Основной способ транспортировки нефти россии

Способы транспортировки нефти

Россия является одним из лидеров нефтяного рынка (по итогам 2015 года добыча составила 534 млн тонн). Крупные, средние и малые месторождения расположены по всей территории страны, их эксплуатация невозможна без решения вопроса о способе транспортировки. Выбранный вид транспорта должен обеспечить постоянность поставок, независимо от сезонных и прочих факторов, поскольку добычу на многих месторождениях, например, расположенных в условиях Крайнего Севера, просто невозможно остановить.

Виды транспортировки нефти

Существует четыре основных вида транспортировки: железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный. Выбор в пользу той или иной формы зависит от того, насколько она сможет обеспечить регулярность, и от себестоимости, которая связана с расположением нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и другими факторами.

Например, все регионы страны охватывает сеть автомобильных дорог. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта очень высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются лишь на короткие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов.

Значительно ниже себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период.

Этих недостатков лишены железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, использование которых доступно практически в любых погодных условиях и на любые расстояния. В железнодорожных перевозках применяются специальные цистерны. Состав из таких вагонов формирует наливной маршрут. Себестоимость перевозки вагонов обратно пропорциональна их количеству. Однако железнодорожный транспорт также имеет существенные недостатки. Ключевые из них — большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции путей, относительно высокие эксплуатационные расходы.

Единственный вид транспорта нефти, для которого характерны низкие операционные издержки — трубопроводный. Он может использоваться как для перекачки нефти (нефтепроводы), так и для перекачки различных нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы). Сейчас по трубопроводам проходит более 90% добываемой в стране нефти. Длина магистральных трубопроводов, находящихся под управлением ОАО «АК «Транснефть», превышает 70 тыс км.

В отдельных случаях нефтепродукты доставляют потребителям авиатранспортом, например, для срочной переброски горючего в небольших количествах или в малодоступные места, при невозможности использовать другие виды транспорта.

Смешанные транспортировки

Очень часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.

Например, нефтепродукты с нефтеперерабатывающего завода могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефтепродуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда через железные дороги они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

Источник

Информация

Нефть России и основные способы её транспортировки

Российская нефтяная промышленность развивается уже на протяжении многих лет. За годы становления она претерпела множество различных изменений и сегодня является уже неотъемлемой частью нашей страны. С каждым днем добыча этого полезного ископаемого бурно растет, а вместе с ней положительно развивается и экономика, открываются новые возможности и перспективы, совершенствуется оборудование, нефтехимия, разнообразные технологические процессы, а также все смежные отрасли народного хозяйства.

Однако наличие нефти еще не означает процветание, ведь ее еще нужно доставить до потребителей, т.е. необходимо обеспечить транспортировку добытых запасов в самые разные уголки страны и мира для ее дальнейшей переработки и использования в интересах общества.

Транспортировка нефти: от бурдюков и бочек до танкера

Человечество находило применение неизвестной на тот момент жидкости черного цвета и специфического запаха ещё на заре времен. Добывали её тогда достаточно простым способом, собирая с поверхности различных водоемов, а использовали в основном для строительства, в качестве источника энергии для освещения домов, а также, в редких случаях, как горючее.

В России же первое упоминание о нефти датируется XVI веком. Тогда на поверхности реки Ухта появились первые нефтяные пятна, получившие название «горюча густа вода».

Читайте также:  Самый простой способ пончиков

В те времена углеводороды отличались особой вязкостью и, конечно, им была необходима хоть какая-то переработка. Для этой цели в 1597 году на повозках в бурдюках и бочках в Москву доставили первую партию нефти, чтобы перегонять для аптечных нужд. Затем уже в 1745 года в России построили первый нефтеперерабатывающий завод. На его территории возвели специальные установки для перегонки нефти, а также склады для пустой тары и хранения продукта. Запасы нефти держали в глубоких колодцах. На тот момент такими технологиями и идеями по переработке нового сырья не обладало ни одно государство.

Однако со временем от транспортировки гужевым транспортом все же решили отказаться. Данный метод отличался достаточно высокой стоимостью и был нерентабельным. Это фактор послужил развитию новых сравнительно более дешевых способов доставки углеводородов до мест для их переработки.

Нефтепроводы

Поскольку раньше большинство нефтепромыслов было достаточно отдалено от мест для переработки продукта, и отрасль нуждалась в более дешевых и быстрых способах доставки черного золота, с каждым годом возникали новые идеи по транспортировке продукта. Уже в 1863 году в России появилась первая концепция строительства трубопроводной системы от бакинского месторождения до морского порта, автором которой стал Дмитрий Менделеев. Тем не менее это предложение так и не приняли, отдалив его развитие.

