Фармакология
Информативные ответы на все вопросы курса «Фармакология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
- 1. Предмет фармакологии, ее история и задачи. Клиническая фармакология и виды фармакотерапии
- 2. Понятие о лекарствах. Рецепт, правила его оформления
- 3. Сроки действия рецептов и дозировка лекарственных веществ. Твердые лекарственные формы
- 4. Жидкие и мягкие лекарственные формы
- 5. Пути введения лекарственных веществ
- 6. Механизм действия лекарственных средств, дозы лекарственных веществ
Из серии: Шпаргалки
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фармакология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
5. Пути введения лекарственных веществ
Различают энтеральный и парентеральный путь введения лекарственных веществ. Энтеральный путь — введение препарата внутрь через рот (peros), или пе-рорально; под язык (sub lingua), или сублингвально; в прямую кишку (per rectum), или ректально.
Прием препарата через рот. Достоинства: удобство применения; сравнительная безопасность, отсутствие осложнений, присущих парентеральному введению.
Недостатки: медленное развитие терапевтического действия, наличие индивидуальных различий в скорости и полноте всасывания, влияние пищи и других препаратов на всасывание, разрушение в просвете желудка и кишечника (инсулина, окситоцина) или при прохождении через печень.
Применение под язык (сублингвально). Лекарство попадает в большой круг кровообращения, минуя желудочно-кишечный тракт и печень, начиная действовать через короткое время.
Введение в прямую кишку (ректально). Создается более высокая концентрация лекарственных веществ, чем при пероральном введении.
Вводят свечи (суппозитории) и жидкости с помощью клизм. Недостатки этого способа: колебания в скорости и полноте всасывания препаратов, свойственные каждому индивидууму, неудобства применения, психологические затруднения.
Парентеральный путь — это различные виды инъекций; ингаляции; электрофорез; поверхностное нанесение препаратов на кожу и слизистые оболочки.
Внутривенное введение (в/в). Вводят лекарственные средства в форме водных растворов.
Достоинства: быстрое поступление в кровь, при возникновении побочного эффекта есть возможность быстро прекратить действие; возможность применения веществ, разрушающихся, невсасываю-щихся из ЖКТ. Недостатки: при длительном внутривенном способе введения по ходу вены могут возникнуть боль и сосудистый тромбоз, опасность инфицирования вирусами гепатита В и иммунодефицита человека.
Внутриартериальное введение (в/а). Используется в случаях заболевания некоторых органов (печени, сосудов конечности), создавая высокую концентрацию препарата только в соответствующем органе.
Внутримышечное введение (в/м). Вводят водные масляные растворы и суспензии лекарственных веществ. Лечебный эффект наступает в течение 10–30 мин. Объем вводимого вещества не должен превышать 10 мл.
Подкожное введение. Вводят водные и масляные растворы. Нельзя вводить подкожно растворы раздражающих веществ, которые могут вызвать некроз ткани.
Ингаляция. Вводят таким путем газы (летучие анестетики), порошки (кромогликат натрия), аэрозоли.
Интратекальное введение. Лекарство вводится непосредственно в субарахноидальное пространство. Применение: спинно-мозговая анестезия или необходимость создать высокую концентрацию вещества непосредственно в ЦНС.
Источник
Способы введения лекарств
Что происходит с лекарством в организме? Зачем нужно такое количество лекарственных форм? Почему нельзя все выпускать в виде таблеток или, например, сиропов? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
Биологическая доступность — отношение количества всосавшегося лекарственного вещества к общему количеству этого вещества, выделившегося из лекарственной формы. Иными словами, речь идет о том, какая часть таблетки (сиропа и т. д.) подействует.
Выделяются два способа введения лекарственных препаратов — энтеральный (через желудочно-кишечный тракт (ЖКТ)) и парентеральный (минуя ЖКТ).
К энтеральным способам относятся введение лекарства внутрь, под язык, за щеку, в прямую кишку. Рассмотрим их подробнее.
