- Чем крепить груз: способы и средства крепления груза при транспортировке
- Крепление стяжными ремнями
- Устройство стяжных ремней:
- Выделяют несколько видов стяжных ремней в зависимости от способа их крепления:
- Правила крепления груза ремнями.
- Варианты крепления
- Правила эксплуатации крепежных ремней.
- Крепление деревянными распорками
- Крепление воздушными пакетами
- Какой способ крепления лучше?
- Как крепить груз в кузове автомобиля
- Выбор транспортного средства
- Правила размещения и крепления грузов на автотранспорте
- Схемы
- Основные способы крепления груза в кузове
- Притягивание
- Растяжка
- Блокирование
- Дополнительные способы: вспомогательные средства
- Противоскользящие маты и резиновые коврики
- Колодки
- Деревянные распорки
- Сетки
- Термоусадочная и растягивающаяся пленка
- Угловые протекторы
- Выбор способа крепления груза
- Как избежать перегруза
- Возможные факторы риска
- Дополнительная информация
Чем крепить груз: способы и средства крепления груза при транспортировке
Незакрепленный груз при транспортировке может смещаться, падать и переворачиваться. Это неизбежно приводит к его повреждению, появлению брака, и как следствие — к финансовому ущербу. Поэтому для безопасной перевозки какой-либо продукции необходимо использовать специальные средства крепления груза.
В данном вопросе определенные обязательства на перевозчика налагает и законодательство Республики Беларусь. Так, согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций РБ №58 (от 10 октября 2005 г.), перевозчик обязуется обеспечивать безопасность транспортировки, контролируя крепление и размещение груза. Кроме того, водитель также обязан перед началом движения, а также в пути следования контролировать, надежно ли зафиксирован груз. Если средства крепления отсутствуют или повреждены, это создает угрозу безопасности дорожного движения. Следование такого транспорта запрещается. При этом глава 4 данного постановления подробно описывает требования к креплению грузов.
Таким образом, законодательство Беларуси делает перевозчика ответственным за безопасность крепления и размещения грузов. Поэтому использование соответствующих средств крепления грузов позволяет не только обеспечить сохранность транспортируемых грузов, но и избежать проблем с законодательством.
Крепление стяжными ремнями
Одним из наиболее распространенных и надежных способов закрепить груз является применение стяжных ремней. Они используются при автомобильных перевозках, а также при транспортировке контейнеров. По сравнению с иными средствами крепления грузов (веревками, цепями и т.д.), они отличаются простотой и легкостью применения, надежно и быстро крепят груз.
Устройство стяжных ремней:
- Прочная лента, выполненная из синтетической ткани. Чаще всего — полиамида, полиэстера или полипропилена. Она мягкая и упругая, поэтому не может повредить перевозимую продукцию.
- Натяжное устройство (храповик). Регулирует натяжение ленты.
- Фитинги. Это могут быть крюки, кольца и иные крепежные устройства, с помощью которых закрепляется груз в транспорте.
Одно из важнейших преимуществ стяжных ремней — их устойчивость к различного рода воздействиям: перепадам температур, ультрафиолету, бензиновым парам, химическим жидкостям. Металлические составляющие обрабатываются специальным антикоррозийным составом или производятся на основе оцинкованной стали, ввиду чего даже при тяжелых условиях эксплуатации на них не образовывается ржавчина.
Выделяют несколько видов стяжных ремней в зависимости от способа их крепления:
- Стандартный или составной (рэтчет). Именно данный вид используется наиболее широко. Выдерживает нагрузку до 10 тонн. Конструкция предельно проста: лента, трещотка и два крюка. Ими можно закрепить практически любой груз. По технике безопасности этот вид ремня используется в расчете минимум две штуки на единицу груза. Натяжное устройство (храповик). Регулирует натяжение ленты.
- Кольцевой. Лента ремня фиксирует перевозимую продукцию плотным кольцом. За счет этого полностью исключается ее качание при перевозке. Также изделие оснащено храповым механизмом.
- Автовозный. Применяется на автовозах и при транспортировке на железнодорожных платформах. Чаще всего используется для перевозки автомобилей. Конструкция такого ремня включает ленту, трещотку и три крюка. Оснащается антискользящими накладками.
Ремни также отличаются по свойствам фиксации и могут быть различны по длине — от 2 до 20 метров.
Правила крепления груза ремнями.
При выборе стяжных ремней необходимо учитывать нагрузку и номинальное натяжение и строго соблюдать соответствие с указанными на них параметрами. Кроме того, необходимо принимать во внимание форму груза, его массу, а также коэффициенты трения и скольжения. Это нужно, чтобы рассчитать и обеспечить максимальный прижим груза к платформе.
Варианты крепления
- Накидной. На груз сверху накидываются минимум 2 ремня.
- Якорный. Для этого используются 4 ремня и более, которые попарно перекрещиваются.
При этом перевозимая продукция закрепляется равномерно: в расчете один ремень на каждые 1,5 метра груза.
При использовании стяжных ремней необходимо их закреплять строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Для закрепления ленты:
- Поднять рукоятку трещотки.
- Заправить ленту в замок по направлению вверх и отрегулировать ее длину.
- Ручкой трещотки затянуть ленту. Для этого требуется не менее полутора полных оборотов механизма.
Для отпуска ленты:
- Нажать на язычок рукоятки трещотки, поднять вверх рукоятку.
- Освободить ленту.
Соблюдение этих простых правил поможет предупредить смещение и падение груза и, как следствие, его повреждение.
Правила эксплуатации крепежных ремней.
Также при использовании данных средств крепления грузов необходимо соблюдать ряд требований безопасности.
- Перед эксплуатацией необходимо проверить ремни на отсутствие каких-либо повреждений и убедиться в том, что груз размещен устойчиво.
- Перед эксплуатацией проверить наличие маркировки изделия. Четко соблюдать указанные параметры крепления, не допускать превышения допустимой рабочей нагрузки.
- Нельзя применять ремни для иных целей кроме фиксирования продукции при ее перевозке. Категорически запрещается поднимать на ремнях груз. Не использовать его для буксировки.
- Ремни должны полностью и равномерно обхватывать груз, не перекручиваясь и не завязываясь узлами.
- Не натягивать через острые углы или иные поверхности, которые могут нанести ленте повреждения.
- При наличии каких-либо дефектов ленты, шва, крепежных элементов эксплуатация изделия запрещается.
Крепление деревянными распорками
Достаточно часто, особенно при железнодорожных перевозках, перевозимая продукция закрепляется при помощи деревянных распорок, которые прибиваются к полу. У данного метода крепления имеется ряд достоинств:
- доступность по цене;
- надежность способа.
Однако вместе с тем он имеет и ряд недостатков:
- Сложность крепления. Некоторые виды грузов очень тяжело крепить данным методом, и приходится создавать сложные конструкции. Следовательно, это требует немало времени.
- Качество деревянных распорок должно быть высоким. Дерево не должно быть сырым, или, напротив, пересушенным. Нередко возникает необходимость в использовании определенной породы дерева, что не всегда осуществимо.
- Данный крепежный материал очень тяжелый. Таким образом, он добавляет веса перевозимой продукции, что нередко приводит к перегрузке транспортного средства.
Также иногда применяют распорные планки. Они прибиваются поперек кузова и не дают грузу перемещаться.
Крепление воздушными пакетами
Принцип такого крепления предельно прост. В пустоты между перевозимыми грузами помещаются ненадутые пакеты. После чего они накачиваются и полностью заполняют собой свободное пространство. Таким образом, они плотно фиксируют перевозимую продукцию и предотвращают ее смещение.
Этот метод имеет ряд преимуществ:
- Простота способа. Требуется минимум времени для размещения и крепления груза пакетами.
- Снижение трудозатрат. Крепить груз подобным образом может даже один человек.
- Существуют различные виды пакетов для разных грузов.
- Даже в надутом виде пакеты весят очень мало и не утяжеляют груз.
- После транспортировки пакеты легко сдуваются и вынимаются. Немаловажно, что они могут использоваться неоднократно.
- Могут выдерживать вес до 30 тонн.
Однако у пакетов есть и ряд существенных минусов. Главный — непостоянство давления внутри пакетов. Оно зависит от факторов окружающей среды и может легко меняться. Когда температура воздуха становится выше, давление в пакете растет, а когда температура снижается — пакет «сдувается». Иными словами, размещение и крепление груза может быть нарушено по независимым от перевозчика обстоятельствам.
Поэтому нередко можно встретить совет производителей: не накачивать пакеты до предела, если ожидается потепление, и накачивать сильнее, если грядет похолодание.
Какой способ крепления лучше?
Таким образом, способов крепления грузов существует довольно много. Поэтому при выборе оптимального средства необходимо, прежде всего, оценивать его эффективность для применения в каждом конкретном случае. Нередко приходится прибегать к применению нескольких средств крепления грузов одновременно.
Источник
Как крепить груз в кузове автомобиля
В Российской Федерации нет установленных законом правил крепления груза при его перевозке. Из-за этого часто перевозимые предметы портятся, теряются, а в ряде случаев происходят ДТП, в которых могут пострадать люди. Поэтому необходимо знать, как правильно перевозить багаж, а также пользоваться этим на практике.
В России нет правил крепления груза при транспортировке.
Выбор транспортного средства
На выбор транспорта при перевозке товаров влияют следующие факторы:
- характер багажа (консистенция, габариты, вес, объем и пр.);
- количество партий, которое отправляется (параметры используемого контейнера);
- степень срочности доставки;
- географическое положение места прибытия (погодные условия, климатические характеристики);
- расстояние до конечной точки;
- ценность багажа;
- степень развитости транспортных коммуникаций в месте приемки.
Грузовой автомобильный транспорт классифицируется по следующим параметрам:
- количество осей;
- состав;
- грузоподъемность.
Но для перевозки товаров большее значение имеет классификация по типу кузова:
- открытый (бортовой, низкорамный, платформа);
- закрытый (тентованный, цельнометаллический, промтоварный, изотермический, рефрижератор);
- специальный (цистерны, спецтехника).
Бортовой кузов – платформа, которая ограничена с 3 сторон бортами, их можно откинуть или снять. Этот тип грузового автомобиля часто используется при перевозках внутри России. Явным недостатком бортового кузова считается то, что багаж не защищен от атмосферных осадков, солнца и пр. Кроме того, товары могут быть украдены. Преимуществом открытого кузова является удобство выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Его часто выбирают для транспортировки строительных материалов.
Бортовой кузов часто используется при транспортировке.
Закрытый тентованный кузов представляет собой боковые борта с приваренными к ним распорками, на которые натянут брезент и т.д. Это один из самых популярных вариантов транспорта для перевозки, поскольку обеспечивается защита от климатических изменений и пр. Кроме того, тентованный кузов не сильно увеличивает массу машины, что не сказывается на грузоподъемности.
Цельнометаллический фургон позволяет перевозить грузы, не требующие специальных условий транспортировки. Преимуществом такого автомобиля является хорошая защита от краж, атмосферных осадков. Однако конструкция из металла уменьшает допустимую грузоподъемность.
Рефрижератор представляет собой фургон, в котором имеется холодильная установка. В таком кузове можно перевозить товары, которым необходим специальный температурный режим. Недостатком рефрижератора считается повышенная стоимость доставки товаров.
Цистерны используются для транспортировки жидких смесей, газов и т.д. Чаще всего они бывают круглого сечения.
Материалы, из которых изготавливаются цистерны, должны быть прочные, устойчивые к агрессивному воздействию.
Правила размещения и крепления грузов на автотранспорте
Фиксация багажа зависит от его массы, вида, заполненности машины, типа кузова. Но существуют общие требования:
- Перед погрузкой необходимо убедиться в целостности упаковки товаров, кузова, наличии необходимых точек крепления, соответствии транспортного средства и перевозимых предметов.
- Не использовать автомобили, у которых есть повреждения бортов, тентов, прочие неисправности.
- Перед погрузкой необходимо проверить работоспособность всех креплений и петель.
- Перед отправкой сверить соответствие груза в накладной, документах и по факту. Должны совпадать все описания, характеристики, схемы и т.д.
- Недопустимо наличие превышений нагрузки на оси транспортного средства и общей грузоподъемности.
- Багаж необходимо размещать равномерно по всей площади кузова.
- При наличии нескольких точек доставки товары следует складывать по очередности их изъятия из кузова.
- Грузы с большей объемной массой должны располагаться под теми, которые легче.
- Свободное пространство между размещаемыми предметами и бортами не должно превышать 15 см. При этом зазоры заполняются специальными прокладками.
- При перевозке в открытом кузове навал или насыпь не должны выступать за края бортов.
- Если габариты длинных предметов не совпадают, их надо укладывать рядами, причем стараться объединять подходящие.
Фиксация багажа зависит от типа кузова и массы груза.
Схемы
Погрузка должна осуществляться в соответствии со схемой размещения и фиксации. Этот документ включает в себя:
- графическое отображение положения груза в транспорте;
- изображение креплений, их типы, рабочие нагрузки и места, где они находятся в кузове.
Основные способы крепления груза в кузове
Крепление должно обеспечить сохранность багажа, неподвижность во время движения или торможения. Существует 3 основных способа, как это сделать:
- прижимом;
- растяжками;
- блокированием.
Притягивание
Этот способ еще называется прижимным. Он основан на увеличении силы трения между грузом и кузовом транспортного средства. Притягивание осуществляется чаще всего при помощи ремней. Для одного груза их используется минимум 2. Если товаров несколько, нужно проверить, располагает ли транспортное средство достаточным количеством точек крепления.
Притягивание осуществляется при помощи ремней или веревок.
Растяжка
Этот способ также предполагает использование ремней, только по другому принципу. Специальные тросы с одной стороны цепляются за груз, а с другой – за настил, как бы разрывая товар на 2 части. При этом действие сил уравновешивается, и багаж не смещается.
При таком способе крепления учитываются вес, длина ремня, сила натяжения, максимальная нагрузка и т.д.
Блокирование
Блокирование представляет собой размещение груза, подручных средств и бортов автомобиля настолько плотно, чтобы они не смещались относительно друг друга. Такой метод обеспечивает неподвижность в горизонтальной плоскости, но не спасает он подпрыгивания.
Дополнительные способы: вспомогательные средства
Помимо основных 3 способов крепления грузов, существуют дополнительные, которые объединяют в себе перечисленные или упрощают их. Кроме того, с развитием транспортной сети придумываются новые устройства, помогающие облегчить процесс транспортировки и сохранить доставляемые товары.
Противоскользящие маты и резиновые коврики
Это рулонные материалы, изготовленные чаще всего из резины. Их укладывают на дно кузова, сверху ставят груз. Резиновое покрытие обеспечивает устойчивость, по нему ящики или тары не катаются, не скользят. Однако такой способ крепления не защищает от опрокидывания, подпрыгивания.
Резиновые коврики укладывают на дно кузова.
Колодки
Это приспособление небольшого размера, которое подкладывается под цилиндрические тары или оборудование на колесах. Колодки помогают предотвратить скатывание груза.
Деревянные распорки
Этот способ достаточно часто используется из-за его простоты или дешевизны. Деревянные распорки (брусья) прибиваются к кузову таким образом, чтобы заблокировать движение груза. Материалы, из которых изготовлены планки, должны быть высокого качества. Не допускается использование сухого дерева, т.к. оно может не выдержать нагрузку тяжеловесных товаров. Установка таких распорок технологически сложная, во многом зависит от самого транспортного средства.
Сетки
Сетками накрывают груз, чтобы они удерживали его. Чаще всего такая фиксация заменяет ремни. Нагрузка распределяется более равномерно, снижается вероятность повредить груз.
Термоусадочная и растягивающаяся пленка
В такую пленку оборачивают багаж, как бы упаковывая его. Этим способом товары фиксируются, не рассыпаются по кузову.
Багаж оборачивают в термоусадочную пленку.
Угловые протекторы
Это специальные приспособления, которые изготавливаются из дерева, пластмассы или металлических сплавов. Они используются при креплении прижимным способом и подкладываются под ремни в углах груза.
Это делается для того, чтобы защитить груз от врезания ремня и продлить срок службы тросов.
Выбор способа крепления груза
Способ крепления выбирается исходя из массы и габаритов перевозимого багажа. Крупногабаритные предметы чаще всего фиксируются ремнями, а деревянные поддоны – блокированием. Наилучшим вариантом будет комбинация из нескольких способов и вспомогательных устройств. Например, крепление ремнями и подкладывание резиновых ковриков.
Как избежать перегруза
Перегруженное транспортное средство может стать причиной штрафа, поломок и даже ДТП. Поэтому необходимо производить расчеты, прежде чем отправляться в дорогу. К багажу обязательно нужно прибавлять массу креплений, сравнивать полученное значение с допустимыми нормами для выбранного транспортного средства.
Возможные факторы риска
Во время движения тары подвергаются воздействию сил инерции. В момент экстренного торможения они могут составлять до 80% от массы предметов. Эти силы действуют на багаж, пытаются сдвинуть его с места. Поэтому он должен быть хорошо закреплен. В момент ускорения или поворота центробежная сила может доходить до 50% от массы контейнеров. В случае, если крепления не предусмотрены, нарушены правила, технологии перевозки, возможно повреждение товаров, их опрокидывание.
Дополнительная информация
Перед отправлением водитель обязан проверять исправность креплений, их надежность. Кроме того, это необходимо делать несколько раз во время переезда из начального пункта в конечный. При обнаружении каких-либо неисправностей водитель не имеет право продолжать движение. Расчет количества креплений, рабочей нагрузки осуществляет по специальным формулам.
Источник