Основные понятия философии марксизма способ производства

Содержание
  1. Содержание
  2. Основы марксизма и его значение
  3. Оглавление
  4. Способ производства
  5. Читайте также
  6. Б. «Азиатский способ производства»
  7. 3. СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (ДЕМОНСТРАЦИЯ)
  8. 2. Неоазиатский способ производства
  9. 2. Технологический способ производства
  10. 3. Экономический способ производства
  11. [б) Смешение у Рикардо процесса образования рыночной стоимости внутри одной и той же сферы производства и процесса образования цены издержек в различных сферах производства]
  12. Проблема первоначальной формации и так называемый азиатский способ производства
  13. 1. МАСКИРОВКА КАК СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ
  14. Книгопечатание — это не только технология, это — такой же природный ресурс или продукт производства, как хлопок, лес или радио, и как любой продукт производства оно формирует не только чувственность частного человека, но также и формы взаимозависимости людей в обществе
  15. СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ
  16. 2. Способ познания
  17. Способ замыкания
  18. СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ…
  19. Конкуренция как способ жизни

Содержание

Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления, т. е. общественное производство на определённой ступени исторического развития, характеризующееся определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню типом производственных отношений. Иначе говоря, способ производства — это исторически определённое диалектическое единство производительных сил и производственных отношений — двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Причём это такое единство, которое устойчиво воспроизводит предпосылки собственного существования, является органическим целым.

Две стороны способа производства находятся во внутреннем взаимодействии; главенствующая роль принадлежит производительным силам, от уровня развития которых зависит характер производственных отношений. Изменения в отношениях собственности, характере соединения рабочей силы со средствами производства, формах связи между производителями, классовой структуре общества, мотивах и целях хозяйственной деятельности, которые специфичны для каждого способа производства, диктуются в конечном счёте развитием производительных сил, отражающих степень господства человека над природой.

Поскольку две стороны способа производства находятся в диалектическом единстве, то каждая из этих сторон предполагает другую и не может существовать без другой стороны. Более того, каждая из сторон в себе самой уже содержит свою противоположность и является в известном смысле своей противоположностью:

  1. Производительные силы на определённой ступени развития обладают специфическим для данной ступени общественным характером, при этом такие производительные силы общественного труда, как разделение и кооперация труда, специализация и концентрация производства и т. п., прямо выступают стороной производственных отношений — технико-производственными (или организационно-производственными) отношениями.
  2. Производственные отношения, являясь внутренней формой организации производительных сил и двигателем их развития, выступают и как специфическая социальная производительная сила, а в качестве технико-производственных отношений и прямо включаются в производительные силы общества.

Таким образом, каждая из сторон способа производства полагает свою противоположность, реализует самоё себя в своей противоположности.

В системе условий общественной жизни способ производства занимает определяющее место. «Способ производства материальной жизни, — отмечал К. Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» [1]. В зависимости от существующего способа производства складывается определённая надстройка (см. Общественно-экономическая формация). Истории человеческого общества известны пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первой фазой которого выступает социализм) (см. Первобытнообщинный строй, Рабовладельческий строй, Феодализм, Капитализм, Коммунизм). В марксистской литературе дискутировался вопрос о правомерности выделения азиатского способа производства, однако представляется более убедительной точка зрения, что он является лишь модификацией одного из докапиталистических способов производства.

Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной способ производства, нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же способа производства (например, античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.).

Взаимосвязь двух сторон общественного производства, зависимость характера производственных отношений от уровня развития производительных сил выражается законом их соответствия, который объясняет смену одного исторически определённого способа производства другим. Производственные отношения, выступая формой развития производительных сил, в свою очередь, активно воздействуют на них, ускоряя или задерживая их прогресс. Кроме того, взаимодействие производительных сил и производственных отношений испытывает обратное влияние надстройки (см. Базис и надстройка), обладающей относительной самостоятельностью.

