МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ (МООК) «ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ»
Лекция 2 «Цели воспитательной деятельности и способы ее достижения»
Часть 1 «Целеполагание в воспитательной деятельности»
Очевидно, если мы не представляем четко, куда мы идем, мы никогда не достигнем своей цели. Так уж устроен человек, и это – банальная истина. Однако, определить цель своей деятельности не так просто, если речь идет не просто о воспитании (хотя и этого уже было бы достаточно), а о воспитании на конкретном уроке, или, как минимум, в рамках некоторой учебной темы. Можем ли мы, определяя искомую цель, выбрать один из личностных результатов образования, сформулированных в Федеральном образовательном стандарте? Давайте попробуем… Например: «Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде». Очевидно, что этот результат не может быть целью (результатом) одного или даже нескольких уроков истории. Добавим – и не должен – это не цель и не результат урока, а один из результатов, достигаемых в ходе всего школьного образования. Однако, цель урока должна быть так или иначе связана с одним из результатов образования, предписанных ФГОС. Как этого добиться? Выбрав для примера один из результатов (в ФГОС ОО он является вторым в числе личностных результатов) для начала разделим его на «неделимые» составляющие, т.е. такие результаты, которые могут быть самостоятельными, или, как сказали бы философы, характеризуются собственной качественной определенностью… Получаем:
Л.2.1. Формирование ответственного отношения к учению.
Л.2.2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Л.2.3. Формирование мотивации к обучению и познанию.
Л.2.4. Обеспечение осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов.
Л.2.5. Ориентирование в мире профессий и профессиональных предпочтений.
Л.2.6. Формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
В этом варианте рассматриваемый (в качестве примера) личностный результат образования стал более технологичным с точки зрения постановки цели и стал похож на перечень более мелких результатов, которые могут быть достигаемы в ходе одного или нескольких уроков. Достигаемы, но не достижимы. Действительно, мы можем достаточно адекватно спланировать действия наши и наших учеников, которые будут способствовать, например, «формированию готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию». Этому будет способствовать, в частности, просьба подготовить доклад или просто выполнение самостоятельного задания на уроке. Но можем ли мы сказать, что до начала урока наши ученики не обладали способностью к саморазвитию, а в ходе урока ее обрели? Очевидно – нет! Более того, даже после окончания школы мы будем сомневаться, сформировали ли мы эту способность у наших учеников В ПОЛНОЙ МЕРЕ? Значит, цель урока должна быть другой.
Чтобы определить, какой должна быть цель урока, воспользуемся распространенной в мире системой требований SMART к формулированию цели. С позиций этих требований цели должны быть:
1. Конкретными (Specific) – четкими и ясными в отношении того, что должно быть достигнуто. Это означает, что ученики (и само собой учитель) должны четко видеть, что мы получим в результате урока.
2. Измеримыми (Measurable) – указывать единицы измерения успеха. Иными словами мы должны иметь однозначную возможность оценить, достигли ли мы поставленную цель, и желательно сделать это в количественных показателях (баллах, процентах и т.п.).
3. Согласованными (Agreed) – с заинтересованными сторонами, и значит – актуальными, соответствующими потребностям учеников, родителей и общества в целом, отвечающими на вопрос: «Для чего это нужно?».
4. Реалистичными (Realistic) – согласованными с другими целями и обеспеченными ресурсами, или, иными словами, достижимыми, поддерживаемыми всем предыдущим ходом событий и связанными с последующим.
5. Определенными во времени (Timed) – ограниченными временными рамками. То есть – цели урока должны быть достигнуты в ходе урока, и уж никак не через 10 лет после окончания школы.
Это универсальные (в основе) требования SMART, применяемые для самых различных областей. Дополним их еще двумя требованиями, имеющими прямое отношение к сегодняшней системе образования. С этих позиций цели должны быть:
6. Сформулированными с позиций ученика. Иначе мы, учителя, будем добиваться собственных целей на глазах своих учеников и гордиться – как у меня хорошо получился урок. А у учеников он получился?
