- Транспортировка
- Трубопроводный транспорт газа
- Но это не единственный плюс. Считайте сами:
- Но, как и у любого явления, транспортировка по газопроводам имеет и недостатки:
- История развития трубопроводного транспорта газа
- Транспортирование сжиженных углеводородных газов танкерами
- Способы транспортировки газа в россии – Природный газ и способы его транспортировки. Справка
- Природный газ и способы его транспортировки. Справка
- Как транспортируют природный газ
- Перед трубой
- Лишнее в газе
- Летом тоже нужно меньше газа
- Газ в цифрах
- Транспортировка и хранение газа
- Развитие газотранспортной системы
- Подземное хранение газа
- Транспортировка газа
- Транспортировка продукции
- Единая система газоснабжения России
- Центральная диспетчерская «Газпрома»
- Объемы транспортировки
- Доступ независимых производителей газа
- Надежность газотранспортной системы
- Развитие газотранспортной системы
- Виды и способы транспортировки природного газа — Газификация и газоснабжение — Каталог статей
Транспортировка
Трубопроводный транспорт газа
В настоящее время основной вид транспорта – трубопроводный. Для движения газа по трубе нужно создать давление.
Газ под давлением 7,5 МПа прокачивается по трубам диаметром до 1,4 м. По мере отдаления газа от газовых промыслов, уменьшается давление, а, следовательно, — снижается скорость. Это никому не нужно, согласитесь? Поэтому по маршруту движения «голубого топлива» через определенные отрезки пути сооружают компрессорные станции. На них повышают давление от 5,5 до 12 Мпа, охлаждают газ и он продолжает свое «путешествие» по трубопроводу.
Строительство и обслуживание трубопровода – дело затратное, но оно того стоит. Это наиболее дешевый способ транспортировки газа на небольшие и средние расстояния.
Но это не единственный плюс. Считайте сами:
- Трубопроводы можно проложить в любом направлении и на любое расстояние, ведь отрезок – кратчайший путь между пунктом А и пунктом Б;
- Бесперебойность работы, и, как следствие, гарантированное снабжение потребителей, независимо от погоды и времени года;
- Высокая степень автоматизации, надежность и простота в эксплуатации;
- Разгрузка традиционных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской).
Но, как и у любого явления, транспортировка по газопроводам имеет и недостатки:
- Как мы уже писали, на первых этапах сооружения трубопровода нужны большие капиталовложения. Поэтому строительство экономически оправдано лишь при условии большого и стабильного газопотока;
- Есть ограничения на количество сортов энергоносителей, транспортируемых по одному трубопроводу. У трубопровода существует «срок годности»;
- Проложенный маршрут трубопровода сложно изменить. Если появляются новые потребители энергоносителей, то нужны дополнительные капиталовложения.
История развития трубопроводного транспорта газа
Первые газопроводы появились в Китае в начале новой эры. Для передачи природного газа использовались бамбуковые трубы. Мало кто знает, но песня Александра Буйнова «Я бамбук, пустой бамбук…» была посвящена именно этим событиям 🙂
В конце XVIII века в Европе для транспортировки газа стали применяться чугунные трубы. В 70-ые годы XX века в СССР сформировалась самостоятельная транспортная отрасль – единая система газоснабжения. Развитие сети трубопроводов опережало приросты добычи газа. В 1986 году по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 всего топлива Советского Союза.
Каждый год трубопроводная сеть увеличивается. Благодаря техническому прогрессу пропускная способность отдельных газопроводов достигает 30-45 млрд м³/год. При этом трубопроводный транспорт остаётся одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта.
Транспортирование сжиженных углеводородных газов танкерами
Для транспортировки газа широко используют и танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных емкостях при температуре от −160° до −150°С. Чтобы газ сделать сжиженным, его охлаждают при высоком давлении. В зависимости от потребностей природный газ можно сжать в 600 (!) раз. Для танкерной транспортировки газа нужно «всего ничего» — протянуть газопровод до ближайшего побережья, построить на берегу терминал для сжижения и закачки газа на танкеры, ну и сами танкеры.
Такой метод транспортировки значительно экономичнее трубопроводного при условии, что до потребителя газа более 2 000 – 3 000 км, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно-разгрузочные работы.
Источник
Способы транспортировки газа в россии – Природный газ и способы его транспортировки. Справка
Природный газ и способы его транспортировки. Справка
В настоящее время основным видом транспортировки природного газа является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определённые промежутки необходимо сооружать компрессорные станции (КС), на которых газ дожимается до 75 атм.
