Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС)
Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Цели и задачи
Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направлены на выполнение следующих задач:
- прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
- спасение жизни и сохранение здоровья людей;
- локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.
Проводимые мероприятия
Ликвидация чрезвычайной ситуации обусловленной обрушением моста
Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- принятие решения на проведение АСДНР;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:
- проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
- приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
- проведение санитарных и противоэпидемических мер;
- подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.
Этапы
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).
На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
К экстренным мерам защиты населения относятся:
- оповещение об опасности;
- использование средств защиты;
- соблюдение режимов поведения;
- эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
- применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.
Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.
Ликвидация чрезвычайной ситуации
На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:
- расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
- временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
- обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
- обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
- организация учета и распределения материальной помощи;
- проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.
При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.
Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:
- заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
- оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
- принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
- непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
- ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
- организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.
Источник
Локализация воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций ЧС
Локализация воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это действия, направленные на ограничение или предотвращение воздействия поражающих факторов источников природных и техногенных ЧС и создание условий для защиты населения, объектов экономики и окружающей среды. Локализация воздействия поражающих факторов заключается в подавлении или доведении до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, в каждом конкретном случае достигается применением специальных способов и технологий, обеспечивающих нейтрализацию или ликвидацию действия поражающих факторов.
Предотвратить воздействие поражающих факторов при опасных природных явлениях сложно. Однако локализовать негативное влияние природных явлений и процессов ограниченных масштабов представляется возможным (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин, заблаговременное срабатывание селевых озер и озер, образовавшихся в результате завалов русел горных рек, а также другие случаи). К мерам по предотвращению ЧС могут быть отнесены также локализация или подавление природных очагов инфекций, вакцинация населения и сельскохозяйственных животных и др. В техногенной сфере работа по смягчению последствий поражающих факторов ведется на конкретных объектах. Для этого используются общие научные, инженерно-конструкторские, технологические основы, служащие методической базой для предотвращения аварий. В качестве мер, снижающих риск возможных аварий, могут быть названы: совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования и эксплуатационной надежности.
Локализация воздействия поражающих факторов источников ЧС является важнейшим мероприятием аварийно-спасательных и других неотложных работ. Выполнение этих мероприятий снижает количество пострадавших, тяжести их поражения, уменьшает ущерб, в том числе окружающей среде, сокращает сроки ликвидации ЧС. Локализация источников поражения, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов в каждом конкретном случае достигаются применением специальных способов и технологий, обеспечивающих нейтрализацию или ликвидацию действия поражающих факторов. Эти меры осуществляются специализированными подразделениями аварийно-спасательных формирований.
При ЧС, возникающих в результате пожаров, локализация очагов поражения, подавление и уменьшение уровня воздействия поражающих факторов достигаются проведением комплекса мероприятий по снижению интенсивности горения, ограничению и прекращению дальнейшего распространения огня и, соответственно, интенсивности теплового излучения и загрязнения воздуха продуктами горения. Это достигается проведением мероприятий по воспрещению дальнейшего распространения огня, в качестве которых могут быть названы постановка водяных завес, создание при лесных и торфяных пожарах минерализованных полос, пропуском встречного огненного пала, созданием заградительных рвов, затоплением участков торфяного пожара водой. Противодымные мероприятия осуществляются при проведении спасательных работ в горящих и задымленных помещениях путем развертывания пожарных противодымных машин и использования их в комплексе с мероприятиями по локализации и тушении огня.
При авариях, связанных с выбросом радиоактивных веществ, локализация последствий аварии и снижение уровня ионизирующего излучения обеспечиваются проведением комплекса мероприятий, включающих изоляцию источника излучения и радиоактивных выбросов путем возведения экранизирующих оболочек, снятие и вывоз загрязненного грунта, дезактивацию дорог, зданий и сооружений, проведение инженерных работ по предотвращению попадания радиоактивных веществ в реки и водоемы. При необходимости может производиться забой и утилизация сельскохозяйственных животных, получивших высокие дозы облучения.
Локализация воздействия поражающих факторов источников химического заражения проводится с целью уменьшения скорости поступления АХОВ в окружающую среду с участка разлива и недопущению дальнейшего его распространения. Содержание работ зависит от видов ОВ (АХОВ), масштабов выброса, плотности загрязнения местности, водоисточников, размеров зон распространения паров (аэрозолей) ОВ, количества пораженного личного состава, персонала и населения, загрязнений техники и других материальных средств.
Личный состав формирований, действовавших в зонах радиоактивного загрязнения и заражения АХОВ, а также население, подвергшееся воздействию поражающих факторов, проходят санитарную обработку, а техника – специальную обработку соответственно на пунктах санитарной и специальной обработки, развертываемых на границе зоны заражения.
При наводнениях и катастрофических затоплениях местности частичная локализация опасности затоплений может достигаться путем проведения комплекса инженерно-технических мероприятий по восстановлению и укреплению существующих и строительству новых гидротехнических сооружений (дамб, каналов, заградительных валов), а также по устранению причин подъема уровней воды. Основные параметры временных заградительных сооружений определяются с учетом прогнозируемого подъема воды, длительности затопления и состояния грунта в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями по сложившейся обстановке.
При локализации ледяных заторов на реках в целях снижения масштабов наводнений используются взрывные способы (технологии). При этом применяются, в основном, два способа: бомбометание и подрыв сосредоточенных или удлиненных зарядов, которые проводятся сериями. Взрывные технологии используются также для образования прорывов для целенаправленного пропуска водных потоков.
При чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой и возникновением эпидемий, важнейшей мерой локализации опасности распространения болезни является установление в зоне чрезвычайной ситуации режима карантина или обсервации. При угрозе и возникновении массовых опасных заболеваний сельскохозяйственных животных (эпизоотии) в целях ликвидации ЧС и предотвращения расширения ее зоны на соответствующих территориях должен устанавливаться режим обсервации или карантин, усиливаться ветеринарная разведка, проводится индикация возбудителя, изоляция больных и подозреваемых в болезни животных, их лечение.
В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляются локализация повреждений в коммунальном хозяйстве, обезвреживание возможных источников вторичной опасности. Перекрывается подача воды в разрушенные водопроводные системы, прекращается транспортировка соответствующих продуктов по поврежденным продуктоводам, обесточиваются поврежденные электроэнергетические системы, устраняются утечки в системах тепло- и газоснабжения, а также на коммунальных очистных сооружениях, предотвращаются возможные утечки опасных веществ, проводятся обрушения конструкций, грозящих обвалом, принимаются меры по предупреждению возгорания.
Источники: Основа анализа и управления риском в природный и техногенной сферах. Акимов В.А. –М., 2004; Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. Акимов В.А. и др. –М., 2001.
Источник