- Основные способы лепки посуды
- 2. Лепка посуды цилиндрической формы или многогранника с формы в пленке
- 3. Лепка фляги
- 4. Лепка посуды из целого куска (кувшина, кринки, горшочка и т.д.)
- 5. Лепка формы из цилиндрического куска (вазы, горшка, карандашницы и др.)
- Мастер-класс для детей по лепке из пластилина с применением природного материала «Чайный сервиз из шляпок от желудей»
- Мастер-класс для детей по лепке из пластилина с применением природного материала «Чайный сервиз из шляпок от желудей»
- Основные навыки работы с глиной. Техники лепки.
Основные способы лепки посуды
Потребуется стеклянная бутылка или банка, которая по форме была бы извлекаемой из глиняного «мешочка» (можно использовать только нижнюю часть сосуда); скалка деревянная для раскатывания глиняного теста и веревка хлопчатобумажная (обязательно натуральная, а не синтетическая) средней толщины — 2-3 мм в диаметре ( размер в зависимости от объема сосуда может быть чуть больше или меньше) в мотке; булавка для закрепления веревки; кусочек скотча.
- закрепить конец х/б веревки на нижней части боковой стенки бутылки или другой вынимаемой формы у донышка бумажным скотчем (использовать маленький кусочек);
- обмотать веревкой (следующий виток должен плотно прилегать к предыдущему) в три слоя сосуд, начиная снизу — вверх до конца (до широкого места сосуда), потом обратно сверху – вниз и снова снизу-вверх. Вверху конец веревки закрепляется булавкой. Если у сосуда какую-то часть хочется сделать объемней, то можно на этом месте больше веревки подкрутить, т.е. несколько витков добавить для утолщения;
- раскатать подготовленное (пробитое) тесто в пласт толщиной примерно 0, 5 см и нарезать из него полоски шириной 3 см, длиной достаточной для обертывания сосуда;
- наложить полоски поочередно снизу – вверх, соединяя концы каждой встык (замазать шликером ) по всем правилам соединения для хорошего сцепления (насечку и промазать). Полоски последовательно накладывать и заглаживать места их соединения до самого широкого места сосуда;
- наложить внахлест жгут (ободок) в верхней части формы. Верхний край должен быть в три раза толще по сравнению с толщиной полосок;
- вырезать из раскатанного пласта дно по размеру встык и соединить его;
- после просушки изделия на воздухе в течении 2-3 часов, осторожно размотать веревку и вынуть ее, а затем убрать форму (сосуд);
- разгладить и отполировать до блеска;
- декорировать по усмотрению. Например, налепами или тиснением.
Работа выполнена способом «на верёвку» и декорирована белой глиной. |
2. Лепка посуды цилиндрической формы или многогранника с формы в пленке
Потребуется стеклянная бутылка или банка, которая по форме была бы извлекаемой из глиняного «мешочка» (можно использовать только нижнюю часть сосуда); скалка деревянная для раскатывания глиняного теста и целлофановый пакет.
- форма (сосуд) помещается в целлофановый пакет, который вверху закрепляется на узелок;
- раскатать пласт из глиняного теста размером по высоте формы и обернуть вокруг нее с соединением встык;
- вырезать дно встык, накрыть сверху пленкой целлофановой (вырезать ее по размеру больше дня, т.е. с припуском) и сделать сквозную дырку острой стекой по центру донышка через пленку и глиняное тесто;
- к верхнему краю формы присоединить жгут (подготовить его толщиной в три раза больше, чем толщина пласта);
- дать подсохнуть форме на воздухе несколько часов (можно оставить на ночь), затем вынуть сначала сосуд, потом извлечь пакет, в который он был завязан, затем снять дно из пленки, зацепив его и вытянув в дырку, или осторожно сняв с внутренней стороны сосуда (это зависит от выбранной формы), не нарушая стенок вазы;
- разгладить и отполировать до блеска;
- декорировать по усмотрению. Например, налепами или тиснением.
Работа выполнена в детской мастерской с формы в плёнке и декорирована налепами. |
3. Лепка фляги
Потребуется два одинаковых блюдца; скалка деревянная для раскатывания глиняного теста и целлофановый пакет.
- сделать два одинаковых блюдца на пленке (блюдце с обратной стороны покрыть пленкой, раскатать пласт из глиняного теста, вырезать по форме блюдца и уложить на пленку, края сгладить, слегка подсушить);
- соединить заготовки и отдельной полоской, вырезанной из раскатанного пласта шириной 0,5 см., закрыть соединение;
- сделать на пробке с пленкой горлышко с верхним жгутом (толщину стенок сделать такую же, как у сосуда), вырезать отверстие в форме и присоединить горлышко к сосуду;
- пробку к горлышку с птичкой сделать в размер отверстия или чуть больше, т.к. после сушки пробка уменьшится в размере, что следует учесть, иначе ее придется чем-то оборачивать, чтоб соединение было плотным;
- присоединить дополнительные элементы (ножки, ручки) из отдельных жгутиков;
- декорировать по усмотрению. Например, налепами или тиснением.