На определённой ступени развития производительные силы вступают в конфликт с производственными отношениями. При этом в известных пределах производственные отношения обладают способностью в рамках данного способа производства приспосабливаться к требованиям производительных сил без изменения своей качественной определённости. Однако это достигается за счёт усиления внутренних противоречий существующего способа производства, в недрах которого накапливаются материальные предпосылки нового общественного строя, развиваются общественные силы, способные провести коренные социально-экономические преобразования. В классово-антагонистических способах производства конфликт между производительными силами и производственными отношениями приводит к замене одного способа производства другим в результате социальных революций. В условиях коммунистического способа производства утверждается планомерная организация производства на основе господства общественной собственности, что открывает возможности для безграничного совершенствования производительных сил и повышения эффективности общественного производства. Возникающие противоречия при социализме между ростом производительных сил и производственными отношениями не антагонистичны и разрешаются путём совершенствования производственных отношений, в результате сознательного управления общественными процессами.

Источник

Основы марксизма и его значение

В этой книге рассказывается о значение марксизма в экономике и обществе, его основные понятия. В мире существуют две основные теории марксизм и капитализм. У них есть плохие и хорошие стороны. Чтобы понять всю суть отношений между человеком и государством, надо изучить обе теории. В этой книге вкратце описана теория Маркса. Исходя из этих двух противоположных теорий, можно создать теорию, которая будет устраивать всех.

Читайте также:  Распределение управленческих расходов способы

Оглавление

  • Основные понятия марксизма. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИЗМ. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Материалистическая диалектика. Три закона диалектики
  • Отчуждение, опредмечивание, овеществление
  • Социальные классы, понятие революция
  • Научный социализм. Товарный фетишизм

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы марксизма и его значение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Вячеслав Селянин, 2020

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

— Основные понятия марксизма.

— Определение понятия коммунизм. Исторический материализм.

— Материалистическая диалектика. Три закона диалектики. Закон тождества.

— Отчуждение, опредмечивание, овеществление.

— Социальные классы, понятие революция.

— Научный социализм. Товарный фетишизм.

— Трудовая теория стоимости. Эксплуатация.

— Обнищание пролетариата, первоначальное накопление капитала

— Зарплатное рабство, плановая экономика, капитализм.

— Рабочее движение, классовая борьба́, диктатура пролетариата, мировая революция

— Влияние марксизма на экономику, перенос марксисткой теории на современные реалии.

— Предпосылки к созданию новой теории

— Функции и признаки государства

— Способы достижения справедливого общества

— Влияние государства на образ мышления народа

Основные понятия марксизма. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИЗМ. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. (Ленин)

Информация взята из Викепедии, из книг, с моими дополнениями. Цель данной книги кратко разъяснить читателю основы марксизма.

В рамках коммунистической формации происходит перерастание социализма в полный коммунизм, «начало подлинной истории человечества», никогда ещё не существовавшее устройство общества. Причиной коммунизма является развитие производительных сил до той степени, что оно требует, чтобы все средства производства находились в общественной собственности (не государственной). Происходит социальная, а затем и политическая революция. Частная собственность на средства производства полностью устранена, классовое разделение отсутствует. Из-за отсутствия классов нет классовой борьбы, нет и идеологии. Высокий уровень развития производительных сил освобождает человека от тяжелого физического труда, человек занят только умственным трудом. На сегодняшний день считается, что эту задачу выполнит полная автоматизация производства, машины возьмут на себя весь тяжелый физический труд. Товарно-денежные отношения отмирают из-за их ненадобности для распределения материальных благ, поскольку производство материальных благ превышает потребности людей, а значит и обменивать их не имеет смысла. Общество предоставляет любые технологически доступные блага каждому человеку. Реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» Человек не имеет ложных потребностей вследствие устранения идеологии и основным занятием имеет реализацию своего культурного потенциала в обществе. Достижения человека и его вклад в жизнь других людей — высшая ценность общества. Человек, мотивированный не экономически, а уважением или неуважением окружающих людей, трудится сознательно и намного более продуктивно, стремится принести обществу наибольшую пользу, чтобы получить признание и уважение за проделанную работу и занять как можно более приятное положение в нём. Таким способом общественное сознание при коммунизме поощряет самостоятельность как условие коллективизма, а тем самым добровольное признание приоритета общих интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления, государство отмирает. (Маркс)

Это высшая стадия справедливого общества, которая должна быть целью общества и государства. В настоящее время такой цели трудно достичь, потому что в современной России создались другие ценности. При «диком капитализме» развивается культ денег, подмена культурных ценностей, главное прибыль, а не польза обществу.

