Основной способ существования сознания это

Философия: конспект лекций

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 11. Сознание

Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы за порогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Лекции по искусству. Книга 1

Первые шаги в науку. Как проводится исследование? Учебное пособие для школьников и педагогов

Ольга Германовна Левина

Методика взыскания долгов. Полный курс

Лаконичная философская энциклопедия. ЛАФИЭНИЯ ЛФЭ. Третье издание

Олег Сергеевич Кривченко

Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие

Cogito ergo sum

Основы философии. Опорный конспект

Сергей Анатольевич Поваляев

Краткий курс философии для бакалавров

Галим Рамилевич Башаров

Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография

Международные экономические отношения: конспект лекций

Философия науки и техники. Проблемы начала XXI века

Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса

Артем Юрьевич Патрикеев

Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 1 (А)

Источник

Основной способ существования сознания это

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.
Для материалистов сознание — способность идеального воспроизведения действительности.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания . Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • 2. сознание присуще всем живым организмам;
  • 3. сознание — свойство исключительно человеческое.

1) Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

3) Согласно «человеческой» точке зрения, сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Источник

Основной способ существования сознания это

Лекция 8. Существование сознания

Сознание всегда присутствует в нас. Оно заложено в глубинах ума, или вообще мыслительной деятельности. Как в состоянии сна, так и в состоянии бодрствования все, что мы переживаем, находится в сознании. Все, о чем мы думаем, находится в сознании и больше нигде. Можно сравнить сознание с киноэкраном, на котором показывается фильм нашего бытия. Оно как задний фон, но в то же время оно всегда находится вблизи, опыт сознания настолько очевиден, что его трудно определить. Как сказал бы Блез Паскаль (французский математик, философ 1623 — 1662), слово “сознание” представляет собой настолько первоначальное слово, что его определение нас бы ограничило. Можно сказать, что все существующее представляется в сознании, которое мы имеем.

И еще, с точки зрения сознания, где мы начинаем определять, что есть человек, каким способом мы отличаем его от других форм жизни? Ведь раньше бытовало общепринятое мнение, что человек по отношению к остальным существам имеет исключительное право на сознание.

Но какую форму сознания мы имеем в виду? Существует ли множество уровней или структур сознания? И вообще говоря, что мы подразумеваем под выражением: «быть в сознании»?

Нужно оттолкнуться от предварительного определения, согласно которому сознание — это свойство человеческого ума. Нужно ли противопоставлять человеческое сознание, свойственное нашему уму, и бессознательность природы, как нечто, что не обладает умом? Является ли противопоставление человеческого сознания и бездеятельности мира достаточным для того, чтобы понять, что из себя представляет сознание? Или же сознание все-таки является общим свойством всего живущего?

Согласно латинскому корню слова, “сознание” есть “cum” и “scientia”, то есть “с познанием”. Но каким познанием мы располагаем, когда мы находимся в сознании? Является ли сознание врожденным действием, или же способом личного познания, которое существует само по себе?

А. Сознание как свойство человека.

Итак, начнем с очень распространенного мнения, согласно которому сознание отождествляется с умом. В первую очередь, значит ли “быть в сознании” то же самое, что и “думать” в том смысле, что человек является существом мыслящим? В западной традиции, в классической перспективе, сознание действительно отождествляется с умом. Таким образом, ум определяется как антропологическое свойство, которое позволяет противопоставлять статус человека по отношению к ряду объектов и животному миру в общем смысле. Но, в таком случае, чем человек как сознательное существо отличается от инертных объектов или животных? Что такого особенного в человеческом сознании?

Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, мы могли бы начать делать заметки о природе, о нескольких ступенях в форме существования. И все-таки бесполезно искать так глубоко или обращаться к особым философским системам. На основании нашего повседневного опыта, мы можем сделать некоторые очень простые наблюдения:

— Минерал просто существует, непосредственно, в определенной структуре. Например, булыжник существует под моего ногами в парке. Нам трудно подумать, что у булыжника может быть какой-нибудь вид сознания. Скорее, для нас очевидно, что камень имеет форму, которая сохраняется в течение длительного времени. Существование, которое сводится только к тому, чтобы сохранять форму, кажется нам инерцией и отсутствием сознания. Как человек я не вижу в минерале искры сознания. Человек не может обсуждать что-то с камнем. Для человека в состоянии бодрствования это просто объект, значит определенно только вещь и все.

