Основные способы исследования общества

О методах изучения общества

Задачи социологии не будут достигнуты, если она ограничит себя лишь структурным рассмотрением общества, или «социальной статикой», по терминологии О.Конта.

Социолог должен установить способ взаимодействия структурных элементов общества друг с другом, порядок и последовательность такой связи.

Каждый элемент выполняет определенную функцию, т.е. служит удовлетворению определенных потребностей индивидов, социальных общностей и групп, общества в целом.

Функциональная зависимость – это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Если структурный анализ в самых общих чертах проводит различие между экономикой, политикой, религией, моралью, то функциональный анализ отвечает на вопросы: существует ли в обществе реальная связь между религиозностью населения и состоянием общественной нравственности, действительно ли политику следует рассматривать как концентрированное выражение экономики?

Но при всей важности функциональный анализ общества также не исчерпывает всех задач его социологического изучения.

Дело в том, что функциональный подход достаточен для понимания лишь таких объектов, которые не меняют принципы своего устройства, не развиваются.

Общество имеет принципиально иной характер: оно относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны существенным образом менять ее состояние. Для примера сравним Россию ХVI в., ХХ в. и современную.

Способность общества к историческому развитию ставит перед социологией множества проблем. Так, социология должна обнаружить также явления общественной жизни, от которых исходят импульсы к ее изменению, понять, кто и при каких условиях осуществляет эти изменения, каковы их роль и возможности в развитии общества, при каких условиях это развитие носит мирный, эволюционный характер, а когда оно чревато насильственными революциями и т.д. Отвечая на такого рода вопросы, социологическая наука выступает, по терминологии О.Конта, в роли определителя «социальной динамики».

Итак, изучая общество как целостное системное образование, социология рассматривает его в трех аспектах: структурном, функциональном и динамическом. К этому следует добавить, что социологическое изучение общества осуществляется также и на трех взаимосвязанных уровнях: общесоциологическом, конкретно-социологическом и историко-типологическом.

Предметом общей социологии являются законы строения, функционирования и развития «общества вообще», т.е. такие законы, которые присущи любому обществу независимо от времени и места его существования.

Вполне законным объектом социологического анализа может быть любое конкретное общество. Наконец, между общей и конкретной социологией располагаются социологические теории «среднего уровня», которые изучают не «общество вообще» и не конкретные страны и народы, а особые типы общественной организации (см.: Человек и общество. Кн. 1. Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 13-15).

Изучать общество, тем более прогнозировать его развитие сложно по целому ряду причин.

Во-первых, общество представляется индивиду очень абстрактным, так как мыслится как система отношений и взаимосвязей. Их основой, стержнем структурных элементов общества чаще всего ему представляются не экономические, а властные отношения.

Во-вторых, общество воздействует на индивида тотально и принудительно, во многом его действие не осязаемо, а индивид, наоборот, действует, мыслит локально, избирательно, практически.

В-третьих, в обществе много маргинальных сообществ (подсистем, элементов), деятельность которых в силу латентности прогнозировать сложно.

К числу наиболее явных тенденций, которые проявляются в развитии современных обществ, можно отнести следующие:

1) первичные социальные отношения между людьми (лично- интимные, эмоциональные, длительные) постепенно заменяются безличными, кратковременными. Усиливается атомизация общества. Индивиды становятся менее восприимчивыми к коллективному, общественному. Это так называемые дезинтеграционные процессы в обществе;

2) наряду с выше названной тенденцией, под воздействием глобальных проблем все более ярко проявляется и противоположная тенденция — интеграции. Отражением этой тенденции является концепция «устойчивого» развития общества. (О ней пойдет речь в пятом вопросе лекции.)

Источник

Методы социологии: классификация, виды, описание

Социология – это наука об обществе, входящие в него системы, а также закономерности функционирования и развития общества, социальных институтов, формирующихся отношениях и группах.

Таким образом, объектом изучения социологии является общество, а именно, его внутренние механизмы функционирования и строения, принципы развития структурных элементов. Отдельного внимания заслуживают особенности взаимоотношений между обществом и личностью. Одним из неотъемлемых элементов социологии, как и любой другой науки, являются методы.

Что такое методы социологии?

С точки зрения научной литературы метод — способ достижения определенной цели, конкретный алгоритм, позволяющий решить определенную проблему. По сути, это достаточно полно характеризует этот термин, который действительно на практике подразумевает использование определенного набора инструментов и подходов для решения задач. Слово «метод» пошло из греческого языка, и при дословном переводе означает «путь к чему-либо».