Производительные силы — средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди — основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.

Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда. Средства производства и труд человека неразрывно связаны и взаимообусловлены. Средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками, физическими возможностями к труду и приводящие эти средства производства в действие, составляют производительные силы. Присвоение средств производства порождает особые общественные взаимоотношения между людьми — производственные отношения. На данный момент все средства труда находятся в руках предпринимателей и государства. Для того чтобы сделать дорогу в городе, надо ждать пока государство подумает, решит, назначит конкурс, наймет рабочих и в итоге будет делать некачественно и долго (так как, государство далеко от народа) Но все материалы, техника, и рабочие находятся в руках государства. Народ должен участвовать в выборе ремонта дороги, указывать государству, где и как надо делать дорогу.

Исторический материализм — направление философии истории, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Сущность этого направления заключается в материалистическом понимании диалектического развития истории человеческих обществ, которая является частным случаем всеобщего естественного исторического процесса.

Читайте также:  Русанова вероника александровна корпоративные способы защиты прав участников хозяйственных обществ

Согласно методу материалистической диалектики общество развивается эволюционно (количественно, постоянно) и революционно (качественно, скачкообразно). Постепенное, количественное, эволюционное развитие производительных сил, когда рост производительных сил происходит благодаря росту уровня знания и понимания человеком природы и её законов, на определённом этапе неизбежно вызывает необходимость скачкообразного, качественного, революционного изменения, обусловленного борьбой антагонистических классов за установление качественно новых производственных отношений, когда рост обеспечивается изменением производственных отношений для дальнейшего и гармоничного развития общества. Сейчас происходит следующий виток в развитии общества. В 19 веке революция произошла из-за того, что государство не хотело внедрять новые машины, а использовало человеческий труд. Из-за плохих условий труда и отсутствие социальных прав начались забастовки. Весь произведенный продукт использовался привилегированным меньшинством, а рабочему человеку доставались крохи для поддержания жизни. В СССР продукция производилась и распределялась более равномерно. Технологии стали работать на пользу обществу, а не на пользу определенным людям. Но советское руководство не понимало значимость современных технологий, что общество должно развиваться технологически. После развала СССР в нашу жизнь вошли технологи, которые во многом улучшили нашу жизнь. Сейчас, когда производительные силы увеличились, вводиться автоматизация, идет удешевления производства, нужен переход на новый уровень отношений.

Источник

Способ производства

Социальное развитие в смысле независимости от произвольных устремлений индивидов всегда есть естественно-исторический, объективный процесс, и в этом плане в основном тексте «Капитала» К. Маркс исследует движущие силы общества. Самым тщательным образом Маркс анализирует то, что составляет первооснову развития человеческого общества, – способ производства. Проблема способа производства изучалась К. Марксом и Ф. Энгельсом уже в работах, предшествовавших появлению «Капитала». В «Немецкой идеологии», «Нищете философии», в работе «Наемный труд и капитал» и в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс дали его обобщенную характеристику. В «Капитале» во всех деталях раскрыта категория способа производства как главной и определяющей силы развития общества. Понятие «способ производства» употреблялось Марксом в двух различных, но взаимосвязанных смыслах: во-первых, – в смысле способа функционирования производительных сил, т.е. в смысле непосредственной (материальной) производственной деятельности, которая в социальном аспекте конституирует производственные отношения. Во-вторых, – в смысле исторически определенного единства производительных сил и производственных отношений. Аналогичные разграничения значений на собственно материально-технический (вещественно-структурный) и социальный аспекты могут быть проведены и в отношении производительных сил, а также производственных отношений как таковых. Способ производства связывает все стороны общества в единый организм, придает целостность и специфическую конкретность всему данному социальному строю. Вместе с тем Маркс раскрывает наиболее общие закономерности развития и черты, присущие всем, а не только капиталистическому, способам производства: первобытнообщинному, рабовладельческому и феодальному, а также будущему коммунистическому способу производства. Особое внимание уделено Марксом закономерностям генезиса способа производства (особенно капиталистического) и основным этапам его становления.

