Основной закон фрг 1949 способ принятия

Содержание
  1. Основной закон Германии 1949 года.
  2. Основной закон ФРГ 1949 г.: порядок принятия характерные черты
  3. Этот день в истории: 1949 год — вступил в силу Основной закон ФРГ
  4. Основной Закон ФРГ 1949 г.
  5. История принятия Западной Германией Основного закона в 1949 г., причины и условия. Основные права и свободы личности, закрепленные в нем; структура и полномочия государственных органов; основные изменения, внесенные за 60-летнюю историю Конституции ФРГ.
  6. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  7. Введение
  8. В период объединения Германии тема ответственности немецких политиков и оккупационных властей за раскол вновь приобрела актуальность. Однако и после объединения, до настоящего времени, вопрос не утратил остроты. Германия как государство и сами немцы продолжают оценивать свою роль в мировом сообществе и мировой истории.
  9. Основной закон не планировался с самого начала как конституция на века. Предполагалось, что он прослужит несколько переходных лет до восстановления единства Германии (изначально в преамбуле говорилось о 25 годах действия Закона). Именно поэтому, чтобы подчеркнуть временность этого документа, и было выбрано название Основной закон, а не Конституция. И, тем не менее, даже после объединения Германии в 1990г. новая конституция не была принята. В Основной закон был внесен лишь ряд изменений. Основной закон не утратил своей силы до сих пор, хоть со дня его принятия прошло более 60 лет. Это свидетельствует о том, что его положения еще не изжили себя и актуальны и по сей день.
  10. Целью моей курсовой работы является изучение и анализ причин и условий принятия Основного закона; закрепленных в нем основных прав и свобод личности; структуры и полномочий государственных органов; и основных изменений, внесенных за 60-летнюю историю этого документа.
  11. История обретения Западной Германией государственности получила широкое освещение в зарубежной историографии. Наибольшее количество работ о процессе создания ФРГ и Основного закона появилось в Германии, США, Великобритании.
  12. В своей курсовой я опиралась на работы Т. Маунца, Р. Бернхардта, Н.В. Павлова, А.М. Филитова, П.А. Шупляка, Д.Е. Тагунова, В.В. Сажиной, М.А. Мурашова и др.
  13. 1. История создания Основного закона ФРГ 1949 г.
  14. 2. Права личности по Основному закону ФРГ 1949 г.
  15. 3. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.
  16. 4. Важнейшие конституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.
  17. Заключение
  18. В 1989 г., в год 40-летия ФРГ, Основной закон был отмечен как самая лучшая и свободная конституция, которая когда-либо имелась на немецкой земле. Благодаря Основному закону создано государство, у которого до сих пор не было серьезных конституционных кризисов. То, что Конституция с многочисленными изменениями действует и поныне, является лучшим подтверждением профессионализма ее составителей.
  19. Список использованной литературы:
  20. Подобные документы

Основной закон Германии 1949 года.

Подготовка и принятие конституции. Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при при­нятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конститу­ция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Это четвертая в истории Германии конституция (три конституции приняты в 1849—1919гг.).

Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов.

Проект конституции был обсужден и принят Парламентским сове­том, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина.

Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловечес­ких ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедли­вости и др.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демо­кратического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы — законодательные, исполнительные и судебные. Путем пере­числения этих органов в конституции ФРГ дана достаточно широкая трактовка способов осуществления власти народа, более широкая, чем во многих других конституциях. Важнейшей гарантией демократии явля­ется специальное положение о том, что все граждане имеют право оказы­вать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Такими гарантиями являются, далее, предусматриваемая конституцией многопартийная система, раз­личные способы защиты конституционных прав и свобод граждан и т.д.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, • что собственность обязывает, что пользование ею должно служить обще­му благу, что земля, ее недра, природные богатства, средства производ­ства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. При этом законом, а не судом, как во многих других странах, устанавли­вается размер и вид возможной компенсации. Положению о социальном государстве соответствуют закрепляемые в конституции социально-эко­номические и культурные права личности.

Концепция правового государства (она относится в конституции к федерации и землям) находит свое выражение в нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и частные, обязаны подчиняться праву, что суд является независимым, а чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную силу. Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином.