Методы в социологии – основной способ получения информации, а также последующей систематизации научного знания об особенностях социальной реальности. В эту категорию входят также все тонкости организации познавательной деятельности, регулятивные нормы и правила, а также общий набор инструментов и алгоритмов действия. Таким образом, можно сделать вывод, что методы в социологии позволяют провести изучение конкретного объекта, поскольку они являются набором знаний и инструментов для осуществления подобной деятельности.

Основные методы социологии

В самом общем смысле все основные методы социологии могут быть объединены в две основные категории – общенаучные и частные научные. Рассмотрим каждую из этих групп несколько подробнее.

1. Общенаучные методы

В категорию общенаучных относятся методы, которые являются инструментом для многих наук. Из числа общенаучных социология использует следующие методы:

1.1. Метод сравнительного анализа

Определение имеющихся схожих черт и различий между двумя изучаемыми объектами. Сравнение – инструмент, позволяющий лучше понять конкретную ситуацию, а также способствует формированию понимания причин использования конкретного образования. В данном подходе основой является предпосылка о наличии общих закономерностей проявления социального поведения. Она основывается на том, что достаточно много компонентов культуры, социальной и политической жизни различных народов обладают множеством схожих черт. Сравнительный анализ подразумевает сравнение двух однотипных явлений, чтобы можно было выделить конкретные пункты и характеристики для сравнения. Сравнительный метод позволяет серьезно расширить кругозор исследователя, а также в собственных наработках учитывать опыт других стран и народов.

1.2. Исторический метод

Подход, заключающийся в изучении динамики развития конкретного объекта.

1.3. Количественный анализ

При использовании данного метода происходит отказ от изучения содержания, а все внимание уделяется изучению явления по его форме проявление. Создание математического описания позволяет завершить научный анализ, ведь вершиной проявления научного знания является возможность использования математического аппарата. В социологии также используются математические подходы, в основном – методы качественного анализа. Использование математического аппарата позволяет лучше сориентироваться в общем нагромождении фактов, а также смоделировать имеющиеся социальные процессы.

Читайте также:  Каким способом размножается роза

Однако на практике моделирование социальных процессов является крайне слабой задачей из-за слабости имеющегося математического аппарата. Здесь потребуется использование качественно нового математического аппарата, который значительно отличается от того, что используется в несоциальных науках.

1.4. Системный подход

Изучение конкретного объекта во всем наборе его взаимосвязей с другими категориями объектов, формирование понимания имеющихся структурных образований и зависимостей.

1.5. Абстрагирование

Абстрагирование – особый метод социального познания, который подразумевает выделение определенных свойств, качеств и взаимосвязей в социальных фактах. Впоследствии производится их обобщение от изучаемого социального факта, на основе чего формируются конкретные понятия. Эти понятия позволяют проводить различные мыслительные действия над объектами, например, формировать следственно-причинную связь.

2. Специальные методы

Эта категория включает в себя методики, которые были разработаны для дальнейшего использования в рамках конкретной науки. В социологии можно выделить следующие специальные методы:

  • Наблюдение – сбор информации посредством визуального фиксирования всех происходящих событий и явлений. Характерными чертами данного метода являются планомерность и систематичность. Подразумевает наличие непосредственной связи с объектом.
  • Социальный эксперимент – способ получения информации посредством воздействия на изучаемый объект некоторых факторов, которые определены заранее.
  • Биографический метод – метод, использующий множество подходов, каждый из которых направлен на изучение конкретной жизненной истории человека, при этом обязательно учитывается субъективная интерпретация собственной жизни и социальной реальности. При использовании данного подхода производится изучение следующих источников: официальные документы, устные свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений.
  • Метод обобщения характеристик. В его основе лежат представления и мнения о конкретном субъекте, а именно, что думает окружение о качествах конкретного субъекта. После того, как будет произведен сбор всех окружающих мнений, производится их анализ и обобщение, что позволяет сделать объективные выводы о сильных и слабых сторонах изучаемого субъекта.
  • Методика парных сравнений. Ее использование подразумевает выделение конкретных предпочтений с целью проведения их последующего попарного сравнения в средних значениях. Сначала производится составление экспериментальной группы, каждому члену которой подбирается партнер, а опрашиваемые будут выбирать конкретный критерий.
  • Метод идеальных типов. Этот инструмент изучения был разработан М. Вебером, который использовал его в собственных социологических исследованиях. По его мнению, идеальный тип – некоторый утопический, совершенный формат объекта. Идеальные типы используются для построения гипотез и применяется для решения исследовательских задач — понимания, объяснения, систематизации.
  • Метод опроса. Характеризуется сбором конкретной информации по узкому направлению. Здесь подразумевается сбор ответов в различной форме, а также их последующая систематизация. Все методы опроса можно классифицировать на интервью и анкетирование. Интервью подразумевает сбор информации в режиме реального времени, а анкетирование – сбор количественных данных.