В «Капитале» получает развитие и конкретизацию определение способа производства, которое было дано в работах «Наемный труд и капитал» и «К критике политической экономии». Вульгарное представление, будто материальное производство непосредственно определяет духовную жизнь общества, ложно. Способ производства через ряд опосредующих звеньев (прежде всего политику, в том числе политику экономическую, право и т.д.) в конечном счете обусловливает формы разнообразного общественного, а не только собственно экономического сознания. «Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений» [1, т. 23, с. 383].

Маркс в «Капитале», впервые в развернутой форме очертив все характерные стороны и моменты способа производства, в том числе независимые от его отдельных исторических форм, выяснил диалектическую связь между ними. Каждый исторически определенный способ производства характеризуется определенным характером и уровнем развития производительных сил, которые составляют его материальное основание. Он характеризуется также специфическим типом связи субъективных и объективных элементов производительных сил. Наконец, движущие силы и законы развития данного способа производства невозможно понять, не постигнув динамику его развития в условиях конкретного диалектического единства и взаимодействия производительных сил и производственных отношений, не проанализировав движение противоречий между производительными силами и производственными отношениями, а также внутри самих производственных отношений. Поэтому Маркс уделил пристальное внимание исследованию структуры, динамики и роли производственных отношений в развитии способа производства, их взаимодействию с производительными силами.

В «Капитале» вскрывается социальная природа способа производства, который выступает всегда в определенной социальной форме, с присущими только ему специфическими особенностями, представляющими собой «историческую преходящую необходимость» [1, т. 25, ч. II, с. 171]. Главной задачей для Маркса было научно обосновать, что капиталистический способ производства в силу объективных законов его изменения неизбежно придет к краху и будет заменен новым, коммунистическим способом производства. Каждый способ производства проходит длительный путь развития, завершающийся его гибелью и революционным возникновением более высокого способа производства, «который, с одной стороны, создает новые материальные производительные силы, с другой стороны, сам развивается лишь на их основе и тем самым на деле создает себе новые реальные условия» [1, т. 49, с. 118]. В рамках вновь возникающего способа производства происходит революция в средствах и методах труда, которая подготовляется как предпосылками, созданными прежним способом производства, так и особенно предпосылками, создавшимися в ходе начавшегося развития нового способа производства.

Читайте также:  Инвестирование как способ получения дохода

В развитии способа производства определяющим и доминирующим является прежде всего создание средств производства, увеличение доли овеществленного труда по сравнению с трудом живым. Эта закономерность, свойственная развитию всех предшествовавших капитализму способов производства, достигает в капиталистическом способе производства своего наиболее полного выражения. «…Относительно большее применение прошлого труда, по сравнению с живым, знаменует повышение производительности общественного труда и увеличение общественного богатства» [1, т. 25, ч. II, с. 245].

Всем антагонистическим способам производства, как показывает К. Маркс в «Капитале», присуще то общее, что они принуждают трудящихся к созданию прибавочного труда. Но в отличие от докапиталистических способов производства способ капиталистический создает более благоприятные условия для развития производительных сил. «Капиталистический способ производства разделяет это принуждение с предшествующим способом производства, но осуществляет, применяет его в такой форме, которая в большей степени благоприятствует производству» [1, т. 26, ч. I, с. 397].

