- Способы формулирования проблемы.
- Как правильно сформулировать проблему текста в сочинении ЕГЭ?
- Задача формулировки проблемы
- Способы формулировки проблемы
- Формулирование проблемы своими словами
- Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
- Формулирование проблемы цитированием
- Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
- Где в сочинении формулировать проблему текста?
- Формулировка проблемы во введении
- Формулировка проблемы в основной части сочинения
- Типовые речевые конструкции
- Как использовать типовые речевые конструкции?
Способы формулирования проблемы.
Проблему можно:
1. Сформулировать самостоятельно (своими словами)
А) В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, — подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:
1) Автор поднимает проблему совести.
2) Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».
3) В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
Б) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
1) Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
2) Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?
Процитировать
А) В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату.
Укузать номера предложений из текста.
А) Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Внимание!
Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смыслапубличного выступления до слушателей.
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донестисмысл публичного выступление до слушателей?
Типовые конструкции(клише)
Для формулирования проблемы.
Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьёзная, глубокая , актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема(чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции.
1) Автор размышляет над проблемой…
2) Автор текста затрагивает проблему…
3)В центре внимания автора проблема…
4)В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…
5) Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.)посвящён проблеме…
6)Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
7) (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
8)Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекла внимание автора.
9)Что такое долг(честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую рольэто понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
Запомните!
1) Проблема (чего?)смысла жизни.
2) Вопрос (о чём?)о смысле жизни.
Внимание!
Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»
Не забудьте!
1)Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, что бы избежать фактических ошибок.
Например: Некрасов Виктор Павлович (1911-1987) – прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведения правдиво отразил фронтовые будни.
2) Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.
2. Комментарий к проблеме.
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определенному выводу. Автор текста передает вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача – понять их, расшифровывать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть ее аспекты, намеченные автором. Составители ЕГЭ различают два типа комментария.
Комментарий
1. Текстуальный«от текста к действительности»
Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Забирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
1) На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
2) Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
3) На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
2. Концептуальный «от действительности к тексту»
Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
1) К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
2) Актуальна ли эта проблема в наши дни?
3) Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
4) Почему эта проблема привлекла внимание автора?
5) Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
Внимание!
В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.
1. Текстовый комментарий (художественный текст)
1) Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем).
2) Не случайно писатель изображает (кого, что)…
3) Поступок героя свидетельствует о том, что…
4) Слова (мысли) героя показывают, что…
5) Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)…
6) Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
7) Симпатии автора на стороне (кого)…
2. Текстовый комментарий (публицистический текст)
1) Проблема раскрывается автором на примере…
2) В качестве примера автор рассматривает…
3) Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…
4) Автор текста обращает внимание на…
5) В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
6) Автор доказывает, что…
7) Автор убежден в том, что…
8) Автор разделяет мнение (кого)…
9) Автор искренне восхищен, огорчен (чем)…
10) Автор приводит нас к выводу о том, что
3. Концептуальный комментарий (публицистический текст)
1) Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
2) Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю.
3) Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
4) Как и большинство из нас, автор считает, что…
5) Вопреки мнению большинства автор считает, что…
6) Автор полемизирует (с кем)…
7) Автор подробно рассматривает…
8) Автор обращает наше внимание на…
9) Таким образом, автор убеждает нас в том, что…
Автор(что делает?)
— отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу
Авторская позиция.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Средства выражения позиции автора.
1. Слова – маркеры.
Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д. Главное – научится различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин).Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).
Оценочная лексика.
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, противный – отрицательная оценка. Например: Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).
Средства выразительности.
Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всем этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).
Вводные слова.
Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае, затевающие ненужные ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.
5. Побудительные предложения.
Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).
Источник
Как правильно сформулировать проблему текста в сочинении ЕГЭ?
Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за формулировку проблемы, но и за комментарий по проблеме, и за формулирование позиции автора и отношения к ней автора сочинения.
Это значит, что вместо восьми максимальных баллов за содержание сочинения выпускник получит ноль баллов.
Из данной статьи вы узнаете, как сформулировать проблему текста, способы формулировки проблемы, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке проблемы, а также часто встречающиеся ошибки школьников, связанные с формулировкой проблемы, и способы устранения подобных ошибок.
Задача формулировки проблемы
От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:
- комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
- отражение позиции автора исходного текста;
- выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.
Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.
В исходном тексте может быть затронуто несколько проблем (см. статью «Что такое проблема текста» ), но работать необходимо только с одной проблемой!
У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?
Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.
Способы формулировки проблемы
Существуют четыре способа формулировки проблемы.
Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.
Формулирование проблемы своими словами
Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.
В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).
Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)
Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)
Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.
Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)
В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)
Формулирование проблемы цитированием
Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.
Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.
«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)
«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)
«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) (Текст №13)
Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).
Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.
При формулировке проблемы в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа, необходимо избегать конструкций с нанизыванием нескольких существительных подряд в родительном падеже.
В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.
В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» (Текст №26)
Где в сочинении формулировать проблему текста?
Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).
Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.
Формулировка проблемы во введении
В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.
А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.
В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста.
Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.
Как дети относятся к своим родителям ? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. (Текст №27)
Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.
В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне , а также сочувствия к своему врагу . (Текст №14)
Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.
«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. (Текст №35)
Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .
Формулировка проблемы в основной части сочинения
Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.
Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.
Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне . Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)
В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.
Типовые речевые конструкции
Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.
При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:
- Какая проблема? Проблема трудная, злободневная, сложная, важная, серьёзная, глубокая, острая, философская, нравственная, социальная.
- Проблема чего? Проблема войны, мира, добра, бережного отношения к природе, взаимоотношения «отцов» и «детей», патриотизма.
- Что делает проблема? Проблема встаёт, возникает, заслуживает внимания, представляет интерес, ждёт решения.
- Что с проблемой можно сделать? Автор рассмотрел, поставил, выдвинул, изложил проблему; автор размышляет, думает, работает над проблемой; автор уделил внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
- Предлагаем использовать в сочинении при формулировке проблемы текста следующие речевые конструкции:
- Автора текста волнует проблема…
- Автор поднимает проблему…
- Автор затрагивает важную проблему…
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
- Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
- Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
- Проблема, поднимаемая…, – это…
- Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель…
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
- Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….
- Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор… .
Данные клише можно использовать, но нельзя ими загромождать своё сочинение, так как при использовании большого количества подобных «домашних заготовок» сочинение довольно часто предстает перед проверяющим экспертом как набор шаблонных фраз, мало связанных между собой и не отражающих содержание исходного текста.
Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.
Как использовать типовые речевые конструкции?
- Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
- В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
- Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.
Источник