Заключение

Стоит отметить, что в социологии отсутствует идеальный метод, который мог бы предоставить на 100% верную информацию, и лишь комплексное исследование с использованием множества методик позволяет достичь наиболее прогрессивных и качественных результатов.

Источник

8 Методы, используемые социологией при изучении ею общества как своего объекта исследования

2.Методы, используемые социологией при изучении ею общества как своего объекта исследования

2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества

Итак, каковы же методы, которые применяет социология при изучении общества, его различных явлений и процессов, различных сообществ людей и взаимодействующих индивидов?

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, ставя таким образом вопрос и отвечая на него, это то, что вопрос этот многоплановый и весьма непростой. Дело в том, что социология использует целую систему различного рода приёмов и способов при изучении общества. Причём сама эта система весьма дифференцирована и многообразна. В ней довольно чётко просматривается несколько различных уровней или сфер методологии. Например, среди них прежде всего философско-мировоззренческие принципы самого подхода к изучению общества, которыми руководствуются различные социологи – представители тех или иных определённых социологических школ или направлений. Можно говорить также о двух различных группах методов, выделенных соответственно подразделению социологии как целостной науки на теоретическую и эмпирическую части. Не лишено основания и подразделение методов, применяемых в социологии, в зависимости от того, о какой функции социологии идёт речь – функция сбора первичной информации или функции обработки данных, полученных в результате прикладных, эмпирических исследований. Здесь также идёт речь о различных группах методов. Кроме того, в системе методов социологической науки можно выделить следующие их группы: 1) методы, которые являются общими для всех наук, включая и социологию (так называемые общенаучные методы); 2) методы, которые заимствованы социологией у некоторых специальных наук (они используются при обработке, полученной в результате эмпирических исследований информации, и не могут рассматриваться как сугубо социологические методы); 3) группа методов, которые по сути своей в настоящее время квалифицируются как собственно социологические, хотя прежде они применялись в других областях научного знания.

Суммируя сказанное, можно определённо констатировать, что система используемых методов включает в себя четыре чётко определившихся их группы. На них следует остановиться подробнее, чтобы лучше разобраться, что каждая из этих групп методов представляет собой, по какому критерию примерно, она выделена и в каких случаях используется, какое значение в рамках социологии имеет.

Первая группа методов может быть представлена как собственно методология. Здесь следует иметь в виду, что термин “методология” употребляется не только в ранее обозначенном нами смысле, а именно как учение о методах исследования, но и в смысле обозначения общих, философских или, иными словами, мировоззренческих методов. Их иногда называют ещё подходами к изучению исследуемого социологией объекта – общества. Эта группа методов выражает стратегию социологического исследования. Методология в данном случае – это общие социально-философские, мировоззренческие принципы подхода к исследованию социологией общества. Данная часть исследовательского арсенала социологии зиждется на онтологических постулатах о специфике социальной реальности.

Речь идёт здесь о так называемых парадигмах, которые избираются тем или иным конкретным учёным, группой учёных-исследователей, какой-либо социологической школой при исследовании социальной жизни. Но напомним: парадигма (от греч. – пример, образец) означает исходную, начальную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение того или иного определённого периода в науке.

В соответствии с разными парадигмами исследования общества, построения его теории, постановки и решения различных проблем в социологии сегодня (да это было всегда так) существует целый ряд различных социологических школ или направлений. Ориентация социологов, скажем, на исследование крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и т.д.) обусловила рождение и существование макросоциологии; ориентация же на исследование сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений, процессов социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности) проявилась в виде такого социологического направления, как микросоциология.

В рамках первого направления в социологии сформировались такие школы, как функционализм, системный функционализм, структурализм, структурный функционализм, марксизм и неомарксизм, конфликтосоциология, неоэволюционизм и др. В рамках второго ведущее место занимают символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология, теория обмена, драматургическая социология, психологическое направление в социологии и др. Наиболее значимые и распространённые сегодня из этих социологических школ будут специально и более подробно рассмотрены несколько позже.

