Основные способы максимизации прибыли

Содержание
  1. Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли
  2. Какие есть виды прибыли
  3. Как проанализировать прибыль
  4. Методы максимизации прибыли
  5. Виды методов
  6. Совокупный метод
  7. Готовые работы на аналогичную тему
  8. Предельный метод
  9. Максимизация прибыли: золотое правило и методы реализации
  10. Что такое максимизация прибыли фирмы
  11. 2 пути максимизации прибыли фирмы
  12. Управление максимизацией прибыли на примере молочной фермы
  13. Условия максимизации прибыли
  14. Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции
  15. Максимизация прибыли в случае с монополией
  16. Максимизация прибыли предприятия при олигополии
  17. Максимизация прибыли на рынке в долгосрочной перспективе
  18. Золотое правило минимизации издержек фирмы
  19. Запрещенные методы максимизации прибыли
  20. Нарушать закон, привлекая детский труд
  21. Чрезмерная максимизация, которая всё опустошает
  22. Разрушая устоявшиеся ценности и традиции

Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли

Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.

Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.

Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.

Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.

Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.

Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.

Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.

Какие есть виды прибыли

Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.

Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.

Разберём основные виды прибыли на примере условной сыроварни.

Валовая прибыль. Разница между выручкой от продажи и себестоимостью продукции. Это показатель рентабельности компании и эффективности производства — чем он выше, тем лучше. Помогает понять целесообразность продажи товаров и услуг.

  • Валовая прибыль = выручка от продажи – себестоимость продукции

Разберём на примере. Сыроварня «Кот в сыре» тратит на производство (только на производство, не на управление и реализацию) 1 кг сыра 500 рублей, а продаёт его за 1200 рублей.

В августе сыроварня продала 10 кг сыра. Выручка от продажи составила 10 *1 200 = 12 000 рублей. На производство этого объёма компания потратила 10 х 500 = 5000 рублей. Валовая прибыль составила 12 000 – 5000 = 7000 рублей.

Операционная прибыль (или прибыль от продажи). Прибыль от основной деятельности компании без учёта себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов.

  • Операционная прибыль = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы

Разберём на примере. На хранение 10 кг сыра компания тратит 500 рублей в месяц. Зарплата продавца — 15 000 рублей. Операционная прибыль составила 7000 – 500 – 15 000 = – 7500 рублей.

Очевидно, что текущая модель неэффективна: придётся увеличивать продажи, отказываться от услуг продавца, удешевлять производство или повышать розничную стоимость.

Если бы «Кот в сыре» продал 30 кг сыра, тогда операционная прибыль составила бы 4500 рублей.

Балансовая прибыль (или прибыль до налогообложения). Прибыль (или убыток) от всей деятельности компании за вычетом прочих расходов. Как правило, определяется за год.

  • Балансовая прибыль = все доходы компании – расходы от основной деятельности компании – прочие расходы

Разберём на примере. Сыроварня за месяц получила 54 000 рублей от продажи 45 кг сыра и ещё 20 000 рублей ей выплатили как компенсацию за незаконное использование товарного знака «Кот в сыре». Продажа сыра — это основной доход, компенсация — прочий. Расходы от основной деятельности — 17 250 рублей на производство, хранение и реализацию сыра. Прочие расходы — судебные издержки (5000 рублей). Балансовая прибыль составила 74 000 – 17 250 – 5000 = 51 750 рублей.

Чистая прибыль. Это всё, что осталось после уплаты обязательных расходов. Такой вид прибыли показывает инвесторам перспективы от вложения средств.

  • Чистая прибыль = операционная прибыль – уплаченные налоги

Разберём на примере. «Кот в сыре» за сентябрь всё же продал 30 кг сыра. Доход совпал с выручкой и составил 36 000 рублей. Операционная прибыль = 4500 рублей. С неё ещё нужно заплатить налог на прибыль — 20% от дохода, то есть 900 рублей. Чистая прибыль = 4500 – 900 = 3600 рублей.