Несомненно, самый удобный для нас способ — пероральный прием (введение внутрь). Согласитесь, проглотить таблетку можно и в кино, и в магазине, и в самолете. Однако этот способ наименее эффективен с точки зрения биодоступности. Уже во рту, а особенно в желудке и кишечнике, лекарство подвергается воздействию различных неблагоприятных для него факторов: желудочного сока и ферментов. Лекарственные вещества частично адсорбируются пищей и могут просто выйти из организма, не оказав на него никакого воздействия. Если лекарство все же всосалось в кишечнике, оно попадает в печень, где обычно подвергается окислению или другим химическим превращениям. Таким образом, еще до попадания в кровоток лекарство может попросту исчезнуть.
Впрочем, не все так плохо. Существует целая категория препаратов — так называемые пролекарства. Они не оказывают никакого воздействия на организм, пока не подвергнутся в нем некоторым химическим превращениям.
Гораздо менее удобным, но зато более эффективным является ректальный способ введения лекарств (через прямую кишку в виде ректальных свечей — суппозиториев или клизм с лекарственными растворами). Всасываясь через геморроидальные вены, лекарственные вещества попадают сразу в кровь. Почти треть крови, поступающей от прямой кишки, через печень не проходит. Таким образом, ввести препарат ректально — это практически то же самое, что сделать инъекцию. Недостаток этого способа заключается лишь в небольшой поверхности всасывания и малой продолжительности контакта лекарственной формы с этой самой поверхностью. Поэтому при таком способе приема препаратов крайне важно соблюдать дозировку.
С точки зрения биодоступности эффективными также являются сублингвальный (под язык) и трансбуккальный (через слизистую щеки) способы введения лекарств. Благодаря большому количеству капилляров в слизистых щек и языка обеспечивается достаточно быстрое всасывание препаратов, которые при этом практически не подвергаются пресистемной элиминации. Именно поэтому некоторые сердечные препараты, от которых требуется быстрый эффект (например, нитроглицерин), не глотают, а закладывают под язык.
К парентеральным способам относятся подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции, а также введение препаратов непосредственно в органы и полости тела. Куда попадает лекарство при внутривенном введении? Сразу в кровь, а следовательно — максимальная биодоступность и эффективность. При подкожном и внутримышечном введении препаратов в соответствующем месте создается депо, из которого лекарство высвобождается постепенно. И все в этих парентеральных способах хорошо, кроме одного: чтобы соблюсти заповедь «Не навреди», нужно обладать хотя бы минимальными навыками осуществления таких манипуляций. Иначе в лучшем случае вас ожидают синяки от кровоизлияний в местах сквозного прокола сосудов, в худшем же — эмболия сосудов. Слово «эмболия» и звучит-то жутковато, а значение его еще страшнее. Если в шприце остался воздух и его случайно вкололи в вену — в ней появляется небольшой пузырек, который будет путешествовать по кровеносным сосудам до тех пор, пока не доберется до такого, через который не сможет проскочить. Как следствие, образуется закупорка сосуда. А если он окажется где-нибудь в районе мозга?
Есть еще один способ введения лекарственных препаратов, без которого картина была бы неполной, — введение через бронхи. Общая поверхность альвеол в легких — порядка 200 квадратных метров, что сравнимо с площадью теннисного корта. И весь этот «теннисный корт» впитывает лекарство. Последнее должно быть как можно лучше измельчено — диспергировано. Ведь чем меньше вдыхаемые частички, тем с большим количеством альвеол будет осуществляться контакт.
Нам привычны ингаляции и впрыскивания аэрозолей. У врачей есть еще одна возможность вводить лекарство через легкие (точнее, через бронхи, но это недалеко). Хотелось бы пожелать вам никогда с таким способом не сталкиваться. Его используют при реанимации больных с остановкой сердца или тяжелыми расстройствами сердечной деятельности. В бронхи вливают небольшие количества водных растворов лекарственных веществ, что в подобных случаях более эффективно, чем сделать инъекцию.
Интраназальный способ (закапывание в нос) тоже не лишен сюрпризов. Слизистая носа напрямую контактирует с обонятельной долей головного мозга, поэтому лекарства очень быстро попадают в спинномозговую жидкость и мозг. Данный способ используется для введения некоторых транквилизаторов, наркотических анальгетиков и средств общей анестезии. Более привычным является закапывание препаратов для лечения насморка (ринита). Их действие основано на сосудосуживающем эффекте. Следует помнить, что такие препараты нельзя применять длительно, так как к ним развивается привыкание, что требует приема более высоких доз, а это, в свою очередь, может привести к сужению крупных сосудов и повышению артериального давления или приступам стенокардии.
