- Естествознание: методы изучения природы
- Наука о природе
- Что значит изучать природу?
- В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
- Природоведение: методы изучения природы
- Наблюдение
- Эксперименты и опыты
- Измерения
- Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
- Различия методов
- Статья на тему: «Способы изучения природы и общества на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.»
Естествознание: методы изучения природы
Люди с древнейших времен стремились к изучению и объяснению объектов и явлений окружающего их мира и использовали для этого различные методы изучения природы. 5 класс средней школы — это тот возраст, когда пытливость ребенка сочетается с серьезностью юного исследователя.
Наука о природе
Естествознание — это особенная область человеческой деятельности. Целью ее является приобретение новых сведений об окружающем мире и накопление знаний.
Что значит изучать природу?
Изучать природу — это значит изучать все, рядом с чем мы живем, все, что нас окружает: растения, птиц, животных, человека, погоду, климат, землю, небо, космос, воду, почву, города, страны.
В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
Метод — это весь спектр систематизированных мероприятий, необходимых для достижения желаемого результата.
Познавать окружающий мир малыши начинают с рождения (тянут в рот незнакомые предметы, ощупывают, облизывают, кусают), в детском садике ведутся занятия по познанию мира. В начальной школе уже немного затрагиваются методы изучения природы. 5 класс — это начало более серьезного, более детального, более научного изучения естественных наук.
Природоведение: методы изучения природы
На протяжении всей истории человечества люди изучали то, что их окружает, и в процессе этого делали удивительные, неожиданные открытия.
Науки, изучающие природу, объединяет слово «естествознание». Слово это раскладывается на две основы: «естество» и «знание». В современное естествознание входят следующие области научного знания:
Методы изучения природы:
- наблюдение;
- эксперименты и опыты;
- измерение.
Наблюдение
Основным самым простым и доступным, а потому наиболее распространенным методом изучения природы является наблюдение. В нем человеку помогают все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.
Наблюдение может быть прямым и косвенным. В первом случае за поведением объекта наблюдают непосредственно, во втором информация суммируется на основании физических признаков закончившихся действий.
При помощи наблюдения можно изучить типичное поведение какого-либо вида животного в естественных для него условиях или влияние определенных погодных условий на рост, цветение или плодоношение определенного вида растения, кроме того, можно изучить расположение и движение небесных тел и космических объектов.
В стародавние времена обобщение и сопоставление наблюдений складывалось в так называемые приметы:
- Жаворонки прилетают к теплу.
- Кот на полу спит — жди тепла.
- Облака плывут высоко — ожидается хорошая погода.
- Увидел воробья, барахтающегося в песке — скоро соберется дождь.
- Березы перед дождливым летом дают много сока.
- Высоко летящие гуси — к половодью.
- Золотистый или розовый закат — к ясной погоде.
- Накануне непогоды кровососущие насекомые наедаются вдоволь, муравьи поглубже прячут коконы с детьми и запечатывают выходы из муравейника, гаснут светляки, а стрекозы хаотично мечутся, сбившись в стайки.
- Деревья и другие растения накануне грозы крепче пахнут.
- Лягушки громко квакают к ясной и жаркой погоде.
Чтобы сделать полезный вывод из прямых или косвенных наблюдений, нужно добросовестно обработать и тщательно проанализировать полученные данные.
Обработка и анализ —это обобщение, объяснение, суммирование, сопоставление и сравнение наблюдаемых явлений и фактов. Сначала производится анализ отдельных наблюдений (изменение количества выпавших осадков, температуры, давления, облачности, скорости ветра, качества), после этого их результаты обобщаются и сравниваются.
При наблюдении часто используются увеличительные приборы: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.
Эксперименты и опыты
Для подтверждения научных фактов часто требуются определенные условия, причем не всегда получается дождаться этих условий естественным путем, и тогда на помощь нам приходит научный эксперимент, в ходе которого требуемые условия воспроизводятся искусственно.