В условиях чрезвычайного положения (состояние напряженности, состояние обороны) демократические принципы могут быть ограничены законом парламента.

Регулируя отношения основных органов государства, а также госу­дарства в целом и его составных частей, методы деятельности органов государства, конституция исходит из того, что Германия является по форме правления парламентарной республикой, относительно децентра­лизованным федеративным государством с демократическим режимом.

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате).

Конституционный контроль. В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который в отличие от Франции осуществляет как предварительный, так и последующий контроль (во Франции последний возможен только в случае нарушения конституционных прав граждан и сопряжен с допол­нительными условиями).

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. (этот закон неоднократно изменялся и принимался в новой редакции) обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся: 1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли); 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимо­отношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совмес­тимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.); 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по по­воду нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституци­онных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями; 5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом; 6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Источник

Основной закон ФРГ 1949 г.: порядок принятия характерные черты

Основной закон ФРГ был принят 8 мая 1949 г. и вступил в силу для западных земель 23 мая 1949 г.

В каждой из земель ФРГ имеется собственная Конституция.

Основной закон состоит из Преамбулы (имеющей данное название) и формально по нумерации 9, а фактически 13 разделов, охватывающих 185 статей (но последняя по номеру статья 146, это связано с тем, что многие статьи имеют один и тот же номер, но разные буквенные обозначения).

Преамбула содержит формулу общего характера о целях конституционного регулирования («стремление служить делу мира во всем мире в качестве равноправного союзника в объединенной Европе») и перечень всех земель.

Раздел I «Основные права» устанавливает «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека» (свободу вероисповедания, совести, мировоззрения, свободу мнений, защиту брака и семьи, свободу союзов, собраний, право собственности и др.).

Раздел II «Федерация и земли», помимо разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и землями, включает вопросы, связанные с участием ФРГ в Европейском Союзе.

В разделе III «Бундестаг» говорится о порядке формирования этого органа.

Раздел IV «Бундесрат» посвящен статусу данного органа.

Раздел IV-а «Объединенный комитет» состоит из 1 статьи (53-а) и посвящен органу, формируемому из состава Бундестага и Бундесрата.

Раздел V «Федеральный Президент» включает ста-

Хтьи о порядке выборов Федерального Президента, требования к кандидатам и полномочия.

Раздел XI «Состояние обороны».

Раздел VI «Федеральное правительство».

Раздел VII «Законодательство Федерации» – о разграничении предметов ведения и полномочий Федерации и земель.

Раздел VIII «Исполнение федеральных законов и федеральная администрация».

Раздел VIII-а «Общие задачи Федерации и земель» включает положения об участии Федерации в выполнении государственных задач землями.

Раздел IX «Правосудие» содержит основы статуса органов судебной ветви власти.

Раздел Х «Финансы» устанавливает принципы и порядок финансового обеспечения расходов по осуществлению государственных задач.

Раздел Х-а «Состояние обороны» посвящен вопросам режима данной разновидности чрезвычайного положения.

Раздел XI «Переходные и заключительные положения», помимо положений временного и переходного характера, содержит ряд правовых дефиниций (например, гражданства) и разъяснения отдельных положений Основного закона.

По порядку изменения Основной закон относится к числу жестких. Согласно ст. 79 он может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Кроме того, имеются некоторые ограничения в отношении международных договоров; не допускаются изменения, касающиеся разделении Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и принципы, выраженные в характеристике государства как демократического и социального.

Закон об изменении или дополнении Основного закона принимается большинством голосов в 2/3 голосов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата.

Источник

Этот день в истории: 1949 год — вступил в силу Основной закон ФРГ

23 мая 1949 года в Бонне был официально провозглашен текст «Основного закона» нового германского государства, за который проголосовали парламенты десяти из одиннадцати немецких земель (кроме Баварии) западной зоны оккупации. К моменту провозглашения новая конституция уже была утверждена западными оккупационными державами. В этот день на политической карте Европы появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ).

После капитуляции фашистской Германии в 1945 году вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия — советской, американской, английской и французской. Начало «холодной войны», растущая конфронтация между СССР и Западом делали невозможным воссоздание единого германского государства. Поэтому западные державы приняли решение способствовать его образованию на территориях, находящихся под их оккупационным контролем.