Нераспределённая прибыль. Прибыль, которую не распределили между учредителями.

  • Нераспределённая прибыль = чистая прибыль – дивиденды

Разберём на примере. Для «Кота в сыре» нераспределённой прибылью будет то, что останется после распределения чистой прибыли между учредителями.

Как проанализировать прибыль

Понятно, что если прибыль становится убытком, дела компании идут плохо. Но бывает такое, что у организации есть деньги, но на развитие и масштабирование их не хватает. В таких случаях для принятия управленческих решений прибыль нужно анализировать глубже. Есть три способа сделать это:

Горизонтальный анализ

В этом случае прибыль анализируют по времени — например, в сравнении с прибылью за аналогичный период в прошлом году, или изучают в помесячной динамике. При таком способе вы вовремя заметите падение прибыли и сможете принять меры, чтобы дойти хотя бы до уровня прошлого года.

Вертикальный анализ

Анализируем структуру выручки: сколько мы тратим на себестоимость товара, зарплату, кредиты и другие обязательные расходы — и сколько остаётся чистой прибыли.

Может быть такое, что в августе 2021 года чистая прибыль составила 200 000 рублей, это 10% от выручки. А в сентябре 2021 года чистая прибыль уже 400 000 рублей, но это 5% от выручки. Тогда разбираемся, почему так получилось: может быть, мы стали слишком много тратить на логистику или выросла продажа товаров с низкой валовой прибылью.

Конкурентный анализ

Для развития бизнеса важно сравнивать свои показатели с конкурентными. Как правило, обращают внимание на операционную прибыль. Самый «чистый» способ узнать показатели конкурентов — статистика Росстата по отраслям или консультации финансовых специалистов.

Источник

Методы максимизации прибыли

Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды методов

В микроэкономике принято выделять два главных метода определения максимальной прибыли:

Первый метод подразумевает расчет максимальной прибыли при установленном объеме выпуска, суммарных издержках предприятия и суммарном доходе.

Второй метод подразумевает расчет максимальной прибыли при установленном объеме выпуска, предельных издержках и предельном доходе.

Предельный индикатор обозначает, что показатель рассчитан на дополнительную единицу.

Суммарный индикатор обозначает, что показатель рассчитан в общем суммарном выражении.

Например, все затраты предприятия, связанные с осуществлением деятельности, рассчитываются за период. Например, за год. Общая сумма всех затрат за год будет являться суммарными затратами за выбранный период.

Предельные затраты предприятия рассчитываются как отношение изменения суммарных издержек к изменению объема выпуска за выбранный период. То есть сравниваются полученные затраты до и после того, как объем выпуска изменился.

Читайте также:  Каким способам выводить мокроту

На предприятии могут использоваться оба метода для того, чтобы определить максимальную прибыль и оптимальный объем производства.

Совокупный метод

На схеме 1 приведен пример определения максимизации прибыли совокупным методом. Еще данный метод называется — метод общих доходов и издержек при максимизации прибыли.

Общая прибыль изучаемого предприятия – это всегда разница от совокупной выручки (за выбранный период) и общими издержками (за выбранный период). Формула расчета общей прибыли выглядит следующим образом:

Данные для расчетов используются согласно данным бухгалтерской отчетности (форма №1, форма №2, наличие и движение основных средств, затраты на производство, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах).

Готовые работы на аналогичную тему

Считается, что прибыль будет на уровне максимума, если разница между совокупными затратами и между совокупной выручкой будет наиболее высокого значения. То есть на графике выше это можно проследить в точке $D$. Так как именно при выпуске продукции на уровне точки $D$ отрезок $AB$ является наибольшим между совокупной выручкой и совокупными затратами.

Предельный метод

На схеме 2 приведен пример определения максимизации прибыли предельным методом. Еще данный метод называется метод предельных доходов и издержек при максимизации прибыли.