Для изготовления боковых сторон фляги использована форма мыльницы, декорирована белой глиной. |
4. Лепка посуды из целого куска (кувшина, кринки, горшочка и т.д.)
Потребуется камень круглый (отшлифованная водой крупная галька); кисть
- скатать шар;
- по центру шара большим пальцем сделать углубление на 2-3 см. и раздвинуть боковые стенки постепенным пошаговым движением по кругу формы: с внутренней стороны – большим пальцем, а с внешней — остальными (чуточку прижимая, уплотняя);
- углубить большой палец, оставляя 2-3 см. до дна формы и проделать то же самое пошаговое движение;
- используя камень и кисть, постукиванием уплотнять стенки, формируя форму сосуда (кувшина, горшка ит.д.), движения пальцев при этом по кругу в направлении снизу – вверх;
- в верхней части можно присоединить жгут, к боковым — ручки;
- декорировать по усмотрению.
Работа выполнена в детской мастерской из шара. При декорировании использованы акриловые краски и лак. |
5. Лепка формы из цилиндрического куска (вазы, горшка, карандашницы и др.)
Потребуется камень круглый (отшлифованная водой крупная галька); кисть; стек с петелькой.
Источник
Мастер-класс для детей по лепке из пластилина с применением природного материала «Чайный сервиз из шляпок от желудей»
Кибец Марина Юрьевна
Мастер-класс для детей по лепке из пластилина с применением природного материала «Чайный сервиз из шляпок от желудей»
Мастер-класс для детей по лепке из пластилина с применением природного материала «Чайный сервиз из шляпок от желудей»
Цель: Создание чайного сервиза из природных материалов.
Задачи:
Познакомиться с основными приёмами работы с пластилином и природными материалами.
Научиться делать предметы чайного сервиза.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений.
Развивать творческую фантазию, наблюдательность, интерес к экспериментированию.
Воспитывать самостоятельность, старательность, аккуратность, внимание, любовь к творчеству.
Материалы и инструменты:
доска для лепки;
Для настоящего чаепития не годятся стаканы и старые кружки. Нам нужен чайный сервиз — символ дома и уюта.
А что такое сервиз? Это набор посуды, выполненный в одном стиле (оформлении).
Сегодня мы создадим из простых шляпок от желудей и пластилина необычный чайный сервиз.
Ход работы.
Из собранных на прогулке в начале осени шляпок жёлудей, попарно выбираем одинаковые по форме, цвету и размеру. Для нашего чайного сервиза цвет пластилина выбираем по желанию
Изготавливаем чашечку. Из пластилина заготавливаем несколько тоненьких колбасок. Делаем подставку под чашечку из небольшого кусочка пластилина и прикрепляем её ко дну чашечки.
(Примечание: на базе этой заготовки, выполняются многие предметы сервиза. Можно сделать сразу несколько таких заготовок.)
Отрезаем от пластилиновых колбасок небольшие кусочки и делаем ручки для чашечки. Прикрепляем ручки к чашечке.
Делаем чайник. Берём нашу заготовку, вкладываем внутрь кусочек пластилина для того, чтобы скрепить две детали чайника.
Делаем подставку нашему чайнику.
Из небольшого кусочка пластилина скатываем колбаску и делаем носик чайнику и ручку нашего чайника.
На шляпку жёлудя сверху крепим кусочек пластилином, шарик
Делаем сахарницу. Берём заготовку, делаем ручки, внутрь кладём кусочек белого пластилина и прикрываем сверху крышечкой.
В «сахаре» можно сделать отпечатки имитирующие гранулы сахара.
Можно сделать высокую вазочку для фруктов.
Украшением послужат отпечатки от стеки или веточки.
Внутрь вазочки лепим фрукты яблочки, виноград, — для украшения.
Вот что у нас получилось.
Чайный сервиз готов!
Осталось накрыть стол и постелить ажурную салфетку.
Конспект НОД по лепке «Чайный сервиз» в подготовительной группе Цель: Учить лепить детей чайный сервиз конструктивным методом. Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды,.
Конструирование из природного материала с детьми средней группы «Поделка из желудей и пластилина «Муравей» Цель: создание объемной поделки «Муравей» Задачи: Помочь детям овладеть мастерством конструировать объёмные поделки из природного.
