Основные способы эффективности лидера

Эффективность лидерства

Представление об эффективности лидера

Лидерство представляет собой сложный, социально психологический феномен, который в настоящий момент можно рассматривать с двух позиций – как ведущее положение отдельной личности в коллективе, обусловленное более высокой эффективностью ее труда, или как процессы самоорганизации и управления в группе, определяемые инициативностью ее членов.

Так или иначе, феномен лидерства тесно связан с группой и ее деятельностью, будь то формальная организация или неформальное объединение. Вопрос эффективности лидера наиболее остро стоит при решении прикладных аспектов именно организационного лидерства, так как он связан с достижением практических, экономических результатов.

Эффективность сама по себе является одной из определяющих характеристик лидера. В силу того, что лидер выдвигается из группы и обладает властью, основанной не на формальных основаниях, а на уважении и авторитете его последователей, он не может себе позволить быть неэффективным, в отличие от управленца. В случае если лидер совершает систематические ошибки и не отвечает потребностям группы, он быстро теряет как авторитет, так и свой статус.

Вместе с тем понимание эффективности лидера может значительно различаться в зависимости от того, с чьей позиции раскрывается данный вопрос. Для членов группы эффективность лидера будет связана с его способностью регулировать внутренние взаимоотношения между ее членами, а также реализовывать групповые потребности. Для руководства, напротив, более важным будет являться результативность группы, а также степень влияния лидера на ее производительность.

С этой точки зрения лидер может иметь отрицательную эффективность, особенно в случае расхождения позиций лидера и менеджера, существования противостояния между ними.

Проблема оценки эффективности

Лидерство, как и большинство психологических феноменов, не может быть оценено напрямую. Как правило при попытке оценить эффективность того или иного лидера устанавливается соответствие между его действиями и производительностью компании за определенный период. К сожалению, данный подход часто приводит к искажению получаемых данных, связанных с переоценкой одних факторов и игнорированием других.

В многочисленных исследованиях лидерства приводятся различные его классификации, которые в конечном итоге можно привести к трем базовым стилям лидерского поведения:

  • авторитарному
  • демократическому
  • попустительскому

Авторитарный стиль предполагает жесткую, доминантную позицию лидера в отношении группы, полный контроль за принимаемыми решениями, регламентацию внутренних взаимоотношений.

Демократический представляет собой модель сотрудничества лидера и последователей. Решения принимаются коллегиально и ответственность делится между лидером и группой.

Попустительский стиль выражается в самоустранении лидера от руководства деятельностью группы, предоставлении последователям максимальной автономии.

Нулевая гипотеза большинства исследований предполагает положительную взаимосвязь демократического стиля с эффективностью, при отрицательной для авторитарного и попустительского. Моделируя данные три стиля в одних и тех же, «усредненных» условиях исследователь получит ее подтверждение, однако данный результат не соответствует действительности. Эффективность каждого из трех стилей опосредована условиями в которых протекает деятельность группы и ее особенностями в большей степени, чем собственными характеристиками лидерского взаимодействия.

Наряду с характеристиками группы и условиями труда, большую роль в успешности реализации лидерских решений и стратегий играет тип организационной культуры, этнические особенности, сфера деятельности группы, оценка которой производится.

Другая проблема связана с методами оценки. Использование тестовых опросников позволяет собрать усредненные данные, однако в реальности лидер взаимодействует с разными членами своей группы по-разному. Однако тесты и опросные методы не позволяют выявить данные феномены, и они ускользают от внимания исследователей.

Не менее принципиальным является вопрос об объекте исследования. При изучении организационного лидерства, в качестве объекта выбирается как правило руководитель группы, однако он далеко не всегда является ее лидером. Типичной является ситуация, когда помимо формального руководителя в группе существует также неформальный лидер. В этом случае оценка эффективности лидера оказывается неадекватной, так как оценивается не тот объект.

Критерии эффективности лидера

Рассматривая прикладной вопрос оценки эффективности лидера можно выделить пять критериев по которым она может быть проведена:

  1. успешность работы команды
  2. рейтинг лидера от подчиненных, руководства и коллег
  3. оценка потенциального лидера
  4. самооценка
  5. оценка лидерских неудач

Успешность организации представляет собой наиболее очевидный, но не самый надежный критерий, так как не него влияет множество переменных.

