Основные способы купли продажи рабочей силы практикум

сборник практических занятий по экономике
методическая разработка на тему

Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Экономика» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Скачать:

Вложение Размер
Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Экономика» и является частью уч 68.2 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКАДЕМИЯ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ « ЛОКОН»

На заседании цикловой комиссии

____________ Белякова С.Е.

«___» _____________ 2014

«____» ______________ 2014 г.

Сборник практических занятий

«Парикмахерское искусство»,
«Стилистика и искусство визажа»
«Прикладная эстетика»

СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»

Разработчик: преподаватель экономики Бурченкова Н.И.

Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Экономика» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Учебно-методический комплект включает в себя учебник, сборник практических заданий и методические рекомендации по работе с учебником.

Цель настоящего пособия – овладение студентами основными навыками самостоятельной работы с учебником, с документами, с контурными картами.

Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: кратко формулируется цель занятия, определяется конкретное задание и порядок его выполнения. По каждой теме разработаны контрольные вопросы, которые помогут студентам хорошо подготовиться к практической работе.

для практических занятий по дисциплине «Экономика»

1. Расчет альтернативной стоимости…………………………………………….7

2. Расчет семейного бюджета…………………………………………………. 10

3. Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия…………………….13

4. Труд и заработная плата ……………………. ……………………………..16

5. Расчет темпов роста инфляции………………………………………………20

6. Расчет основных макроэкономических показателей……………………….23

7. Государство и экономика…………………………………………………. 26

Тестовый контроль знаний……………………………………………………. 29

Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, — как отмечал экономист Дж.М.Кейнс, — это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой изучения экономики.

В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен уметь:

— приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

— описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки;

— объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.

В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен знать:

— причины различий в уровне оплаты труда,

— основные виды налогов,

— организационно-правовые формы предпринимательства,

— виды ценных бумаг,

— факторы экономического роста.

Цель рабочей тетради – оказать помощь студентам в выполнении практических работ, а так же облегчить самостоятельную работу над курсом обучения.

Задачи, упражнения и тесты в рабочей тетради предназначены для того, чтобы научиться применять теорию для решения практических вопросов.

Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам изучить предмет Экономика.

Структура рабочей тетради соответствует структуре рабочей программы, а уровень заданий – требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартам.

Прежде чем приступить к выполнению работы, студентам предлагается повторить соответствующий теоретический материал, ответить на контрольные вопросы при допуске к работе, внимательно ознакомиться с содержанием работы, ответить на контрольные вопросы для зачета.

Оценка за практическую работу складывается из оценки за решение задач, за ответы на теоретические вопросы и собеседование студента и преподавателя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема: « Выбор и альтернативная стоимость».

Наименование работы: Анализ альтернативных издержек.

Цель работы: усвоить методику расчета альтернативных издержек.

Приобретаемые навыки и умения : строить кривую производственных возможностей, рассчитывать альтернативные издержки.

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература : учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г. А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1.Что такое альтернативные издержки?

2.Что такое производственные возможности?

3.Назовите виды экономических ресурсов?

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривой производственных возможностей и расчете альтернативных издержек. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок выполнения работы:

Ответить на контрольные вопросы.

Построить график и решить задачи.

Задача 1: В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства представлены в таблице №1 :

1) Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной – компьютеры.

2) Какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров:

с 20 тыс. до 30 тыс. штук;

с 10 тыс. до 40 тыс. штук;

с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Задача 2: Иванов отказался от работы столяром с зарплатой 102 тыс. р. в год и отказался от работы продавцом за 80 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 16 тыс. р. Половину платы за обучение Иванову компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?

Задача 3: После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный юридический факультет гуманитарного университета или поработать несколько лет секретарем в районном суде. Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться, если:

плата за учебу составляет 40 тыс. р. в год;

расходы на питание . 35 тыс. р.;

транспортные расходы . 5 тыс. р.;

оплата снимаемой комнаты . 25 тыс. р.;

расходы на одежду . 20 тыс. р.;

заработная плата секретаря . 48 тыс. р. в год;

расходы на учебники . 4 тыс. р.

Контрольные вопросы для зачета:

1.Что демонстрирует кривая производственных возможностей?

2. Перечислите экономические ресурсы.

3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?

4.Что называют факторами производства?

Дата Оценка Преподаватель

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема: « Семейный бюджет».

Наименование работы: Расчет семейного бюджета.

Цель работы: научиться планировать семейный бюджет.

Приобретаемые навыки и умения : составлять баланс доходов и расходов семейного бюджета.

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература : учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г. А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1.Что такое семейный бюджет?

2.Объясните разницу между номинальным и реальным доходом?

3. Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков при расчете семейного бюджета. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок выполнения работы:

Ответить на контрольные вопросы.