— Растения, в отличие от камней, существуют и чувствуют. Они имеют вид вегетативной жизни. В ней мы не видим, в принципе, никакого движения, но мы не можем отрицать, что это жизнь. Любой садовник сказал бы, что у растений есть определенная степень чувств. Например, было доказано, что растения не чувствительны к шумной среде, в которую мы их помещаем, а также к шуму или стрессу. Растения не могут быть отделены от среды, в которой они растут. Должно существовать что-то чувствительное, что проявляется в растениях, некая жизнеспособность, которой не существует в предыдущем материальном элементе. Но мы еще не можем говорить об “уме”. Можно ли сказать, что существует определенный вид сознания? Да, но как определить подобную элементарную степень чувствительности по отношению к человеческому сознанию?

— Животные существуют, чувствуют и знают. Неоспоримо, они имеют память и могут устанавливать отношения, пускай даже очень простые. Животные поражают нас своей изобретательностью и способностью проявлять дружелюбие к человеку. Очень трудно отрицать, что они имеют некий вид чувствительности, однако это скорее вопрос эмоциональности. Почему же нельзя признать существование уровня сознания? Конечно, отличающегося от человеческого сознания. Если у животных есть сознание, оно подчинено давлению непосредственных потребностей и обусловлено инстинктами. Сознание животных остается ограниченным, но все-таки это вид сознания. К этому пункту мы еще вернемся.

— Наконец, человек — существует, чувствует, знает и, прежде всего, как мы утверждаем, знает, что знает. Человек сочетает в себе все три вышеперечисленных мира с дополнительной стадией. Появление сознания у человека удваивается посредством силы рефлексии. Если сознание значит “со знанием”, согласно корню слова, то сознание — очень специфическое отличие человека. Главный вопрос заключается в познании, какой смысл имеет это “со”. Сознание человека скрывает самопознание, что мы в широком смысле отождествляем с сознанием. Значит, человек не только имеет сознание, как животные, но человек также может думать о себе. Он познает себя в представлениях о себе, которые он формирует посредством концептов, и в этих концептах он себя познает. Концепт — это общая идея, а представления человека служат тканью для этих концептов. Данную стадию мы будем называть стадией мышления.

Мышление и представления.

Является ли мышление тем, что отличает человека от остального творения? Эта идея, что между человеком и природой существует пропасть вследствие наличия у человека мышления, встречается повсеместно с самого начала западной культуры.

По мнению французского философа Блеза Паскаля (1623 — 1662), сознание — то же самое, что и мышление; и именно мышление раскрывает границы нашего бытия. “Величие человека тем и велико, что он сознает свое горестное ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает” (“Мысли”, 1657 — 1658). Дерево не может думать само о себе, представлять себя, оно довольно тем, что существует. Человек, думая о себе, начинает измерять себя по отношению к своему телу; видя свои телесные ограничения, он представляет себя ограниченным, «ничтожеством». Без представления ограниченности не существует сознания ограниченности. Без отождествления со своим телом и его границами человек не мог бы быть ничтожеством в этом мире, который, на самом деле, опережает его со всех сторон. В этом заключается парадокс: иметь сознание грандиозно, но, в то же время, через сознание мы осознаем свое ничтожество.

Читайте также:  Какие способы по охране водоемов от загрязнения высыхания ты бы предложил полный ответ

“Мышление делает человека великим” (“Мысли”). Однако парадокс, который мы заметили, показывает нам всю амбивалентность значения мышления, поскольку сознание тянет ум человека вне его инерции – от бытия, которое само себя не знает, – а также низвергает ум к границам, установленным человеческими представлениями, и противопоставляет человека по отношению к природе. Таким образом, человека формирует его мышление. “Я легко представляю себе человека безрукого, безногого, безголового (ибо только опыт учит нас, что голова нужнее ног), но не могу себе представить человека, не способного мыслить: это уже будет не человек, а камень или тупое животное” (“Мысли”). Перед лицом природы, которая, кажется, не имеет сознания, согласно такому толкованию природы, человек имеет привилегию репрезентативного сознания и должен относиться к ней всерьез. Если мы в нашем состоянии вынуждены «думать», то мы также можем возвышаться с помощью ума.