Чтобы энергетически обеспечить транзит газа по трубопроводу, дополнительно нужен так называемый «технический», или, используя правильный термин, топливный газ, необходимый для работы газоперекачивающих станций.
Для транспортировки газа в сжиженном состоянии используют специальные танкеры — газовозы.
Это специальные корабли, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии при определенных термобарических условиях. Таким образом, для транспортировки газа этим способом необходимо протянуть газопровод до берега моря, построить на берегу сжижающий газ завод, порт для танкеров, и сами танкеры. Такой вид транспорта считается экономически обоснованным при отдаленности потребителя сжиженного газа более 3000 км.
В сфере сетевого газа поставщики жестко привязаны к потребителям трубопроводами. И цены на поставки определяются долгосрочными контрактами. Примерно такие же отношения сложились сегодня и в секторе СПГ. Около 90% СПГ тоже реализуется на основе долгосрочных контрактов.
Поставщики СПГ выигрывают за счет экономии на морских перевозках. При благоприятных условиях цена поставки газа танкером может быть ниже цены поставки по газопроводу почти на порядок. Сравнение транспортных расходов с использованием СПГ и газовозов показывает, что при увеличении расстояния транспортировки расходы увеличиваются гораздо более низкими темпами, подтверждая привлекательность нового рынка сжиженного природного газа. Напротив, прокладка как наземных, так и подводных трубопроводов с ростом расстояний увеличивает себестоимость традиционного природного газа гораздо быстрее.
Как транспортируют природный газ
После извлечения из недр земли или моря газ нужно доставить потребителям. Длина газопроводов и газораспределительных сетей многократно превышает длину окружности Земли.
На большие расстояния газ перекачивается по магистральным газопроводам, но при доставке газа конечным потребителям используются уже газопроводы меньшего диаметра — газораспределительные сети. В зависимости от категории потребителя различают сети низкого (для газоснабжения жилых домов), высокого и среднего давления, которые предназначены для снабжения промышленных предприятий.
Сам по себе процесс транспортировки требует пристального внимания целого штата диспетчеров, которые фиксируют режимы прокачки. Они должны учитывать суточную и сезонную неравномерность потребления газа на конечном пункте.
Перед трубой
Самым распространенным способом доставки газа потребителям является транспортировка по трубам.
Но перед пуском газа по трубам его необходимо подготовить. Дело в том, что вместе с природным газом из скважины выходят различные примеси, которые могут испортить оборудование. Газ очищают от них несколько раз: непосредственно при выходе из скважины, в наземных сепараторах, а затем еще при транспортировке и на компрессорных станциях.
Лишнее в газе
Газ нужно осушить, поскольку содержащаяся в нем влага также портит оборудование и может создать в трубе пробки — так называемые кристаллогидраты, которые внешне похожи на мокрый спрессованный снег. Газ осушают, пропуская его через адсорбенты, либо охлаждая газовый поток. Охладить газ можно при помощи холодильных установок или путем дросселирования — понижения давления в месте сужения трубопровода. Кроме того, перед тем, как запустить газ в трубу, из него извлекают сероводород и углекислый газ.
Поскольку природный газ не имеет запаха, перед подачей потребителям его одорируют.
Летом тоже нужно меньше газа
Если суточную неравномерность потребления газа контролируют диспетчеры, то сезонная неравномерность компенсируется изменением режима работы компрессорной станции (КС), где газ сжимают, или подключением к газопроводу хранилища газа (ПХГ).
В процессе сжатия газа на КС повышается его температура, поэтому газ нужно охлаждать, чтобы не допустить порчи оборудования. Для этого используются аппараты воздушного охлаждения (АВО). Кроме того, газ охлаждают, чтобы увеличить пропускную способность газопровода.
Природный газ занимает наименьший объем, если он находится в сжиженном состоянии. И его тоже можно транспортировать, но уже в специальных емкостях.
Газ в цифрах
В настоящее время с точки зрения эффективности максимальным диаметром газопровода считается 1420 мм.
«Газпром» располагает крупнейшей в мире газотранспортной системой, ее протяженность на территории России составляет 171,2 тыс. км. Если вытянуть в линию все магистральные газопроводы, они четырежды опоясали бы Землю.
В собственности и обслуживании дочерних и зависимых газораспределительных организаций Группы «Газпром» находится 746,3 тыс. км сетей газораспределения.
В чем особенности морской добычи
Месторождения природного газа находятся не только на суше. Существуют морские месторождения — нефть и газ иногда встречаются и в недрах, скрытых водой.