Спустя 15 лет российский нефтепровод, диаметром в 7,62 см и протяженностью порядка 10 км, все-таки был построен на участке от Балаханского месторождения до окраины Баку, где располагались нефтеперерабатывающие заводы. Он состоял их стальных труб, соединенных при помощи нарезных концов и муфт. Давление для перекачки нефти осуществлялось паровым насосом, благодаря которому сумели достигнуть внушительного, по тем временам, объема – до 1280 тонн нефти в сутки. Расходы на транспортировку углеводородов снизились более чем в 5 раз, полностью оправдав проект.

К 1884 году на территории Балаханских месторождений насчитывалось уже пять трубопроводных систем, способных перекачивать до 3200 тонн нефти в сутки. Это повысило эффективность промыслов и снизило стоимость доставки, по сравнению с транспортировкой в бочках, более чем в десять раз. Строительство первой трубопроводной сети, пускай и не такой большой, ознаменовало эпоху расцвета нефтяной промышленности. Огромное внимание уделялось и вопросу защиты металлических частей оборудования, подверженных коррозии – их покрывали специально подготовленной изоляцией на основе растительных масел, прошедших тщательную обработку.

Сейчас по нашей необъятной стране проложили уже колоссальное количество трубопроводных систем, включающих как подземные, так и надземные нефтепроводы. При этом сырье в них движется со скоростью до 3 м/с и под высоким давлением, создаваемым насосными станциями. Как следствие, для выдерживания больших перепадов температур, различных механических и химических воздействий, в качестве материала для производства труб используют высокопластичные стали. Вместе с тем в последнее время огромную популярность обрели трубопроводы, сделанные из армированного пластика – они обладают самым внушительным сроком эксплуатации и, что наиболее важно, не подвержены коррозии.

На данный момент Россия обладает самым протяженным магистральным нефтепроводом в мире – ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). Его длина – 4756 км, а пропускная способность достигает внушительных 50 млн. тонн в год. Именно по нему доставляется высококачественная малосернистая нефть с месторождений Западной и Восточной Сибири на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Нефтяные танкеры – повелители морей

Нефтепроводы – это основной способ транспортировки черного золота по территории России. Они могут работать, невзирая на какие-то изменения в погодных условиях. Однако в мировой практике именно на долю танкеров выпадает наиболее значительный объем перевозки этого полезного груза.

Сегодня нефтяные танкеры являются самыми большими судами, которые способны перевозить углеводороды в любую точку мира. От мест, где они будут фактически эксплуатироваться, зависит их размер и форма, а также количество загружаемой нефти.

Танкеры бывают: малотоннажные (предназначаются для перевозки нефтепродуктов объемом от 16500 — 24999 тонн), среднетоннажные (для доставки нефтепродуктов и нефти от 25000 — 44999 тонн) и крупнотоннажные (более 45 000 тонн нефти). Самые большие представители носят название супертанкеров и обладают дедвейтом (общим весом грузов, которые принимает судно) от 200 до 300 тыс. тонн.

Внушительные размеры этих судов обусловлены экономической выгодой от их использования – цена за доставку одного барреля нефти обратно пропорциональна размеру судна, а количество членов экипажа практически не отличается, будь то средний или большой танкер. Вследствие этого супертанкеры очень значительно сокращают расходы компаниям на транспортировку.

Читайте также:  Смесь посолочно нитритная универсальная способ применения

Без нефтехимии не перевозим!

Тем не менее, несмотря на вышеуказанные современнейшие методы доставки/транспортировки нефти и ее составляющих к потребителю, имеется еще ряд не менее значимых аспектов, требующих и внимания, и дополнительного контроля. Это касается, например, борьбы с парафиновыми отложениями и вопросов, связанных с повышением текучести нефти при низких температурах, а также сведению к минимуму коррозии металлических поверхностей оборудования при транспортировке полезного ископаемого. То есть нужно не только добыть нефть, её еще нужно правильно доставить потребителю в товарном виде. И как с этим справиться? А для этих целей в нефтяной промышленности используют специальные химические добавки – реагенты и присадки. Например, такие как Difron 3971 – депрессорно-реологическая присадка, используемая для снижения температуры застывания нефти или депрессор Difron 3004. Применяя их, можно эффективно и при достаточно низких затратах справиться с некоторыми трудностями, возникающими в процессе доставки углеводородов.

При этом следует отметить, что Топливный Регион активно сотрудничает ещё и с ведущими российскими исследовательскими лабораториями – присадки и реагенты проходят тщательнейшие испытания по проверке качества и результативности.