Читайте также:  Простой способ создания таблица

Рекомендуемые файлы

Некоторые из уже названных (да и не называвшихся ещё) школ в социологии определились в зависимости, например, от того, какая сторона общества рассматривается социологом как ведущая в жизни людей. Так, если марксистская социология в качестве главного фактора общественной жизни, её различных процессов рассматривает экономику, психологическое направление – психику. Географическая школа в социологии – географическую среду, то технократическая социология – достижение науки и техники, технологию.

Открытие учёным новой парадигмы, то есть нового какого-то подхода к изучению общества свидетельствует о таланте учёного, его творческом отношении к своему профессиональному делу и представляет собой научное открытие, которое может составить целую эпоху в развитии науки; оно является вкладом в науку, суть которого в возникновении нового взгляда на объект изучения, рождения нового направления в социологической мысли.

2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке

Вторая группа методов, применяемых социологией при изучении общества – это так называемые общенаучные методы – методы, которые не закрепляются за какой-то определённой наукой: они в равной мере принадлежат как хозяйке любой научной дисциплине. Эти методы, хотя как будет показано далее, эмпирические методы также являются по преимуществу общенаучными применительно к обществознанию, используются главным образом при построении социологической теории. Их иногда называют ещё общелогическими методами. К ним следует отнести, например, анализ, синтез, обобщение (номотетический или генерализующий метод), абстрагирование, логический метод (индукция и дедукция), исторический метод, генетический, типологический и др. методы.

2.3. Эмпирические методы социологического исследования

Третью группу методов, которые использует социология при изучении своего предмета, представляют методы, хотя и заимствованные социологией в своё время у других наук (антропология, этнография и др.), но ставшие, в конечном счёте, по отношению к ней её собственными, «родными»: отобрать их у социологии – значило бы лишить её жизни. Эти методы настолько широко применяются в социологии, что они стали даже называться социологическими. Они являются методами сбора первичной информации. Их называют ещё в отличие от теоретических (общенаучных, общесоциологических) эмпирическими методами.

Среди этой группы методов главными являются наблюдение, выборочное исследование (опрос), анализ документов, экспериментальный метод. Остановимся коротко на каждом из них в отдельности.

Наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации посредством прямой, непосредственной регистрации событий, явлений, процессов в тех конкретных условиях, в которых эти события (процессы) происходят. Этот метод сначала был использован в этнографии, а затем заимствован и весьма успешно использован создателями социологии. Его главное достоинство – непосредственность впечатлений исследователя (как говорится «своими глазами видел»). Но у данного метода есть и свои минусы. Главный из них – невозможность гарантировать репрезентативность полученных таким образом данных по той причине, что наблюдением не удаётся охватить достаточно широкий круг явлений. А следовательно, есть вероятность допущения ошибок в интерпретации событий. Чтобы этого избежать, наблюдение применяют, как правило, в сочетании с другими приёмами получения первичной информации.

В практике социологических исследований используются различные виды наблюдения. Например, формализованное и не формализованное наблюдение. В первом случае речь идёт о целенаправленном и структурированном, жёстком программном наблюдении; во втором – о наблюдении, определенном лишь в общем тем или иным планом. Различают также включённое и невключённое наблюдение. Первое предполагает интеграцию наблюдающего, то есть социально – исследователя в наблюдаемые события и процессы (производственные, учёные и т.д.), коллектив, над которым ведётся наблюдение; второе – характеризуется тем, что наблюдение осуществляется без вмешательства исследователя в изучаемые события и процессы.

Невключённое наблюдение может быть скрытым. Далее, наблюдение может быть полевым, когда оно осуществляется в естественных, а не искусственно созданных условиях, и лабораторным. Существуют и такие виды наблюдения, как систематическое, когда оно ведётся за объектом в течение определённого, более или менее длительного времени, и несистематическое, когда наблюдение ведётся разово или кратковременно. Первое из них иногда называют ещё лонгитюдным наблюдением, то есть продолжающимся определённое время.

