- Смысловой анализ предложения
- Общее представление о смысловом анализе предложения
- Актуальное членение предложения как основной способ смыслового анализа предложения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Порядок слов как фактор проведения смыслового анализа предложения
- Основные способы анализа предложений
- Синтаксический разбор предложения
- Что такое синтаксический разбор предложения?
- Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
- Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
- Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
Смысловой анализ предложения
Вы будете перенаправлены на Автор24
В истории синтаксической науки сложилось два подхода к анализу предложения – формально-грамматическое и смысловое членение. Последний подход в языкознании принято называть смысловым анализом предложения.
Общее представление о смысловом анализе предложения
Смысловой анализ предложения представляет собой определение лексико-семантической структуры предложения. Начало смыслового анализа предложения состоит в анализе реальной семантики лексических единиц, которые составляют предложение.
Из логики в языкознание привнесены понятия диктума и модуса.
Диктум представляет собой объективную ситуацию, которая отражена в предложении. Модусом же называют вносимые говорящим в предложения субъективные оттенки. Диктум и модус являются основными терминами в рамках семантического синтаксиса.
Однако до сих пор сохранилась трудность их определения. Она заключается в том, что рассматриваемые в процессе смыслового анализа предложения вопросы объективности и субъективности и соответствующие им вопросы истинности и ложности предложения скорее относятся к философии, а не к языкознанию.
Кроме проблем диктума и модуса к сфере, которая непосредственно связана со смысловым анализом предложения, относится вопрос о пресуппозиции. Пресуппозиция представляет собой тот компонент смысла, который позволяет воспринять предложение либо как истинное, либо как ложное.
Таким образом, прежде, чем приступить к реализации смыслового анализа предложения, необходимо быть вооружённым рядом лингвистических понятий и принципов. Это позволит исследователям сделать грамотные и обоснованные выводы о семантической сущности предложения.
Актуальное членение предложения как основной способ смыслового анализа предложения
В современном языкознании существует несколько способов смыслового, или семантического (лексико-семантического), анализа предложения. Одним из таких способов является актуальное членение предложения (этот термин впервые был использован и введен чешским языковедом В. Матезиусом). Сущность актуального членения состоит в том, что в предложении, точнее в высказывании, выделяется две части:
Готовые работы на аналогичную тему
- часть, содержание которой известно не только говорящему, но и его собеседнику, то есть она является исходной частью сообщения; эту часть высказывания называют данным, или темой высказывания;
- часть, в которой заключено основное содержание высказывания, то есть то, что говорящий считает нужным сообщить своему слушателю, собеседнику, читателю; эту часть высказывания называют новым, или ремой.
Основное отличие актуального членения от традиционного разбора по членам предложения заключается в содержании самой процедуры анализа и в его результатах. Разбор по членам предложения – это в высшей степени формальный анализ, который никак не связан с содержанием предложения. Наглядно это было показано в своё время известным российским и советским лингвистов, академиком Л.В. Щербой.
Он это продемонстрировал на примере сочетания слов, которые лишены какого-либо смысла, хотя и связаны синтаксической связью: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». В этом «предложении» все слова придуманы его автором (кроме союза «и»). Несмотря на это, оно легко поддаётся разбору по членам предложения и по частям речи. Но о чем и о ком говорится – сказать нельзя. Нельзя в этом квази-предложении выделить тему и рему.
Рассмотрим другое предложение: «Этому мальчику пошел третий год». С известной долей уверенности можно предположить, что в предыдущем предложении речь шла о мальчике. Это подтверждается местоимением, которое указывает на лицо, известное и говорящему, и его собеседнику. Значит, словосочетание этому мальчику – тема, остальная часть, в которой говорится о возрасте мальчика, – рема.
Формально в приведенном предложении выделяются главные и второстепенные члены предложения. Главные члены образуют основу предложения – «год пошел», что обозначается как «N1 Vfin». Второстепенные члены являются распространителями или предложения в целом – мальчику или отдельных его лексем – этому, третий. Модель предложения, которая отражает его формальную структуру, можно представить следующим образом: «PronN3 VfinAdjN1».