Для того чтобы найти максимальный уровень прибыли коммерческого предприятия, нужно выявить значение средней прибыли, которое рассчитывается на одну дополнительную единицу выпускаемой продукции. То есть формула выглядит следующим образом:

  • $AR$ — предельный доход,
  • $AC$ – предельные совокупные издержки.

Часто в экономической теории предполагается, что коммерческая фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Тогда средняя прибыль определяется по следующей формуле:

Тогда общая прибыль находится по следующей формуле:

$Q$ — объем выпуска.

На схеме 2 выше можно увидеть линии средних общих издержек ($AC$), предельных издержек ($MC$) и средних переменных издержек ($AVC$). По оси абсцисс представлен объем выпуска продукции, а по оси ординат – цена.

Точка $E$ является точкой равновесия коммерческой фирмы ($E$), тогда объем выпуска в точке $E$ будет максимизировать прибыль. Точка $E$ располагается выше, чем средние затраты, а это значит, что средний доход (цена) буде выше, чем средние издержки. Отрезок $EK$ отражает значение средней прибыли, а площадь $PEKN$ – это значение совокупной прибыли.

При значении равенства предельных затрат предельному доходу прибыль максимизируется при заданном объеме производства.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи

Наталья Геннадьевна Давденко

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Источник

Максимизация прибыли: золотое правило и методы реализации

Целью любой организации является получение прибыли. То, насколько хозяйственная деятельность предприятия эффективна, определяется с учетом ее дохода. Одна из основных задач предпринимателя – максимизация прибыли. И в первую очередь экономист организации должен найти объем, обеспечивающий удовлетворительные финансовые результаты.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что такое максимизация прибыли фирмы
  2. 2 пути максимизации прибыли
  3. Управление максимизацией на примере молочной фермы
  4. Условия максимизации прибыли
  5. Золотое правило минимизации издержек фирмы
  6. Запрещенные методы максимизации прибыли

Что такое максимизация прибыли фирмы

Исследовать, как ведут себя в разных ситуациях фирмы, достаточно сложно, поскольку на рынке их существует большое количество. Они выпускают различную продукцию, отличаются мощностью, численностью штата и т. д. Поэтому при проведении исследований опираются на несколько основополагающих принципов поведения компании.

Один из них следующий: принимаемые любой фирмой в процессе осуществления деятельности решения направлены на получение максимально возможной прибыли.

При этом берут во внимание важность категории «прибыль» для любой организации, а также возможность опираться на конкретные факты, показатели практической деятельности компании и с научной точки зрения обосновывать решения, которые она принимает.

Существует два подхода к определению прибыли. Если рассматривать ее как обобщенное понятие, то это – разница между выручкой и издержками предприятия.

Экономическая прибыль – это разность между доходами от продаж и вмененными расходами на ресурсы, которые были использованы в производственном процессе. В основе расчета прибыли с точки зрения вмененных (альтернативных) расходов лежат два показателя: нормальная прибыль и экономическая прибыль организации.

Нормальной прибылью (альтернативной стоимостью капитала) считается минимальное вознаграждение (доход) за предпринимательскую деятельность, способное простимулировать дальнейшую работу.

Экономическая прибыль – это все доходы предприятия после вычета вмененных расходов. Термин «экономическая прибыль» имеет синонимы – «чистая прибыль», «сверхприбыль».

Если результатом деятельности организации является полное покрытие вмененных расходов, значит, она не смогла найти более выгодную альтернативу для применения используемых ресурсов.

Если доход фирмы равен ее издержкам, то есть чистой прибыли нет, такую ситуацию можно считать удовлетворительной, потому что выгода, которую приносят используемые ею ресурсы, является не меньшей, чем при альтернативном способе их применения.

То есть достичь положительной экономической прибыли можно при условии наличия от вводимых факторов производства большей выгоды, нежели получаемой в результате использования самого хорошего альтернативного способа.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Если величина вмененных расходов больше выручки, то есть экономическая прибыль отрицательна, то предприятие убыточно. Положительная экономическая прибыль является свидетельством эффективного использования фирмой всех ресурсов.