Важным и, пожалуй, одним из наиболее специфических методов по отношению к социологии, предназначенных для сбора первичной информации, является опрос. Он настолько специфичен для социологии, что его часто отождествляют с социологическим исследованием вообще. Его суть в непосредственном обращении исследователя с теми или иными вопросами к определённой группе людей. Опрос как метод обеспечивает довольно большую систематичность и точность научной информации. При его помощи добывают как событийную (о фактах) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. При этом опросы позволяют получить различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

Двумя важнейшими видами опроса являются анкетирование и интервью. Анкетирование – это опрос в письменном виде; интервью – устный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются очные и заочные опросы. Заочные опросы – это опросы, проводимые через почту, телефонные и прессовые опросы. Далее, — различают опросы экспертные и массовые. В первом случае речь идёт об опросе специалистов той или иной области; во втором, — об опросе значительного количества представителей исследуемой группы людей (региона и т.д.). Кроме того, в социологии широко применяются выборочные и сплошные опросы. В качестве этого последнего можно было бы назвать референдум. Опросы можно различать по тому, где они проводятся – по месту работы, жительства, на улице и т.д.

Жизнь современного общества требует проведения регулярных опросов, чтобы изучить, скажем, мнение той или иной группы людей в динамике, или провести сравнение. Среди регулярных опросов важное место занимает панельное исследование. Это вид повторного исследования одного и того же социального объекта с определённым временным интервалом по одной и той же программе и методике. Примером такого исследования являются периодические сплошные и выборочные переписи населения.

Применение данного метода исследования требует, разумеется, хорошей и квалифицированной подготовки, чтобы получить по возможности более объективную информацию, особенно, чтобы избежать умышленного искажения опрашиваемым сведений, поставить только такие вопросы, на которые опрашиваемый мог бы ответить, или хотя бы свести к минимуму ответы типа «не знаю», «не могу ответить», «затрудняюсь ответить»; чтобы расположить к себе опрашиваемого, вызвать у него доверие к исследователю.

Также как и наблюдение, опрос желательно использовать в сочетании с другими методами.

Теперь о таком методе, применяемом в социологии, как анализ документов.

В западной социологии иногда этот метод называют историческим (Смелзер). С помощью данного метода первичная информация извлекается из различного рода документов. Документы выступают здесь в качестве главного источника информации и широко используются при социологическом исследовании. Есть классические примеры такого использования документов, когда теоретически решались крупные социологические проблемы. Достаточно вспомнить классический социологический труд известного немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», написанный на основе анализа большого числа проповедей лидеров протестантизма (кальвинизма). М.Вебер показал на конкретных фактах, что рационализм и тип мотивации на успех, присущие западноевропейскому капитализму, предпринимательству вообще во многом предопределились проповедовавшейся лидерами протестантизма хозяйственной этикой, среди которой такие добродетели, как упорный труд и бережливость, самоограничение и здоровый образ жизни.

Читайте также:  Недоступный каким способом образовано

Как источник первичной социальной информации документы можно дифференцировать на виды по самым разным основаниям. Например, по способу фиксации информации они бывают: письменные, печатные, записи на кино- и фотоплёнке, магнитной ленте, а также аудио- и видеозаписи. По степени персонификации (персональной принадлежности) они делятся на личные документы, письма, дневники; безличные документы, например, данные прессы, статистические материалы, протоколы собраний, заседаний, различных других форумов. По своему статусу они могут быть официальными и неофициальными.

Различают методы качественного и количественного анализа документов. Важное место в комплексе эмпирических методов социологии в данном отношении занимают соответственно биографический метод и контент-анализ.

Суть биографического метода состоит в изучении индивидуального жизненного пути. Этот метод широко применяется теми социологами, которые пытались свести исторический процесс к деятельности отдельных, так называемых «великих» или, другими словами, «критически мыслящих» личностей. В социологии начала XX века (У. Томас, Ф. Знанецкий и др.) под данным методом понималось изучение личных документов – переписка, дневники, автобиографии, — с целью выяснения субъективного значения и смысла социальных процессов, отражающихся в этих документах. Он применяется для исследования установок, мотивов личности, и её социально-психологической структуры. Его слабая сторона – низкая репрезентативность из-за встречающихся в личных документах предрассудков и предубеждений, субъективной окраски. Сегодня применение данного метода получило новые черты и, прежде всего, благодаря осознанию единства внутреннего мира личности и исторической ситуации её развития.