Таким образом, сегодня в Компании есть все необходимые средства для обеспечения высоких эксплуатационных характеристик нефти, надежной и своевременной защиты различных емкостей и нефтепроводов.

Источник

Как транспортируют нефть?

Топливно-энергетический комплекс — основа экономики России. Бесперебойная работа предприятий во многом зависит от регулярных поставок сырья. По этой причине нефть нуждается в правильной транспортировке. Каким бы методом ни производилась перевозка, цель остается одна — минимизировать затраты и сроки поставок.

Подготовка к транспортировке

Нефть никогда не залегает в земле в чистом виде. Она представляет собой сложную смесь на основе различных жидкостей и газов. Кроме этого, в составе смеси могут присутствовать глинистые частицы или растворенные соли.

Каждое месторождение содержит в себе пластовые воды, которые различаются между собой по химическому составу. В связи с этим требуется технологическая оснастка, позволяющая очищать нефть и подготавливать ее к перевозке.

Первым делом нефтепродукт освобождают от ненужных примесей путем сепарации. Для этого используют центробежные либо гравитационные устройства. В результате из нефтяной жидкости отделяется вода.

Следующий этап — дегазация. Из очищенной нефти выделяют растворенные в ней газы, только потом производят обезвоживание. В конечном итоге остается провести обессоливание — удаление из нефти лишних солей путем отстаивания.

Иными словами, подготовка нефти к транспортировке — это процесс удаления из сырья всех ненужных компонентов, которые могут затруднить его переработку и перевозку. Качественно обработанное сырье не оказывает негативного влияния на оборудование.

Нефтепродукты подразделяются на виды, для каждого из которых предусмотрены свои условия хранения и перевозки.

Для транспортировки бензина, а также печного и дизельного топлива используют специальные цистерны. Они должны иметь систему контроля давления, воздушные клапаны и устройства нижнего слива и залива. Перевозка топлива в малых объемах допускается в полимерных бочках и канистрах.

Транспортировка густого топлива осуществляется в цистернах, а также в металлических и полимерных баках. Для обеспечения безопасности емкость должна герметично закрываться.

Что касается перевозки смазочных материалов, то здесь допускается использование полимерных упаковок, автомобильных цистерн, бочек и канистр. Тару подготавливают в зависимости от степени вязкости жидкости.

Для транспортировки битумов допускается применение автомобильных и железнодорожных бункерных емкостей. Некоторые виды твердых нефтепродуктов перевозят в неспециализированной таре. Например, в бумажных барабанах или картонных ящиках.

Перед подготовкой к транспортировке важно соблюсти требования по заполнению тары. Жидкие нефтепродукты разрешено заполнять на 95% объема, а густое топливо — на 100%.

Требования к водителям

Водители, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов, должны в обязательном порядке пройти специализированный курс обучения. Далее им выдается удостоверение, разрешающее перевозить опасные грузы.

Помимо общего инструктажа, перед каждым выездом проводится дополнительный (по ТБ). Все сотрудники, выходя в рейс, должны знать, как вести себя в той или иной нештатной ситуации.

Кроме этого, на каждом этапе погрузки и разгрузки сырья водителям следует соблюдать правила технической и пожарной безопасности. Особое внимание обращают на использование индивидуальных защитных средств.

Документы

Главным документом, необходимым при перевозке, служит наличие договора перевозчика и грузоотправителя. Также нужна накладная, отечественная или зарубежная, и полный пакет сопроводительных документов.

В пакет входят следующие виды документов:

  • путевой лист с соответственной маркировкой;
  • Европейское соглашение ДОПОГ;
  • водительское удостоверение о допуске к транспортировке опасного груза;
  • маршрут передвижения;
  • письменные инструкции;
  • информационный лист с указанием телефонов ответственных лиц;
  • копия договора с грузоотправителем.

Транспортировка груза — опасная и ответственная работа, требующая от водителя внимательности и дисциплинированности.

Читайте также:  Способы развития способностей презентация

Основные способы

Транспортировка — это доставка сырой нефти от места производства до пункта потребления. На сегодняшний день перевозка осуществляется посредством автомобильного, железнодорожного, морского транспорта. Способ доставки определяется на основе объема и типа продуктов.

Автомобильные перевозки

Сегодня автомобильная транспортировка нефти — достаточно популярный метод. Для осуществления правильной доставки водитель должен соблюдать меры предосторожности.

Перевозка осуществляется с помощью автомобилей, оснащенных специальным оборудованием. Такой транспорт по-другому называют специальным подвижным составом (СПС).