Конструирование из природного материала и изготовление поделки из желудей, пластилина «Такса» в средней группе Цель: создание объемной поделки «Такса» Задачи: — Учить дошкольников конструировать объёмные поделки из природного материала путём соединения.
Лепка коллективная из пластилина «Чайный сервиз для любимых игрушек» Как у нашей Дунечки, Чашечки и блюдечки, Как у нашей Люсеньки Чаю просят пупсики: — Милости просим – Приходите в гости. Приходите на печенье,.
Источник
Основные навыки работы с глиной. Техники лепки.
Техники работы с глиной – традиционные, базовые знания о том, какими способами можно создавать из глины изделия разных форм и размеров.
Новые ученики, впервые попадая к нам в мастерскую, стремятся сразу же приступить к урокам на гончарном круге. Многие из них даже представления не имеют, что кроме примитивной лепки руками и гончарного круга, можно еще как-то работать с глиной…
Ни смотря на разнообразие форм и размеров керамики, во всем мире существует всего несколько основных приемов лепки из глины. Все эти приемы известны гончарам уже много веков и практически не изменились.
Перечислим несколько основных традиционных способов лепки из глины:
1.Ручная лепка из цельного куска глины
3.Пластовая или текстильная техника
4.Отминка в готовую форму.
5.Отливка в гипсовую форму
6. Вытягивание изделий на гончарном круге.
Так же, при создании глиняных изделий можно сочетать два или более приемов лепки.
Ручная лепка.
Под понятием «ручная лепка» многие представляют ребенка, который лепит из глины примитивные фигурки. Однако, не стоит недооценивать возможности человеческих рук. Ручная выделка сосудов из глины не только появилась раньше формовки на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наши дни, к счастью, не перевелись еще мастера, которые умеют изготовлять посуду старыми дедовскими способами. При чем изделия ручной работы получаются настолько правильной формы, что вы можете подумать, что они сделаны на гончарном круге.
Но если на гончарном круге формы сосудов получаются только круглого сечения, но в ручной лепке мастер не ограничен никакими условиями.
Ручная лепка посуды до сих пор широко применяется в Индии, странах Африки и Южной Америке. В Японии, например, керамика, выполненная в традиционной ручной технике раку, ценится очень дорого и не каждый японец может позволить себе такую роскошь.
Подробней о том, как развивались искусство керамики, читайте в статье – история керамики.
Существует довольно много способов ручной лепки сосудов. Все они отличаются простотой и остроумием технических решений. Для того, чтобы ближе познакомиться с особенностями ручной лепки, мы будем их изучать в мастер-классах на конкретных примерах. Так что добро пожаловать к нам в мастерскую на курсы художественной керамики!
Однажды при раскопках поселений Двуречья, историки обнаружили интересные сосуды с отпечатками веревки на внутренних сторонах стенок. Древние гончары довольно часто украшали посуду орнаментом, вдавливая веревку в еще мягкую глину. Такую керамику ученые назвали шнуровая. Но зачем было мастерам делать узоры внутри сосудов? Как выяснилось позже, технология изготовления посуды заключалась в том, что древние гончары сматывали веревку с тугой клубок, и вокруг него лепили из глины стенку сосуда. Когда изделие было готово, веревку постепенно вытягивали за оставленный снаружи конец, клубок разматывался и получалась полость сосуда.
Жгутовая техника
Лепка из глиняных жгутов была известна людям еще в каменном веке. Прошли тысячелетия, а мастера до сих пор успешно пользуются ей для создания уникальных изделий. Жгутовая техника может применяться мастерами для создания изделий любых форм и размеров, даже скульптур. Особенно, жгутовая техника незаменима при создании огромных сосудов, которые невозможно вытянуть на гончарном круге. Имени в жгутовой технике древнегреческие гончары создавали пифосы – сосуды для вина, достигавшие более двух метров в высоту.
Современные керамисты способом жгутовой лепки создают огромные скульптуры из глины. Подобные шедевры — процесс создания скульптур, их обжиг и декорирование можно увидеть на фестивале «Белые Ночи» в городе Пермь, который проходит в июне каждый год.
Жгутовая техника до сих пор применяется ремесленниками в Средней Азии, странах Африки и на Кавказе.
Способ лепки посуды в жгутовой технике такой: из заранее раскатанного глиняного пласта стеком вырезают дно для будущего изделия, необходимого диаметра. Затем из глины раскатывают жгуты или, как объясняют детям – колбаски, одинаковой толщины. Начиная от дна и постепенно, поднимаясь ряд за рядом все выше, по спирали укладывают жгуты – таким образом, наращивают стенку изделия. Жгуты между собой скрепляют шликером – жидко разведенной глиной и замазывают места соединения жгутов пальцами или стеками.
