Основные способы чтения статья учебника

Статья по литературному чтению на тему «Виды чтения»

Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, который входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает письменную форму общения.

Чтение имеет большое познавательное, воспитательное, общеобразовательное и практическое значение, особенно для развития профессиональной компетенции. В связи с этим повысились требования к содержанию учебных текстов:

познавательная ценность и научность содержания текстов, профессиональная ориентация;

соответствие содержания возрасту и интересам учащихся, уровню их обученности, интеллектуальным и познавательным запросам

Задачи обучения чтению, как самостоятельному виду речевой деятельности, заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения. Долгое время в школе при проверке техники чтения у обучающихся большое внимание уделяли его технической стороне, акцентируя внимание на скорости. Но главное в чтении не темп, а уровень осознанности того, что читает ребёнок или взрослый.

Учёные, исследовавшие чтение, пришли к выводу, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.

Выделяют следующие основные виды чтения:

ознакомительное чтение . Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное — это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Главное — это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу, текста — какую информацию он дает, и какие мысли являются наиболее важным.

просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию, не затрачивая при этом много времени на чтение ).

При просмотровом чтении читатель собирает информацию о теме и круге вопросов, полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов, и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста — лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.

Необходимо научить читателя обращать внимание на:

Заголовок текста (книги).

Иллюстрации ( для ребёнка ученика очень важно ).

Иногда на выходные данные (где и когда она издана, важная информация при выборе научно-познавательной литературы).

Умения ребёнка для просмотрового чтения

Быстрый темп чтения, то есть скорость чтения «про себя» должна быть высокой

Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.

Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.

Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.

Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.

Чем шире словарный запас ребёнка, тем легче находить нужную информацию, используя просмотровое чтение.

изучающее чтение . Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

Чтение художественной литературы способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны, развивает аналитическое мышление. Чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления.

Читайте также:  Болгарский способ набора петель спицы

поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.

При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

1.Чтение — не только средство обучения языку, но и самостоятельный вид речевой деятельности. Поэтому нельзя его подчинять устной речи, нужно отдельно учить пониманию текста.

2.Процесс обучения чтению складывается из обучения разным видам чтения.

3.Для каждого вида чтения необходимо развивать соответствующие умения.

4.Обучать чтению необходимо, применяя соответствующие упражнения: время, отводимое на их выполнение, постоянно сокращается.

5. Умение выделить из текста наиболее важные элементы – основа обучения чтению. При этом необходимо знание структурно — смысловой организации текста.

Для усовершенствования техники чтения необходима постоянная практика — нужно читать как можно больше разнообразных текстов, а заодно осваивать все виды чтения.

Источник

Урок русского языка в 10 классе»Основные виды чтения»

Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Основные виды чтения.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомиться с приемами чтения текста и научиться использовать эти приемы в практической работе.

Предметные: научиться раскрывать, осмысливать и анализировать тему текста; работать с текстом; доказывать свою точку зрения.

Метапредметные: развивать речевую культуру учеников; память; развитие логического мышления.

Личностные: прививать любовь к чтению, воспитывать чувство доброты, совести и отзывчивости.

Методы урока: аналитический, показательный, диалогический.

Оборудование: учебник, таблицы, тексты.

1.Орг. момент. Приветствие.

2.Обоснование темы и постановка цели урока:

Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.

Эдмунд Берк сказал: « Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью»

Как этот эпиграф связан с темой урока?

(слайд 2) Число. Тема урока.

Сформулируйте цель нашего урока.

Цель урока: познакомиться с приемами чтения текста и научиться использовать их в практической работе.

— А для чего нам нужны такие навыки?

— Во-первых, нам нужно это для того, чтобы успешно писать сочинения на последующих занятиях по русскому языку ,анализировать поэтические или прозаические произведения по литературе.

3.Актуализация опорных знаний

Что такое текст?

(слайд 4) Текст(от лат. textum -связь, соединение) Последовательность знаковых единиц, объединенных смысловой связью.

-Грамматическая связь между частями.

-Тематическое и композиционное единство его частей. ( слайд 5)

Как часто мы встречаемся с текстом в повседневной жизни и где?

(Слайд 6) смс – сообщения, объявления, текст книги, сочинение.(картинки)

Всегда ли мы читаем правильно?

4.Изучение новой темы урока

1. Откройте учебник на стр 71-72,с помощью данного теоретического материала составьте кластер, который бы отражал информацию по теме данного урока.

Поисковое просмотровое ознакомительное изучающее

Нахождение общее представление извлечение проникновение

основной в смысл, анализ

Вывод: какие приемы использует читатель до чтения книги? По ходу чтения текста?

(просмотровой, ознакомительный, поисковый, изучающий)

5.Закрепление изученной темы

Давайте научимся использовать изученные приемы в практической деятельности.

На столе у вас текст. Скажите, какой первым прием чтения будете использовать?

Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.
И сказал тогда Орел воробьям:
– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
– Короткое крыло – низкий полет.
А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Читайте также:  Разные способы развивать память

Посмотрите задания к нему. (Какой прием)

2.Какую тему поднимает автор в тексте?(смысл жизни)

3. Определите стиль (Художественный)

4.Жанр этого текста? (сказка-притча)

Слайд 8 (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)

– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.

Слайд 9 Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят.

Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

6.Самостоятельная работа учащихся в группах (анализ текста)

— Итак, сейчас вы будете работать в группах, выполняя свое задание. Время для выполнения –6 мин.

Задания для 1 группы

1. Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.

2. Что вы можете сказать о героях притчи? (Орел)

Задания для 2 группы

1. Какими свойствами наделены герои притчи? Как называется этот прием?

2. Что вы можете сказать о героях притчи? (Воробьи)

Примерные ответы на предложенные вопросы.

Условно в тексте можно выделить 5 микротем

1.«И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи. »

2.«Окинул Орел своим зорким оком окрестность. но нашел я не птиц, а существ с крыльями. »

3.«. возмутились такими речами воробьи. »
«короткое крыло – низкий полет»

4.«. снова вернулись воробьи к своим гнездам. и снова защебетали. »

5. «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».

Аллегория. Герои притчи наделены человеческими свойствами.

Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом

Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце

Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят.

Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

На данную мораль у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что..

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать,
И подарить его людям.

Каждый человек делает свой выбор: как пройти свой жизненный путь. И перед каждым из вас этот выбор тоже встанет. Я желаю вам сделать его правильно.

Какие приемы чтения вы использовали на уроке?

Читайте также:  Водяное отопление способы монтажа

В чем польза урока для вашей жизни?

Напишите сочинение-размышление на одну из предложенных тем:

1. «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем».

Источник

Основные способы чтения статья учебника

Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. Рекомендуется классифицировать тексты, предназначенные для прочтения, в зависимости от цели чтения. В наиболее общем виде такая классификация выглядит следующим образом:

1) тексты, которые необходимо подробно изучить;

2) тексты, с которыми следует ознакомиться;

3) тексты, из которых нужно выбрать определенную информацию.

Необходимо отметить, что отнесение текста к той или иной группе зависит не от его стилистической и жанровой принадлежности, а определяется исключительно прагматической установкой человека.

Например, если статью из популярного журнала необходимо детально изучить, чтобы использовать содержащиеся в ней данные при составлении обзора или реферата, то эта статья будет отнесена к 1-й группе; если журнал читается в развлекательных целях, то та же статья будет отнесена ко 2-й группе; и наконец, если вам сообщили, что в данной статье содержатся некоторые интересующие вас сведения (например, статистические данные), то ее следует отнести к 3-й группе.

Способы, или виды, чтения – это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп. Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач чтения. Выделяют следующие основные способы чтения.

1. Углубленное чтение. При таком чтении необходимо понять, какую проблему решает автор, каковы его точка зрения и выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. При этом обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате текст должен быть полностью усвоен, вся информация должна быть переработана. Необходимо постараться запомнить основную часть текста, чтобы впоследствии ею можно было воспользоваться.

Чтобы глубоко и подробно усвоить текст, рекомендуется уяснить:

3) основные выводы автора.

Иногда такой способ чтения называют аналитическим, изучающим, творческим и т. п. Такой способ применяется при чтении текстов 1-й группы – обычно это учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике.

При углубленном чтении рекомендуется использовать специальные правила работы с текстом, т. е. интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения (см. далее).

2. Ознакомительное чтение. Цель такого способа чтения – общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне – как правило, только основной информации.

При таком способе чтения достаточно уяснить, какие существенные факты содержатся в тексте. Кроме того, следует запомнить выходные данные текста, т. е. где и когда он опубликован.

Ознакомительное чтение используется при чтении текстов 2-й группы – обычно это тексты публицистического стиля (газетные и журнальные статьи), а иногда и художественная литература.

3. Выборочное чтение. Если в тексте вас интересует какая-то вполне определенная информация (например, статистические данные, описание какого-то события и т. п.) или новизна приводимых сведений, то следует использовать выборочное чтение. При этом можно не анализировать все содержащиеся в тексте факты – достаточно понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в таком тексте.

Такой способ применяется при чтении текстов 3-й группы – это могут быть тексты любого жанра и стиля: научного, официально-делового, публицистического, художественного.

4. Чтение-просмотр. Одной из разновидностей выборочного чтения является чтение-просмотр, которое используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие (выбираются наиболее важные положения автора) заключение. Цель такого чтения – определение того, следует ли купить эту книгу, заказать в библиотеке, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т. п.

6. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Технике такого чтения обучают в Школе быстрого чтения Олега Андреева, а также в Школе рационального чтения (см. список литературы).

Источник

Оцените статью
Разные способы