, цена собственного капитала коммерческой организации показывает ее привлекательность для потенциальных инвесторов, имеющих возможность стать ее совладельцами. Цена некоторых заемных источников характеризует возможности коммерческой организации по привлечению долгосрочного капитала. Очевидно, что цена источника «Облигационный заем» может быть разной для разных компаний и это, естественно, сказывается на прибыли и доходности. Во-вторых , средневзвешенная цена капитала фирмы является одним из ключевых показателей при составлении бюджета капиталовложений.

Читайте также:  Способы измерения массы тела определение

Финансовый менеджер должен знать цену капитала своей компании по многим причинам. Во-первых , цена собственного капитала представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность компании ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов. Во-вторых , цена заемных средств ассоциируется с уплачиваемыми процентами, поэтому, надо уметь выбирать наилучший из нескольких вариантов привлечения капитала. В-третьих , максимизация рыночной стоимости фирмы, что является основной задачей, стоящей перед управленческим персоналом, достигается в результате действия ряда факторов, в частности за счет минимизации стоимости всех используемых источников. В-четвертых , цена капитала является одним из ключевых факторов при анализе инвестиционных проектов.

4.1.2. Цена основных источников капитала

Выделяется пять основных источников капитала, цену которых необходимо знать для расчета средневзвешенной цены капитала предприятия, — банковские кредиты, облигационные займы, долевой капитал в виде привилегированных акций, долевой капитал в виде обыкновенных акций, реинвестированная прибыль. Каждый из этих источников имеет разную цену.

Первый источник – банковские кредиты . Согласно нормативным документам проценты за пользование ссудами банка включаются в себестоимость продукции. Поэтому цена единицы такого источника средств (Цбк) меньше, чем уплачиваемый банку процент.

где r бк процентная ставка по банковскому кредиту;

r п — ставка налога па прибыль.

Второй источник – облигационный заем . Этот источник по сравнению с банковским кредитом имеет более высокий риск, который должен компенсироваться более высокой ставкой. Кроме этого, размещение облигационного займа, как правило, осуществляется с привлечением посредников, что требует затрат, которые также увеличивают цену данного источника. При этом следует иметь в виду, что выплаты дохода по облигациям относятся к внереализационным расходам, т. е. уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Таким образом, цена источника «Облигационный заем» приблизительно равна величине уплачиваемого процента с учетом ставки налогообложения:

где Цо – цена источника “облигационный заем”;

Зрд – затраты на размещение и выплаты купонного дохода по облигации;

r п ставка налога на прибыль.

При расчете цены данного источника рекомендуется учитывать влияние возможной разницы между ценой реализации облигаций и их нарицательной ценой. Первая нередко может быть ниже, в частности, за счет расходов по выпуску облигаций и продажи их на условиях дисконта. В этом случае затраты на размещение и выплату купонного дохода находятся следующим образом:

где kо — купонная ставка по облигации (в долях единицы);

N нарицательная цена облигации;

P чистая выручка от размещения одной облигации;

п — срок займа (количество лет).

В развитых рыночных экономиках затраты на размещение облигационного займа обычно составляют около 1 % выпуска, поэтому их величиной можно Пренебречь. Цена источника «Облигационный заем» без учета налогов будет совпадать с купонной ставкой, а с учетом налогов основе рассчитывается по формуле (4.2).

Определение цены собственного капитала основывается на следующих положениях: акционеры в обмен на предоставление своих средств коммерческой организации рассчитывают на получение доходов, которые для предприятия равны затратам по обеспечению данного источника средств. Поэтому цена такого источника приблизительно равна уровню дивидендов, выплачиваемых акционерам.

Цена источника «Долевой капитал в виде привилегированных акций» рассчитывается следующим образом:

Читайте также:  Mandelic acid 5 skin prep water способ применения

где Цпа – цена источника “привилегированная акция”;

Д ожидаемый дивиденд;

Цр рыночная цена акции на момент оценки.

Приведенная оценка может искажаться в случае, если было несколько выпусков акций, в ходе которых они продавались по разной цене. Тогда можно воспользоваться формулой средней арифметической взвешенной. Если предприятие планирует увеличить свой капитал за счет дополнительного выпуска привилегированных акций, то цена этого источника средств (Цпад) может быть рассчитана по формуле (4.5), предусматривающей поправку на величину расходов по организации выпуска, как это упоминалось выше в случае с облигациями

где З — затраты на размещение.

Цена источника «Долевой капитал в виде обыкновенных акций» зависит от возможности предприятия выплачивать дивиденды, которая, в свою очередь, зависит эффективности его работы. Поэтому цена данного источника средств (Цоа) можно рассчитать с гораздо большей условностью. Существуют разные методы оценки, из которых наибольшее распространение получила модель Гордона, в соответствии с которой:

где Д1 первый ожидаемый дивиденд;

Ц р рыночная цена акции на момент оценки;

g заявленный темп прироста дивиденда.

Такой алгоритм имеет ряд недостатков. Во-первых, он может быть реализован лишь для компаний, выплачивающих дивиденды. Во-вторых, показатель ожидаемой доходности, которая является ценой капитала, с позиции компании очень чувствителен к изменению темпа прироста дивидендов. В-третьих, не учитывается фактор риска.

В отношении обыкновенных акций определение стоимости капитала имеет особо важное значение, когда планируется выпуск новых акций. Цена источника «Долевой капитал в виде обыкновенных акций новой эмиссии» (Цаон) используется модификация модели (4.6), учитывающая затраты на размещение акций:

Цаон = Д1/ (Цр(1-Зр)) + g

где Зр уровень затрат на размещение акций в долях единицы.

Теоретически понятно, что цена данного источника несколько выше, чем цена источника «Долевой капитал в виде обыкновенных акций»; причина очевидна — это дополнительные расходы, связанные с эмиссией акций.

Один из самых важных источников – реинвестированная прибыль. Реинвестируемая прибыль мобилизуется максимально быстро и не требует специального механизма, как в случае с эмиссией акций или облигаций. Этот источник обходится дешевле других собственных источников, поскольку не возникает эмиссионных расходов. Он безопасен в смысле отсутствия эффекта негативного влияния информации о новой эмиссии.

Цена этого источника может рассчитываться разными методами, а ее величина легко интерпретируется следующим образом. Полученная компанией прибыль после соответствующих отчислений подлежит распределению среди владельцев обыкновенных акций. Для того чтобы последние не возражали против реинвестирования прибыли, необходимо, чтобы ожидаемая отдача от такого реинвестирования была не меньше, чем отдача от альтернативных инвестиций той же степени риска. В противном случае владельцы обыкновенных акций предпочтут получить дивиденды и используют эти средства на рынке капитала. В некотором смысле реинвестирование прибыли равносильно приобретению ими новых акций своей фирмы. Таким образом, цена источника средств «Реинвестированная прибыль» (Црп) примерно равна стоимости источника средств «Долевой капитал в виде обыкновенных акций» (Цоа).

4.1.3. Средневзвешенная цена капитала

Любая коммерческая организация финансирует свою деятельность, в том числе инвестиционную, из разных источников. Каждый источник средств имеет свою цену как относительную величину регулярных расходов по обеспечению данного источника. С определенной долей условности имеет место следующая цепочка неравенств:

Источник

Оцените статью
Разные способы