Использование рейтинговых оценок позволяет собрать наиболее подробную и значимую информацию, в особенности, когда оценки производится одновременно с различных позиций. Вместе с тем, следует учитывать, что оценка со стороны последователей в сложных условиях, требующих от лидера реструктуризации и модернизации организации может быть крайне негативной, что в большей степени будет связано не с успешностью действий лидера, а ощущением неустойчивости собственного положения, повышенной тревогой перед переменами и неопределенностью.

Читайте также:  Web страница способы просмотра

Оценка потенциального лидера проводится в отношении коллектива, где лидерская позиция является вакантной и представляет собой скорее интегрированный образ идеального лидера, который смог бы повысить эффективность команды.

Самооценка является безусловно крайне субъективным критерием, который не может приниматься во внимание сам по себе. Однако его соотношение с другими, более весомыми параметрами, позволит более глубоко поникнуть в механизмы воздействия лидера на последователей, причины его успеха или неудач.

Оценка неудач является необходимым компонентом, выступающим источником дальнейшей эволюции лидера.

Источник

Как развить в себе системные качества лидера

Помните фразу «ему не дано быть лидером»? Но данность ли это? Уверена, что нет. Лидерские качества в себе можно развить, как и другие soft skills, а предрасположенность — харизма и прочие природные данные — всего лишь помогают в этом, но не являются определяющими. Как самостоятельно «прокачать» в себе лидерство и какие лидерские навыки особенно нужны разработчикам, которые хотят стать тимлидами?

Меня зовут Екатерина Дементьева, я директор по персоналу компании-разработчика российского ПО МойОфис. Во многих жизненных сферах, в том числе в профессиональной, нужно постоянно учиться. Чтобы преуспеть и добиться желаемого, важно непрерывно развиваться. В этой статье я расскажу, как можно самостоятельно развить в себе такие лидерские качества, как:

Умение нести ответственность и делить ее с командой

Пост будет полезен не только текущим и будущим тимлидам, но и тем, кто не стремится формально руководить командой.

Чем отличается лидер от руководителя?

Лидер — не всегда менеджер, и не каждый менеджер — лидер. Смотрите: руководитель управляет целеполаганием, контролирует исполнителей и опирается на аналитику; лидер — вдохновляет команду, повышает ее вовлеченность и вызывает доверие. Иногда это разные люди. А если это один и тот же человек, про него точно скажут: «бог тимлидов» 🙂

Компании очень ценят лидеров, потому что они — часто про инновации. Они оригинальны, поддерживают изменения и думают на перспективу. Именно лидеры могут сделать работу команды максимально эффективной и дать компании импульс к развитию, что иногда критически важно для выживания бизнеса. Взращивайте в себе лидерские качества, и вы будете на вес золота.

Какие бывают лидерские качества

Если перечислять все лидерские качества, их получится около 70. Это немало, но здесь, как и во многом другом, в силу вступает закон Парето: развитие даже 20% качеств на 80% сформирует вас как лидера. Так что более эффективным будет фокус на том, к чему вы больше всего предрасположены. Все навыки можно разделить на три большие группы: системные, коммуникативные и внутренние (личностные). В этой статье я расскажу о том, как развивать именно системные навыки.

1. Перспективное видение

Смотреть «на перспективу» и видеть потенциал в неожиданных или незаметных вещах — бесценное качество лидера. Руководство любой компании хочет знать, что будет востребовано в их отрасли завтра, как с меньшими затратами и большей эффективностью решить проблему, какими продуктами в будущем будет пользоваться каждый. Достаточно вспомнить сервисы, которые были очень популярны в прошлом, но со временем их заменили более оригинальные — кто знает, как бы всё повернулось в этих компаниях, будь у них перспективное видение?

Как прокачать перспективное видение

Люк Де Брабандер, Алан Ини «Думай в других форматах»

Дэйв Стюарт, Марк Симмонс «Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга»

Скотт Белски «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

Иван Бубнов «Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой»

Билл Торберт «Исследование действием»

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Подумайте, ваша идеальная работа — какая она? Что она в себя включает?

Составьте список из 50 своих достижений (минимум). Подумайте, есть ли что-то, что их объединяет? На основе этой информации составьте хронологию будущих достижений — подойдет просто список с примерными датами.

Расскажите о будущем как о прошлом. Представьте, что ваши планы сбылись, как изменился мир?

Составьте список так называемых мест, где бы вы не хотели оказаться — своеобразные флажки, какой жизни вы точно не хотите. И следите за тем, чтобы ваши действия туда не вели.