Трансдермальный способ (нанесение лекарства на кожу) обычно дает только местный эффект, однако некоторые вещества очень легко всасываются и создают в подкожной клетчатке депо, благодаря чему необходимая концентрация препарата в крови может поддерживаться в течение нескольких дней. Введение через кожу обеспечивается не только втиранием, но и накладыванием компрессов, а также принятием ванн с растворами лекарственных препаратов. На кожу также наносят раздражающие вещества, активирующие кровообращение и некоторые рефлекторные реакции.
Еще одним способом трансдермального введения лекарств является применение специальных пластырей. Они обеспечивают медленное поступление препарата в организм и могут использоваться в случае лечения высокоактивными веществами, употребляемыми в очень малых дозах, определенную концентрацию которых надо поддерживать постоянно.
После того как лекарство попадает в организм, в различных органах и тканях создается различная его концентрация. Так, концентрация вещества в печени и почках в среднем в 10 раз выше, чем в костях и жировой ткани. И дело не только в разной интенсивности кровотока. Равномерному распределению лекарств препятствуют различные тканевые барьеры — биологические мембраны, через которые вещества проникают неодинаково. Рассмотрим основные барьеры.
Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) — это особый механизм, который регулирует обмен веществ между кровью, спинномозговой жидкостью и мозгом. Он защищает мозг от чужеродных веществ, попадающих в кровь. Так, известно, что вещества, распадающиеся в растворах на ионы и (или) нерастворимые в жирах, через ГЭБ не проникают. Этот барьер самый мощный, и не зря. Ведь армия без главнокомандующего — это всего лишь кучка (в нашем случае органов). Организм ценен как работающее и взаимодействующее целое. Чтобы лекарство попало в мозг, его чаще всего вводят в спинномозговой канал.
Стенка капилляров в отличие от ГЭБ проницаема для большинства веществ. Характерной особенностью этого барьера является способность задерживать высокомолекулярные соединения (например, белок альбумин). Это дает возможность использовать последние в качестве заменителей плазмы. Они циркулируют в кровеносной системе и не могут проникать в ткани организма.
Высокой проницаемостью также обладает плацентарный барьер. Этот факт следует учитывать при выборе лекарств для беременных, так как многие препараты способны вызывать нарушения в развитии плода и даже его уродства (тератогенный эффект).
Источник
Методическая разработка «Пути и способы введения лекарственных средств в организм»
Тема: «ПУТИ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ
В соответствии с «Принципами медицинской этики» медицинский персонал, действующий в сфере медицинской помощи, обязан качественно осуществлять уход за пациентами, грамотно выполнять назначенное лечение, а также защищать их физическое и духовное здоровье.
Перед применением лекарственных средств медицинская сестра должна провести психологическую подготовку пациента с большим чувством такта.
Медицинской сестре необходимо доходчиво и терпеливо убедить пациента в необходимости провести эту процедуру и своим поведением дать понять, что она считает ее обычной манипуляцией, которую проводят многим пациентам, независимо от пола и возраста.
К выполнению манипуляции медицинская сестра может приступить, только получив согласие пациента.
Тема: «Пути и способы введения лекарственных
средств в организм».
Мотивация темы: Тема «Пути и способы введения лекарственных средств в
организм» занимает очень важное место в сестринском деле и
имеет огромное значение в подготовке квалифицированной
Цели изучения темы:
дать знания о технике введения лекарственных средств в организм, обучить студентов технике введения лекарственных средств в организм, особенностям введения сублингвального, ректального, наружного, ингаляционного, парентерального способов.
способствовать развитию логического мышления у студентов путем создания проблемных ситуаций, умению систематизировать материал, использовать знания, полученные на занятиях по другим дисциплинам.
формировать у студентов познавательный интерес к изучению материала, воспитывать чувство ответственности, внимательности, чуткого отношения к пациенту.
Пути и способы введения лекарственных веществ.