Итак, эксперименты (или опыты) проводятся учеными в лабораторных условиях. В ходе такого рода исследований экспериментатор сам воспроизводит различные условия или же природные явления. Например, с помощью такого способа исследования можно выяснить, что происходит с предметом в процессе нагревания или, наоборот, охлаждения или замораживания.
Измерения
И в ходе наблюдений, и во время экспериментов, исследователям приходится проводить различного рода измерения. Измеряют температуру, влажность, давление, скорость, продолжительность, силу, площадь, емкость, мощность, объем, массу. Измерения производят при помощи специальных инструментов. Это:
- термометр;
- весы;
- телескоп;
- микроскоп;
- флюгер;
- гигрометр;
- барометр;
- вольтметр;
- амперметр;
- силомер;
- метеоспутник;
- тонометр;
- лактометр;
- глюкометр;
- облакометр;
- метеозонд;
- рулетка;
- нивелир;
- компас;
- транспортир;
- линейка;
- портновский метр;
- мерный цилиндр;
- мензурка;
- секундомер;
- часы;
- ростомер.
Кстати, измерениями занимается особая отрасль науки — метрология.
Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
Когда обработка наблюдений, экспериментов или опытов закончена, их результаты фиксируют в виде:
В отчете записывают цель и задачи, средства и методы, перечисляют всех участников исследований, фиксируют данные об условиях, далее — полученные результаты с подробным описанием и подтверждением фактическими данными.
Различия методов
Основным различием наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает явление, а второй объясняет его.
Итак, мы познакомились с несколькими методами изучения природы: наблюдением, экспериментом и измерением.
Источник
Статья на тему: «Способы изучения природы и общества на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.»
Способы изучения природы и общества на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
С 2010/11 учебного года начальные школы работают по новому образовательно му стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образова тельной программы начального общего об разования».
Требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир» в стандарте сформу лированы следующим образом:
1) понимание особой роли России в миро вой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, по беды;
2) сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Сегодня действующие программы и УМК уже во многом подготовлены к реализации требований стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена в программе и УМК «Окружающий мир» образовательной системы «Школа России». Там же предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-этическую деятельность школьников.
В то же время необходимо обратить внимание на содержание четвертого требования, касающегося освоения доступных способов изучения окружающего мира. Дело в том, что перечисленные способы изучения природы и общества в настоящее время используются учителем скорее как метод обучения, а не как объект «освоения» школьниками. Основная идея стандарта в этом плане заключается в том, чтобы школьники могли научиться пользоваться этими способами для самостоятельного познания окружающего мира.
Рассмотрим основные направления работы учителя по руководству освоением школьниками способов познания окружающего мира.
Наблюдения. В разделе «Характеристика деятельности учащихся» тематического планирования Примерных программ начального общего образования термин наблюдения встречается довольно часто: наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), наблюдать погоду самостоятельно и в группах. Таким образом, наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Основные направления обучения школьников наблюдениям в окружающем мире рассмотрены нами
раньше . Основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения, в том числе и по заданиям дневников наблюдений, превратить в учебно-исследовательскую деятельность, предполагающую и постановку проблемы, и выдвижение гипотез, и поиск способа их проверки, и собственно наблюдения, и соответствующие выводы. Работа учителя в этом плане включают в себя:
подведение школьников к осознанию цели наблюдений (цель — поиск ответа на тот или иной вопрос);
формирование умения выдвижения гипотез;
формирование умения составлять программу наблюдений;
формирование умения пользоваться измерительными инструментами;
формирование умения фиксации результатов наблюдений;
формирование умения первичного упорядочения результатов наблюдений;
вовлечение школьников в анализ результатов наблюдений.
Традиционно под наблюдениями понимались в основном наблюдения в природе. Однако современный предмет «окружающий мир» наряду с естествознанием включает и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе должны сочетаться с наблюдениями за социальным окружением (как одеваются люди, как ведут себя взрослые и дети в автобусе, в магазине и т.п.). Интересное направление — наблюдения с целью сравнения поведения человека и животных (чем дома кормят кошку, что ты ешь сам; напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.).