Судить об успешности компании нужно по величине именно экономической, а не бухгалтерской прибыли. Принятие решения привлекать дополнительные ресурсы или использовать их в других сферах осуществляется с учетом того, какова чистая прибыль предприятия.

Концепция максимизации чистой прибыли основана на стремлении получить как можно больший доход. В соответствии с ней достичь максимальной прибыли можно, только если будут взаимодействовать внутренние и внешние факторы деятельности фирмы.

Максимизация прибыли требует, чтобы каждая единица выпуска приносила доход. Этим объясняется связь анализа оказывающих влияние на прибыль факторов с понятиями предельного (MR), среднего (AR) и общего (TR) доходов.

Предельный доход – это изменение общего (суммарного) дохода предприятия в результате реализации одной дополнительной единицы товара.

Средний доход – это доход из расчета на каждую проданную единицу товара.

Когда предприятие выпускает дополнительную единицу продукции, то объем производства растет, как и предельные издержки. Но в то же время увеличивается и общий доход, достигая уровня предельного.

Если величина предельного дохода больше суммы предельных издержек, это говорит о том, что максимизация прибыли еще не достигнута, то есть увеличение объема производства фирмой вполне возможно.

Когда же предельные издержки превышают предельный доход, общая прибыль фирмы снижается и она терпит убытки.

Условие максимизации прибыли фирмы – равенство ее предельного дохода и предельных издержек.

2 пути максимизации прибыли фирмы

Есть два пути, по которым может пойти фирма в поисках оптимального объема выпуска продукции.

  1. Можно сопоставить общую прибыль с общими затратами при различных объемах производства (модель «общие доходы минус общие издержки»).

Если начертить график и нанести на него кривые общей прибыли (TR) и общих издержек (ТС) конкурирующего предприятия, то будет возможным сопоставление расходов и доходов, соответствующих различным объемам выпуска (рисунок 1).

Изучив график, можно увидеть, что разным объемам производства соответствует различное соотношение общей прибыли и общих издержек.

  • Фирма получает доход, выпуская продукцию в масштабе, при котором общий доход больше общих издержек (TC3–Q5). За их пределами предприятие становится убыточным.
  • Выпуская продукцию в объемах, при которых разница между общими доходами и расходами максимальна (TR — TC = max), предприятие получает наивысший доход (Q4).

Рисунок 1. Нахождение наилучшего объема производства в обстановке совершенной конкуренции

  • Выпуск продукции в объемах (0–Q3), при которых величина общих затрат больше общего дохода (TC>TR), является убыточным. Он не будет остановлен в том случае, если убытки, которые несет фирма, будут меньше расходов, неизбежных для нее при нулевом объеме производства (постоянные издержки).

Если при определенных масштабах выпуска общие расходы превышают общий доход на минимальную величину, то компания терпит минимальные убытки (TC-TR) min.

  • Когда объем выпуска такой, что общие издержки равны общему доходу (TR = TC), компания не терпит убытки, но и не получает прибыли, то есть прибыль нулевая (Q3 и Q5). Учтите, что это не значит отсутствие у фирмы какой бы то ни было прибыли. Она имеет нормальную прибыль, являющуюся частью производственных издержек.
  • Если предприятие выпускает продукцию в таком объеме (Q2), что терпит убытки, величина которых равна постоянным издержкам (-Pr = FC), то ему всё равно, продолжать деятельность или нет. Это точка безразличия. В случае остановки производства потери предприятия будут также равны постоянным затратам.
  • Объемы выпуска, при которых фирма несет убытки, большие, чем постоянные издержки (-Pr > FC), говорят о необходимости временной приостановки производства (Qi).
Читайте также:  Прием способ измерения сравнения ответ

Вполне понятно, что если максимизация прибыли является целью фирмы, то она будет производить продукцию в объемах, равных Q4. Но предприятие может выбрать и другие масштабы производства, работать с потерями либо вовсе приостановить выпуск продукции на время, что зависит от конъюнктуры рынка и уровня цен.