Разновидностью биографического метода является когортный анализ. Когорта (от лат. – множество, подразделение) – группировок, в которую включаются индивиды по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени. Когортный анализ даёт возможность описать типичную структуру жизненного пути и особенности коллективной биографии целых поколений, а изучение личных документов – реконструировать жизненный мир отдельных индивидов, индивидуальных и социально-типических свойств. Он является важным средством исследования различного рода изменений в общественных правах и общественном мнении.

И, наконец, немного о контент-анализе как разновидности метода анализа документов.

Контент-анализ (от англ. content — содержание) – это метод количественного изучения содержания социальной информации. В качестве объекта такого анализа может быть содержание газет, публичных выступлений, теле- и радиопередач, официальных и личных документов. В качестве примера можно привести осуществлённое американскими социологами во время второй мировой войны исследование, в результате которого была выявлена и подтверждена скрытая профашистская ориентация некоторых изданий.

Контент-анализ по сравнению с традиционными методами анализа документов является более строгим, систематичным исследованием. Его сущность в подсчёте того, как представлены в каком-нибудь конкретном информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. В качестве этих последних могут выступать, скажем, те или иные качества личности, позитивная или негативная позиция автора сообщения по некоторому вопросу. Их выявление может быть осуществлено при помощи определенной единицы счёта, например, частоты упоминаний, числа строк, отданных данной смысловой единице, площади газетной полосы, длительности вещания. Эффективность данного метода исследования многократно усиливается сегодня благодаря использованию компьютеров и спецпрограмм для анализа текстовой информации.

Довольно широко применяется в социологии и такой метод получения новых знаний как эксперимент (от лат. – проба, опыт). Эксперимент – это общенаучный метод и называть его сугубо социологическим было бы неверно. И тем не менее он вполне обоснованно причисляется некоторыми авторами к наиболее используемым в социологии (Смелзер).

Применяемый в социологии эксперимент называют социологическим. Его не следует смешивать с социальным экспериментом, как экспериментом, проводимым не в науке (социологии), а в самой практической общественной жизни. Особенностью этого метода является то, что новую социальную информацию получают в данном случае в контролируемых и управляемых условиях. Его логика была разработана и обоснована ещё в XIX веке Дж.С. Миллем. Эта логика представляет дойное правило различия в согласии: если в эксперименте за группой событий А, Б, В следует событие а, но Б и В оно не следует, то следует считать, что А есть причина а. Первая из двух групп событий – это экспериментальная, вторая – контрольная группы. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной. То есть, при помощи эксперимента получают новые знания главным образом о причинно-следственных отношениях между событиями-явлениями и процессами.

Различают натуральный (полевой, лабораторный) эксперимент и эксперимент мысленный (модельный). Натуральный эксперимент, в силу того, что социология имеет дело с особого рода объектом – живыми людьми – применяется главным образом при изучении малых групп. Мысленный же эксперимент применяется в социологии весьма широко. В принципе он присутствует в любом серьёзном, крупном социологическом исследовании и является основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ.

2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных

И, наконец, четвёртый уровень методологии социологии – методы обработки первичной информации, полученной в результате применения эмпирических метолов изучения социологией своего объекта. В данной связи первостепенную роль играют математические и статистические методы. А среди этих последних необходимо назвать выявление группировок корреляционных связей, коэффициентов и др. Важное значение при обработке первичной информации, полученной в результате опросов, играют методы ранжирования, построения различного рода шкал, метод балльных оценок, множественных, а также парных сравнений. Кроме названных приёмов обработки информации, обобщения и анализа первичной информации важное место занимают также методы факторного, латентно-структурного анализа.

Таким образом, как следует из сказанного, методологический и методический арсенал социологии весьма обширен, многообразен и образует собой сложнейший функционально рассчитанный на самые разные случаи, комплекс приёмов, путей, средств и инструментов изучения социологом общественной жизни, позволяющий социологии успешно решать стоящие перед ней познавательные задачи и тем самым способствовать практическому совершенствованию общества, социальной жизни людей.

Эти методы могут применяться и каждый в отдельности и одновременно несколько вместе взятых в самых различных сочетаниях, что зависит как от исследуемого социального явления, так и от тех исследовательских задач, которые ставят перед собой социологи.

В обобщенном систематизированном виде методология социологии как науки представлена таблицами №1 и №2. Одна из них – отечественного автора – В.И. Ядова, другая – зарубежного, известного американского социолога Дж. Масиониса.

Таблица №1. Классификация методов и техники эмпирического социологического исследования

Таблица №2. Четыре метода исследования: резюме

Источник

Оцените статью
Разные способы