Пластовая техника.
По своей сути этот способ лепки очень напоминает лоскутное шитье. Поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием «текстильная керамика». Для раскатывания пластов, как правило применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщена была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком вырезают детали «выкройки». Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера.
В пластовой технике можно создавать как простые предметы быта, так и сложные скульптурные композиции. Не удивительно, что среди мастеров-керамистов, текстильная керамика очень популярна.
Отминка в готовую форму
Для применения этого способа лепки нужны готовые формы. Формы могут быть выполнены из любых материалов – гипс, керамика, дерево, пластик.
Первые древние керамисты в качестве формы использовали овальные камни – посыпали их золой, чтобы глина не прилипала к поверхности и облепляли глиной. Когда глина немного подсыхала, камень убирали.
Формы-болванки бывают как монолитные, так и разборные, состоящие из нескольких частей. Использовать одну форму для лепки можно бесконечное количество раз, поэтому способом отминки получают множество одинаковых предметов. Главное условие – изделие должно легко, без повреждений выниматься из формы.
Способом отминки, например, керамисты изготовляют потрясающей красоты изразцы для печей и каминов, лепнину, дамские украшения.
В дальнейшем, обязательно подробно изучим этот интересный прием лепки.
Отливка в гипсовую форму.
Среди всех остальных способов работы с глиной, метод отливки занимает особое место. Он позволяет с большой точностью изготовить большое количество одинаковых керамических предметов с тонкой стенкой.
Глиняное или шликерное литье основано на свойстве гипса впитывать воду из глины. В гипсовую форму наливают шликер – глину, разведенную до состояния жидкой сметаны. Гипс начинает интенсивно впитывать в себя воду из глины. При этом, слой глины равномерно уплотняется по всей внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия. Когда глиняная стенка наберет необходимую толщену, излишки шликера выливают. После того, как глиняный черепок немного подсохнет, изделие вынимают из гипса и досушивают.
Непосредственно глиняному литью предшествует большой подготовительный этап – разработка эскиза будущих гипсовых изделий, создание модели изделия, отливка гипсовой матрицы по модели.
В дальнейшем, я обязательно покажу читателям мастер-класс по технике шликерного литья. Поэтому не забудьте подписаться на обновления сайта, если хотите узнать больше секретов!
Вытягивание изделий на гончарном круге.
Гончарный круг – величайшее изобретение человечества. Ручной гончарный круг люди придумали даже раньше, чем колесо. Когда-то он был незаменим при изготовлении посуды и намного ускорял процесс производства по сравнению с ручной лепкой.
В наш век современных технологий гончарный круг по мимо практического значения приобрел еще и другое важное качество – стал служить людям одним о способов выразить свои художественные способности. Гончарный круг сродни музыкальному инструменту, на котором можно исполнить любую музыку, от народных напевов до новомодных композиций. Работа на гончарном круге учит терпению, заставляет забыть о насущных проблемах, учит тому, как находить гармонию в себе и в окружающем мире.
Первое, с чего начинают обучение работе на гончарном круге – это правильная постановка рук. Без правильно поставленных во время работы рук вы никогда не добьетесь хороших результатов. Не сможете идеально оцентровать глину, почувствовать толщину стенки изделия, а значит, изделие получиться не симметричным, тяжелым, либо совсем разрушится.
Научиться работать на гончарном круге можно, конечно, и по книгам или видео-урокам. Однако самый верный способ — посетить несколько уроков гончарного мастерства, где опытный гончар покажет передаст вам свои знания.
Подарок на память всем участникам праздничного мастер-класса и бесплатное чаепитие*! Наскучило проводить день рождения в кафе? Или хочется порадовать друзей необычным .
Cделайте сюрприз близкому человеку, пригласите его провести досуг в гончарной мастерской! Урок на гончарном круге для двоих ( два изделия) — .
Друзья, мы придумали для вас приятный сюрприз! Теперь все ваши замечательные горшочки и мисочки, которые вы сделаете на мастер-классе .
Друзья! Лето пронеслось со скоростью метеоритного потока Персеиды. Наступил сентябрь, а это значит, что скоро в мастерской «Leonardo» начнётся новый учебный .
Друзья! Но носу лето, а это значит, что нас — художников, ждут пленэры и фестивали. БОльшую часть лета мы проводим .
В нашей мастерской есть особенная книга — КНиГа ВпЕЧатЛенИй. У всех сейчас есть отзывы в электронном виде, а мы любим вот .
Новости из мира художественной керамики и гончарного мастерства. Технологии, художники, мастерские, история.
Источник