Если же компания будет терпеть убытки в течение длительного времени, то ей придется закрыться, уйти с рынка, прекратив свое существование.

  1. Можно сравнить предельные доходы и предельные издержки (модель «предельные издержки минус предельные доходы»).

Чтобы установить, в каких объемах лучше выпускать продукцию, часто используют метод сопоставления доходов от продажи дополнительных единиц продукции (МR) и прироста производственных затрат, являющегося следствием их изготовления (МС) (рисунок 2).

Рисунок 2. Правило максимизации прибыли

Если объем выпуска такой, что MC = MR, то предприятие получает максимально возможную прибыль при установленных ценах.

Но нельзя забывать, что фирму интересует прибыль на всю выпускаемую продукцию, а не на предельную единицу. То есть лучший вариант – производить продукцию в объеме, при котором будет иметь место равенство предельных доходов (МR) и предельных издержек (MC).

Для любого предприятия условием максимизации прибыли является равенство MC и МR. При этом не имеет значения, какова рыночная структура, при которой осуществляет деятельность фирма (совершенная или несовершенная конкуренция).

В условиях совершенной конкуренции, при P = MR, наблюдается преобразование равенства предельных доходов и издержек в следующее:

P = MR = MC

Если масштабы производства будут изменяться (в любую сторону) от соответствующих равенству MC и MR, то компания будет либо нести убытки при больших объемах выпуска, либо получать прибыль в меньшем размере при величине производства ниже оптимальной.

При выходе на объем выпуска Q^, при котором MC = MR, достигается максимизация прибыли организации – площадь фигуры АЕР (разность между общими доходами OPEQe (произведение объема производства и стоимости) и общими затратами на производство – OAEQe).

Когда объем выпуска равен Qi, совокупная масса прибыли меньше, нежели при объеме выпуска, равном Qe. Предприятие станет убыточным, если будет производить продукцию в объеме Q2, поскольку издержки в этом случае превысят его доход.

Пока величина предельных доходов превышает сумму предельных издержек, фирма должна наращивать объем производства, ведь даже увеличение его на одну единицу продукции позволяет приумножить доход компании.

Но как только предельные издержки превысят величину предельных доходов, рост производства нужно остановить, иначе фирма потеряет часть прибыли.

Управление максимизацией прибыли на примере молочной фермы

А теперь давайте проанализируем процесс принятия организацией решения об объеме предложения. Для начала рассмотрим пример (таблица 1).

Первый столбец содержит данные об объеме молока, которое производится на семейной ферме Смитов. Во втором столбце приведены значения валового дохода фермы, который рассчитывается путем умножения стоимости галлона молока (6 долларов) на объем производства.

В третьем столбце – данные о совокупных расходах компании, состоящих из постоянных издержек, равных 3 долларам, и переменных, зависящих от объемов производства.

Таблица 1. Числовой пример максимизации прибыли

Четвертый столбец содержит данные о прибыли фермы. Чтобы ее рассчитать, от величины валового дохода отнимают сумму совокупных издержек. Если Смиты не станут производить ничего, то их убытки составят 3 доллара.

Если ферма произведет 1 галлон молока, ее прибыль будет равна 1 доллару. При объеме производства 2 галлона прибыль вырастет до 4 долларов и т. д.

Очевидно, что фермеры будут производить столько молока, чтобы получить максимальный из всех возможных доход, то есть будут стремиться к его максимизации. В приведенном примере максимизация экономической прибыли достигается при объеме производства 4 или 5 галлонов молока. Прибыль при этом составит 7 долларов.

На решение Смитов можно посмотреть и с другой стороны. Определение объема производства, позволяющего достигнуть максимизации прибыли, возможно путем сравнения предельного дохода и предельных издержек выпуска каждой новой единицы продукции.

В последних двух столбцах приведены вычисленные как приращение валовой прибыли и совокупных расходов соответственно значения предельного дохода и предельных издержек.