Выделяют следующие типы СПС:

  • Бензовоз — сюда относят автомобильные цистерны, которые осуществляют перемещение жидких масел, моторного горючего и растворителей.
  • Битумовоз — необходим для перевозки горячего битума. Конструкция оснащена специальным устройством для подогрева НП.
  • Топливозаправщики — оборудованная машина, оснащенная насосом для принудительного слива горючего.

Иногда для транспортировки используют обычные грузовые машины. В таких автомобилях разрешено перевозить до 1000 л дизельного топлива и до 33 л бензина.

Перевозить нефтепродукты транспортом удобно, когда необходимо доставить небольшое количество топлива. Главное, чтобы маршрут следования не пролегал около густонаселенных городов, заповедников, лечебных заведений, школ и т. д.

Трубопроводная транспортировка

Осуществляется с помощью трубопроводов от места производства до точки потребления. Движение нефтепродуктов по трубам происходит при помощи насосных станций. Главным преимуществом данного метода является дешевая эксплуатация и отсутствие нужды в большом количестве работников.

Сегодня Россия — один из самых крупных поставщиков нефти. С помощью трубопроводов есть возможность поставлять сырье практически в любом направлении. Работа не останавливается ни при каких условиях, на перевозку не влияют климат, время года и географическое положение.

К особенностям трубопроводного транспорта относят:

  • сроки постройки не занимают много времени;
  • в процессе перекачки не происходит существенных потерь НП;
  • есть возможность перекачивать сразу несколько видов продукции.

К числу недостатков относят невозможность изменить маршрут перевозки. После прокладки трубопровода скорректировать направление доставки уже будет невозможно.

Жидкие и газообразные НП доставляют к потребителю через магистральные трубопроводы. Это позволяет своевременно провозить сырье на сотни километров.

Железнодорожные перевозки

Способ перевозки нефти по железной дороге существует более 150 лет. За этот период увеличилась грузоподъемность и мощность локомотивов, а также возросла безопасность. Однако данный метод имеет свои преимущества и недостатки.

К плюсам относят:

  • Возможность совершения грузоперевозок в любое время года. Доставка нефтепродуктов осуществляется одинаково быстро и летом, и зимой.
  • Скорость. Железнодорожный транспорт выигрывает у водного, а иногда и у грузовых машин.
  • География. Железная дорога располагается практически на всей территории страны. Это позволяет осуществлять доставку на дальние расстояния.
  • Объем. Ж/д состав имеет возможность тянуть за собой огромное количество цистерн с сырьем.

Что касается недостатков, то у железнодорожного транспорта нередко случаются утечки сырья из цистерн. Такое явление считается нормальным, поэтому расчеты НП всегда производятся с учетом возможных потерь.

При невозможности осуществить доставку по железной дороге прибегают к другим методам транспортировки. Иногда в качестве альтернативного решения предлагают совместить два вида транспорта. Иными словами, осуществляют мультимодальную транспортировку.

Водным транспортом

Сегодня одним из методов перевозки нефтепродуктов является доставка водным транспортом.

Нефтеналивные суда подразделяются на самоходные и несамоходные. К первым относят речные и морские танкеры, а ко вторым — морские баржи или лихтеры.

Основными преимуществами перевозки водным транспортом являются:

  • Возможность доставлять сырье на дальние расстояния и в больших объемах.
  • Разрешено перевозить нефтепродукты в любом агрегатном состоянии и без ограничений.
  • Транспортировка может осуществляться не только по большим водоемам. Доставку также производят по рекам и озерам.
  • Благодаря системе подогрева в процессе перевозки высоковязкой нефти есть возможность поддерживать правильную температуру сырья.

К недостаткам водного транспорта относят сезонность работы водоемов. В зимнее время вода замерзает, а значит доставка НП невозможна. Кроме этого, существует риск возникновения кораблекрушения. Разлив нефти в водоем представляет собой экологическую катастрофу, которая вызывает загрязнение большого количества пресной воды.

Требования по безопасной транспортировке нефти

Определены требования транспортировки нефтепродуктов каждого вида НП, они имеют свои правила безопасности:

  • Нефтепродукты разных марок перевозятся отдельно друг от друга.
  • Сырье допускается к транспортировке при условии, что оно упаковано надлежащим образом, имеет маркировку и сопроводительные документы.
  • Перед наливом топлива необходимо провести тщательный осмотр автомобильных и железнодорожных цистерн. При обнаружении в таре посторонних примесей или воды перевозку отменяют.
  • Высоковязкие и высокозастывающие НП рекомендуется перевозить в судах, оборудованных устройствами для подогрева.

Транспортировка нефти должна осуществляться автомобильным, железнодорожным, речным и трубопроводным транспортом, а иногда воздушным в соответствии с требованиями, установленным ФЗ.

Источник

Оцените статью
Разные способы