- Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
- Тема 5. Теории поведения личности в конфликте
- Тема 6. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
- Технологии рационального поведения в конфликте
- Читайте еще:
- Перечислите основные способы избавления от гнева по Д. Скотт. | – сетевая система обучения
- . Если вы считаете, что у вас серьёзные проблемы с контролем гнева, обратитесь к специалисту
- О природе и истоках гнева
- Практикум по регуляции гнева и агрессии
- Способы избавления от гнева
- Творческие методы
- Типы гнева
- Выводы и дальнейшие действия
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Тема 5. Теории поведения личности в конфликте
Тема 6. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
Технологии рационального поведения в конфликте
Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.
Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.
Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт (Конфликты, пути их преодоления, 1991, с. 37–47).
Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.
Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.
Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.
И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.
Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками. Поэтому ниже мы остановимся на некоторых приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов. Эти приемы доступны каждому человеку и не требуют специальной подготовки.
Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой. Ее можно сформулировать в виде первого правила.
Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера первое правило самоконтроля эмоций.
Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.
Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Условно данную технологию назовем рационализацией эмоцией.
Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения второе правило самоконтроля эмоций.
Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.
Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента. Данную технологию условно можно назвать поддержанием высокой самооценки.
Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения третье правило самоконтроля эмоций.
Источники для углубленного изучения темы
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 32; 35.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3; 13.
4. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. -Гл. 17; 20; 21.
1. Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?
2. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.
3. Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.
4. Сформулируйте психологический закон общения.
5. Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.
6. Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?
7. Перечислите основные способы избавления от гнева по Д. Скотт.
8. Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.
9. Сформулируйте второе правило самоконтроля эмоций.
10. Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.
Читайте еще:
Через века передавалось это искусство, тщательно скрываемое от представителей других народов. Был создан своеобразный банк данных, в котором обобщены и классифицированы в виде метафорических схем методы манипулятивного воздействия и разработан определенный методический подход по их использованию.
В связи с чрезвычайной важностью для выживания вида, общественное подсознание имеет значительную власть над личным подсознанием, с большим трудом осознается и поддается контролю. В человеке, попавшем под прямое воздействие общественного подсознания, появляется характерное сочетание: блокировка.
Обычно если Ваш ребенок долгожданный и любимый Вы смешиваете обыкновенно, как в коктейле, четыре типа воспитания его — кумир семьи, кронпринц, гиперопека культ болезни, специально доводя все эти типы до раскаленных кульминационных пиков.
В другой своей работе я указал уже, что помешательство может затрагивать один круг человеческих мыслей, оставляя неприкосновенными все остальные. Такие люди живут как бы двумя жизнями: одною – общею всем людям, и другою, присущею им одним. Мы полагаем, что первая жизнь есть нормальная, а вторая.
В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей.
Мои положения о сексуальности детей были вначале основаны почти исключительно на результатах анализа у взрослых, углубляющихся в прошлое. Для прямых наблюдений над ребенком у меня еще не было случая.
Необходимо изменить весь образ жизни. Как говорилось в главе 3 в контексте ухода за младенцем, матери обязательно должны пожертвовать карьерой на ограниченный период времени или найти альтернативу полной занятости. Отцам необходимо изыскать возможность уделять больше времени семье, изменив.
Здесь открывается чудесная возможность испытать какую-то давно скрытую эмоцию или чувство, и это гораздо легче, чем в других методах самотерапии. Разговаривая, размышляя и доверяясь бумаге, вы пытаетесь разрешить определенную проблему из собственной действительности, прослеживая какую-то.
Если объекту во время второй фазы сна внушить, что при пробуждении он заснет на известном слове, произнесенном в разговоре, или при определенном аккорде на рояле, взятом во время внушения, то это будет внушение условное, и объект подчинится ему, услышав при пробуждении условные звуки.
Нельзя перенести ее основную проблему в «бессознательное». Если обнаруживается, что у нее существует бессознательная фантазия стать проституткой, это не объясняет ее тревога в отношении хождения по улице или ее заботы о женщинах, упавших на улицах и не способных без посторонней помощи подняться.
Чиновника Акакия Акакиевича, героя рассказа «Шинель», мы вначале склонны считать не только педантической личностью, но даже тяжелым ананкастом. Гоголь говорит о нем (с. 502)
Сама по себе эта способность не человеческая привилегия. Программами наделены все существа, все зависит от степени их «открытости». До недавних пор некоторые этологи не желали замечать, как запоминают осы и пчелы, и чересчур догматически толковали опыт с выдрой и павианом. Они считали, что.