Предельный доход первого произведенного на ферме галлона молока составляет 6 долларов, а предельные издержки – 2 доллара, то есть, произведя этот галлон, ферма обеспечит рост прибыли на 4 доллара.

Предельные доходы второго галлона составляют 6 долларов, а предельные издержки – 3 доллара, следовательно, его производство позволит увеличить прибыль еще на 3 доллара. И пока предельный доход будет превышать величину предельных издержек, увеличивать объем выпуска молока будет целесообразно. Это позволит увеличить прибыль.

Но уже по достижении объема 5 галлонов ситуация кардинально меняется. Предельный доход от производства 6-го галлона составит 6 долларов, а предельные издержки – 7 долларов, что означает потерю 1 доллара прибыли, поэтому фермеры производят не более 5 галлонов молока.

Теперь понятно, как Смиты могут применить этот принцип максимизации прибыли. Пока предельный доход будет больше предельных издержек, они станут наращивать объемы производства молока.

Как только величина предельных издержек окажется больше предельного дохода (при объеме 6, 7 или 8 галлонов), понадобится уменьшение объемов производства.

Действуя в соответствии с этим предельным принципом, Смиты будут понемногу наращивать масштабы выпуска и естественным образом выйдут на тот объем, который обеспечит им получение максимально возможного дохода.

Условия максимизации прибыли

Рассмотрим, каковы способы максимизации прибыли в краткосрочном периоде.

Максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции

При ситуации на рынке, когда возможен контроль цен производителями, наблюдается снижение спроса, и тогда меняются правила максимизации прибыли. Руководителям предприятий приходится принимать решение о снижении цены либо уменьшении объемов производства.

Но в условиях несовершенной конкуренции с увеличением объемов продаж снижается стоимость продукции, поэтому реализация каждой добавочной единицы товара осуществляется по низкой цене.

То есть условием ее продажи становится уменьшение стоимости. С одной стороны, объемы реализации возрастают, а с другой – предприятие теряет часть прибыли, так как покупатели платят меньше.

Следствием относительного убытка становится уменьшение предельного дохода (МР), который отличается от цены реализации. Правило максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции и несовершенной общее: МР = МС. Но в каждом случае есть и особенности, узнать о которых можно, изучив типы рынка несовершенной конкуренции.

Максимизация прибыли в случае с монополией

Рынок, на котором одной компанией реализуется продукция, не имеющая аналогов с идентичными характеристиками, называется монополией. Главным условием монополии является отсутствие конкурентов.

Это очень редко встречающаяся модель рынка, особенно на мировом и национальном уровне, а вот на местном присутствует. В этом случае компанию не заботит максимизация прибыли конкурентной фирмой.

Вследствие уникальности продукции потребитель вынужден покупать ее по предлагаемой производителем цене либо отказываться от сделки.

Однако завышение стоимости товара ведет к снижению покупательной способности. Поэтому условием максимизации прибыли монополиста является не только верный выбор объема производства, но и правильная политика ценообразования. Стоимость должна быть такой, чтобы весь выпущенный предприятием товар был продан.

Условие максимизации общей прибыли для монополий: Р > МР = МС. Сначала компания, являющаяся монопольной, устанавливает оптимальный объем выпуска продукции (по равенству МР = МС), а затем сравнивает предельный доход со стоимостью и определяет цену на основании неравенства Р > МР.

Читайте также:  Мыло с нуля холодным способом натуральные красители

Максимизация прибыли предприятия при олигополии

Олигополия предполагает наличие на рынке нескольких крупных компаний, конкурирующих между собой. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, и это учитывается при определении стоимости. В основном, устанавливая цену на товар и определяя объем производства, фирмы ориентируются на стратегию конкурентов.

В такой ситуации оптимальный объем выпуска и достижение высокого дохода не связаны с равенством МР = МС.