Задача 1: Рассчитать структуру расходов семьи за месяц, сделать выводы как меняется структура расходов семьи, если доходы возрастают.

Задача 2. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте индекс потребительских цен (ИПЦ).

Задача 3. Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Контрольные вопросы для зачета:

1.Что такое трансферты? Приведите примеры трансфертов.

2. Что такое товарная корзина?

3. Перечислите основные статьи доходов семьи.

4. Перечислите основные статьи расходов семьи.

5. Что такое семейный бюджет?

Дата Оценка Преподаватель

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: « Рыночный механизм. Рыночное равновесие».

Наименование работы: Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.

Цель работы: Усвоить методику расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Приобретаемые навыки и умения : строить кривые спроса и предложения, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения.

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература : учебник. Гомола А.И. М.: Академия 2013г. Булатова А.С. Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1.Что такое спрос?

2.Дайте определение закону спроса?

3.Что такое предложение?

4.Дайте определение закону предложения?

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривых спроса и предложения, расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.

Коэффициент эластичности спроса:

Коэффициент эластичности предложения

Порядок выполнения работы:

Ответить на контрольные вопросы.

Построить график и решить задачи:

Задача 1: В таблице №1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

Ситуация на рынке фасоли

Цена одной банки,

млн. банок в год

млн. банок в год

А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.

Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

Задача 2: Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:

Выпуск продукции в базисном году составил 70 тыс. руб.,

Выпуск продукции в отчетном году составил 100 тыс. руб.,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 21 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 26 руб.

Задача 3: Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:

Объем продаж в базисном году составил 160 000 кг,

Объем продаж в отчетном году составил 200 000кг,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 5,5 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 4 руб.

Контрольные вопросы для зачета:

1.Дайте определение рыночной равновесной цены?

2.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса.

3.Приведите примеры эластичных по цене товаров

4.Приведите примеры не эластичных по цене товаров.

Дата Оценка Преподаватель

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Тема: Труд и заработная плата.

Наименование работы: Заработная плата и рынок труда .

Цель работы: Усвоить экономическое содержание понятия «заработная плата» в условиях рынка.

Приобретаемые навыки и умения: научиться использовать свои знания на рынке труда, в практической деятельности.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г. Н.А.Сафронова Экономика организации М.: Экономист, 2007.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Ответить на контрольные вопросы.

Задание 2. Решить задачи.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

  1. Что продаётся на рынке труда? Кто является продавцом, а кто – покупателем?
  2. Какая зарплата – номинальная или реальная – не зависит от уровня цен?
  3. Какие причины могут понизить производительность труда?

1.Дайте определение понятия «рынок труда».

2. Назовите основные способы купли-продажи рабочей силы, используемые в мировой практике.

3.Перечислить факторы, которые влияют на рынок труда.

4.Почему подавляющее число людей занимаются трудовой деятельностью?

5. Сформулируйте закон предложения для рынка труда.

6. Что такое оплата труда и заработная плата?

7. Какие три основные функции выполняет заработная плата?

8. От каких факторов зависит размер заработной платы наёмного работника?

9. Чем отличается номинальная заработная плата от реальной?

10. Какие формы оплаты труда разрешены Трудовым кодексом РФ?

11. Что такое коллективный договор? С какой целью он составляется и кем утверждается?

12. Какие основные вопросы включают в текст коллективного договора?

13. Почему возникает необходимость в мотивации труда?

  1. По данным, приведённым в таблице, рассчитайте недостающие показатели, осуществите анализ использования фонда рабочего времени.

Анализ фонда рабочего времени за год

Число отработанных человеко-дней

Число отработанных человеко-часов

Среднесписочная численность рабочих, человек

Продолжительность рабочего года, дни

Продолжительность рабочего дня, часы

1.Рассчитаем отклонение по каждому показателю (385 320-384 100=1 220)

2.Рассчитаем темпы изменения по каждому показателю — путём деления его фактического значения на плановое и умножения результата на 100%

(385 320:384 100х100%=100,3)

3.Видно, фактическое число отработанных человеко-часов меньше планового на 28 894. Это обусловлено меньшей продолжительностью фактического рабочего года (на 2 дня) и фактического рабочего дня (на 0,1 ч) по сравнению с плановым. Темп роста среднесписочной численности составила 101.2%, в то время как темп роста числа отработанных дней(100,3%) отстает от роста среднесписочной численности, это недостатки организации труда и производства.

  1. С работником предприятия заключён договор о повремённо-премиальной оплате труда по 4 разряду, тарифная часовая ставка 4 разряда составляет 70 рублей, премия по итогам месяца выплачивается в размере 30%. Рассчитайте месячную оплату труда работника, если он отработал весь месяц: 22 дня по 8 часов.

