Основные способы государственного регулирования обращения товаров

Методы государственного регулирования товарного обращения

Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики. Государственное регулирование товарного обращения осуществляется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:

− защита прав потребителей;

− регулирование торговой практики.

Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокупность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В Российской Федерации с 1991 г. действует федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. В современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. п.

При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка.
Существует ряд способов оценки и диагностирования монополистической власти на рынке: определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в выручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке. В последнем случае применяется индекс Херфиндаля, с помощью которого оценивается уровень концентрации рынка: сначала доли рынка, измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, затем последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка каждой фирмы:

,

где S1 — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;

S2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

В системе финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на некоторые товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен. Государственное регулирование цен сочетается с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).

Читайте также:  Реактивный способ движения что это

В системе государственного регулирования рынка и товарного обращения важное место занимают вопросы защиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать.

В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля качества товаров и услуг, их стандартизации и сертификации.

В развитых странах интересы потребителей представляют многие правительственные и неправительственные организации и учреждения, действующие на основе получения прибыли и не преследующие цели получения прибыли.

Особую группу методов государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:

1. Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли;

2. Информировать предприятия о том, что запрещено;

3. Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.

Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались и применяются разнообразные методы экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели — обеспечить:

− производителю — свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;

− потребителю — свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;

− третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, — учет интересов.

Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране.

Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю.

Особого внимания заслуживает зарубежный опыт развития информационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным критерием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима:

− предпринимателям — при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;

− покупателям — для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Компенсация как способ защиты нарушенных интеллектуальных прав

Источник

Методы государственного регулирования товарного обращения

Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эво­люционному развитию экономики.

Государственное регулирование товарного обращения осуществля­ется разнообразными методами^которые можно объединить в четыре группы:

• защита прав потребителей;

• регулирование торговой практики.

Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направлен­ную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг, ‘собое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечи-ающие равные возможности для соперничества^ на рынке. Совокуп-юсть правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила азвание антимонопольного (антитрестовского) законодательства. |р Российской Федерации с 1991 г. действует федеральный закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во icex развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет моно­полий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам, современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограни-[ителыюй деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизон­тального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. и.

При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка.

IP!

14_________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

Существует ряд способов оценки и диагностирования монополис­тической власти на рынке: определение степени превышения рыноч­ными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в вы­ручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке. В последнем случае применяется индекс Херфиндаля, с помощью ко­торого оценивается уровень концентрации рынка: сначала доли рын­ка, измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, затем последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка каждой фирмы:

где 5, — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем

S.2 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

В системе финансово-экономических рычагов одной из централь­ных проблем воздействия на рынок является государственное регули­рование цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свобо­ду установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно р^1зре1шает_правительству издавать_р_аспоряжения (урегулировании цен jjajafiKojopbie товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразо­вании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государ­ственного регулирования цен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному кон­тролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, но-чтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирования цен на сельскохозяйствен-ную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы по­требителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.

Читайте также:  Воздушный способ перевозки товаров

Государственное регулирование цен сочетается с финансово-кре-дитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).

1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения___________ Ijj

В системе государственного регулирования рынка и товарного об­ращения важное место занимают вопросы зашиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать.

В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдель­ными видами товаров. Особое внимание уделяется организации госу­дарственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартиза­цией и сертификацией.

В развитых странах интересы потребителей представляют многие

авительственные и неправительственные организации и учрежде-

я, действующие на основе получения прибыли и не преследующие

ли получения прибыли.

Особую группу методов государственного регулирования товарно­го обращения в развитых странах составляет сформировавшееся зако­нодательство в области торговой практики. Оно преследует следу­ющие основные цели:

1. Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли.

2. Информировать предприятия о том, что запрещено.

3. Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.

Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались применяются разнообразные методы экономического и неэкономи-еского воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в ко­ечном счете, подчинены триединой цели обеспечить:

• производителю — свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;

• потребителю свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;

• третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, — учет интересов.

Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения опре­деляются в каждый данный момент конкретной экономической и со­циальной ситуацией в стране.

Глава 1, Организация государственного регулирования торговли

Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвен­ного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю.

Особого внимания заслуживает защбежный опыт развития инфор­мационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, разви­тия малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным крите­рием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима:

• предпринимателям — при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;

• покупателям — для свободного выбора товаров (услуг) и безо­пасного их потребления.

Источник

Оцените статью
Разные способы