Правила раздачи лекарственных
Энтеральный путь введения:
перроральный путь введения;
сублингвальный путь введения;
ректальный путь введения;
Ингаляционный путь введения
Наружное применение лекарственных средств:
закапывание капель в глаза;
закладывание мази в глаза;
закладывание мази за веко из тюбика;
закапывание капель в ухо;
закапывание капель в нос;
закапывание масляных капель в нос;
закладывание мази в нос;
вдыхание порошка через нос;
После изучения темы студенты должны знать:
Пути и способы введения лекарственных средств в организм;
Методику раздачи лекарственных средств;
Особенности сублингвального, ректального, наружного, ингаляционного, парентерального способов введения;
Особенности приема некоторых групп лекарственных средств;
Некоторые аспекты взаимодействия лекарственных средств с пищей;
После изучения темы студенты должны уметь:
Убедить с согласии пациента на проведение лекарственной терапии;
применять лекарственные средства на коже (мази, присыпки);
закапать капли в нос;
ввести мазь в нос;
ввести порошок в нос;
ввести капли в ухо;
ввести капли в глаза;
ввести мазь за нижнее веко;глаз, нос, ухо, ввести мазь с нос, ухо;
применить лекарственное средство ингаляционным способом;
ввести лекарственное вещество через прямую кишку;
Этапы плани рования практического занятия по теме
«Пути и способы введения лекарственных средств в организм»
Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность студентов к занятию, обращаю внимание на форму одежды
Бригадир называет причину отсутствия студентов, производится взаимоконтроль внешнего вида, тетрадей
Мобилизовать студентов на работу
Бригадный журнал, дневники
Формулировка темы и ее мотивация
Сообщаю тему, акцентирую внимание на ее значимости. Сообщаю план занятия
Записывают в дневники тему и план занятия, слушают обоснование темы
Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы
Дневники для практических занятий
Определение целей занятия
Сообщаю цели занятия
Записывают цели занятия в дневники
Показать конечный результат
Предварительный контроль знаний
Выясняю наличие вопросов по теме у студентов. Раздаю тесты, даю инструкции, проверяю, анализирую ответы, фиксирую оценки
Записывают вопросы, отвечают на тесты, мотивируют свои ответы, проводят анализ ошибок
Контроль исходного уровня знаний, выявление проблемных моментов, коррекция
Изучение новой темы с демонстрацией манипуляций
Объясняю новую тему, демонстрирую манипуляции на фантоме.
Студенты слушают, наблюдают, конспектируют
Учебные знания по теме
Необходимый инструментарий, фантомы, дневники, алгоритмы
Самостоятельная работа малыми группами
Раздаю задание каждой группе, наблюдаю за работой, проверяю результаты, комментирую ошибки, фиксирую результаты
Выполняют задания, отвечают, анализируют ответы, выполняют манипуляции на фантоме
Фантом, пипетки, стеклянные лопаточки, ингалятор, турунды, ректальные свечи, капли, мази, маска.
Провожу индивидуальный контроль по вопросам конечного уровня
Отвечают на вопросы
Контроль конечного уровня знаний
Бригадный журнал, дневники
Подведение итогов занятия, задание на дом
Подвожу итог занятия, оцениваю деятельность бригады и каждого студента в отдельности, оцениваю достижение целей занятия, выставляю оценки в журнал
Повторно прочитываю цели занятия, отмечают степень их достижения, записывают задание на дом
Анализ достижения цели подведение итогов на занятии, ориентацию на подготовку к следующему занятию
Бригадный журнал, дневники
Формирование профессиональных качеств .
3.Интерес к профессии.
1 этап- организационный момент
2 этап- определение целей занятия
5 этап- самостоятельная работа
1 этап- взаимопроверка внешнего вида
5 этап- самостоятельная работа
7 этап- подведение итогов
2 этап- мотивация темы
5-6 этап- самостоятельная работа, подведение итогов
4 этап- предварительный контроль
5 этап- самостоятельная работа
4 этап- предварительный контроль
5 этап- самостоятельная работа
4 этап- предварительный контроль знаний
5 этап- самостоятельная работа
5 этап- самостоятельная работа
Критерии оценок по различным видам работы на занятии.
