Основные способы формирования самооценки

Формирование правильной самооценки

Человек так устроен, что постоянно себя оценивает. Думаем ли мы об этом сознательно, либо позволяем выполнять эту работу подсознанию, неважно. Совершение ошибок, получение критики — это и многое другое может существенно влиять на нашу самооценку. И что еще хуже— это порочный круг, потому что если она низка, мы допускаем ошибки, а поскольку допускаем их, то и самооценка падает.

На онлайн-программе «Самопознание» с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Прежде чем приступить к формированию правильной самооценки, нужно поставить себе диагноз. Если его нет, то не от чего отталкиваться.

Три вида самооценки

Существует три вида самооценки:

Цель данной статьи — формирование нормальной, правильной самооценки, потому что два других вида приводят к серьезным психологическим проблемам, а также мешают коммуникации. В то время как завышенная самооценка ведет к самоуверенности и гордыне, заниженная приводит к неуверенности и неспособности действовать. Давайте подробнее рассмотрим обе крайности.

Последствия и признаки заниженной самооценки:

  • Пессимизм
  • Чувство вины
  • Чрезмерная самокритика
  • Чувствительность к критике
  • Желание во всем угождать другим людям
  • Нерешительность
  • Враждебность как защитная реакция
  • Неуверенность в своих силах

При таком наборе крайне трудно добиться успеха в жизни. Человек с заниженной самооценкой как бы проживает свою жизнь для других или же просто бессмысленно. Несмотря на все вышеназванные признаки, все же можно поставить знак равенства между низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Последствия и признаки завышенной самооценки:

  • Уверенность в собственной правоте, несмотря на логичные доводы
  • Нарциссизм
  • Самоуверенность
  • Эгоизм
  • Неумение прощать
  • Желание постоянного соперничества
  • Наличие местоимения «я» практически в каждой фразе
  • Желание больше говорить, чем слушать
  • Высокомерие
  • Гордыня

В этом случае человек часто не хочет признавать наличие завышенной самооценки. Что-то сделать с этим крайне трудно, ведь «пациент» не понимает что «болен». В случае с завышенной самооценкой можно поставить знак равенства между ней и самоуверенностью.

Завышенная самооценка формируется в детстве — это либо единственный ребенок в семье, либо разбалованный. Он получает много ласки и благ просто за то, что есть. Войдя во взрослый мир, продолжает жить теми же шаблонами. Он требует к себе внимания и благоговения без всякой на то причины, что может привести к серьезным разладам как в психике, так и в семье и отношениях с окружающими.

В итоге можем вывести вполне простые закономерности:

  • Заниженная самооценка = неуверенность в себе
  • Завышенная самооценка = самоуверенность
  • Нормальная самооценка = уверенность в себе

Неуверенность в себе может привести к разрушению своей жизни, в то время как самоуверенность способна привести к краху жизни многих людей и даже существование государства поставить под удар (история знает такие примеры среди лидеров).

Поэтому так важно формировать именно нормальную самооценку. Назовем ее правильной, потому что она основывается на более-менее объективных оценках своих способностей и желании становиться лучше.

Формирование правильной самооценки

Правильная самооценка позволяет любому человеку определить свои достоинства и недостатки. Он будет знать свои достоинства и пытаться их развить. И в то же время работать над недостатками, чтобы исправить их.

Главная проблема в повышении заниженной самооценки в том, что она может выйти из-под контроля и стать завышенной. Возможно, вы становились свидетелями таких изменений, когда человек в школе был достаточно замкнутым и неуверенным в себе, а спустя некоторое время становился самоуверенным. Как мы уже убедились, обе крайности губительны. В данной статье больше внимания будет уделено тому, как справиться с низкой самооценкой.

Вот какие инструменты помогут вам в формировании адекватной, правильной самооценки.

Дневник и самоанализ

Для того чтобы уяснить, кем вы являетесь и какими достоинствами и недостатками обладаете, нужно понять и изучить себя. Для этого подойдет ведение заметок о самом себе. Конечно это процесс не быстрый, поэтому приготовьтесь к длинному и увлекательному путешествию. На данном этапе вам просто нужно оценить себя и не пытаться ничего с этим делать. Подходите к этому делу с холодной головой.

Читайте также:  Изжога причины способы устранения народными средствами

Вы можете начать с достаточно простых таблиц вроде перечисления достоинств и недостатков. Через какое-то время может оказаться, что в чем-то вы оказались неправы. Тут же это признайте, потому что именно заблуждения о самом себе формируют неправильную самооценку.