Максимизировать прибыль при олигополии можно:

  • дифференцировав продукцию;
  • улучшив ее качество;
  • разработав уникальный дизайн;
  • повысив качество сервиса.

Максимизация прибыли на рынке в долгосрочной перспективе

Выше мы рассказали о максимизации прибыли в краткосрочном периоде, то есть о краткосрочной максимизации прибыли.

В долгосрочной перспективе есть определенные особенности наращивания дохода:

  • временной фактор;
  • вероятность появления на рынке новых игроков либо, наоборот, уход конкурентов с рынка;
  • изменение цены.

Если цена на товар превышает средние валовые издержки (АТС), то это привлекает новых производителей в отрасль. Но при значительном увеличении количества компаний объем продукции на рынке сильно вырастает, что ведет к уменьшению ее стоимости до уровня АТС. Предприятия боятся стать убыточными и уходят из отрасли. Развивается обратная тенденция.

В результате снижения цен валовый доход выравнивается до уровня валовых издержек, чистая прибыль сокращается при сохранении бухгалтерской на прежнем уровне. Поэтому компания может продолжать осуществлять деятельность в долгосрочном периоде и при этом не изменять объем выпуска, пока не начнет расти спрос, который вызовет увеличение цен.

В результате появятся условия для максимизации прибыли: Р > АТС.

В отрасли, для которой характерны растущие издержки, ситуация другая: новые фирмы боятся осваивать рынок в случае убыточной цены. Если же устанавливается стоимость, которая больше величины средних валовых издержек, и при этом на рынке сохраняется стабильный спрос на товар, то оказывается возможным выполнение условий максимизации прибыли.

Золотое правило минимизации издержек фирмы

Если контролировать цены и объемы реализации, стремиться минимизировать издержки, то эффект будет лучший, чем если лишь проводить мониторинг затрат. Минимизировать расходы становится крайне необходимым, когда на рынке очень высокий уровень конкуренции при ограниченном спросе.

У руководителей предприятий есть свои методы и системы минимизации издержек.

Правило минимизации затрат заключается в следующем: достижение оптимального сочетания всех используемых в процессе производства факторов возможно, если последний затраченный рубль на покупку каждого из них дает одинаковый прирост производства товаров.

Просчет всех изменений для каждой категории расходов достаточно сложен. Правильно сформулированная цель оказывает влияние на систему управления издержками и составом ее элементов.

Последний этап минимизации издержек в компании – назначение ответственных за расходы сотрудников. Если определить круг лиц, в обязанности которых будет входить контроль за данными процессами, то станет возможной оценка деятельности конкретных подразделений и выявление мест возникновения затрат.

Традиционная система контроля не такая эффективная. В ее основе – показатель объема затрат на персонал при достижении заданных целей. Однако в случае невыполнения планового объема работы сотрудников штрафуют.

Это ведет к тому, что отделы видят своей задачей не выпуск определенного количества продукции с минимальным уровнем расходов, а стремятся лишь уложиться в заданные финансовые рамки. Редкий случай, когда вопрос участия персонала в распределении полученного от оптимизации издержек результата прорабатывается внимательно.

Поэтому при использовании такой системы управления расходами очень вероятно, что через какое-то время решать все вопросы без участия руководителей станет невозможно, а это плохо отражается на деятельности компании и делает невозможной максимизацию прибыли и минимизацию убытков.

Запрещенные методы максимизации прибыли

Часто, стремясь максимизировать прибыль, предприятия переходят черту. Иногда закона, иногда моральных принципов. Приведем примеры, имеющие, возможно, глобальный масштаб и истоки у власти, однако отлично передающие общий смысл.

Нарушать закон, привлекая детский труд

В Африке решили внедрить технологию блокчейн, которая будет доступной не только тем, у кого есть криптовалюта, но государственным институтам и предприятиям, выпускающим высокотехнологичные товары, – всем, кто борется с эксплуатацией детского труда.

К примеру, производители сотовых телефонов будут использовать эту технологию с целью недопущения тяжкого детского труда в странах Африки при добыче кобальта и на других вредных производствах.