Что такое газовый конденсат
Из газового конденсата можно сделать и топливо, и пластмассу.
Главное — стабилизировать его, убрав лишние примеси.
Транспортировка и хранение газа
Развитие газотранспортной системы
Как транспортируют природный газ
Приоритетными газотранспортными проектами в настоящее время являются:
Что такое сжиженный природный газ
Одной из стратегических задач для «Газпрома» является увеличение объемов сжиженного природного газа (СПГ) в портфеле компании. СПГ — инструмент, который обеспечит «Газпрому» значительное расширение спектра новых доступных рынков и наращивание экспорта.
В рамках наращивания собственного производства СПГ реализуются проекты создания 3-й технологической линии проекта «Сахалин-2» (до 5,4 млн т в год) и «Балтийский СПГ» (10 млн т в год).
Подземное хранение газа
Как хранят газ и что такое ПХГ
Перспективные планы компании предусматривают развитие подземного хранения газа на территории России и за рубежом.
Для достижения указанной цели планируется:
- реконструкция, техническое перевооружение и расширение мощностей действующих ПХГ;
- создание и развитие пиковых хранилищ в отложениях каменной соли;
- создание новых ПХГ в регионах, характеризующихся значительными объемами потребления.
На Востоке России планируется создание подземных хранилищ гелиевого концентрата, которые необходимы для решения задачи комплексного освоения месторождений региона.
Задачей развития подземного хранения газа за рубежом является наращивание мощностей ПХГ Группы «Газпром» в зарубежных странах до достижения активной емкости не менее 5 % от годового объема экспортных поставок в срок до 2030 года. При этом приоритет отдается собственным мощностям ПХГ, то есть инфраструктурным объектам с долевой собственностью Группы «Газпром», расположенным за рубежом.
Транспортировка газа
Как сказано выше, в России действует Единая система газоснабжения, которая включает разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов и компрессорных установок (для сжатия газа и подачи его под давлением), подземных газохранилищ и других сооружений. Трубопроводы — единственный способ для перекачки больших масс газа, в России их протяженность составляет около 80 тыс. км., а в СНГ — 140 тыс. км.
Характерной чертой географии газопроводов является создание радиальной сети их, идущей от месторождений Западной Сибири, республики Коми, Поволжья, Урала, Северного Кавказа в центральные районы страны. Таким образом, природный газ подается в наиболее крупные и в то же время самые дефицитные по топливу промышленные районы страна. Вместе с тем складывается местная внутрирайонная сеть газопроводов, расходящихся из центров добычи газа. Необходимость объединять отдельные газовые сети с целью маневрирования ресурсами газа привела к кольцеванию, а затем к формированию Единой системы газоснабжения страны.
В настоящий момент продолжается строительство крупных магистралей. Крупные центры производства труб, использующихся для строительства газопроводов, расположены на Урале (Челябинск, Каменск-Уральский), в Поволжье (Волжский, Волгоград) и в крупных городах Европейской части России (Москва, Санкт-Петербург).
Основные центры переработки природного газа расположены на Урале (Оренбург, Шкапово, Альметьевск), в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут), в Поволжье (Саратов) и в других газоносных провинциях. Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья — месторождениям и крупным газопроводам.
Из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции:
Уренгой — Медвежье — Надым — Пунга — Вуктыл — Ухта — Грязовец; далее ветки: на Москву; на направление: Торжок — Псков — Рига; и на направление: Новгород — Санкт-Петербург — Таллинн. От Торжка далее СмоленскМинск — Брест (Белоруссия). Газопровод обеспечивает внутренние потребности в газе центральных районов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, а также по нему экспортируется газ в Прибалтийские страны и Белоруссию. Кроме того, Москва и Санкт-Петербург — крупные производители труб для газопроводов.
Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск — Самара — Сызрань — Ужгород (Украина), далее в Европу.
Уренгой — Ижевск (крупный потребитель, ч. мет. и мет. обраб.) — Помары — Елец — Курск — Жмеринка (Украина) — Ивано-Франковск (Украина) — Ужгород (Украина), далее в Европу. Крупнейший экспортный газопровод в Европу. Он поставляет газ в Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию. Строительство этого газопровода велось на компенсационной основе в соответствии с крупнейшей в международной истории торгово-промышленных отношений сделкой. Соглашение, в котором участвовали ФРГ, Франция и ряд других капиталистических стран, позволяло улучшить топливно-энергетический баланс этих государств, обеспечить работой многие тысячи трудящихся, производством и поставками в СССР труб большего диаметра, а также технологического оборудования для трубопроводного транспорта в обмен на сибирский газ.