7. Сформулированными в деятельностном формате. Причем опять-таки с позиций ученика – что сможет делать ученик в результате урока из того, что он не мог делать до этого.
Сформулировать цель с учетом всех обозначенных требований очень непросто. Но, поверьте, если у Вас это получится, то Вы без особого труда подберете всё остальное, необходимое для достижения продуманной цели…
Информационные ресурсы к части 1:
Задание к части 1:
1. Соотнесите содержание трудовой функции «Воспитательная деятельность» в «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ от 18 октября 2013 года n 544н)» с образовательными результатами федерального образовательного стандарта основного общего образования.
2. На основе этого соотнесения составьте таблицу и разместите ее для обсуждения на форуме.
Трудовые действия по:
Педагог (педагогиче ская деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Источник
Основные способы достижения целей воспитательной системы
Программы дополнительного образования:
Педколлектив гимназии наиболее оптимальным, на сегодняшний день, считает личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе, который способствует раскрепощению в каждом учащемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
Позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности как отдельного ребёнка, так и школьного сообщества в целом в форме диалога и творчески как для педагога, так и для ученика – деятельностный подход.
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является укрепление школьных традиций. Системно-деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в областных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
Средовый подход в воспитательной деятельности заключается в организации взаимодействия школы со средой, использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.
Цель воспитательной работы школы
Воспитание образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.
Задачи воспитательной работы школы
1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа.
2. Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.
3. Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
4. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование сознательного отношения к своему здоровью.
6. Использование всевозможных средств воспитания общей культуры учащихся, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
7. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и с их семьями. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения образовательных проблем.
Конечной целью всей работы школы является воспитание человека, востребованного современным обществом, черты которого отражает идеальная модель выпускника основной школы, разработанная коллективом школы.
Модель выпускника школы.
· уважение и защита прав человека и его основных свобод;
· признание свободы мысли, совести;
· осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
· восприятие человеческой жизни как главной ценности;
· стремление к здоровому образу жизни.
· умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
· умение решать конфликты ненасильственным путем;
· умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
· умение использовать механизмы защиты прав человека.
· знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;
· навыки аналитического и критического мышления;
· способности к активной умственной деятельности.
· этическая и эстетическая культура;
· художественно-творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне.
· способность к самоопределению и самореализации;
Технологии реализации воспитательной системы
Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:
· Традиционные общешкольные мероприятия
· Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах
· Организация дополнительного образования
· Диагностика и мониторинг
· Организация взаимодействия семьи и школы
· Организация взаимодействия школы со средой
· Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само — воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления. Взаимодействие детей и взрослых реализуется через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение.
Особенности управления воспитательной системой
Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.
Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:
· целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
· оптимальная расстановка кадров;
· формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;
· качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;
· активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.
В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.
Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:
· принцип уважения и доверия;
· принцип индивидуального подхода;
· принцип коллективного принятия решений;
· принцип личностного стимулирования.
Администрация в лице директора руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.
Основные способы достижения целей воспитательной системы
Воспитательная система школы включает 10 направлений деятельности:
Изучение личности учащихся
Изучение интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка.
Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей.
Выпуск газет и плакатов
Интеллектуально — познавательные игры
Посещение библиотечных уроков
Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведения
День защитника Отечества
Международный женский день 8 марта
Мероприятия на оздоровительной площадке
Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.
Встречи с ветеранами ВОВ и горячих точек
Помощь пожилым людям
День защитника Отечества
Акция «Дари добро людям»
Экскурсии учащихся в музеи Изучение истории своей семьи, села, школы, государственных символов РФ
Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Выставка предметов быта, русского наряда, декоративно-прикладного творчества;
Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикаций
Беседы эстетической направленности
Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся.
Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей
Участие в соревнованиях различного спортивного уровня
Внутришкольные спортивные соревнования
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
Пропаганда здорового образа жизни
Охрана жизни и здоровья учащихся
Мероприятия по правилам ПДТТ
Медосмотр и наблюдения состояния здоровья учащихся
Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности в трудовых отношениях.