2. Целеполагание

Не будьте самураем, у которого «нет цели, есть только путь». Прокачанное целеполагание помогает сформулировать видение как осязаемый результат и распланировать шаги к нему. Если все ваши действия прямо или косвенно влияют на цель, вы к ней придете. Кроме того, лидер с четким планом заряжает и мотивирует других.

Читайте также:  Способы передачи информации древние времена

Как прокачать целеполагание

Брайан Трейси «Достижение цели»

Роберт Маурер «Шаг за шагом к достижению цели. Метод кайдзен»

Тео Цаусидис «Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей»

Плейлист из пяти выступлений TED Talks “Tips to help you set and reach your goals” (у каждого видео есть перевод на русский)

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Какие цели вы достигли за последний год? А что не удалось реализовать?

Попытайтесь понять природу прошлых целей — это были ваши внутренние желания или внешние импульсы?

Определите, какие цели вы хотите достигнуть за год. Планируйте каждый месяц, сверяясь, что они влияют на достижение годовых целей.

Изучите целеполагание по SMART и поставьте себе цели, придерживаясь этой методологии.

Записывайте не только успехи, но и неудачи. Если что-то не получилось выполнить — попробуйте письменно объяснить себе, почему.

Определите свое исходное положение по отношению к цели. Это ваша точка отсчета, которая поможет спланировать первые шаги.

3. Настойчивость

Да, это качество тоже можно развить! Важно понять, что преграды и трудности будут всегда, такова наша жизнь. Именно настойчивость поможет не опустить руки, отнестись к поражению как к обратной связи и продолжить работу. “Do what you can, with what you have, where you are” — помните эту фразу Теодора Рузвельта?

Как прокачать настойчивость

Линда Каплан Талер, Робин Коваль «Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха»

Харди Даррен «Накопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатам»

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

Skillsoft: “Resilience & Perseverance (курс на английском языке. Платный, но есть пробный период 14 дней — можно успеть пройти. Также включены 10 книг по теме).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Вспомните одно из своих значимых достижений и выпишите, с какими трудностями вы столкнулись, пока шли к реализации. Как вы нашли выход в каждом случае? Насколько значительными эти проблемы кажутся сейчас?

Подумайте, что вас вдохновляет и мотивирует? Составьте список того, что создает правильный настрой: музыка, фильмы и не только. Обращайтесь к этим вещам, когда чувствуете упадок сил.

Тренируйте самодисциплину: специально ставьте перед собой сложные задачи, вписывайтесь в челленджи, начните бегать 🙂 Даже простое расхламление, когда вы решаете, что из вещей пора выбросить, тренирует силу воли.

Подумайте, кто из близких сможет вас поддержать и стать вашим единомышленником? Рассказывайте этим людям о своих успехах, не стесняйтесь хвалить себя.

Попробуйте сервис для достижения целей Smart Progress: там вы сможете потренироваться ставить и достигать цели, а еще понаблюдать, как другие люди решают похожие задачи, и найти единомышленников.

4. Гибкость

Чтобы ваша настойчивость не превратилась в упертость, стоит развивать еще одно системное качество лидера — гибкость. Это умение переключаться и легко отказываться от нерабочих стратегий. У лидера всегда есть «план B» и «план C» на случай, если что-то пойдет не так. Один из важнейших soft skills в мире, где каждый день не похож на предыдущий.

Как прокачать гибкость

Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»

Гарет Мур «Тренажер мозга. Как развить гибкость мышления за 40 дней»

Шрини Пиллэй «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга»

Ирина Хакамада, блог о лидерстве на YouTube в целом и ответ на вопрос «Как развить гибкость» в частности

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

В какой теме вы разбираетесь лучше всего? Найдите человека, который хочет в нее погрузиться, и попробуйте обучить его.

Вспомните, какие игры вы любили, когда были ребенком? Найдите игры, которые также могли бы понравиться вам в детстве. С возрастом человек утрачивает гибкость — и речь не только про физические способности.

Представьте, что на вашем месте оказался другой человек — вымышленный или реальный. Что бы он сделал в первую очередь? Что бы сказал окружающим людям, как бы решил текущие задачи?

5. Умение нести ответственность и делить ее с командой

Лидеру приходится нести ответственность не только за себя, но и за всю команду. Действительно хорошего лидера и руководителя отличает то, что он поровну делит ответственность, достижения и порицание. Это, пожалуй, самое «стрессовое» лидерское качество, однако чем больше зона ответственности человека — тем больше сфера его влияния. Да, приходится отвечать за свои решения, особенно непопулярные, отстаивать членов команды и держать обещания; в награду лидер получает доверие от руководства и подчиненных, а значит — свободу, чтобы найти самый эффективный путь к цели. И этот навык — не данность свыше, его тоже можно развить!

Читайте также:  Daewoo nexia способы установки фильтров

Как прокачать ответственность

Нассим Николас Талеб «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни»

Джон Миллер «5 принципов проактивного мышления»

Брегман Питер «Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других»

Далио Рэй «Принципы. Жизнь и работа»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Возьмите в привычку «правило одной минуты»: прежде чем отреагировать на негативное событие, проявите самообладание и подождите 60 секунд. И прежде чем говорить самому, выслушайте другого.

Доверяете ли себе? Подумайте, в каких сферах вы не спрашиваете чужих советов, а какие сферы заставляют чувствовать себя неуверенно и сомневаться. Пробуйте делать выбор в таких сферах самостоятельно и наблюдать за последствиями, двигаясь в сторону уверенности.

Вспомните свои крупные неудачи, когда вы понесли ответственность. Как вы пережили последствия? Насколько они кажутся страшными сейчас? Подумайте, что лучше всего помогает вам пережить неудачу.

Спросите себя: что от меня зависит, а что — нет? Напишите список того, что прямо сейчас зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит.

Как компании управляют лидерством

Понятно, что нанять сильного лидера в свою компанию — это затратно и по ресурсам, и по времени, поэтому многие организации стремятся воспитать собственных лидеров. Это отличная возможность и для сотрудника, потому что при поддержке со стороны компании профессиональный рост будет быстрее — таким образом, выиграют все.

Приведу пример управления лидерством в нашей компании. Вот как мы развиваем сотрудников МойОфис:

Выявляем лидеров. Прежде всего мы находим среди новых и текущих сотрудников тех, кто имеет склонности к лидерству и, что немаловажно, сам хочет расти. Иногда достаточно просто послушать коллег и обратить внимание на имена, которые они неоднократно произносят в положительном контексте, на ситуации, где тот или иной сотрудник вызвал уважение при решении задачи или поиске выхода из сложной ситуации. Скорее всего именно этот человек будет по факту лидером, которого и стоит развивать.

Налаживаем коммуникацию с коллегами. Еще один важный этап — получение отзывов и обратной связи от сотрудников, в чем их потребности, мотивация, пожелания. Мы не только наблюдаем, но и используем разные инструменты: опросы, интервью с экспертами, встречи 1-to-1 с руководителями, а также проводим ревью. И уже на основе обратной связи можем увидеть, кто готов помогать и вдохновлять коллег, что хотелось бы развивать и в чем коллеги сильны.

Создаем условия для развития лидерских качеств. В начале 2020 года мы запустили «Хаб Знаний» — центр организации обучения МойОфис. Одна из его задач — помогать компании развивать специалистов. Коллеги из центра «Хаб Знаний» помогают и организуют семинары, стратегические сессии и встречи, на которых команда может обмениваться опытом, узнавать новое, причем знаниями делятся как внутренние эксперты, так и приглашенные специалисты. Недавно мы начали развивать практику работы с внутренними спикерами. Каждый желающий может заявить о себе, подготовиться к выступлению, и мы готовы обеспечивать в этом посильную помощь. Также у коллег есть возможность стать наставником для новых сотрудников и провести их через непростой процесс адаптации.

Даем возможность получить дополнительное образование. Для сотрудников, которые могут и хотят расти, мы разрабатываем индивидуальный план развития, в который включены курсы и события, нацеленные на ключевые компетенции роста. Обязательным шагом для старта программы является готовность учиться. Прежде чем идти дальше, сотрудник должен пройти внутреннюю сертификацию на знание наших процессов и продуктов.

Как видите, людей с лидерским потенциалом мы холим и лелеем 🙂 Если вам интересно развитие и работа в МойОфис, посмотрите наши открытые вакансии — будем рады обсудить сотрудничество.

Главное — делать!

Развитие системных качеств, которые я описала, значительно продвинет вас на пути к лидерству. Главное — выбрать для себя подходящие материалы и взяться за работу, чтобы не получилось как в шутке «каким крутым специалистом я бы стал, если бы изучил всё сохраненное!» Кстати, если в процессе чтения этого поста вы вспомнили другие книги или курсы, пишите в комментариях: я дополню пост, и Хабрасообщество скажет вам «спасибо».

Источник

Оцените статью
Разные способы