Источник
Перечислите основные способы избавления от гнева по Д. Скотт. | – сетевая система обучения
. Если вы считаете, что у вас серьёзные проблемы с контролем гнева, обратитесь к специалисту
Не бойтесь признать свои проблемы, не надо чувствовать себя из-за этого слабым. Самые сильные духом люди признают то, что с ними происходит и не боятся просить помощи. Вы можете поделиться своими переживаниями с кем-то из близких – семьёй, друзьями, своим партнёром, и т.д.
Если вы подменяете другие эмоции гневом, если замечаете, что гнев портит вашу жизнь, что вы раздражаетесь даже из-за самых незначительных вещей, если не можете сдержать крик или желание ударить что-то, когда вы разозлены, если вы не в состоянии держать себя в руках и уже не знаете что делать, как действовать в определённых ситуациях, с людьми и т.д. … обратитесь за помощью к специалисту.
Как справиться с гневом: специализирующийся на этой проблеме психолог изучит проблему с самого начала и определит как лучше вам помочь. Он может предложить вам научиться контролировать гнев с помощью определённых принципов поведения (например, тренируя социальные навыки) и техник (например, техник релаксации), чтобы вы могли справляться с раздражающими вас ситуациями. Вы даже можете посетить уроки групповой терапии, где познакомитесь с людьми, испытывающими те же трудности. Это может очень помочь, поскольку вы встретите понимание и поддержку среди подобных людей.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что нам нужно учиться контролировать свои эмоции, особенно гнев. Помните, что гнев, в каком бы виде он ни выражался, физическом или вербальном, никогда не может быть оправданием дурного поведения по отношению к окружающим.
Вы уже знаете о том, что смел не тот, кто громче всех кричит, а труслив и малодушен вовсе не тот, кто молчалив. Неразумные слова или глупые оскорбления не надо слушать. Всегда помните о том, что вредя другим, вы вредите, прежде всего, самому себе.
Перевод Анны Иноземцевой
Разместила Ирина Викторовна Баранова
Консультацию со мной Вы можете заказать по ссылке
О природе и истоках гнева
В первую очередь необходимо рассмотреть значение слова гнев. Определения, данные этому термину психологами, несколько разнятся, но из них можно суммировать ряд общих черт:
- является фундаментальной эмоцией, одной из 3 составляющих враждебности;
- необузданный гнев в любом случае аффективен по своей природе и сущности;
- вне зависимости от его типа, причины гнева и его возникновения ситуативны и вариативны;
- является отрицательным в любых ситуациях, несмотря на производимое временами обратное впечатление;
Гнев и раздражительность, его несколько более протяженная во времени спутница, вместе с отвращением и пренебрежением формируют понятие враждебности. Виды проявления последней на практике зависят от личностных особенностей субъекта, их испытывающего, и пропорции, в которой эти эмоции проявляются.
Стоит заметить, что злость — одна из самых сильных отрицательных эмоций, обладающая к тому же способностью захватывать сознание человека практически полностью. Происходит это за счет того, что та уверенность в себе, которую в нем пробуждает чувство гнева, всеобъемлющая и достигает степени, близкой к превосходной. Настолько, что это чувство отнимает всякий контроль над ситуацией, захватывая человека подобно морской волне.
Исходя из этого, порыв гнева характеризуется резкостью, взрывной природой и импульсивностью, контроль над которой требует немалых усилий и практики. Он мобилизует организм человека, интенсивно обостряет его реакцию на любые раздражители. Агрессивность также примечательна 2 особенностями.
Являясь по своей сути реакцией на уже сложившуюся ситуацию, он за счет своей интенсивности и кратковременности оказывает на организм целиком (и, в частности, на нервную систему) шоковое воздействие, которое совершенно нельзя охарактеризовать, как полезное.
Выходит, что сильный гнев — враг психического и физического здоровья человека? Но исключительна ли деструктивность его воздействия на наши жизни? Как ни крути, устоявшееся выражение «праведный гнев» возникло не на пустом месте. Откуда берется гнев? Дело в том, что он возникает при столкновении человека с определенными препятствиями в достижении неких целей.
Следует уточнить, что трактовки и восприятие самих сущностей «целей» и «препятствий» индивидуальны, субъективны и завязаны на личностный образ восприятия. Зачастую объективно благие достижения свершались и свершаются под эгидой гнева позитивного, в ходе противостояния несправедливостям. Вреда все же в сумме больше, чем пользы, каковы бы ни были по знаку общие последствия выборов, сделанных в гневе.