В связи с этим возрастает роль внеклассных занятий и в первую очередь экскурсий. Именно там чаще всего возникают проблемные вопросы, разрешение которых требует дополнительных наблюдений, а может быть, и проведения соответствующих опытов и практических работ.
Приобщение школьников к проведению опытов. Опыт — метод исследования, в процессе которого искусственно создаются условия, позволяющее ответить на исследуемый вопрос, получить новое знание. Следует сказать, что в настоящее время в авторских курсах по предмету «окружающий мир» появилось много новых интересных опытов.
Опыты — традиционный метод начального естествознания. Однако и здесь есть нюанс, на который следует обратить внимание. Традиционно опыты в основном проводились как демонстрационные: опыт ставит учитель, цель же школьников — наблюдать за происходящим. При такой организации работы вряд ли школьники могут действительно освоить этот метод познания окружающего мира. Научить проводить опыты возможно лишь в случае, если школьники непосредственно включаются в эту деятельность. Следовательно, преимущества надо отдавать лабораторным, а не демонстрационным опытам. К сожалению, установку на демонстрационный вариант учебных опытов находим и в одном из вариантов планирования в Примерной программе по окружающему миру. В исходном (первом) варианте тематического планирования школьникам предлагается только наблюдать опыты («наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды»), а не выполнять их самим. Во втором (естествоведческой направленности) варианте тематического планирования деятельность школьников в этой области представлена иначе — «исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды». Здесь учителю уже необходимо четко представлять структуру учебно-исследовательской деятельности и приучать школьников выдвигать гипотезы, разрабатывать программу исследования, включающую проведение опыта, и др. Но и в этой формулировке слово демонстрационное явно лишнее. Очевидно, что при обучении школьников проведению опытов предпочтение должно отдаваться второму варианту.
В качестве требований к проведению опыта можно назвать:
осознание школьниками цели проводимого опыта и его результатов;
организацию опытов на частично-поисковом уровне (школьники участвуют в выдвижении проблемы, гипотезы, выполняют действия по проверке гипотезы; способ проверки гипотезы подсказывает учитель);
связь результатов опытов с процессами, происходящими в окружающем мире
Организуя опытническую работу, таким образом, мы приближаемся к более высокой ступени учебно-исследовательской деятельности школьников — экспериментированию.
Эксперимент — универсальный способ познания окружающего мира. Используется как в естествознании, так и в обществознании (социологический, педагогический эксперименты). Опыт является составной частью эксперимента, одним из способов проверки гипотез.
Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постановка проблемы — выдвижение гипотезы — поиск способа проверки гипотезы (как правило, это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения) — действия по проверке гипотезы — выводы (гипотеза подтверждается или опровергается).
До последнего времени эксперимент имел место главным образом при работе на пришкольном сельскохозяйственном участке или в классном уголке природы. Правда, и там он чаще всего обозначался как опыт. Правильно поставленная работа по изучению влияния экологических факторов на рост и развитие растений как раз и предполагает реализацию вышеназванных этапов. Однако возможности учебного экспериментирования шире. В курсе «Окружающий мир» в системе ДБ. Эльконина — В.В.Давыдова школьников «вводят в эксперимент» уже во II классе. На одном из уроков решается вопрос (проблема): почему чешуйки одних и тех же сосновых шишек в одних случаях оказываются, прижаты, в других развернуты. Школьники выдвигают гипотезы, размышляют над тем, каким образом эти предположения молено проверить. В результате приходят к выводу о необходимости проведения опытов, в которых шишки ставят в различные условия и наблюдают, что при этом происходит.
Обучение моделированию. Моделирование в требованиях к результатам изучения предмета «окружающий мир» не называется. Однако оно включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем. решения учебных и познавательных задач — и, следовательно, должно активно присутствовать и на уроках окружающего мира.