Уренгой — Медвежье — Пермь — Ижевск — Казань — Нижний Новгород — Владимир — Москва. Газопровод позволил существенно улучшить обеспеченность дешевым топливом и углеводородным сырьем промышленность ряда европейских районов России.
Уренгой — Сургут — Нижневартовск (центры переработки газа) — Томск — Юрга — Новосибирск — Кемерово — Новокузнецк. Перекачиваемый по этому газопроводу газ поступает в Томск, крупные индустриальные центры Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк и др.), в Новосибирск. Он используется в различных отраслях промышленности — химической и нефтехимической, в металлургической, в энергетике, а также в комунально-бытовом хозяйстве.
Уренгой — Медвежье — Нижняя Тура — Нижний Тагил — Екатеринбург — Челябинск. Газопровод способствует улучшению топливно-энергетического баланса Урала.
Из Поволжского экономического района:
Саратов — Рязань — Москва;
Саратов — Пенза — Нижний Новгород (с ответвлением на Владимир и Москву) — Иванове — Ярославль — Череповец.
Газопроводы имеют только внутреннее значение и идут из старых месторождений.
Из Уральского экономического района:
Газопровод «Союз»: Оренбург — Уральск — Алесандров-Гай — Кременчуг — Ужгород (Украина), далее в Европу. Основными потребителями газа являются страны Восточной Европы, такие как Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Югославия. Кроме того проложены от Оренбургского газоконденсатного месторождения газопроводы в Башкортостан, Татарстан, Самарскую, Саратовскую области, что способствовало возникновению здесь промышленных предприятий. На оренбургском газе работает Заинская ГРЭС (Татарстан).
Из Севера-Кавказского экономического района:
Ставрополь — Аксай — Новопсков — Елец — Тула — Серпухов (Московское кольцо) — Тверь — Новогород — Санкт-Петербург;
Ставрополь — Майкоп — Краснодар — Новороссийск.
Из Узбекистана:
Газли (Узбекистан) — Ташауз (Туркмения) — Москва. Импортный газопровод из Средней Азии для обеспечения Европейской части России.
Зарубежная Европа не в состоянии полностью обеспечивать свои потребности в природном газе за счет собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками одной из крупнейших российских компаний «Газпром».
Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн. м3 (а общие потенциальные — 235 трлн. м3), имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и стран Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами.
В целом около 40% потребностей европейского региона в природном газе покрывается за счет импорта. Например, доля российского «Газпрома» в западноевропейском импорте — 47%, Алжира — 29%, Норвегии — 22%. Норвегия — очень серьезный конкурент России в торговле газом на европейском континенте.
Транспортировка продукции
Единая система газоснабжения России
«Газпром» располагает крупнейшей в мире газотранспортной системой. Ее основная часть входит в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России. ЕСГ представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа в европейской части России и Западной Сибири. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.
Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки, ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках.
Также Группа «Газпром» владеет магистральными газопроводами на Дальнем Востоке России: «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», «Соболево — Петропавловск-Камчатский».
Общая протяженность газотранспортной системы на территории России составляет 172,6 тыс. км. В транспортировке газа используются 254 компрессорные станции с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов 47,1 тыс. МВт.
Центральная диспетчерская «Газпрома»
Единая система газоснабжения России управляется из Центральной диспетчерской «Газпрома». Здесь осуществляется круглосуточный контроль обеспечения надежного и бесперебойного снабжения природным газом российских и зарубежных потребителей.