Читайте также:  Получение раствора хлорида магния тремя способами

Парламентский совет, в который вошли представители Ландтагов (парламентов) одиннадцати земель западных оккупационных зон Германии и Западного Берлина, 8 мая 1949 года принял Основной закон будущего государства. Проект закона был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права. Председатель парламентского совета, Конрад Аденауэр, первым поставил свою подпись на принятом документе. Он же впоследствии стал первым канцлером нового немецкого государства

23 мая 1949 года Основной закон (конституция) был опубликован и вступил в силу. Таким образом в западной оккупационной зоне была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ) со столицей в Бонне. Этот день считается днем образования ФРГ.

Согласно Основному закону новое государство было открыто для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 года была принята своя конституция, и провозглашено второе германское государство — Германская Демократическая Республика (ГДР).

Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. Он содержал подробный перечень гражданских прав и свобод, гарантированных государством, и исходил из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности.

Основной закон ФРГ 1949 года — конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Этот документ был задуман как переходный, а его официальное название — Основной закон — подчеркивало его временный характер, т.к. он вступил в силу только на территории западных оккупационных зон. Ведь существовала надежда на создание единого государства. Предполагалось, что после полного объединения Германии он будет заменен более обстоятельным документом, Конституцией, которую, в отличие от Основного закона, примут всенародным голосованием.

Нормы Основного закона действовали в качестве обычного права ФРГ до конца 1980-х годов. Объединение страны произошло лишь 3 октября 1990 года, именно с этого момента Основной закон ФРГ стал конституцией объединенной Германии и всего немецкого народа.

Хотя Основной закон принимался как временная конституция, однако время показало, что он был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Комиссия, приступившая к работе после присоединения ГДР к ФРГ в 1990 году, пришла к выводу о том, что необходимость принятия новой конституции отсутствует, и положение о временном характере Основного закона было удалено из текста.

Источник

Основной Закон ФРГ 1949 г.

История принятия Западной Германией Основного закона в 1949 г., причины и условия. Основные права и свободы личности, закрепленные в нем; структура и полномочия государственных органов; основные изменения, внесенные за 60-летнюю историю Конституции ФРГ.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.04.2011
Размер файла 32,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение
  • 1. История создания Основного закона ФРГ 1949г.
  • 2. Права личности по Основному закону ФРГ 1949 г.
  • 3. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.
  • 4. Важнейшие конституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.
  • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение


В период объединения Германии тема ответственности немецких политиков и оккупационных властей за раскол вновь приобрела актуальность. Однако и после объединения, до настоящего времени, вопрос не утратил остроты. Германия как государство и сами немцы продолжают оценивать свою роль в мировом сообществе и мировой истории.


Основной закон не планировался с самого начала как конституция на века. Предполагалось, что он прослужит несколько переходных лет до восстановления единства Германии (изначально в преамбуле говорилось о 25 годах действия Закона). Именно поэтому, чтобы подчеркнуть временность этого документа, и было выбрано название Основной закон, а не Конституция. И, тем не менее, даже после объединения Германии в 1990г. новая конституция не была принята. В Основной закон был внесен лишь ряд изменений. Основной закон не утратил своей силы до сих пор, хоть со дня его принятия прошло более 60 лет. Это свидетельствует о том, что его положения еще не изжили себя и актуальны и по сей день.


Целью моей курсовой работы является изучение и анализ причин и условий принятия Основного закона; закрепленных в нем основных прав и свобод личности; структуры и полномочий государственных органов; и основных изменений, внесенных за 60-летнюю историю этого документа.


История обретения Западной Германией государственности получила широкое освещение в зарубежной историографии. Наибольшее количество работ о процессе создания ФРГ и Основного закона появилось в Германии, США, Великобритании.


В своей курсовой я опиралась на работы Т. Маунца, Р. Бернхардта, Н.В. Павлова, А.М. Филитова, П.А. Шупляка, Д.Е. Тагунова, В.В. Сажиной, М.А. Мурашова и др.


1. История создания Основного закона ФРГ 1949 г.