Практикум по регуляции гнева и агрессии
Агрессия является биологической функцией организма, необходимой для усвоения мира субъектом, для превращения его в часть самого себя. Существует два вида агрессии:
• Примитивная агрессия. Человек настаивает, что нечто должно быть сделано для него, за него и немедленно, т.е. без его собственных стараний. Он хочет получать решения в готовом виде и ожидает решения своих проблем извне, не вступая в контакт и ограничиваясь слиянием. Примитивная агрессия проявляется в раздражительности, деспотизме, садизме, жажде власти, суицидах, убийствах, войнах.
• Дифференцированная агрессия означает умение самостоятельно обращаться с препятствиями и терпеливо преодолевать их посредством дополнительных усилий. Она проявляется в инициативе, личном разрешении своих проблем, выборе, преодолении препятствий, захвате объекта и его разрушении в целях усвоения. Дифференцированная агрессия служит росту и творческому приспособлению к среде.
Регуляция агрессии предполагает превращение ее из примитивной в дифференцированную и последующую конструктивную реализацию:
1. Чтобы правильно применять агрессию, осознайте свои агрессивные желания, примите и признайте их, сколь бы пугающими они ни были. Затем направьте их на созидательные цели, включите в творческую деятельность. Принятие своих агрессивных тенденций позволит вам осознать свои неудовлетворенные потребности и отыскать полезные цели как предметы удовлетворения этих потребностей, а также выработать социально приемлемые способы выражения агрессии. Например, открытое посредством анализа грез желание убить своего брата может быть трансформировано в стремление соревноваться с ним в достижении большего жизненного успеха при реализации социально полезных целей.
Чтобы принять свой гнев, осознайте ваши телесные реакции. Вы ограничиваете или сдерживаете какую-нибудь часть своего тела? Сжимаете зубы? Кулаки? Мышцы толстой кишки? Усильте мышечное напряжение. Что вы обнаружили?
2. Расходуйте агрессию в текущих ситуациях, а не копите до состояния готового к извержению вулкана. Преобразуйте агрессивные импульсы в честное и открытое сообщение другому человеку о своих потребностях и чувствах, желательных видах деятельности, соответствующих вашим подлинным интересам и являющихся значимыми для вас. Лучше всего вербализовать свой гнев лицу, которое выступило источником агрессии. Если это невозможно, назовите и обсудите свои чувства, их источники и свои желания в разговоре с третьим лицом, выступающим в роли слушателя, «психотерапевта».
Чтобы вербализовать свой гнев, используйте технику двух стульев:
Представьте себе человека, который вызывает у вас злость, сидящим позади вас. Громко скажите ему, как вы рассержены и почему. Затем поменяйтесь с ним ролями и вообразите будто вы – это он. Ответьте сами себе от его имени. Продолжайте диалог, переключайтесь с одной роли на другую. Если вы обнаружите, что какая-то фраза, например «Прекратите вмешиваться в мою жизнь!», «Прекратите вредить мне!», «Прекратите ставить меня в неловкое положение!», «Почему вы не предупредили меня?», лучше всего выражает ваш гнев, то повторите эту фразу несколько раз, каждый раз все громче и громче, пока не закричите.
Затем встаньте на стул. Представьте себе, что человек, который вызвал у вас гнев, находится ниже вас. Посмотрите на этого человека сверху и скажите, что вас вывело из себя и почему. Выскажите все, что вы обычно хотите сказать, но никогда себе не позволяли. Если вы почувствуете желание изменить положение, то сделайте это.
3. Используйте физическую разрядку, разряжайте агрессию с помощью замещающих действий. Реализуйте запретные действия физически, но в безопасной обстановке и на замещающих объектах. Встаньте около кровати или дивана, поднимите руки над головой, сожмите кулаки и согните спину. Опустите руки и начинайте колотить по кровати. Увеличивайте силу ударов. Издавайте звуки во время движения. Громко кричите, мычите, стоните, плачьте. Если вы хотите задушить своего врага, душите подушку, фантазируя в это время о том, кого вы действительно желаете задушить. Можно попробовать бить боксерскую грушу или боксировать с тенью. Испытывайте естественное, спонтанное возбуждение, подлинно выражающее то, что ранее было заблокировано. Осознавайте значение совершаемых действий: на кого вы хотите кричать, кого или что вы хотите ударить. Кроме того, необходимо ощущение выполнения: что именно вы делаете это и отвечаете за это.
Когда вы устанете или испытаете облегчение, лягте и прислушайтесь к своему телу и к своим ощущениям. Посвятите этому не менее пяти минут. Что вы обнаружили?