Объемы транспортировки
Поступление и распределение газа, транспортированного ГТС «Газпрома» на территории России, млрд куб. м
За год, закончившийся 31 декабря | |||||
---|---|---|---|---|---|
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Поступление в газотранспортную систему (ГТС) | |||||
Поступление в ГТС, в том числе: | 588,7 | 574,2 | 573,8 | 623,1 | 638,7 |
центральноазитский газ | 26,4 | 20,0 | 18,0 | 20,8 | 17,7 |
азербайджанский газ | 0,2 | — | — | — | — |
Отбор газа из ПХГ России и Латвии | 32,7 | 24,3 | 44,9 | 45,7 | 52,0 |
Сокращение запаса газа в ГТС | 6,1 | 4,1 | 3,9 | 3,3 | 2,4 |
Всего | 627,5 | 602,6 | 622,6 | 672,1 | 693,1 |
Распределение из ГТС | |||||
Поставка внутри России, в том числе: | 356,5 | 342,3 | 351,7 | 354,0 | 364,7 |
центральноазиатский газ | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Поставка за пределы России, в том числе: | 196,2 | 196,8 | 209,4 | 232,4 | 234,8 |
центральноазиатский газ | 26,4 | 20,0 | 18,0 | 20,7 | 17,7 |
азербайджанский газ | 0,2 | — | — | — | — |
Закачка газа в ПХГ России | 35,1 | 27,1 | 24,7 | 44,2 | 49,4 |
Собственные технологические нужды ГТС и ПХГ | 33,2 | 33,2 | 32,3 | 37,8 | 40,6 |
Увеличение запаса газа в ГТС | 6,5 | 4,1 | 4,5 | 3,7 | 3,6 |
Всего | 627,5 | 602,6 | 622,6 | 672,1 | 693,1 |
Доступ независимых производителей газа
«Газпром» предоставляет недискриминационный доступ к газопроводам независимым компаниям. В 2018 году услуги по транспортировке газа по газотранспортной системе «Газпрома» на территории Российской Федерации оказаны 25 компаниям. Объем транспортировки составил 136,4 млрд куб. м газа.
Надежность газотранспортной системы
Надежность функционирования газотранспортной системы «Газпрома» обеспечивается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, своевременному проведению капитального ремонта и планово-предупредительных работ.
В компании используется современная система планирования капитальных ремонтов на основе методологии управления техническим состоянием и целостностью ГТС. После проведения анализа рисков и оценки системной значимости приоритет отдается тем объектам, ремонт которых даст максимальный эффект. Такой подход позволяет одновременно повышать уровень технической надежности производственных объектов, оптимизировать объем выполняемых работ и эффективно расходовать финансовые ресурсы.
Развитие газотранспортной системы
Проекты по строительству газопроводов
Для повышения надежности поставок газа, развития газоснабжения и газификации российских регионов, выполнения экспортных обязательств «Газпром» реализует проекты строительства газотранспортных мощностей. В частности, с 2014 по 2018 год компания ввела в эксплуатацию более 4100 км магистральных газопроводов на территории России.
Виды и способы транспортировки природного газа — Газификация и газоснабжение — Каталог статей
В качестве источника получения энергии природный газ давно заслужил почетное первое место. Он является экологически чистым и достаточно безопасным видом топлива. Так же природный газ используется в виде сырья для производства различного вида пластмасс и синтетических изделий. Поэтому еще долгое время способы его доставки от мест добычи до котельных и заводов по переработки будут оставаться актуальными.
Для того, чтобы передать газ потребителю его нужно к нему как то доставить, но перед доставкой его необходимо предварительно подготовить к транспортировке. Так в только, что добытом природном газе из скважины содержатся пары воды, гидраты, конденсат, сероводород и другие примеси.
В настоящее время существует несколько схем подготовки природного газа. К примеру на Уренгойском месторождении построена схема комплексной подготовки УКПГ, с помощью которой природный газ осушается и очищается. А вот на Оренбуржском месторождении схема немного другая. Газ предварительно очищается от гелия и серы на газоперерабатывающем заводе.
После очистки природного газа его необходимо передать потребителю, существует несколько способов транспортировки газа:
1. Самым надежным и распространенным способом является транспортировка по газопроводам. Чтобы удешевить транспортировку, газ предварительно сжимают до 75 атмосфер. Основным недостатком такого способа является продолжительное строительство газопроводов и первоначальная их стоимость.
2. Вторым по распространенности методом является транспортировка газа на специальных кораблях — танкерах. Для осуществления этого способа к пристани необходимо подвести газопровод от месторождения и соорудить завод для сжижения газа, так как в танкерах перевозится не сжатый как в газопроводах, а сжиженный газ. Это позволяет сильно уменьшить его объем. Преимуществом этого способа является возможность перевозки газа на большие расстояния морским путем. Недостатком является невозможность транспортировки по суше и первоначальные затраты на строительство завода и огромную стоимость танкеров.
3. Недавно, достаточно распространенным способом транспортировки газа по суше являлась транспортировка газа в баллонах или газовых емкостях, обычными грузовыми автомобилями. При таком способе стоимость перевозки автотранспортом оправдывала доставку газа и не являлась затратной. Единственным недостатком этого способа являлась возможность перевозить не очень большие объемы за один раз.
Поделиться статьей в социальных сетях
Источник