Оккупационным державам, в силу сложившихся политических обстоятельств, не удалось в ходе многочисленных конференций прийти к согласию о восстановлении общегерманской государственной власти. Франция желала, чтобы существовала децентрализованная Германия с федеральной структурой, объединяющая дюжину земель СССР, напротив, требовал создания крепкого централизованного государства и международного контроля над Руром, где и он получит свою долю. Англичане и американцы высказывались за сильное федеральное правительство, контролирующее иностранные дела, экономику и финансы. [3]

В условиях, когда становилось все более очевидным, что преодолеть разногласия по вопросу создания единого немецкого государства в обозримом будущем не представляется возможным, страны Запада все более склонялись к идее образования государственности на территории западных зон оккупации. Большое значение при этом имело развитие и ужесточение «холодной войны». Восстановленное западногерманское государство должно было стать бастионом западной цивилизации, противостоящим коммунистической зоне влияния. Уже июне в 1946 г. государственный секретарь США Джеймс Бирнс заявил о коренном изменении сущности военного присутствия союзников в западной Германии: из оккупационной и контрольной она все больше превращается в оборонительную. [4]

Правительство США предложил своим союзникам объединить три зоны оккупации в одну. Франция, опасаясь усиления Германии, отклонила инициативу США, а Англия согласилась. [5] Решение вопроса о создании единого государства Германии тем самым было поставлено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мертвой очки многочисленные предложения СССР на Московской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др.

1 января 1947 г. США и Великобритания осуществили экономическое объединение выделенных им германских зон влияния, создав «Бизонию». Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все больше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным банком и пр. [6] Избираемые ландтагами земель представители составили Экономический совет как своеобразный, временный парламент. Ему были приданы законодательные полномочия в тех сферах, которые не были зарезервированы за оккупационными властями. Из чиновников, которых назначали правительства земель, сформировался Совет земель — своего рода вторая парламентская палата, имевшая право законодательной инициативы и права вето, [7] Функции правительства выполнял Административный совет в составе директоров двухзональных отраслевых ведомств, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель. [8]

Советское руководство в свою очередь, постаралось максимально изолировать свою зону от влияния западных держав. СССР категорически не допускал вмешательства Запада в дела Восточной Германии, где шло строительство официальных немецких учреждений по советскому образцу — с опорой на коммунистическую партию. [9]

После событий февраля 1948 г. в Праге Франция решила присоединиться к единому западногерманскому экономическому пространству, и 8 апреля 1948 г. была образована «Тризония».

В первой половине 1948 г. в Лондоне в два этапа прошла международная конференция с участием США, Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, однако роль последних была чисто декоративной. Их представители присутствовали лишь на некоторых заседаниях, когда их приглашала “тройка”. [10] В ответ на созыв лондонской конференции 20 марта 1948 г. СССР отказался участвовать в заседаниях Союзного контрольного совета, что привело к прекращению его работы.

На конференции был согласован текст директивы главам правительств всех западногерманских земель, обязывающей их созвать не позднее 1 сентября учредительное собрание для выработки конституции. Его члены должны были избираться ландтагами земель западных оккупационных зон. Этот орган получил название «Парламентский совет». Военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства. [8] Согласно трехсторонней директиве, будущая конституция должна была предусматривать минимальную централизацию (Франкфуртский документ от 1 июля 1948 г). [10]

Херренхимзейский конституционный конвент (10-23 августа 1948 г.) на котором собрались конституционные эксперты из 11 земель западных зон, сделал попытку подготовить проект, на основе которого Парламентский совет смог бы быстро выработать Основной закон. Противоречия среди партий, прежде всего по вопросу о степени федерализма будущего государства, с одной стороны, и нежелание партий связывать себя еще до начала работы над конституцией готовым проектом, с другой, сделали херренхимзейский проект не более, чем сводом различных мнений. [11]

Впервые Парламентский совет собрался 1 сентября 1948 г. в Бонне. Он был образован из 65 представителей земель, избранных ландтагами 9 земель, а также народными собраниями Гамбурга и Бремена. В этот орган были включены 5 представителей от Берлина без права голоса. [12] В состав Парламентского совета вошли делегаты от всех партий, имевших депутатов в ландтагах, в том числе и от КПГ. Аналогично политической структуре ландтагов в Парламентском совете вскоре образовались фракции по партийной принадлежности его членов. Одновременно была создана комиссия из ученых-юристов, которая обеспечила научную базу подготовки конституции. Возглавил Парламентский совет лидер Христианского демократического союза Конрад Аденауэр.