4. Если у вас нет возможности выразить свой гнев непосредственно с помощью физически выполняемых действий и таким образом разрядить агрессию, просто осознайте ее и разыграйте в фантазии или сделайте это письменно (Джеймс, Джонгвард, 1993; Перлз, 2001).
5. Очень часто неконструктивный гнев, порожденный на работе конфликтами с начальством, коллегами, клиентами, реализуется после рабочего дня по отношению к членам семьи. Что делать в этом случае для того, чтобы дети и супруги не страдали оттого, что вы пришли злыми и раздраженными с работы? Используйте технику дебрифинга. Она предназначена для эффективного контроля отрицательных эмоций, возникающих в супружеских и внесемейных межличностных отношениях.
Ежедневно общайтесь со своим партнером, и в ходе этого общения обсуждайте важные для вас вопросы, в т.ч. и интимные. В ходе такой беседы по очереди рассказывайте друг другу о том, что произошло за день. Для осуществления дебрифинга вам необходимо выделить время на то, чтобы вспомнить и обсудить друг с другом испытания, неудачи, а также радости, которые были в течение дня. Продолжительность дебрифинга может варьировать от одной минуты до часа и более, но в основном такой разговор продолжается в течение 15-30 минут (Берг-Кросс, 2004).
6. Техника «Вербализация эмоций» (цивилизованная конфронтация). Это открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований партнеру. Конфронтация эффективна, если реализованы все ее фазы:
А. Я-сообщение о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий. Например, «Когда ко мне подсаживаются так близко, я чувствую тревогу и неудобство». Я-сообщение не содержит местоимений «ты», «вы», а только ссылку на определенные ситуации и отвлеченных других людей («Когда другие люди не выполняют своих обещаний, у меня возникает досада и раздражение»). Я-сообщением не являются такие сообщения как «Я чувствую, что ты безответственный человек», «Меня расстраивает, что ты такой злобный». Если партнер принимает Я-сообщение (приносит извинения), конфронтация завершена. Если он этого не делает, адресат переходит ко второй фазе.
Б. Усиление Я-сообщения. «Когда я говорю, что у меня возникают тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение. Обиду, наконец. Мне плохо, понимаешь?». Если должной реакции со стороны партнера нет, переходят к третьей фазе.
В. Выражение пожелания или просьбы. «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я прошу не хлопать меня по руке и вообще ко мне не прикасаться». Если просьба не выполняется, переходят к четвертой фазе.
Г. Назначение санкций. «Если ты еще раз похлопаешь меня по руке или сядешь ближе, чем мне это удобно, я, во-первых, немедленно уйду, а во-вторых, всякий раз буду отходить, как только ты ко мне подойдешь. Перестану с тобой общаться, и все». Санкции должны быть реалистичными (обе стороны верят, что их можно реализовать). Санкции должны быть значимыми для партнера. Если последний продолжает свои действия, переходят к пятой фазе.
Д. Реализация санкций. Адресат воздействия отказывается от всякого взаимодействия с инициатором, рвет с ним отношения (Сидоренко, 2002).
Эмоциональная трансформация (с элементами эмоционального отреагирования)
В соответствии с когнитивным подходом гнев разделяют на:
• Иррациональный. Возникает как следствие необоснованных ожиданий того, какими «должны» быть окружающие, и их последующего несовпадения с реальностью и невозможностью осуществления, а также игнорирования того факта, что другой человек – самостоятельная личность со своими собственными потребностями и способами существования, не созданная для удовлетворения всех наших потребностей. Иррациональный гнев порождают такие причины, как иллюзия слияния с другим человеком, несовпадение привычек и ритма жизни, различия между людьми, их непохожесть и нежелание признавать отличия и уникальность другого человека, ревность, стремление контролировать и властвовать над другим человеком, дефицит времени и усталость, чувство стыда.
• Рациональный. Возникает как ответная реакция на агрессию. Рационально мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру, но не возводит их в ранг требований и приказов. Рациональный гнев вызывают критика, припоминание прошлого, отвержение, пассивно-агрессивное поведение, неумение выражать свои чувства, физическое и словесное оскорбление, психологическое насилие.
Ошибочные убеждения, вызывающие гнев:
• «Мне необходимо постоянное одобрение». Ошибка в том, что окружающие не должны всегда и во всем нас одобрять. Неодобрение стимулирует осознание своих ограничений и недостатков, конструктивную работу с критикой и повышение самооценки.
• «Другие люди – причина всех моих несчастий». В этом случае человек не принимает ответственность за свои чувства, а во всем обвиняет партнера.