Порядок слов как фактор проведения смыслового анализа предложения
Смысловая структура предложения зависит от порядка слов. Порядок слов определяет смысл предложений. В каждом конкретном случае порядок слов зависит как от грамматической природы слов в предложении, так и от смысла всего предложения, который, в свою очередь, регулируется предыдущим и последующим предложениями.
В нейтральных высказываниях, которые строятся по принципу «от известного к неизвестному», тема предшествует реме. В экспрессивных, стилистически отмеченных высказываниях, наоборот, рема предшествует теме. Граница между темой и ремой отмечается самой большой паузой. В высказывании «Петр / учится в университете» тема сообщения – «Петр», если раньше говорилось о Петре или если это высказывание представляет собой ответ на вопрос: «Чем занимается Петр?». Но слово «Петр» может быть и ремой, если в предыдущей части текста говорилось об университете. Ремой оно может быть и в том случае, если это высказывание является ответом на вопрос: «Кто учится в университете?». Тогда естественно такое построение высказывания: «В университете / учится Петр» или «В университете учится / Петр».
Как видно из материала, которой проанализирован в этой статье, аспекты смыслового и формально-грамматического анализа предложений по большей части не совпадают друг с другом. Это вполне естественно, поскольку в основе каждого из этих подходов лежат принципиально разные научные принципы.
Источник
Основные способы анализа предложений
Лекция 10. Методы анализа языка на уровне предложения.
1. Логико-синтаксический метод
Методы и приемы синтаксического анализа языка складывались в течение длительного времени. Раньше других определились они в рамках так называемого логико-грамматического направления. И это естественно, поскольку синтаксическая наука в целом формировалась с опорой на логику. Первые опыты синтаксического анализа представляют собой попытки перенести понятия логики на грамматику, синтаксис. Так появляются синтаксические понятия предложение, подлежащее, сказуемое, параллельные логическим понятиям суждение, субъект, предикат и ориентированные на них. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к тому, как эти понятия определялись: 1) «Предмет, о котором мы судим, называется подлежащим. «; 2) «То, что мы думаем или судим о предмете (о подлежащем), именуется сказуемым. «; 3) «Присоединение сказуемого к подлежащему именуется суждением»; 4) «Суждение, выраженное словами, есть предложение. Отчетливо принципы и содержание этого метода, получившего впоследствии название логико-синтаксического, были сформулированы в России в середине XIX в. Большой вклад в разработку логико-синтаксического метода в русском языкознании внесли профессор Н.И.Греч, академик И.И.Давыдов, академик Ф.И.Буслаев. Из западноевропейских ученых наиболее влиятельным был профессор К.Беккер, который и считается основоположником логико-грамматического направления в изучении языка.
В своем практически-школьном применении смысл и содержание логико-синтаксического метода сводятся к следующему:
- предполагается, что предложение состоит, складывается из отдельных членов;
- члены предложения по их конструктивному и семантическому весу неоднородны;
- сами принципы распознавания второстепенных членов предложения оказались неясными и расплывчатыми;
- оставались не до конца выявленными конструктивные возможности главных и второстепенных членов предложения. Ср., напр., конструктивную роль тех и других в следующем предложении: В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его крестник, арап Ибрагим (А.С.Пушкин. Арап Петра Великого).
Несмотря на эти существенные недостатки, логико-синтаксический метод сыграл важную положительную роль в истории языкознания и продолжает оставаться действующим и поныне.
2. Формально-грамматический метод
Формальный подход к анализу синтаксических явлений (шире-грамматических в целом) в русском языкознании справедливо связывают со школой академика Ф.Ф.Фортунатова. Однако на этом основании саму эту лингвистическую школу нельзя квалифицировать как сугубо формальную, поскольку к ней относятся довольно разные ученые, имеющие свои оригинальные синтаксические концепции. Достаточно назвать имена хотя бы таких ученых, как А .А.Шахматов, А.М.Пешковский, М.Н.Петерсон, столь мало похожих по их синтаксическим концепциям, хотя все они в том или ином отношении развивали идеи их общего учителя — Ф.Ф.Фортунатова.
Формально-синтаксический метод наиболее последовательно реализован в работах М.Н.Петерсона.