В ноябре 1948 г. лидеры оккупационных властей дали свои директивные указания Совету, хотя к тому времени проект конституции уже был в целом обсужден в Главном комитете. [9]

Для того чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а только об основах конституционного регулирования в переходный период до воссоединения Германии, было выбрано название Основной закон, а не Конституция. Этот выбор должен был также подчеркнуть географически ограниченную сферу действия Основного закона. [12]

В феврале 1949 г. текст был передан на рассмотрение военных губернаторов из состава оккупационных войск — для контроля над содержанием будущей Конституции, а в марте 1949 г. был получен резко негативный отзыв на проект. В нем военные губернаторы высказали твердое несогласие с недостаточной степенью федерализма, заключенного в проекте Основного закона. Также критиковались положения о государственной службе, независимости судей, а также об участии Берлина в делах федерации. [9] Попытка новой межфракционной комиссии сделать проект более приемлемым провалилась. Началось противостояние оккупационных властей и Совета, осложненное обострением конфликта между партиями. [11] В результате работа Парламентского совета оказалась под угрозой срыва. Но последовавшие затем переговоры между союзническими штабами и членами Парламентского совета ускорили позитивное решение проблем, тем более, что американцы спешили с созданием военно-стратегического альянса НАТО. [9] 22 апреля была получена нота союзников, в которой они обещали Парламентскому совету свое уважение к любым его решениям, не нарушавшим баланс между полномочиями центральной власти и земель. [11]

Читайте также:  Основные способы изложения правовых норм

В начале мая военные губернаторы одобрили окончательный текст Основного закона для Германии, а 8 мая 1949 г. состоялось его голосование в Парламентском совете, и Закон был принят 53 голосами против 12. Западные союзники не были согласны со всеми положениями текста и потому одобрили его, но с некоторыми оговорками. Они касались в первую очередь особого статуса Берлина и прав союзников, подлежащих сохранению в дальнейшем. Сюда относились и вопросы, затрагивающие Германию в целом, а также ее воссоединение. Согласия с западными союзниками удалось достичь 12 мая 1949 г. [11]

Союзники выдвинули требование, что для принятия Основного закона требуется одобрение его двумя третями земель. В течение несколько недель Основной закон был одобрен в 10 землях из 11. Что касается Баварии, усмотревшей в Основном законе посягательство на ее локальный суверенитет, то там 101 голос был подан против Основного закона, в то время как 64 голоса были поданы «за» при 9 воздержавшихся от голосования. В то же время баварский ландтаг подтвердил принадлежность Баварии к Федеративной Республике Германии (97 голосов «за», 6 — «против», 70 — воздержавшихся). Таким образом, Конституция Германии была принята. 23 мая 1949 г. текст Основного закона был опубликован в первом номере «Вестника законов ФРГ», и в ночь с23 на 24 мая 1949 г. Основной закон ФРГ вступил в силу. [9]

2. Права личности по Основному закону ФРГ 1949 г.

Придавая особую значимость основным правам, создатели конституции выдвинули их как систему ценностей и требований в начало текста. Раздел I «Основные права» нынешней редакции Основного закона целиком посвящен основным правам граждан Германии.

Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков «Третьего рейха», провозглашая «неприкосновенность человеческого достоинства» и «неотчуждаемость» прав человека (ст. 1), среди которых — право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи «расовонеполноценных» и «нежизнеспособных», проводилась принудительная стерилизация и пр. [6]

При этом Основной закон исходит из присущих человеку прав, которые не создаются конституцией, а лишь признаются ею. Впервые в истории конституции Германии основные права являются непосредственно действующим правом, обязательным для всех трех ветвей государственной власти. По конституции Веймарской республики основные права действовали лишь согласно законам, а в соответствии с Основным законом, напротив, законы действуют только в рамках основных прав. [12]

Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарской конституции 1919 г., — свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий» (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на «законного судью» и пр. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят «Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы».

Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также — о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 г. (пункт «с» ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр. [6]

Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется ФКС как признание того, что «государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни». [6]

Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ социальным государством. В этом контексте дается и трактовка права собственности, повторяющая соответствующие положения Веймарской конституции:

«Собственность обязывает. Владение ею есть служение общему благу», а также положение Основного закона о возможности государства на основе закона принудительно отчуждать собственность, в том числе обобществлять земли, общественные ресурсы и средства производства «для общего блага» (ст. 15).[6]

3. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством;

2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия;

3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — правом и законом;

4. Если иной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.).

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные — т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции — принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.[8]

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата — Бундесрат, нижняя — Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной и законодательной власти, является бундестаг. [Павлов] Однако, в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ — это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза. [Тагунов]

Бундестаг состоит из 662 членов и избирается всем народом Германии на четыре года. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина — на основе партийных списков по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

Бундестаг выбирает главу правительства, федерального канцлера, несущего перед ним ответственность, и тем самым принимает решение о формировании правительства. Во взаимодействии с бундесратом принимает законы и государственный бюджет.[9]

В бундестаге депутаты объединяются в различные фракции. По существенным вопросам фракция выступает с единым мнением. Регламент предоставляет фракциям или 5 % членам бундестага исключительное право выступать с парламентскими, в том числе с организационными, инициативами в процессе законотворчества и во многих других случаях. Только они могут, например, вносить законопроекты и проекты решений, вносить изменения во время третьего слушания, только они имеют право требовать проведения Следственного комитета, Опросной комиссии, а также проведения поименного голосования и т.д. Фракции — это центры парламентской работы. [Павлов]

Регламентом бундестага предусмотрен общий совещательный орган для управления работой бундестага — Совет старейшин. В его задачу входит определение плана работы бундестага на следующий парламентский год.

Бундесрат — это специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель и участвующий в законодательной деятельности и управлении Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная «земля» определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии — то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются, как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.[пав]

Бундесрат защищает интересы своих земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским союзом; принимает участие в законотворчестве, обладая правом законодательной инициативы; как и другие органы государственной власти федерации, он несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ.

Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате.

Партийных фракций в бундесрате не существует.

Сроком на один год по принципу ротации бундесрат избирает своего председателя — президента из числа премьер-министров земель. Президент бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.[павлов]

Главой государства является федеральный президент. Однако, учитывая парламентский характер нынешней республики в Германии, его полномочия достаточно ограничены. Фактически президенту отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением. Вместе с тем, несмотря на преимущественно представительские задачи, федеральный президент является упорядочивающей, уравнивающей, «нейтральной» силой в государстве, посредником и третейским судьей между политическими течениями. [Маунц]

Президентом может стать любой немец, обладающий избирательным правом, и достигший сорока лет. Срок его полномочий составляет пять лет. Повторное переизбрание допускается лишь однажды. Федеральный президент избирается не непосредственно народом, а специальным конституционным органам — Федеральным собранием. Оно созывается лишь для этой цели и состоит из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов, избираемых ландтагами земель (всего более 1300 делегатов).

Компетенция президента определена в ст. 59, 60, 63, 64, 82 Основного закона. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Он представляет страну на международной арене, осуществляет право помилования, а также назначает и увольняет чиновников и судей федерации, офицеров и унтер-офицеров. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Основной закон лишает главу государства командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, во время войны — на канцлера.

Читайте также:  Пв способы прокачки петов

Как правило, президент представляет одну из ведущих партий в бундестаге. Однако на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое членство в партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного строя. [Павлов]

Исполнительная власть Германии на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления. Федеральное правительство — «кабинет» состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Численность федерального правительства Основной закон не устанавливает. В федеральном правительстве канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное и вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевое положение в системе политических координат страны. Германская система правления в Новейшее время не зря именуется «канцлерской демократией». [9]

Срок полномочий федерального канцлера (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание.

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное — он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).

Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству, имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то Бундестаг обязан большинством голосов избрать преемника канцлера (ст. 67). Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы. [Майнц]

Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае «состояния законодательной необходимости» оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов (ст. 81).

4. Важнейшие конституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.

Основной закон Германии в первоначальной редакции состоял из преамбулы, 11 глав и 146 статей. Он относится к категории «жестких» конституций: согласно ст. 79 п. 2, для внесения конституционных поправок требуется согласие 2/3 членов бундестага и 2/3 голосов бундесрата. Но несмотря на это, начиная с 30 августа 1951 г., когда были внесены изменения в ст. 142-а, касавшуюся уголовного законодательства, изменения в него вносились почти ежегодно. Итогом стало укрупнение Основного закона: к настоящему времени в него дополнительно включены 42 статьи, 16 отдельных частей статей, 18 пунктов и предложений, а исключены лишь 5 статей. Сейчас Боннская Конституция включает в себя 14 глав с действующими 184 статьями — при сохранении порядковой нумерации от 1 до 146 статьи. [9]

Реальный же подсчет количества попыток изменения Основного закона весьма затруднен, потому что за сорок лет, до воссоединения Германии в октябре 1990 г, вносилось более 100 предложений об изменении редакции Конституции, а было принято лишь 35 поправок, причем большинство из них почти не вызывало политических споров.

Политически спорными были: поправки 1956 г., которые устанавливали конституционные условия формирования бундесвера; поправки 1968 г, относительно действия закона в чрезвычайных ситуациях; поправки 1969 г., касающиеся финансовых вопросов. [12]

Особенно крупные реформы приходились на 1954, 1956, 1968 гг. Так, в 1954 г. дополнении касались процедуры изменений Основного закона.

В 1956г. была проведена реформа, касавшаяся возможности ограничения политических прав в «состоянии обороны» (ст. 87-а; К7-б). Эта реформа была вызвана подписанием в октябре 1954 г. Соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. Согласно Парижским соглашениям, Германия получила право создания полумиллионной армии.

Закон ФРГ от 19 марта 1956 г. вводил в Конституцию новые статьи и изменял некоторые старые (ст. 12; ст. 17-а; ч. 2 ст. 36; ст. 45-а; ст. 45-в; ст. 59-а; ч. 1 ст. 60; ст. 65-а; ст. 87-а; ст. 87-в; ст. 96-а; ч. 1 ст. 137; ст. 142-а). В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 17-а для состава вооруженных сил могло быть ограничено право на свободу выражения мнений, на свободу собраний, право на подачу петиций, поскольку это предусматривалось Законом о военной службе. [9]

Конституционная реформа июня-ноября 1968 г. состояла в инкорпорации в Конституцию «чрезвычайного законодательства», связанного с «необходимостью предотвращения опасности свободному демократическому строю». Данный блок конституционных реформ был связан с политическими событиями в соседних с ФРГ странах: принятие ГДР новой конституции, события в Чехословакии и др.

Наиболее значимые изменения в Основной закон были внесены в 1990 г. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об установлении единства Германии. В договоре оба германских государства определили ряд поправок к Основному закону, а также установили, что законодательные органы обязаны определить, какие поправки необходимо внести в текст конституции вследствие объединения Германии. В связи с этим бундестаг и бундесрат создали в ноябре 1991 г. Совместную конституционную комиссию. Ей было поручено разработать предложения по изменению конституции. В первую очередь комиссия должна была учесть выводы, вытекающие из объединения Германии, а также последствия Маастрихтского договора о Европейском Союзе. [12]

Комиссия пришла к выводу, что новую конституцию не следует разрабатывать, поскольку Основной закон 1949 г. за 40 с лишним лет вполне оправдал себя как демократическая конституция.

Отдельные разработки Совместной конституционной комиссии привели к внесению в Основной закон изменений, коснувшихся федеративного устройства, участия в Европейском союзе и др. Ряд поправок к Основному закону был принят 7 сентября 1994 г. бундестагом и 23 сентября — бундесратом.

В целом с сентября 1990 г. до начала 2000 г. в Основной закон ФРГ было внесено около 60 изменений и дополнений (в т. ч. статья 23 отменена, введено 12 новых и существенно дополнены многие действующие статьи).[9]

право личность государственный полномочие

Заключение


В 1989 г., в год 40-летия ФРГ, Основной закон был отмечен как самая лучшая и свободная конституция, которая когда-либо имелась на немецкой земле. Благодаря Основному закону создано государство, у которого до сих пор не было серьезных конституционных кризисов. То, что Конституция с многочисленными изменениями действует и поныне, является лучшим подтверждением профессионализма ее составителей.


Список использованной литературы:

1. История человечества в 8 т. — Т. 8: ЧЧ век// под общей редакцией А.Н. Сахарова. — Москва: ЮНЕСКО, 2005. — 842 с.

2. Шарапов, В.А. Политические системы и внешняя политика Германии, Австрии, Швейцарии: учеб. пособие // В.А. Шарапо. — Минск: БГУ, 2007. — 231 с.

3. История Европы // А. Жак, Б. Йохан, Г. Иржи и др. — Минск: Вышейшая школа, 1996. — 384 с.

4. Кащенко, С.Г. Всеобщая история государства и права новейшего времени // С.Г. Кащенко. — Симферополь: ДОЛЯ, 2006. — 696 с.

5. Всемирная история: Холодная война. Распад СССР. Современный мир. — Москва: АСТ, Минск: Харвест, 2002. — 400 с.

7. Ильинский, Н.И. История государства и права зарубежных стран: курс лекций // Н.И. Ильинский. — Москва: Из-во дел. и учеб. лит., 2003. — 608 с.

8. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник для высших учеб. заведений по спец. и напр-ям «Юриспруденция» // О.А. Омельченко. — Москва: Эксмо, 2006.

9. Вениосов, А.В. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Ч. 2. История государства и права Нового и Новейшего времени: уч. пособие // А.В. Вениосов, В.В. Сажина. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. — 544 с.

10. Филитов, А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение // А.М. Филитов. Москва: Междунар. отношения, 1993. — 240 с.

11. Мурашов, М.А. Участие западногерманских политических партий в создании ФРГ (1948 — 1949 гг.): автореф. дис. на соиск. уч. степ. кан-та истор. наук: 21.12.2004 // М.А. Мурашов; Московский. гос. ун-т. им. Ломоносова — Москва, 2004. — 22 с.

12. Шупляк, П.А. ФРГ: политическая система и политическое развитие: учебно-методич. комплекс для студентов // П.А. Шупляк. — Минск: БГУ, 2007. — 104 с.

13. Тагунов, Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учеб пособие // Д.Е. Тагунов. — Минск: Книжный Дом, 2005. — 400с , ил.

14. Современный немецкий конституционализм // В. Рудольф, Х. Штайнбергер, Р. Бернхардт. — Москва: Институт государства и права РАН, 1994. — 52 с.

15. Маунц, Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР) // Т. Маунц. — Москва: Изд. иностр. лит., 1959. — 596 с.

16. Павлов, Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие // Н.В. Павлов. — Москва: Высшая школа, 2001. — 367 с.

17. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов // В.Г. Графский. — Москва: Издательство НОРМА, 2003. — 744 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Германия как единое государство. Федерация как традиционная для Германии форма государственного устройства. Условия принятия Конституции ФРГ 1949 г.. Краткая характеристика Основного закона и его главные черты. Национальная немецкая администрация.

реферат [21,1 K], добавлен 25.07.2009

Возникновение термина «конституция». Формирование российского конституционализма. Конституция РФ: основные черты и юридические свойства. Сущность, состав и форма Конституции РФ. Характеристика порядков принятия и изменения Основного Закона государства.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 20.01.2016

Изучение Конституции как основного закона и нормативного акта, закрепляющего устройство государства, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему. Основные права и обязанности граждан Российской Федерации.

презентация [1,8 M], добавлен 26.08.2015

История принятия основного закона СССР. Структура Конституции Башкирской АССР. Описания основных положений, изложенных в ней. Этапы создания и утверждения важнейшего политико-правового документа Башкортостана и его влияние на дальнейшую судьбу республики.

реферат [426,4 K], добавлен 25.01.2015

Понятие, сущность, функции конституции – закона, в котором закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Социальные и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

курсовая работа [39,2 K], добавлен 03.02.2011

Исследование подходов к пониманию закона как источника права. Основные черты и юридические свойства конституции, ее реальность и легитимность. Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права, виды его источников.

курсовая работа [39,8 K], добавлен 06.01.2016

Понятие, структура и функции Конституции — основного закона страны. Этапы развития Конституции СССР и Российской Федерации. Основные принципы конституции: демократизм, законность, суверенитет, разделение властей, гражданство и равноправие граждан.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 07.01.2015

Источник

Оцените статью
Разные способы