Полный безошибочный ответ – 5 баллов
Полный безошибочный ответ с незначительными неточностями – 4 балла
Основные моменты изложены, но ответ не исчерпывающий – 3 балла
Попытка ответа с явными ошибками – 2 балла
Нет попытки к ответу – 0 баллов
Максимальная оценка – 5 баллов.
2.Выполнение манипуляций на фантоме:
Выполнение манипуляций в полном соответствии с алгоритмом – 5 баллов
Выполнение манипуляций с наличием неточностей – 4 балла
Выполнение манипуляций с наличием явных ошибок – 3 балла
Манипуляция не выполнена, но имелась попытка ее выполнить – 2 балла
Отсутствие попытки выполнить манипуляцию – 0 баллов
Максимальная оценка – 5 баллов.
3.Самостоятельная работа парами:
Студент активно и верно работает в паре, внимателен и точен при отработке манипуляций и как эксперт – 2 балла
Студент хорошо работает при отработке манипуляции и как эксперт, но допускает несущественные ошибки – 2 балла
Выполняя манипуляции и работая экспертом, студент совершает явные ошибки – 1 балл
Отсутствие попытки выполнить манипуляции и дать экспертную оценку работе товарища – 0 баллов
Максимальная оценка – 3 балла.
4.Активность на уроке:
Студент четко, активно работает, аккуратно выполняет задания и делает записи в своем дневнике «+ 1» балл
Студент не внимателен, отвлекается, ведет посторонние разговоры, делает небрежные записи в дневнике «- 1» балл
5.Внешний вид студента:
Студент полностью готов к занятию (халат чистый, глаженный, сменная обувь, чистые руки, наличие масок, перчаток) «+ 1» балл
Студент небрежен (грязный и мятый халат, нет второй обуви, отсутствуют маски, перчатки «- 1» балл
6.Решение ситуационной задачи:
Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем и с заполнением карты сестринского вмешательства – 5 баллов
Полный безошибочный ответ с выявлением приоритетных проблем, но карта сестринского вмешательства заполнена не полностью – 4 балла
Наличие неточностей в ответе и заполнении карты сестринского вмешательства – 3 балла
Приоритетная проблема не выявлена – 2 балла
Отсутствие решения задачи – 0 баллов
Максимальная оценка – 5 баллов.
1.теоретический вопрос – 1 балл
2.тестирование (10 вопросов ), за каждый правильный ответ 1 балл
Полный безошибочный ответ – 3 балла
Наличие неточностей в ответе – 2 балла
Отсутствие решения – 0 баллов
Максимальная оценка за КЭК – 14 баллов.
Правильное решение – 5 баллов
Незначительные ошибки – 4 балла
Значительные ошибки – 3 балла
Отсутствие решения – 0 баллов
Максимальная оценка – 5 баллов.
9.Тестовый контроль ( 18 вопросов ):
90 % правильных ответов – 5 баллов
80 % правильных ответов – 4 балла
70 % правильных ответов – 3 балла.
Пути и способы введения лекарственных веществ.
ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ
1. Через рот ( per os ).
3. Через прямую кишку.
Наружный
2. На слизистые: в глаза, ухо, нос, во влагалище.
Ингаляционный
Через дыхательные пути.
Парентеральный
Введение лекарственных средств инъекционным путем.
При любом способе введения лекарственных средств м/с должна информировать пациента:
о точном названии препарата;
о цели приема лекарственного вещества;
о времени проявления эффекта;
как, когда и как долго принимать лекарственное вещество;
имеет ли значение пропуск приема препарата, как поступить в этом случае;
как распознать побочные эффекты, в т.ч. влияющие на профессиональную и бытовую деятельность;
о любом взаимодействии препарата с пищей, алкоголем, другими лекарственными средствами.
Правила раздачи лекарственных средств.
Раздача лекарств производится м/с в строгом соответствии с врачебными назначениями. М/с не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими.
Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами, пипетки, мензурки, ножницы, листки назначений.
Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства на тумбочке посредственно у постели пациента согласно назначениям врача.
Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.
Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.
Пациент должен принять лекарственное вещество в вашем присутствии.
Энтеральный путь введения
Введение лекарственных веществ через рот является наиболее распространенным. При приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонком кишечнике.