М.Н.Петерсон вслед за Ф.Ф.Фортунатовым исходил из того, что предметом синтаксиса является словосочетание. Отсюда задача синтаксиса отдельного языка, по М.Н.Петерсону, сводится, во-первых, к описанию всех типов словосочетаний и их функций, что составляет предмет описательного синтаксиса; во-вторых, к «определению происхождения типов словосочетаний и соединений словосочетаний, определению их основных функций» в истории языка.
Непосредственное содержание описательного синтаксиса русского языка складывается, согласно М.Н.Петерсону, из двух разделов: 1) описания соединений слов (т.е. словосочетаний) и 2) описания соединений словосочетаний.
Однако следует заметить, что у М.Н.Петерсона остается неочерченным место однословных предложений, поскольку синтаксис определяется им как наука о словосочетаниях.
3. Синтагматический анализ предложения
Синтагматическое изучение речи как самостоятельный тип синтаксического анализа предложения утверждается в основном в XX веке, хотя как прием стилистического рассмотрения языка восходит к традициям античности.
Основной единицей синтагматического анализа является синтагма, что в переводе с греческого значит вместе построенное.
Синтагма как синтаксический термин появляется, по свидетельству В.В.Виноградова, почти одновременно в русском и западноевропейском языкознании, но в различных значениях, идущих соответственно от И.А.Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра. Различные толкования понятия синтагма обусловливают то, что перед синтагматическим анализом в русской и западноевропейской лингвистических традициях ставились совершенно несхожие задачи. Поэтому следует говорить, в сущности, о двух типах синтагматического анализа: 1) о типе, восходящем к идеям И.А.Бодуэна де Куртенэ и Л.В.Щербы, и 2) о типе, восходящем к идеям Ф. де Соссюра. Рассмотрим их по отдельности.
В русском языкознании, как уже отмечалось, термин синтагма был введен в научный оборот И.А.Бодуэном де Куртенэ, который определял синтагму в противоположении лексеме: синтагма — это элемент связной речи, в то время как лексема — это совокупность соотносительных форм языка и внутренне связывающих их значений. Так, предложение Клин клином вышибай включает в себя три синтагмы, но две лексемы — клин и вышибать; предложение Едет беда на беде, беда бедой погоняет состоит из шести синтагм, а лексем -три, не считая служебного слова на, не образующего синтагму.
Учение Ф. де Соссюра о синтагме, его методика синтагматического членения применительно к русскому языку наиболее последовательно реализованы в работе С.О.Карцевского «Повторительный курс русского языка».
Синтагма, по С.О.Карцевскому, — это комбинация определяемого и определяющего. Если определяемое и определяющее обозначить соответственно через Т и Т, то синтагма имеет формулу Т’Т или ТТ. Во внешней синтагме определяющее слово связано с определяемым отношением, близким к подчинению в толковании формальной грамматики, которое может быть трех видов: 1) согласование, 2) управление и 3) примыкание. Отсюда — три типа непредикативных синтагм: а) определительные синтагмы — с непредикативным согласующимся определяющим: красный шар, жар-птица, пароход «Волга «; б) дополнительные синтагмы — с непредикативным управляемым определяющим: написать письмо, лекция прочитана студентом; в) обстоятельственные синтагмы — с непредикативным примыкающим определяющим: хорошо прочитать, пойдет работать.
Отдельно выделяются синтагмы предикативные, которым, в отличие от обычных, «принадлежит главная роль в языке, потому что подобные синтагмы выражают законченную мысль и готовы в любой момент служить фразой». В предикативной синтагме определяющее отнесено к определяемому вмешательством говорящего лица, связанным с его отношением к содержанию высказывания и ко времени: Мальчик читает.
Предикативные определяющие тоже связаны со своими определяемыми отношениями согласования, управления и примыкания, которые в противовес обычным являются предикативными, напр.: Мальчик читает; Я читаю (предикативное согласование); Он был врачом; Пугачев был росту среднего; Она оказалась больной; Он здесь учителем (предикативное управление). Синтагматический анализ, предложенный С.О.Карцевским на основе соссюровского понимания синтагмы, оказывается узким и во многом механистичным. Он не способен охватить всю совокупность отношений, действительно имеющих место в предложении, и в этом главный его недостаток.
Источник
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник