Основные способы фиксации информации о признаках внешности человека. Составление словесного и субъективного портретов
Основные способы фиксации внешности человека:
• описание по правилам словесного портрета, розыскная ориентировка;
• фотографирование, фиксация с помощью видеозаписи;
• изготовление субъективных портретов (рисованных, компо-зиционных);
• изготовление скульптурных копий;
• изготовление посмертных масок;
• различные сочетания указанных способов фиксации, например, розыскная ориентировка, содержащая фотоизображение и словесное описание разыскиваемого.
Описание по правилам словесного портрета позволяет детально зафиксировать все признаки внешности и точно их охарактеризовать с применением специальной терминологии. Определение признаков внешности осуществляется при заранее обусловленном положении тела человека в анфас и профиль, причем описание осуществляется последовательно от общего к частному, т.е., вначале характеризуется элемент внешности в целом, а затем его части. Описание частных признаков и элементов составляется сверху вниз. Сопутствующие элементы характеризуют по их общим и броским индивидуальным признакам.
Кратким описанием особенностей внешнего облика человека является розыскная ориентировка, при составлении которой выделяют и описывают признаки внешности, главным образом резко отличающиеся от общераспространенных.
Наиболее широко применяемым в криминалистике способом фиксации внешности человека является опознавательная фото-съемка (сигналетическая). Она осуществляется посредством фо-тографирования лица анфас и в правый профиль при стандартном положении головы: при съемке анфас — нижние края глазниц и козелки ушных раковин и оптическая ось объектива фотоаппарата должны располагаться в одной плоскости; при съемке в профиль — голова должна располагаться так, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая через угол правого глаза и козелок, составила угол 15° с горизонтальной прямой линией, проходящей через козелок и нижний край глазницы. При наличии важных примет лица, не отобразившихся при съемке анфас и в правый профиль, производится съемка в любом другом положении, которое обеспечивает фиксацию этих примет, чаще всего приходится фотографировать левый профиль. Кроме того, могут быть изготовлены снимки во весь рост. Масштаб изображения 1/7 натуральной величины на погрудном снимке и 1/19 на снимке во весь рост.
Эффективным методом собирания информации о внешнем облике человека и наглядного его изображения является изготов-ление субъективных портретов (воссоздание изображения лица, фигуры человека на основе мысленного образа по памяти очевидца). При изготовлении всех видов субъективных портретов пользуются общей методикой. Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик человека с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем. При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно составляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом. Субъективный портрет может быть нарисован художником или составлен из элементов внешности (композиционный) с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот», которые сейчас заменяются компьютерными аналогами.
Субъективные прижизненные портреты умерших изготавливают на основе пластической реконструкции по черепу на основе знания статистических зависимостей, существующих между строением костей черепа и толщиной, а также формой покровных тканей головы и лица человека (изготовление скульптурных копий). Реконструкция не является точным портретом умершего, в ней не находят отражения многие признаки внешности, используемые в экспертных исследованиях (строение ушных раковин, кончика носа, контуры бровей, волосистой части головы и др.). Поэтому она используется только для розыска и установления личности. В течение длительного времени для целей розыска реконструкции по черепу производились лишь эпизодически. Это было связано со значительной трудоемкостью такой работы, необходимостью для антропологов быть еще и скульпторами.
В настоящее время разработана более простая методика. Ис-пользуя комплект рисунков особенностей тех элементов лица, которые с достаточной достоверностью могут определяться по че-репу, можно, изучив антропометрические характеристики черепа, подобрать соответствующие изображения из комплектов рисунков и составить из них субъективный портрет. Для контроля может быть использовано диапозитивное изображение черепа. Дальнейшее совершенствование методики моделирования внешнего облика по черепу связано с внедрением в эту сферу достижений компьютерных технологий и, в частности объемно-плоскостного компьютерного метода воспроизведения изображения.
Для запечатления признаков внешности умерших используется метод изготовления посмертных масок, объемных в натуральную величину гипсовых слепков — копий лица трупа, которые впоследствии могут быть использованы для идентификации.
При описании внешности по методу словесного портрета должны выполняться следующие основные правила:
1) оптимальная полнота описания;
2) употребление единой специальной терминологии;
3) последовательность описания.
Оптимально полное описание должно удовлетворять его назначению, то есть использованию для розыска и отождествления конкретного человека. Например, описание внешности без вести пропавшего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружения трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приметы погибшего с приметами без вести пропавшего.
Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.
В условиях оперативной деятельности можно ограничиться сокращенным описанием внешности наблюдаемого человека. Целям розыска преступника удовлетворяет краткий, но информативный словесный портрет, содержащий общефизическую характеристику внешности, описание индивидуализирующих человека анатомо-антропологических, функциональных признаков и особых примет.
Единая специальная терминология, используемая при составлении словесного портрета, принята в целях точного описания и однозначного понимания признаков внешности человека, подлежащего отождествлению.
Элементы внешности характеризуются в анфас (вид лица прямо, спереди) и в профиль по главным определяющим признакам, то есть размерам (величине), форме, контуру, положению, цвету. Для описания тела человека его части определяются в положении: «вид спереди», «вид сзади».
Размеры (величина) могут указываться в абсолютных цифрах, если они имеются, но чаще относительно других частей и деталей тела. При характеристике размеров обычно используется трехчленная классификация. Размеры частей тела и лица описываются в таких градациях, как малый, средний, большой; низкий, средний, высокий; длинный, средний, короткий; узкий, средний, широкий; глубокий, средний, мелкий; толстый, средний, тонкий и т.п.
Форма выражается в сравнении с формой поверхности — выпуклый, вогнутый и т.п., а также в сравнении с формой общеизвестных предметов — грушевидный, миндалевидный, яйцевидный и т.п.
Контур описывается по сходству с геометрическими фигурами (круглый, овальный, треугольный и пр.) и формой линий (прямая, извилистая, дугообразная, ломаная и т.д.).
Положение определяется по отношению к вертикали, горизонтали и частям тела в таких терминах, как скошенный, выступающий, приподнятый, опущенный, горизонтальный, вертикальный, ниже, выше, правее, левее, ближе, дальше и пр. Относительно горизонтали и вертикали определение производится при нормальном положении головы. За нормальное
положение принимается такое, когда при рассмотрении лица в анфас линия, проведенная через середину глаз и верхние трети ушных раковин, будет горизонтальной, а через середину лба, по спинке носа и середине подбородка — вертикальной (см. рис. 2 в гл. 6).
Цвет характеризуется в общепринятых терминах (белый, черный, красный, серый, желтый и т.п.). Он указывается относительно окраски кожи, волос, глаз, шрамов, татуировок, родимых пятен, ногтей, зубов и пр.
Последовательность описания — по принципу от общего к частному. Такая последовательность соответствует особенностям механизма восприятия человеком внешнего облика другого субъекта: сначала — общий облик, затем — части тела и, наконец, отдельные детали (см. рис. 1, 2 — не приводятся).
В начале описания принято указывать демографические, антропологические и общефизические данные личности. Затем последовательно характеризуются:
а) антропологические (морфологические) признаки внешнего строения тела человека, телосложение, голова, элементы лица, туловище и конечности;
б) функциональные признаки;
в) сопутствующие признаки;
г) особые приметы и броские признаки.
Демографические данные включают указание национальности, народности, этнической группы. Расовая принадлежность ориентировочно определяется по совокупности следующих признаков: цвет кожи, волос и глаз, характер и форма волос, толщина губ, выступание скул, профиль спинки носа, определенные пропорции лица и некоторые другие особенности. Она может быть негроидно-австралоидной, монголоидной и европеоидной. Национальность, народность, этническая группа указывается по достоверным данным. При отсутствии таковых она определяется сравнительным визуальным наблюдением «на вид», например «похож на грузина». Указание национальности, народности, этнической группы «на вид» при наличии документальных данных необходимо и в случаях, когда человек отличается от своей (документальной) национальности, народности, этнической группы.
Общефизические характеристики человека. Возраст определяется по достоверным данным. При их отсутствии возраст указывается приблизительно, например «мужчина на вид 25 — 30 лет». Указание возраста «на вид» при наличии документальных данных необходимо и в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.
Рост человека измеряется с использованием антропометрических средств, при этом указываются абсолютные числовые величины в сантиметрах. Характеризуется, как правило, по семичленной градации: очень низкий, «маленький» (для мужчин до 150 см); низкий, «малый», «небольшой», «невысокий» (151 — 160 см); средний, «нормальный», «обычный» (160 — 170 см); выше среднего (171 — 175 см); высокий, «большой» (176 — 185 см); очень высокий, «гигантский», «громадный» (свыше 185 см). Для женщин эти пределы уменьшаются на 5 — 10 см.