Изначально мировая общественность обвинила этих производителей в эксплуатации детского труда – в аккумуляторах телефонов содержится кобальт, который добывают дети на рудниках Демократической республики Конго. Чтобы максимизировать прибыль, владельцы шахт принимают на работу детей, хотя и есть законы, запрещающие это.

Чрезмерная максимизация, которая всё опустошает

В Брянской области выращивают больше всего картофеля, урожайность зерновых культур очень высокая, большими шагами идет развитие промышленного производства. Феноменом этого субъекта РФ заинтересовались иностранные эксперты.

Экономический рост стал причиной изменения демографической ситуации в регионе – отток населения сменился наплывом мигрантов. Но длилось это недолго – направление миграционных потоков снова изменилось. Согласно данным Росстата, в ближайшем будущем прекращение массового бегства жителей из области невозможно.

Дейв Хилл, заслуженный профессор британского университета «Англия Раскин», считает, что отток населения в условиях экономического роста не является редкостью. Он говорит о том, что за рентабельностью гонятся все капиталисты, независимо от формы устройства общества (хоть это англо-саксонские неолиберальные и неоконсервативные формы, хоть постсоветский капитализм).

Часто это наносит вред окружающей среде, регионам, а также людям, поскольку нарушаются их права. Из-за стремления максимизировать частную олигархическую прибыль оказались опустошенными и разоренными целые регионы. Это можно наблюдать в Детройте, долинах Южного Уэльса, в регионах РФ, в Болгарии.

Богатые всё время приумножают свой капитал, и их аппетиты всё возрастают. Как следствие, формируются потоки мигрантов, бегущих от бедности, бесправия, разрушения социального государства.

Разрушая устоявшиеся ценности и традиции

В настоящее время в высшем образовании постоянно что-то переиначивается, и смысл вводимых изменений не в состоянии понять даже многие преподаватели и менеджеры высших учебных заведений, а тем более сами студенты и их родители.

Всё это ведет к зарождению массовых общественных феноменов, которые сводят проблемы высшего образования к бюрократизации процесса обучения, низким заработным платам профессоров и доцентов, снижению качества образования.

Сегодня высшее образование критикуют, основываясь на результатах сравнения сложившейся ситуации с отечественным (дореволюционным или советским) или зарубежным опытом. Такой подход в корне неверен.

Сегодня в России система высшего образования отличается уникальностью, ее развитие имеет собственную логику. Она совершенно отличается как от отечественной модели, существовавшей ранее, так и от иностранных систем. В последние несколько десятков лет развитие высшей школы сопровождается интеграцией образовательного процесса в рыночное пространство.

Сейчас оценка любого ресурса в либеральной экономике нашей страны осуществляется исходя из того, можно ли его капитализировать, а любая деятельность рассматривается как инструмент зарабатывания денег.

Если говорить о либерализации по отношению к системе высшего образования, то она ведет к трансформации высшей школы в сферу платных образовательных услуг. При этом студенты становятся их потребителями, ректоры и деканы – менеджерами высшего и среднего звена, а преподаватели – обслуживающим персоналом.

Современный университет в нашей стране – это диверсифицированный центр широкого спектра услуг. Его можно сравнить с большим супермаркетом: студент, заплатив умеренную сумму, может приобрести очень многое – от места проживания в крупном городе до длительных академических стажировок в университетах других стран.

Если говорить официальным языком менеджеров вузов, диверсификация услуг – это развитие внеучебных траекторий. Целью ее является максимизация прибыли, достигаемая за счет увеличения числа клиентов.

Поэтому и строятся культурные центры, бассейны, спортивные комплексы, увеличивается количество спортивных секций и кружков художественной самодеятельности. При этом строительство новых учебных корпусов, оснащение лабораторий и формирование библиотечного фонда отходят на второй план (либо вообще не являются задачами университета).

Источник

Оцените статью
Разные способы