Благоустройство пришкольной территории
Летняя трудовая практика учащихся
Изготовление кормушек для птиц
Работа на пришкольном участке
Профилактика правонарушений и экстремизма
Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия.
Составление социальных паспортов
Работа Совета профилактики правонарушений
Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»
Мероприятия тематической направленности
Профилактические беседы с учащимися
Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся
Встреча с инспектором ПДН
Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании
Работа с родителями и общественностью
Включение в воспитательный процесс родителей и общественности
Работа с родителями и общественностью
Включение в воспитательный процесс родителей и общественности
Одним из важнейших направлений деятельности школы является гражданско-патриотическое и духовно — нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Школа работает по программе патриотического воспитания «Россия – моё Отечество».
Формирование нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из главных задач процесса его восхождения в различные структуры жизни общества, и это интуитивно чувствуют старшеклассники. Поэтому в школе сейчас необходимо уделять первостепенное внимание нравственному воспитанию, особенно важно это для учащихся 7-9 классов.
По опросам родителей и по нашим собственным наблюдениям, количественным и качественным диагностикам можно сделать вывод о том, что наши учащиеся отличаются более высоким уровнем воспитанности и мотивацией к обучению. Учащиеся школы бережно относятся к школьному имуществу, наводят порядок в классах и на пришкольном участке, участвуют в субботниках.
В школе проводятся единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах профилактической направленности.
Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма и терроризма:
классные часы с учащимися: «Давайте дружить народами», «Богатое многообразие мировых культур», «Все мы такие разные, но все мы заслуживаем счастья»;
классные родительские собрания: «Современные тоталитарные экстремистские секты и организации религиозной направленности»;
рейдовые мероприятия с участием педагогов: «Профилактика и разрешение конфликтов».
По результатам анкетирования:
· 80 % учащихся школы считают, что овладели навыками толерантного поведения, установили толерантные взаимоотношения с семьёй и социумом;
· 100% — не разделяют идейных взглядов экстремистских группировок, осуждают их деятельность.
Уделяется большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Предметные недели охватывают практически всех детей, которые принимают участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турнирах, олимпиадах и др.
Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при проведении традиционных праздников:
— Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов, родители, гости. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.
— концерт , посвященный Дню Учителя.
— Новогодняя сказка – это, наверное, самый любимый праздник детей и взрослых
— Фольклорный праздник Масленица — цель которого заключается в развитии у школьников интереса к русским народным традициям, формировании уважительного отношения к фольклорному богатству.
— День здоровья . Цель проведения «Дня здоровья» снятие статической и психологической усталости, накопившейся за период учёбы, создание общественного мнения о значении здоровья в жизни современного человека; формирование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
— Праздник Последнего звонка — яркое и значимое событие в жизни школы, праздник выпускников, на котором подводятся итоги школьной жизни, награждаются лучшие ученики.
Наличие в школе печатного издания «Калейдоскоп» — это прекрасная возможность для творческих пишущих ребят размещать свои произведения на страницах школьной газеты. Все статьи посвящены наиболее значимым и ярким событиям школьной жизни.
Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Школа и семья — два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе ведётся работа с родителями. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты):
«Как живёшь семья?»
«Семейный кодекс РФ о защите прав несовершеннолетних».
Тематика родительских собраний иногда предлагалась самими родителями: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Наши трудные дети», «Вредным привычкам скажем «Нет»» на которых обсуждались:
-проблемы воспитания в семье трудного ребёнка и поиск их решения;
-пополнение знаний родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ, наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков;
-развитие самосознания родителей и педагогов, коррекция позиций педагогов по отношения к ученикам и родителям.
Традиционными в школе стали мероприятия с участием родителей. Среди мероприятий необходимо отметить такое, как «Моя семья», где учащиеся вместе со своими родителями рассказывали о семейных традициях, увлечениях. Такие мероприятия способствуют сплочению семей, укреплению взаимопонимания между родителями, детьми и школой.
Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
— анкета «Изучение уровня воспитанности учащихся» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой;
— анкета «Наши отношения» Л.М. Фридмана
— тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой;
— методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;
— методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;
— методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
— комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;
Классный руководитель, как и прежде, остаётся одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребёнка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений.