Читайте также

Б. «Азиатский способ производства»

Предисловие Предмет данной работы – попытка сравнительного обзора природы и развития абсолютистского государства в Европе. Его общий характер и пределы как отражение прошлого объяснены в предисловии к исследованию, предваряющему настоящую книгу [1] . К этому можно

3. СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (ДЕМОНСТРАЦИЯ)

3. СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (ДЕМОНСТРАЦИЯ) Мы рассмотрели две составные части доказательства: доказываемый тезис и основания доказательства. Мы видели, что главная задача доказательства — сделать непреложной либо истинность доказываемого, либо ложность опровергаемого. Мы

2. Неоазиатский способ производства

2. Неоазиатский способ производства Некоторые сторонники теории «государственного капитализма в СССР» полагают, что государства, подобные СССР, нельзя считать едиными хозяевами производительных сил. Только что упомянутый нами в одном из примечаний В. Сиротин,

2. Технологический способ производства

2. Технологический способ производства Уже отмечалось, что в процессе материального производства возникают и формируются две системы отношений — технико-технологическая и экономическая. Обе системы отношений не просто связаны, но и взаимопроникают друг в друга, и

3. Экономический способ производства

3. Экономический способ производства В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу как кладовую изначальных средств существования и полигон разнообразных предметов труда. Поэтому экономический

[б) Смешение у Рикардо процесса образования рыночной стоимости внутри одной и той же сферы производства и процесса образования цены издержек в различных сферах производства]

[б) Смешение у Рикардо процесса образования рыночной стоимости внутри одной и той же сферы производства и процесса образования цены издержек в различных сферах производства] Для построения своей теории ренты Рикардо нуждается, между тем, в двух положениях, которые

Проблема первоначальной формации и так называемый азиатский способ производства

Проблема первоначальной формации и так называемый азиатский способ производства К. Маркс в «Капитале» развил дальше, насытил конкретным содержанием формационное деление человеческой истории, данное им в «Предисловии» к «К критике политической экономии». Эти

1. МАСКИРОВКА КАК СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ

1. МАСКИРОВКА КАК СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ Себялюбие, как уже говорилось, сила, направленная на себя. Это сосредоточивание бытия вокруг своего Я. Это вселенское отрицание для утверждения себя. С другой стороны, об этом тоже уже говорилось, себялюбие — это основа всякого

Книгопечатание — это не только технология, это — такой же природный ресурс или продукт производства, как хлопок, лес или радио, и как любой продукт производства оно формирует не только чувственность частного человека, но также и формы взаимозависимости людей в обществе

Книгопечатание — это не только технология, это — такой же природный ресурс или продукт производства, как хлопок, лес или радио, и как любой продукт производства оно формирует не только чувственность частного человека, но также и формы взаимозависимости людей в

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ Познание действий лекарственных средств покоится на прозрении превращений сил внешней, вне человека лежащей природы. Ибо чтобы вызвать в организме исцеляющий процесс, нужно внести в него субстанции, которые распространяются в нем так, что болезненный

2. Способ познания

2. Способ познания В предыдущей главе коротко было уже сказано о способе познания. Полагаю необходимым остановиться на этом подробнее. Способов познания бесконечное множество. Выбор зависит от научной среды, в которой вращается тот или иной исследователь, а также от той

Способ замыкания

Способ замыкания В книге «Большая сортировка» (Bill Bishop, The Big Sort) американский социолог Билл Бишоп доказывает, что мы группируемся в общины по политическому признаку (Bishop, 2008). Иными словами, мы ищем людей, близких к нам по идеологии, мы любим окружать себя людьми, которые

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ…

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ… Учащиеся должны сидеть и слушать учителя до тех пор, пока к ним не придет понимание.Это требует некоторой формы бдительности и сосредоточенности и в то же время расслабленности, и только тогда смысл может проникнуть в ученика.Людям необходимо отучиться

Конкуренция как способ жизни

Конкуренция как способ жизни На дороге расположились обезьяны, а по середине дороги обезьяна-малышка играла с собственным хвостом, за ней присматривала мать. Они все хорошо осознали, что кто-то там был, на безопасном расстоянии. Взрослые самцы были крупными, тяжелыми и

Источник

Оцените статью
Разные способы