• «В моей жизни не должно быть никаких проблем». Связано с нарциссическими идеями о собственной значительности, исключительности и неимоверно большими ожиданиями от жизни. Большие ожидания могут значительно снижать самооценку, если поставленные цели долго не достигаются. Постоянное чувство отвержения вызывает гнев и напряжение.
1. Чтобы предотвратить иррациональный гнев, используйте следующие позитивные стратегии ответа на критику:
А. Выслушайте и поймите суть критики. Не оправдывайтесь и не объясняйтесь, а задавайте вопросы (без сарказма и иронии): «Как ты думаешь, каким образом мне следовало поступить?», «Каковы будут твои предложения?», «Что ты мне посоветуешь делать?». Когда будет получен ответ на эти вопросы, скажите: «Спасибо, что сказал мне это», «Я об этом подумаю».
Б. Не воспринимайте критику как личное оскорбление. Попытайтесь понять мотивы партнера, сделайте скидку на его усталость, беспокойство, депрессию, стресс. Если вы не согласны с критикой, просто примите ее к сведению, но ничего не предпринимайте.
В. Примите критику и решение измениться, а также предпримите усилия, чтобы измениться и не давать повода для критики в дальнейшем. Используйте критику для получения полезной информации о собственных недостатках, требующих исправления. Применяйте критику как возможность узнать о том, что думают и каким видят вас другие люди. Смотритесь в критикующего вас человека как в зеркало, чтобы измениться в лучшую сторону (Берг-Кросс, 2004).
2. Очень важно не то, что говорится, а то, как это говорится. Если говорить разумные вещи враждебным тоном, с угрозой в голосе, можно спровоцировать ответную агрессию и ее эскалацию. Необходимо заменить невербальное выражение нетерпимости, презрения, высмеивания по отношению к партнеру на выражение эмпатии. Для этого используйте технику оптимизации невербального общения, предназначенную для изменения своего агрессивного стиля общения с супругом.
Сделайте аудиозапись своего трехминутного диалога с партнером на тему, волнующую вас, затем трехминутный диалог на тему, небезразличную для партнера, и еще три минуты обсуждайте вопросы, беспокоящие вас обоих. Затем послушайте всю ленту (9 минут) целиком и проанализируйте эмоциональную подоплеку каждой реплики. Выражал ли голос каждого поддержку и эмпатию, были ли вы готовы к решению возникшей между вами проблемы? Затем вам необходимо несколько раз подряд другим тоном – по возможности более доброжелательным, открытым – говорить те же самые слова, снова записывая свою речь. Если вы не в состоянии объясняться на волнующую вас тему спокойно, без разрушительных эмоций, представьте, что на вашем месте находится другой человек, например, телевизионный персонаж, и попробуйте говорить от его имени (Берг-Кросс, 2004).
3. Если вербализация гнева невозможна ни в диалоге с источником агрессии, ни в общении с третьим лицом, выступающим в роли слушателя, используйте технику пяти колонок, направленной на когнитивную переработку проблемы и разрядку гнева, вызванного агрессором. Она позволяет проговорить проблему в ходе общения с самим собой. Осуществляется после завершения стрессовой ситуации при невозможности конструктивного разрешения проблемы с целью изменения отношения к проблеме, ее позитивного переструктурирования. Предлагаемая техника используется в тех случаях, когда субъект не считает целесообразным решение проблемы или считает его невозможным. Техника подходит для переработки прошлых неразрешенных межличностных конфликтов.
Возьмите лист бумаги, разделите его на пять колонок и заполните их следующим образом:
А. Эмоции. Осознайте и запишите эмоции, возникшие в ходе стрессогенной ситуации. Осознанию эмоций помогают вопросы:
«что я испытывал?»,
«что я чувствовал?»,
«что со мной происходило?»,
«как я реагировал?».
Для осознания своих эмоций полезно также вспомнить свои вегетативные, моторные и экспрессивные изменения – изменения в состоянии внутренних органов, мышечные реакции, изменения в голосе, лицевой мускулатуре и других невербальных актах.
Б. Мысли. Вспомните и запишите мысли, приходившие в голову в процессе стрессогеннного общения. Рекомендуется разделить мысли на три категории:
мысли по отношению к себе;
мысли по отношению к партнеру, вызвавшему агрессию;
мысли по отношению к ситуации или третьим лицам.
Осознанию мыслей помогают вопросы:
«что я при этом думал?»,
«что я себе представлял?»,
«каковы были мои ощущения?»,
«какие мысли пришли мне в голову?».