Наблюдайте за собой. Поменьше оценивания на данном этапе, просто перечисляйте факты. Если вы завистливы, запишите данную черту, но не позволяйте этому портить мнение о себе. Все можно исправить. Та же зависть исчезает, когда вы приобретаете такие качества как благородство и благодарность. Вам нужно понять, от чего отталкиваться.

Самопознание и самопринятие

На втором этапе вы уже можете себя оценивать, только избегайте крайних характеристик. Не нужно считать себя ленивым или глупым, потому что в этих словах слишком много неопределенности. В какой-то ситуации вы могли повести себя глупо, но это не делает вас таковым. Относитесь к ошибкам и неудачам как к новым вызовам.

Вы должны каждый день познавать себя снова и снова, потому что этот процесс никогда не закончится. Вы постоянно меняетесь, некоторые оценки нужно пересматривать. Помните, что вы не должны выносить себе вердикт, вы лишь оцениваете свои способности на данный момент. Всему можно научиться, а значит, есть повод для оптимизма. Пусть самопознание станет для вас сознательным процессом.

Медитации и духовные практики могут дать вам понять то, что не выразить словами и чего не сможет объяснить наука. Это прекрасный способ задействовать совершенно иные возможности человеческого организма.

Принятие себя является очень важным шагом. Вы примерно понимаете, чего от себя ждать, знаете свои хорошие качества, а наличие плохих не портит вам настроение — ведь вы твердо намерены избавиться от них. Многие люди относятся к своим недостаткам столь нетерпимо, что это буквально съедает их. Вам нужно хладнокровно и методично избавляться от своих минусов, если они отравляют жизнь. Отделите себя от недостатка и смело работайте над его устранением.

Проанализировать 50 характеристик своей личности и лучше понять себя можно на специальном курсе «Самопознание». Присоединяйтесь!

Аффирмации

Пришла пора задействовать подсознание. Первым делом нужно обрести уверенность в себе, повторяйте себе соответствующие аффирмации как можно чаще. Многие люди считают это пустой тратой времени, но ведь именно самовнушение позволяет стать более решительным. Аффирмации прекрасно работают с вашими скрытыми возможностями. У вас наверняка были дни, когда вы были уверены в себе и у вас все получалось. Так почему бы не увеличить количество этих дней и не сделать уверенность привычкой?

Акцент на действии

Аффирмации и самовнушение это хорошо, но только если вы совершаете какие-либо действия. Важно подтверждение. Если вы говорите, что уверены в себе, то где же результаты, где доказательства? Именно действия дают вашему мозгу подтверждения.

Удивительно, но важность действия не имеет большого значения, важно лишь то, какое значение вы сами ему придаете. Простая уборка со стола может стать доказательством того, что вы способны действовать. И чем больше таких доказательств, тем раньше вы начнете двигаться по инерции. Поэтому начните с чего-то простого, только после завершения каждой задачи отмечайте это про себя, а лучше поставьте галочку в списке дел.

Источник

Методы формирования Самооценки
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Методы формирования самооценки младших школьников

Скачать:

Вложение Размер
методы 30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования самооценки ,

как эффективное средство достижения метапредметных результатов в начальной школе.

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.

Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения. Оценивание — это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи. Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения

Что же такое самооценка? Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка — это оценивание человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.

У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе.

Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате.

Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависит взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка детей развивается в процессе организации формирующего оценивания .

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.

Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • помогает учиться на ошибках;
  • помогает понять, что важно;
  • помогает понять, что у них получается;
  • помогает обнаружить, что они не знают;
  • помогает обнаружить, что они не умеют делать;

Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.

Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.

Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:

  • Выявление планируемых результатов
  • Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая; учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения
  • Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов; учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
  • Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
  • Сопоставление и выводы об эффективности работы; учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Какие же существуют приёмы формирования самооценки ?

2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т. п.).

3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т. п.).

В своей работе для формирования адекватной самооценки младших школьников учителя используют следующие приемы самооценки и самоконтроля:

Прием «Оценка – не отметка»

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» — фразы, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке.

«Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал» — фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха.

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

2.Знаковые письменные приёмы.

Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности. Самооценку на уроке изучения нового материала организуем поэтапно, для этого используем «Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил

В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

На уроках математики на начальном этапе можно использовать прием «Солнышко». В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

4. «Карточка сомнений»

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V — УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

? — НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

5) «Портфолио ученика»

Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий.

Главные цели ведения портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Источник

Читайте также:  Способы транспортировки нефти газа угля
Оцените статью
Разные способы