Контрольные вопросы для зачета:

1. Назовите условия возникновения скрытой безработицы.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.. Назовите признаки проявления структурной безработицы.

3. Каковы социальные последствия безработицы?

4. Какова цель создания профсоюзов?

Дата Оценка Преподаватель

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Наименование работы: Расчет темпов роста инфляции.

Цель работы: Усвоить методику расчета темпов роста инфляции, уровня безработицы.

Приобретаемые навыки и умения :

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература : учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г. А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1.Дайте определение понятию «Инфляция».

2. Что такое норма инфляции?

3.Каковы основные причины инфляции?

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривой Филлипса, расчета темпов роста инфляции и уровня безработицы. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок выполнения работы:

Ответить на контрольные вопросы.

Построить графики и решить задачи.

Задача 1: По исходным данным начертите кривую Филипса:

Что показывает график?

Задача 2: На основе исходных данных задачи 1, определите темпы роста инфляции по годам и постройте график. Сделайте выводы: в какие годы инфляция возрастает, а в какие уменьшается?

Задача 3: . Определите уровень безработицы в городе, если численность трудоспособного населения составляет 132652 человека, а из них безработными считаются – 10615 человек.

Контрольные вопросы для зачета:

1. Дайте определение понятию «дефляция».

2.Назовите возможные причины инфляции

3.Перечислите формы инфляции.

4.Охарактеризуйте умеренную инфляцию. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата Оценка Преподаватель

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Наименование работы: Расчет основных макроэкономических показателей

Цель работы: Усвоить методику расчета основных показателей системы национальных счетов: ВВП, ВНП, ЧНД, НД.

Приобретаемые навыки и умения : расчет показателей

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература : учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г. А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1.Дайте определение понятию «Валовой внутренний продукт».

2.Дайте определение понятию «Валовой национальный продукт».

3.Дайте определение понятию «Национальный доход».

4.Как рассчитываются основные показатели системы национальных счетов?

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков при расчете основных показателей системы национальных счетов. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок выполнения работы:

Ответить на контрольные вопросы.

Задача 1: Определить реальный ВНП и индекс цен, если номинальный ВНП составил за год 4037,5 млн. руб. Цена потребительской корзины в данном году составила 7280 руб., в прошлом году – 4890 руб. сделать выводы.

Задача 2: Определите темп роста ВНП, приходящегося на душу населения в данном и прошлом году, если ВНП данного года 4037,5 млрд.руб. Численность населения в данном году составила 176320 тыс.чел., в прошлом году – 172130 тыс.чел.

Задача 3: Определить ВНП и ВВП, если стоимость всей продукции произведенной всеми предприятиями, включая иностранных, составила 4037,5 млрд. руб. Из них ушло за границу платежей на сумму 973 млрд.руб. Из-за границы получено платежей – 512 млрд.руб. Определить Сальдо и сделать выводы.

Задача 4: Определить ЧНП и НД, если ВНП составил 4037,5 млн.руб. Стоимость амортизации за год составила 761 млн.руб., косвенные налоги за год составили 598 млрд.руб.

Контрольные вопросы для зачета:

  • 1.Дайте определение ВВП.
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • 2.Дайте определение ВНП.
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • 3.Дайте определение понятию «Промежуточный продукт».
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • 4. Дайте определение НД.
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата Оценка Преподаватель

Порядок выполнения работы:

Ответить на контрольные вопросы.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСВА

Дайте определения понятиям :

2. Финансовая система

3. Государственный бюджет

4. Внебюджетные фонды

5. Бюджетная система

6. Бюджетный дефицит

7. Государственный долг

8. Уровень дефицита госбюджета

9. Уровень внешнего долга

11. Субъект налогообложения

12. Объект налогообложения

13. Прямые налоги

14. Косвенные налоги

15. Фискальная политика

16. Дискреционная политика

17. Автоматическая политика

18. Мультипликатор госрасходов

19. Налоговый мультипликатор

2. Узловые вопросы темы

1. Общее понятие и функции финансов

2. Принципы построения и структура финансовой системы государства

3. Бюджет и бюджетное устройство

4. Функции государственного бюджета

5. Доходная часть государственного бюджета

6. Расходная часть государственного бюджета

7. Причины образования бюджетного дефицита

8. Источники финансирования бюджетного дефицита и возможные последствия. Кривая Лаффера.

9. Государственный долг и его виды

10. Функции налогов

11. Принципы налогообложения

12. Налоговая система РФ

13. Влияние государственных расходов на совокупный спрос

14. Влияние налоговых ставок на совокупный спрос

Источник

Читайте также:  Мостовой способ определения сопротивления
Оцените статью
Разные способы