Преимущества перорального пути введения:
Этим путем можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, отвары, микстуры, настои, экстракты, настойки).
Простота и доступность.
Не требует соблюдения стерильности.
Не требует специально подготовленного персонала.
Недостатки перорального введения:
Частичная инактивация лекарственных средств в печени.
Зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности организма.
Медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте.
Введение лекарственных веществ через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.
Данный метод непригоден в экстренных ситуациях, когда необходимо немедленное действие лекарственных средств.
Возможность неблагоприятного действия на слизистую оболочку желудка и кишечника.
Сублингвальный путь введения.
Сублингвальный путь введения – применение лекарственных веществ под язык.
При данном пути введения лекарственные вещества хорошо всасываются через слизистую оболочку в подъязычной области и довольно быстро попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь в пищеварительными ферментами.
Ректальный путь введения
Ректальный путь введения — путь введения лекарственных веществ через прямую кишку.
Перед введением лекарственных веществ в прямую кишку следует сделать очистительную клизму.
Достаньте упаковку с суппозиториями из холодильника, прочитайте название.
Сообщите пациенту информацию о лекарственном средстве.
Объясните пациенту технику введения.
Отгородите пациента ширмой, по его просьбе.
Уложите пациента на левый бок, с согнутыми в коленях и прижатых к животу ногами.
Вскройте оболочку, не извлекая свечу.
Попросите пациента расслабиться.
Левой рукой раздвиньте ягодицы.
Правой рукой введите узким концом всю свечу в анус (оболочка остается в руке).
Предложите пациенту удобно лечь.
Снимите перчатки, вымойте руки.
Ингаляционный путь введения.
Ингаляционный путь введения – введение лекарственных веществ через дыхательные пути.
Введение лекарственных препаратов через рот ингаляционным способом:
Прочитайте название лекарственного препарата.
Сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.
Объясните пациенту ход процедуры.
Снимите с ингалятора защитный колпачок.
Переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.
Попросите пациента сделать глубокий вдох, затем выдох через нос.
Пациент обхватывает мундштук губами, голова пациента при этом запрокинута назад.
Попросите пациента сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажать на дно баллончика.
Извлеките мундштук ингалятора изо рта пациента, порекомендуйте ему задержать дыхание на 5-10 сек.
Попросите пациента сделать спокойный выдох.
Закройте защитный колпачок, уберите ингалятор.
Лекарственное вещество можно вводить и через нос. Существуют специальные насадки для ингаляции через нос.
Введение лекарственных препаратов через нос ингаляционным способом:
Прочитайте название лекарственного препарата.
Сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.
Объясните пациенту ход процедуры.
Снимите с ингалятора защитный колпачок.
Переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.
Попросите пациента слегка запрокинуть голову и склонить ее к правому плечу.
Попросите пациента прижать пальцем правое крыло носа к перегородке.
Пациент делает глубокий вдох через рот.
Введите наконечник мундштука в левую половинку носа пациента.
Попросите пациента сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика.
Извлеките наконечник мундштука из носа пациента, порекомендуйте задержать дыхание на 5-10 сек.
Попросите пациента сделать спокойный выдох.
Закройте защитный колпачок.
Наружный путь введения лекарственных средств
Наружный путь введения – это применение лекарственных веществ на кожу и слизистые (в глаза, нос, уши). Этот путь ведения рассчитан преимущественно на местное действие лекарственных средств.
Компрессы, примочки, присыпки, смазывания, втирания, повязки на раневую поверхность, закапывание капель в глаза , уши, нос, закладывание мазей в глаза, нос, уши – все это способы наружного пути введения различных лекарственных форм: мазей, эмульсий, растворов, болтушек, порошков, настоек, паст и других.
Втирание – введение через кожу лекарственных веществ в виде жидкостей или мазей. Для втирания используют специальные приспособления прилагаемые к мазям. Противопоказанием к данной процедуре является наличие воспалительных изменений на коже. В некоторых случаях мазь наносят на кожу, не втирая, тонким слоем стеклянной лопаточкой или шпателем и держат участок открытым 10-15 мин. Не рекомендуется делать это руками, т.к. некоторые мази оказывают раздражающее действие. Мази можно применять в виде мазевых повязок. На стерильную мазевую салфетку наносят необходимое количество мази и накладывают на поврежденный участок кожи, затем закрепляют бинтом. Пациента предупреждают, сколько времени он должен носить повязку.