В нашей школе классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересна как для младших, так и для старших учащихся. Проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители участвуют в работе как консультанты разновозрастного коллектива, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.
Управление образовательным учреждением как воспитательной системой
Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым её компонентом в отдельности с учётом его своеобразия.
Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: УС школы, классы, кружки, детские общественные организации, методическое объединение классных руководителей, родительские комитеты классов.
Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность.
Планирование процесса воспитания
Планирование в школе осуществляется на основе Концепции воспитательной системы с учётом традиционно сложившихся мероприятий, возможностей школьного коллектива. Вся деятельность планируется в соответствии с календарными датами и мероприятиями, проводимыми ежегодно в течение длительного периода. Кроме того, учитывается и тематика календарного года, по которому также планируется работа на год с оформлением материала в отчётную папку. Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для школы в целом и для каждой класса, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация преподавателей, особенности контингента детей.
План может корректироваться и дополняться в соответствии с мероприятиями, проводимыми в городе.
Классные руководители составляют план работы с коллективами в соответствии с общешкольным планом, интересами учащихся и возможностями педагога. В план включаются общешкольные мероприятия, традиционные дела класса, классные часы, коллективно-творческие дела. Учащиеся заранее обдумывают, а затем предлагают интересующие темы, дела на четверть. Классный руководитель помогает определить вид деятельности, форму занятий, назначить ответственных, пригласить гостей и назначить сроки проведения классного мероприятия.
В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности образовательного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с классными руководителями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.
Организация работы педагогических кадров
Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники. В школе налажено взаимодействие классных руководителей, учителей предметников, социально – психологической службы, библиотекаря. Эти связи необходимы при качественной подготовке и проведении мероприятий, выходящих за рамки классного дела, подготовке к конкурсам, проведении внеклассных мероприятий.
Все вопросы, связанные с осуществлением воспитательной работы выносятся на совещания при заместителе директоре по ВР и МО классных руководителей. На заседания МО выносятся выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым даются определённые рекомендации. Помимо выступлений проводится обзор новой методической литературы и достижений педагогической науки, решаются текущие вопросы. На заседании обсуждаются результаты посещения открытых внеклассных мероприятий.
Методическое объединение классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей.
Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализация её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, владеть современными методами воспитания детей.
Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определённом направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:
· Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
· Поощрений в соответствии с результативностью труда;
· Применение стимулирующего характера контроля;
· Осознание своей позиции, значимости в результате обобщения педагогического опыта, проведение открытых внеурочных дел, участие в семинарах, педсоветах.
· Участие в конкурсе «Учитель года».
Практика проведения данных мероприятий в школе активно развивается. Конкурс «Учитель года» с первых лет своего зарождения является инструментом строгой оценки профессионализма учителя. Педагоги нашего коллектива являются участниками, в том числе и победителями конкурса «Учитель года». Целенаправленная работа по подготовке и участию в муниципальных и областных конкурсах позволяет достигать результатов, способствует повышению качества образования в школе.
Контроль процесса воспитания
Контроль в школе – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно — образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава школы и Программы развития школы.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе тематического контроля, который направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон воспитательного процесса и выработку ре комендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон воспитательного процесса, изучить его, объек тивно оценить.
В начале учебного года составляется план – график внутришкольного контроля, который охватывает всех участников воспитательного процесса, в котором указывается объект контроля, тема контроля и цель. Составные части внутришкольного контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.
В течение года один раз проверяются планы классных руководителей. На педсовете в августе подводятся итоги воспитательной работы за год в школе и на педсоветах по результатам каждой учебной четверти классные руководители делают анализ в каждом классе. Регулярно проверяется качество проведения классных часов, классных мероприятий путём их посещения. Итоги обсуждаются на МО классных руководителей, совещании при директоре.
Наша концепция воспитания предполагает создание условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Таким образом, наша школа – общеобразовательное учреждение, направляющее свою деятельность на формирование образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.
Источник