При определении роста необходимо учитывать высоту каблуков обуви, осанку человека и функциональные изменения длины тела в течение суток — утром рост больше на несколько сантиметров, чем вечером.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Способы фиксации признаков внешности
Основные способы фиксации внешности человека:
• описание по правилам словесного портрета, розыскная ориентировка;
• фотографирование, фиксация с помощью видеозаписи;
• изготовление субъективных портретов (рисованных, композиционных);
• изготовление скульптурных копий;
• изготовление посмертных масок;
• различные сочетания указанных способов фиксации, например, розыскная ориентировка, содержащая фотоизображение и словесное описание разыскиваемого.
Описание по правилам словесного портрета позволяет детально зафиксировать все признаки внешности и точно их охарактеризовать с применением специальной терминологии. Определение признаков внешности осуществляется при заранее обусловленном положении тела человека в анфас и профиль, причем описание осуществляется последовательно от общего к частному, т.е., вначале характеризуется элемент внешности в целом, а затем его части. Описание частных признаков и элементов составляется сверху вниз. Сопутствующие элементы характеризуют по их общим и броским индивидуальным признакам.
Кратким описанием особенностей внешнего облика человека является розыскная ориентировка, при составлении которой выделяют и описывают признаки внешности, главным образом резко отличающиеся от общераспространенных.
Наиболее широко применяемым в криминалистике способом фиксации внешности человека является опознавательная фотосъемка (сигналетическая). Она осуществляется посредством фотографирования лица анфас и в правый профиль при стандартном положении головы: при съемке анфас — нижние края глазниц и козелки ушных раковин и оптическая ось объектива фотоаппарата должны располагаться в одной плоскости; при съемке в профиль — голова должна располагаться так, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая через угол правого глаза и козелок, составила угол 15° с горизонтальной прямой линией, проходящей через козелок и нижний край глазницы. При наличии важных примет лица, не отобразившихся при съемке анфас и в правый профиль, производится съемка в любом другом положении, которое обеспечивает фиксацию этих примет, чаще всего приходится фотографировать левый профиль. Кроме того, могут быть изготовлены снимки во весь рост. Масштаб изображения 1/7 натуральной величины на погрудном снимке и 1/19 на снимке во весь рост.
Эффективным методом собирания информации о внешнем облике человека и наглядного его изображения является изготовление субъективных портретов (воссоздание изображения лица, фигуры человека на основе мысленного образа по памяти очевидца). При изготовлении всех видов субъективных портретов пользуются общей методикой. Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик человека с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем. При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно составляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом. Субъективный портрет может быть нарисован художником или составлен из элементов внешности (композиционный) с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот», которые к настоящему времени заменены компьютерными аналогами.
Субъективные прижизненные портреты умерших изготавливают на основе пластической реконструкции по черепу на основе знания статистических зависимостей, существующих между строением костей черепа и толщиной, а также формой покровных тканей головы и лица человека (изготовление скульптурных копий). Реконструкция не является точным портретом умершего, в ней не находят отражения многие признаки внешности, используемые в экспертных исследованиях (строение ушных раковин, кончика носа, контуры бровей, волосистой части головы и др.). Поэтому она используется только для розыска и установления личности. В течение длительного времени для целей розыска реконструкции по черепу производились лишь эпизодически. Это было связано со значительной трудоемкостью такой работы, необходимостью для антропологов быть еще и скульпторами.
В настоящее время разработана более простая методика. Используя комплект рисунков особенностей тех элементов лица, которые с достаточной достоверностью могут определяться по черепу, можно, изучив антропометрические характеристики черепа, подобрать соответствующие изображения из комплектов рисунков и составить из них субъективный портрет. Для контроля может быть использовано диапозитивное изображение черепа. Дальнейшее совершенствование методики моделирования внешнего облика по черепу связано с внедрением в эту сферу достижений компьютерных технологий и, в частности объемно-плоскостного компьютерного метода воспроизведения изображения.
Для запечатления признаков внешности умерших используется метод изготовления посмертных масок, объемных в натуральную величину гипсовых слепков — копий лица трупа, которые впоследствии могут быть использованы для идентификации.
4. Проведение портретно – криминалистической экспертизы
Портретная экспертиза — это род класса криминалистических экспертиз, проводимых в соответствии с положениями процессуального законодательства, в целях установления личности по признакам внешности, зафиксированным на различных объективных отображениях, и выполняемых с помощью специализированных методов исследования.
Цели назначения портретной экспертизы определяются ситуацией, из которой возникла необходимость установления конкретного индивидуума, его связи с определенным событием. Ими являются:
установление личности неизвестных преступников, свидетелей, подозреваемых; погибших, умерших, по неопознанным трупам;
фактов принадлежности документов, удостоверяющих личность, их владельцам;
розыска преступников и иных лиц.
Задачи портретной экспертизы определяются возможностями исследования объекта экспертизы и ее предметом. С учетом этого, различают диагностические и идентификационные задачи.
К диагностическим задачам относится определение комплексных или общефизических признаков: пол, возраст, тип телосложения, антропологический тип, определение по признакам внешности состояния здоровья человека путем выявления хронического заболевания, если оно изменяет эти признаки.
В качестве основной идентификационной задачи портретной экспертизы является установление тождества или различия лиц, изображенных на объективных отображениях внешнего облика человека.
Наиболее типичными вопросами при решении идентификационных задач являются:
— не изображено ли на представленных фотоснимках (указываются индивидуализирующие признаки фотоснимков) одно и то же лицо; данный вопрос может быть сформулирован и так — одно или разные лица изображены на представленных фотографиях;
— нет ли среди лиц, изображенных на групповом фотоснимке, лица, фотоснимок которого представлен;
— не изображено ли на видеокадре лицо, фотоснимок которого представляется для сравнения;
— не изображено ли на фотоснимке неопознанного трупа то же самое лицо, что и на фотоснимке, представленном для сравнения;
— одно или разные лица изображены на фотографическом и рентгеновском снимках;
— не принадлежит ли череп, представленный на исследование, человеку, изображенному на фотоснимке (рентгеноснимке), представленном на экспертизу;
— одному или разным лицам принадлежат части головы, тела, изображенные на представленных фотоснимках.
Правовым основанием назначения портретной экспертизы является постановление следователя или определение суда о ее назначении.
Объекты портретной экспертизы — объективные материальные отображения внешнего облика человека, в качестве которых выступают фотоснимки, видеокадры, кинокадры, полиграфические и репрографические изображения, голографические снимки, рентгеноснимки, посмертные маски (слепки), костные останки человека.
При решении идентификационных задач эксперту предоставляются исследуемые объекты и сравнительные образцы. В качестве образцов для сравнительного исследования выступают объективные отображения внешности проверяемых лиц. К образцам предъявляются следующие требования — достоверность, сопоставимость, доброкачественность. Рассмотрим эти требования на примере наиболее распространенных объектов портретной экспертизы — фотографических снимков
Под достоверными понимаются фотоснимки, изъятые и направленные на экспертизу с соблюдением всех процессуальных норм и правил, исключающих их подмену, фальсификацию, путаницу в наименовании. С этой целью фотоснимки на оборотной стороне надписываются, надпись заверяется подписью следователя и печатью.
Эксперту должно быть достоверно известно, на каких фотоснимках изображено устанавливаемое либо проверяемое лицо. Если какие-либо фотопортреты вызывают сомнение в подлинности запечатления на них устанавливаемого или проверяемого лица, они исключаются из дальнейшего исследования. Если кроме фотоснимков, вызывающих у эксперта сомнения, других не представлено, исследование не проводится и материалы возвращаются следователю для выяснения обстоятельств, вызывающих сомнение.
Сопоставимость сравнительного материала — примерно одинаковое отображение одноименных элементов и их признаков на объектах экспертизы. При отборе фотоснимков, направляемых на экспертизу, необходимо стремиться к тому, чтобы лица были сфотографированы одинаковом положении относительно фотокамеры, с одинаковым освещением, при одинаковом состоянии внешности.
Если на исследование представляются фотоснимки лиц, возраст которых значительно различается (взрослый — ребенок), то необходимо запросить дополнительные фотоснимки, чтобы можно было проследить динамику изменения признаков, выявить те, которые не изменились. В случае невозможности получения сопоставимого сравнительного материала, эксперту целесообразно отказаться от проведения исследования.
При поступлении на экспертизу фотоснимков, на которых лица изображены в существенно различающихся ракурсах и освещении головы, необходимо сообщить лицу, назначившему экспертизу, подробные условия, б которых следует сфотографировать человека, либо, если это невозможно, какие фотоснимки нужно разыскать дополнительно.
Доброкачественными и полными считаются образцы, всесторонне и достоверно отображающие признаки внешности человека.
Желательно представление фотоснимков резких, нормальных по контрастности, отображающих все мелкие особенности лица: морщины, складки, родимые пятна и т.д., лишенных дефектов, затрудняющих восприятие и анализ признаков внешности. Если на фотоснимке видны следы ретуши (или это известно из обстоятельств его изготовления), желательно получить негатив, с которого печатался этот фотоснимок, и направить его эксперту вместе с фотографией.
Если на фотоснимке детали лица не просматриваются (даже при увеличении изображения нельзя проставить антропометрические точки), то такой фотоснимок считается непригодным для проведения идентификационного исследования.
В случае, когда представленные фотоснимки не отвечают всем вышеуказанным требованиям, эксперт сообщает следователю, что при не поступлении необходимых материалов возможна лишь дача предположительного вывода или отказ от исследования
Методы портретной экспертизы — система действий и операций по решению практических задач портретного исследования. всего выделяют три метода сравнение, эмпирический вероятностно — статистический метод оценки совпадающих признаков.
Сравнение — метод познания, заключающийся в параллельном изучении идентификационных признаков внешности на портретах, предварительно зафиксированных в таблице-разработке, с целью выявления их совпадений и различий.
Методы сравнения в портретной экспертизе подразделяются на три группы:
— метод сопоставления (6 приемов);
Визуальное сопоставление — наиболее распространенный традиционный прием портретной идентификационной экспертизы, применяемый во всех без исключения случаях при исследовании как одноракурсных, так и разноракурсных фотопортретов. Сущность визуального сопоставления состоит в поочередном восприятии экспертом одноименных признаков внешности, мысленном выявлении их различия или совпадения.
Сопоставление с использованием «масок» (Г. Шнейкерт, 1925 г.) — прием, концентрирующий внимание на наиболее значимых для идентификации одноименных частях лица, а остальные его части прикрываются маской.
Сопоставление с помощью координатной сетки (Н.Д. Вороновский, 1931 г.) — прием, предназначенный для более точного суждения о совпадении или различии размеров головы или лица в целом, а также размеров, и главное, взаиморасположения отдельных элементов и антропометрических точек на сравниваемых изображениях.
Сопоставление относительных величин (В.А. Снетков, 1959 г.) — прием, позволяющий посредством измерений и вычислений сравнить отдельные пропорции лица.
Сопоставление элементов лица на биологическую асимметрию (Н.В. Терзиев, 1949 г.) — прием, применяемый при наличии строго анфасных фотопортретов для установления совпадения или различия характера и степени асимметрии сравниваемых лиц.
Сопоставление с помощью аппликаций (К.Г. Прохоров, 1912 г.) — прием, применяемый в случае сравнения фотопортретов, на одном из которых лицо имеет бороду, усы, другую прическу или сфотографировано в головном уборе, очках. Для приведения внешности к одинаковому состоянию из одномасштабной фоторепродукции вырезается тот элемент внешности (например, усы) которого недостает на другом фотопортрете, и приклеивается к нему.
Метод совмещения (Н.Д. Вороновский, 1931 г.) состоит в том, чтобы определить по комбинации фотоснимков, изготовленной из двух одномасштабных фоторепродукций, создается ли недеформированное, цельное изображение лица (при совмещении 2-х изображений одного человека), либо получается неестественно асимметричное, непропорциональное лицо человека (при совмещении 2-х изображений разных лиц).
Совмещение осуществляется двумя приемами:
— совмещение изображений, разрезанных по прямой вертикальной линии (медиальной линии лица);
— совмещение изображений, разрезанных по ломаной (зигзагообразной) линии.
Метод наложения (К.Г. Прохоров 1912г.) одномасштабные и одноракурсные отображения внешности на прозрачных и непрозрачных материалах накладываются в различных вариантах.
Эмпирический метод оценки совпадающих признаков внешности — метод, при котором эксперт оценивает выявленные совпадения на основе своего жизненного опыта и профессиональных знаний. При отборе совпадающих признаков в выделяемую совокупность особое внимание следует уделять особенностям (так называемый метод особенностей). Кроме того, необходимо использовать принцип детализации, основанный на положении о неповторимости комплекса «мелких» признаков.
Вероятностно-статистический метод оценки совпадающих признаков внешности (З.И. Кирсанов, П.Г. Орлов. 1960-е г.г.) — метод, в ходе которого эксперт для оценки индивидуальности совпадающих признаков пользуется таблицами частот встречаемости и идентификационной значимости признаков внешности. Определение идентификационной значимости и взаимозависимых признаков следует проводить с учетом коэффициента их взаимозависимости. Суммарная величина идентификационной значимости выделенных совпадающих признаков будет определять индивидуальность их совокупности.
Оценка различающихся признаков внешности призвана решать такой вопрос: обусловлены ли выявленные различия изменением внешности человека под воздействием различных факторов, либо они объясняются принадлежностью сравниваемых изображений двум разным людям
Источник