Смазывание – широко применяется, преимущественно при кожных заболеваниях. Ватный или марлевый тампон смачивают в необходимом лекарственном веществе и наносят на кожу пациента легкими продольными движениями (по направлению роста волос).
Перед введением лекарственного вещества необходимо проинформировать пациента о назначенном ему препарате и ходе манипуляции.
Закапывание капель в глаза.
Прочитайте название препарата, срок годности.
Приготовьте пипетку, стерильные ватные шарики.
Объясните пациенту ход процедуры.
Усадите или уложите пациента.
Наберите в пипетку нужное количество капель, возьмите в левую руку ватный шарик.
Попросите пациенту слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх.
Оттяните нижнее веко ватным шариком.
Закапайте в нижнюю конъюнктивальную складку 2-3 капли.
Попросите пациента закрыть глаз.
Промокните остатки капель у внутреннего угла глаза.
Если необходимо закапайте капли в другой глаз.
Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.
Закладывание мази в глаза.
Прочитайте название препарата, срок годности.
Объясните пациенту ход процедуры.
Усадите пациента, голова при этом запрокинута назад.
На стерильную стеклянную палочку наберите мазь, чтобы она покрывала всю лопаточку.
Попросите пациента посмотреть вверх, оттяните нижнее веко ватным шариком.
Заложите лопаточку с мазью за нижнее веко так, чтобы мазь была направлена к глазному яблоку, а свободная поверхность к веку.
Опустите нижнее веко и попросите пациента сомкнуть веки.
Извлеките лопаточку из-под сомкнутых век и затем слегка прижмите мазь к глазному яблоку.
Излишки мази уберите ватным шариком.
Закладывание мази за веко из тюбика.
Прочитайте название препарата, срок годности.
Приготовьте стерильные ватные шарики.
Объясните пациенту ход процедуры.
Усадите или уложите пациента, голова при этом запрокинута назад.
Оттяните нижнее веко ватным шариком.
Попросите пациента посмотреть вверх.
Держа тюбик у внутреннего угла глаза продвигайте его так, чтобы «цилиндрик» мази располагался вдоль всего века и вышел за наружную спайку век.
Опустите нижнее веко.
Излишки мази уберите ватным шариком.
Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.
Закапывание капель в ухо.
Прочитайте название препарата, срок годности.
Подогрейте капли до температуры тела.
Объясните пациенту ход процедуры.
Помогите пациенту лечь на бок.
Наберите в пипетку 6-8 капель лекарственного средства.
Оттяните ушную раковину назад и вверх.
Закапайте капли в слуховой проход.
Попросите пациента полежать на боку 10-15 минут.
Помогите пациенту сесть, в ухо положите ватный тампон.
Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.
Закапывание капель в нос.
Прочитайте название препарата.
Приготовьте пипетку (если капельница вмонтирована, ей можно пользоваться только одному пациенту).
Объясните пациенту ход процедуры.
Наберите в пипетку нужное количество капель.
Попросите пациенту слегка запрокинуть голову склонив ее к плечу.
Приподнимите кончик носа пациента.
Закапайте в носовой ход 3-4 капли.
Попросите пациента прижать пальцами крыло носа к перегородке и сделать легкие вращательные движения.
Закапайте капли во вторую ноздрю.
Убедитесь, что пациент не чувствует неудобств после процедуры.
Положите пипетку в дез.раствор.
Закапывание масляных растворов в нос.
Прочитайте название препарата.
Приготовьте пипетку (если капельница вмонтирована, ей можно пользоваться только одному пациенту).
Объясните пациенту ход процедуры.
Попросите пациента лечь и слегка запрокинуть голову.
Предупредите пациента, что он почувствует вкус капель после закапывания.
Наберите в пипетку масленый раствор.
Приподнимите кончик носа пациента.
Закапайте в носовой ход 5-6 капель.
Попросите пациента подлежать несколько минут.
Убедитесь, что капли попали на заднюю стенку глотки (пациент чувствует их вкус).
Источник