О значении моделирования в учебном процессе говорит следующий пример. Студентам-заочникам педфака в начале курса «Методика преподавания курса «Окружающий мир» было дано задание: показать с помощью глобуса и настольной лампы, как происходит смена сезонов года. Подавляющее большинство студентов, многие из которых сами были учителями, не смогли этого сделать. Они не понимали сути явления. А ведь до этого они «проходили» этот вопрос как минимум трижды: в III классе начальной школы, позднее на уроках географии и в вузе при изучении курса естествознания. О причине догадаться нетрудно: ни в начальной школе, ни позднее им не приходилось моделировать этот процесс. Вопрос рассматривался путем словесной характеристики причин смены сезонов года с привлечением соответствующих иллюстраций. Возможно даже, что им показывали, как происходит смена времен года на теллурии, но сами учащиеся соответствующих действий с глобусом и настольной лампой не производили, не решали соответствующих задач.
Модели, как известно, подразделяются на материальные и идеальные (образные, знаково-символические). В упомянутом выше перечне деятельности (в Примерных программах) при изучении окружающего мира внимание обращается главным образом на работу с готовыми моделями — глобусом, географической картой. Называется также моделирование форм рельефа; здесь уже в процесс моделирования могут вовлекаться и школьники. Большое значение уделяется моделированию различных социальных, жизненных ситуаций: моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах, моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону и др. Еще большие возможности на уроках окружающего мира представляются для знаково-символического моделирования. Уже сейчас при изучении природных сообществ (экосистем) моделируются трофические связи (составляются пищевые цепочки), соотношение количества организмов на разных трофических уровнях (экологические пирамиды) и т.п. Используется знако-во-символическое моделирование и при изучении обществоведческих, исторических вопросов: составление «ленты времени», сравнение схемы Московского Кремля на разных этапах развития Российского государства и др.
Что касается вопроса о месте моделирования в структуре учебной деятельности, то его можно представить следующим образом. После уяснения проблемы (вопроса) школьники путем известных им способов разрешения проблемы, например путем наблюдения и пока еще примитивного словесного описания, выходят на модельный уровень (схема, чертеж) — уровень понимания сути явления. Затем вновь возвращаются к словесному, но уже более точному описанию.
Можно наметить следующую последовательность обучения школьников моделированию.
Первый этап — ознакомление школьников с символами, знаками. Это еще не моделирование, но уже необходимый подготовительный этап. В курсе «Окружающий мир» УМК «Планета знаний» (Г.Г. Ивченкова и др.) это делается в начале II класса. В теме «Как люди познают мир» рассматривается тема «Знаки и символы». Школьники знакомятся с понятиями рисунки, пиктограммы, символы (голубь — символ мира, знаки — дорожные знаки), учатся их использовать, сами придумывают знаки-символы).
Второй этап — использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. Это уже собственно моделирование, но пока еще для школьников, как правило, неосознанное. В рассматриваемом примере (УМК «Планета знаний») графические модели появляются при изучении темы «Мы живем на планете Земля» (схема Солнечной системы, рисунок-схема строения Земли).
Третий этап — ознакомление с понятием модель (вначале в варианте предметных моделей). Текст учебника «Что такое глобус?» начинается словами: «Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение — модель». Кроме определения понятия модель в ее предметном варианте, школьники рассматривают и другие известные им модели.
Четвертый этап — расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования.
Что касается означенных в рассматриваемом требовании записей, измерений, сравнений, классификации, то и эти способы уже традиционно используются при изучении окружающего мира, имеются и соответствующие задания по их реализации. В некоторых курсах «Окружающий мир» можно встретить и задания на получение информации из семейных архивов, от окружающих людей.
В заключение можно порекомендовать учителю для реализации тех или иных требований стандарта использовать в образовательном процессе не только УМК, по которому работает класс, но и воспользоваться материалами учебников, методических разработок других авторов, в которых рассматриваемые вопросы могут быть представлены более полно.
Источник