В. Потребности. Осознайте и запишите свои желания и интересы, которые оказались неудовлетворенными в результате возникновения стрессогенной ситуации. Осознанию потребностей помогают вопросы:
«каким моим стремлениям помешала данная ситуация и данное лицо?»,
«что я мог бы получить и не получил?»,
«какова моя цель?»,
«какие мои интересы и права нарушены в данной ситуации?»,
«что я хочу получить в конечном итоге?».
Г. Негативная сторона проблемы. Запишите отрицательные результаты – ошибки в поведении, иррациональные мысли и чувства.
Д. Позитивная сторона проблемы. Запишите положительные результаты – удачное поведение, достижения в мыслях и чувствах, конструктивные способы реагирования.
Занятие 4. Гнев и агрессия
1. Обсуждение домашнего задания
Цель: выявить трудности и препятствия на пути изменения эмоций.
Какие трудности вы испытывали, выполняя домашнее задание? Испытывали ли вы сопротивление выполнению домашнего задания? Что мешало его выполнению? Как вы преодолевали эти трудности? Какие чувства и мысли возникали у вас, когда вы выполняли домашнее задание? Как вы собираетесь использовать извлеченный из домашнего задания опыт в дальнейшей жизни?
2. Упражнение «Война»
Цель: научиться открыто и конструктивно выражать гнев и агрессию.
Реквизиты: различные предметы, в т.ч. игрушечное оружие, подушки.
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция «В течение 2 минут, пользуясь подручными материалами (одеждой, сотовыми телефонами) и специально подготовленным реквизитом, изобразите войну, драку, сражение. Прикосновение к телу противника допускается, если вы пользуетесь «мягким оружием» (подушкой, одеждой). Бить можно только по нижней части туловища».
После открытого выражения агрессии можно снять вину, предложив участникам обменяться поглаживаниями по голове, плечам, рукам и выразить друг другу благодарность и признательность.
Обсуждение. Что вы испытывали во время упражнения? Как вы обычно выражаете гнев? Какие способы выражения гнева вы знаете? Какой опыт вы приобрели и как его можно использовать за пределами тренинговой группы? (Шевцова, 2007; Шепелева, 2007).
3. Упражнение «Я злюсь…на меня злятся…»
Цель: осознать свои гнев и враждебность.
3.1. Прежде чем получить доступ к положительным эмоциям и чувствам, необходимо проработать уже имеющиеся негативные эмоции и чувства, в частности злость, ненависть, враждебность. Ответьте письменно на следующие вопросы и дайте на них как можно больше ответов:
• Что вы ненавидите, что вас злит в других людях, в себе?
• Какое взаимодействие, какие ситуации вызывают у вас эмоцию гнева?
• Какие ситуации и взаимодействие вызывают эмоцию гнева у большинства других людей?
Списки читаются и обсуждаются.
3.2. Тренер предлагает участникам назвать и обсудить способы противостояния агрессии, конструктивного ответа на нее:
• Как в идеале вы хотели бы обращаться со своей эмоцией гнева?
• Каким образом в идеале вы хотели бы справляться с эмоцией гнева другого человека?
• Как другие люди справляются со своей эмоцией гнева?
• Какие конструктивные способы решения конфликтов вы видели у других людей?
Обсуждение. Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Что нового вы узнали? Как это можно использовать в реальной жизни? (Берг-Кросс, 2004).
4. Способы противостояния агрессии
Цель: научиться конструктивно противостоять агрессии.
Реквизит: брошюра для участников тренинга.
4.1. «Бесконечное уточнение». Кому-нибудь из участников предлагается напасть на тренера для демонстрации техники бесконечного уточнения. Далее участникам предлагается нападать по очереди друг на друга, а адресатам обороняться с помощью бесконечного уточнения. Обратить внимание и обсудить ответы участников, принижающие их собственную личность.
4.2. «Внешнее согласие». Тренер обращается к участникам с нелепыми утверждениями и вопросами, а им предлагает с ним соглашаться, о чем бы ни говорилось. Можно согласиться с частью высказывания партнера. Далее инициатива нападения передается участникам группы.
4.3. «Испорченная пластинка». Нападающий обращается к кому-нибудь с возмущенной фразой. Задача адресата – найти подходящую фразу, которую можно будет повторить несколько раз, не теряя нити разговора.
4.4. «Английский профессор». Нападающий обращается к кому-либо из участников группы. Задача адресата – ответить в технике английского профессора.
Обсуждение. Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Какие мысли у вас возникали? Что нового вы узнали? Как вы будете использовать это в своей жизни?
5. Упражнение «Письмо любви»
Цель: научиться контролировать агрессивные вспышки гнева, дать безопасный выход враждебным чувствам.
Реквизит: бумага, ручки.
Инструкция «На листе бумаги начертите пять колонок Название первой колонки – «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к партнеру. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к партнеру. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед партнером. В пятой колонке напишете о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль», «Ты заслуживаешь большего»».
Обсуждение. Что вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности вам встретились? Как вы их преодолевали? Чему вы научились? Как это можно применять в отношениях с другими людьми? (Берг-Кросс, 2004).
6. Упражнение «Принятие критики»
Цель: развить умение конструктивно принимать и использовать критику.
Реквизит: брошюра для участников тренинга.
6.1. Знакомство с теоретической частью.
6.2. Тренер обращается к участникам по очереди с неконструктивными критическими высказываниями. Критикуемый использует перефразирование или задает вопрос, уточняющий суть претензии. Он может уточнять и прояснять содержание любого из компонентов сообщения (содержание, призыв, самораскрытие, отношение). Остальные члены группы оценивают ассертивность прозвучавшего варианта (можно ли было с помощью прозвучавшей реплики расширись или уточнить суть претензии и не содержалась ли в реплике провокация к усилению давления со стороны оппонента) и предлагают свои.
Обсуждение. Что вы поняли о своей способности сохранять уверенность в ситуации критики? С какими трудностями вы встретились при реализации модели активного извлечения критической информации с целью локализации претензии? Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение? Что вы узнали о себе и смогли взять для себя? (Васильев, 2005).
7. Домашнее задание
Цель: перенести навыки, приобретенные в ходе тренингового занятия, в реальную жизнь.
Реквизит: брошюра для участников тренинга.
Обсуждение. Какие трудности может вызвать выполнение этих домашних заданий? Как вы будете справляться с этими трудностями?
Способы избавления от гнева
Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора – плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.
Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтующих, на основе самоконтроля эмоций.
Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт.
Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.
Второй способ – избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.
Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.
И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.
Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками.
Творческие методы
Итак, уже известно про абстракцию и дыхательную технику. Визуализация также является отличным вариантом того, как преодолеть гнев. В любой из фаз злости попытайтесь вызвать любые воспоминания или образы, ассоциирующиеся у вас со спокойствием, негой, безмятежностью.
Постарайтесь детализировать воображаемое окружение, полноценно погрузиться и раствориться в каждой мельчайшей черточке. Придумайте температурные ощущения, атмосферные явления, медитативно рассматривайте и оценивайте все цвета и линии. Это еще 1 ответ на вопрос, как сдержать гнев. Итак, ваш гнев испарился.
Как побороть гнев, если он уже охватил вас? вы, наверняка, замечали, что резкие физические действия помогают концентрировать и резко сбросить пиковое состояние злобы. Существуют различные антистресс изделия, такие как подушки и игрушки. Резко сжав такой предмет рукой, вы можете выпустить пар. Если гнев ваш частый спутник, то завести карманный или настольный «громоотвод» — отличная идея.
Из этого следует, что управлять гневом и раздражением вам помогут спорт и другие физические нагрузки. Они тонизируют организм в целом, дают выход агрессии и выравнивают ваше психическое состояние за счет экскреции гормонов. Если в выбранном вами виде спорта есть ударные движения (к примеру, теннис), то напряжение при таких занятиях сбрасывается еще эффективнее.
Выход накопившимся в подсознании злобе и агрессии могут давать и другие внешние факторы. Концерт любимой рок-группы или регулярное участие в соревновательных играх (компьютерные, в том числе) помогут держать под контролем и мужской, и женский гнев. Методика, как ни крути, проверена вековой историей человечества.
Такая простая вещь, как дневник, вполне может помочь вам понять, как научиться контролировать свой гнев. Подробно фиксируйте в нем все эпизоды: то, что предшествовало вспышке, что вас окружало, описывайте детали приступа, эмоции после его завершения, парой слов охарактеризуйте свое самочувствие.
Существует еще 1 методика, как бороться с гневом, во многом сходная с ведением дневника и прекрасно с ним совмещаемая. Можете взять за правило в конце каждого дня рисовать свое эмоциональное состояние. Навыков художника не требуется, достаточно просто отображать любыми графическими средствами свой эмоциональный фон.
В процессе рисования вы погрузитесь в раздумья и анализ прожитого дня, что в целом упорядочивает пережитые эмоции, вне зависимости от того, связаны ли они с потрясениями и стрессом, или же с позитивными эмоциями. Это помогает еще раз насладиться приятными переживаниями и вместе с тем вынуть из себя негатив и оставить его на бумаге.
Типы гнева
Для более детального понимания рассматриваемого в тексте предмета нужно определить основные виды гнева. Различные школы психологии, религиозные и этические учения несколько расходятся в типологиях и вытекающих из них трактовках. Тем не менее самым широким и объективным является выделение семи видов гнева.
- Биологический. Также его зовут естественным, эссенциальным. Например, это реакция на болевые раздражители, например, его испытывает человек, находящийся под давлением, или же вынужденно столкнувшийся с насилием лицом к лицу.
- Адаптированный. По своей природе — подавленный гнев. Зачастую люди, опасаясь резкой негативной оценки окружения или будучи ограниченными социальными нормами, законами, пытаются адаптировать, притушить свои приступы гнева, подавить их. Результат, к сожалению, неутешителен. Это может привести к различным расстройствам психики и общему переутомлению, нередко приводящему к депрессивным состояниям и различным проблемам психосоматического характера.
- Ответственно-здоровый. Реакция на нарушение личных границ человека, вторжение в зону комфорта или разрывы отношений, контактов и прочих транзакций. По своей сути, гнев и раздражение такой природы — проявление заботы о себе и безопасности своих взаимоотношений с другими людьми. Но может принимать причудливо гротескные формы, проявления которых влекут за собой результат, обратный ожидаемому.
- Бунт. Хорошей иллюстрацией такого вида являются вспышки гнева у ребенка, когда он пытается противопоставлять себя родителям и их парадигмам, занимая оппозицию по отношению к их требованиям и ожиданиям, например, в подростковом возрасте.
- Карающий, неумолимый гнев. Проявляется, когда человек охвачен стремлением мстить и/или ненавистью. Отрешенный, разрушительный, уничтожающий. Ненависть и гнев — поистине опустошающий все живое «коктейль». Редкий случай, когда степень деструктивности не зависит от того, женский гнев рассматривается или мужской.
- Компенсационный. Тот случай, когда человек пытается прикрыть, заместить озлобленностью и агрессией какие-либо недостатки или неуверенность в чем-либо, иногда печаль и тоску.
- «Во благо другого» — вышеупомянутый праведный.
Чтобы понять, как справляться с гневом, следует рассмотреть его различия у мужчин и женщин, взрослых и детей.
Выводы и дальнейшие действия
Борьба с гневом — процесс неоднозначный. Важно понимать и принимать тот факт, что окружающий вас мир не является (да и не должен) вашей зоной комфорта, он полон испытаний, трудностей и несправедливостей. Не стоит драматизировать и без того непростые переживания, которыми он нас одаривает.
Теперь известны некоторые основные первопричины и особенности возникновения агрессии и гнева. Для понимания явления и работы с ним на практике этого вполне достаточно. При желании вы можете углубить свои теоретические познания при помощи трудов ученых-психологов и социологов, например, Майерса.
Следует помнить, что перед тем как бороться с приступами гнева радикальными методами, стоит задуматься о долгосрочных перспективах. Дело в том, что гнев подавленный немногим лучше гнева выплеснутого. Он аккумулируется в вашей психике и подсознании и может превратиться в бомбу замедленного действия, неожиданный взрыв которой в сложной жизненной ситуации сможет оказаться если не фатальным, то критическим. Важно находить способы его адекватной позитивной разрядки.
Как управлять гневом, решать только вам, но не следует превращать здоровое стремление к пониманию и контролю своей эмоциональной сферы в крестовый поход, яростно отдавая всю жизненную энергию сверхидее поиска универсального ответа на вопрос, как победить гнев.
В то же время сложно представить более полезный опыт, чем знания об особенностях того, как научиться управлять гневом, постепенно оттачивая их в собственной жизни. Пожинать плоды гармонии, которую вы будете нести в себе, более чем приятно, поверьте. Помните лишь, что чрезмерно сдерживать гнев небезопасно и этого лучше избегать.
Не будет преувеличением сказать, что овладение навыками управления гневом — процесс, необходимый и полезный каждому без исключения. Попутно вы развиваете умения владеть собой и саморегулироваться, это значительно повышает качество жизни и увеличивает вашу эффективность во всех сферах.
Способы избавления от агрессии, как вы могли заметить, достаточно многообразны. Каждый может подобрать наиболее приемлемые для себя или же вовсе собственные методики управления гневом, основываясь на различных советах и практических способах. В конце концов люди индивидуальны.
Источник