Поэтому “все достоинство человека — в его способности мыслить”. Надо добавить, что, с другой стороны, в нашем мышлении заключается и наш недостаток. Наше бытие является тем, что создается нашим мышлением. Я становлюсь своей мыслью, или же своими мыслями, а моя мысль или мои мысли формируют меня. Что мы могли почерпнуть от Паскаля — это идея о том, что сущность человека заключается в его мышлении.

С позиций данного анализа, отделение человека от природы имеет радикальный характер. До сих пор мы не определили, что другие живые существа имеют способности опознавать самих себя. С этой точки зрения мы противопоставляем человека и природу. И тогда мы можем обобщить это очень классическое мнение, присущее западному мышлению: человек существует, имея самосознание, а природа существует без надобности самосознания.

Непосредственное сознание и отраженное сознание

Гегель (Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ, 1770-1831), противопоставляет чистое бытие посредственному бытию. Растения или животные существуют само по себе, непосредственно, в целом, потому что они не имеют представление о самих себе. Человек как существо разумное допускает, что он имеет два уровня бытия, или же двойное бытие. Человек существует, и он знает, что существует, он представляет себя в определенной форме, он созерцает себя, он существует для себя. Наоборот, вещи, существуют только в себе. «В себе» имеет значение без посредства, без рефлексии, тогда как «для себя» означает бытие посредственное, обдуманное. С точки зрения Гегеля, если в природе можно встретить сознание, помимо человеческого, оно будет иметь непосредственный характер. Если бы сознание было обдуманным, оно бы отражалось через язык с концептами. Я бы мог вести дискуссии с моей собакой, и она бы мне отвечала! Но для Гегеля непосредственное сознание, как, например, у собаки, остается в состоянии неясных чувств, портретов или воспоминаний, но это не концепт. Непосредственное сознание неотчетливо погружено в бытие. Эти чувства еще не достаточно обдуманы, чтобы можно было осознать самого себя.

Гегель нисколько не полагает, что естественное состояние человека может иметь сознание. Гегель видит в самосознании переживание постфактум, вторичное образование, временное сооружение. Под термином «самосознание» Гегель подразумевает процесс, через который сознание обращается к себе, присваивает себе знания, берущие начало в непосредственном сознании, на основании которого формируется материал о «себе».

Подобного самосознания можно достичь теоретическим способом, т.е. таким образом, когда человек путем самоанализа обращается к себе, пробует описать, определить изгибы человеческого сердца. Тогда человек раскрывает свое «Я» и определяет, что представляет собой субъективность.

Но самосознания также можно достичь на практике, поскольку, меняя мир вещей, человек вкладывается в свое творение и может узнать самого себя в том, что он делает. Например, когда мы заезжаем в новую комнату. Человек создает из этого места, которое сначала кажется чужим, свое личное пространство. Мы облачаем комнату в наше собственное сознание. Так же и то, что находится внутри человека, завернуто во внешний облик и преобразовано в его образ.

Внутренний мир человека, «бытие для себя» (тезис), оставляет свой отпечаток во внешнем облике, «в себе» (антитезис), следствием чего является возникновение самосознания (синтез). В связи с этим приведем пример способа систематического изложения Гегеля, который он называет диалектикой, т.е. логического процесса, следующего по принципу «тезис-антитезис-синтез».

Итак, самосознание истолковано здесь как следствие хода мыслей о «себе», завернутое в оболочку временности. Процесс, который ведет к самосознанию, описывается здесь как прогрессивный процесс образования, как посредственность, основанная на непосредственности. Эта точка зрения широко распространена и является почти общепринятым мнением на Западе.

Появление эго у детей и личное сознание

Но посмотрим, с чего начинается сознание. Обратимся к детям. Возникновение человеческого сознания начинается очень рано. Гегель говорит об этом: „Маленький мальчик, который бросает камни в ручей, восхищается появляющимися на воде кругами, на самом деле восхищаясь действием, тем, как его собственная деятельность выглядит». Данный способ, когда ребенок соотносит действия с самим собой, видя, что он смог сделать, свидетельствует о том, что тема самосознания уже присутствует в этом возрасте и что ребенок находится в центре своего мира или мира, который он хочет сделать своим. Самосознание находится на стадии формирования.

Значит ли это, что дети не наделены самоощущением от рождения? Или в смысле своего «эго»? Это точно. Мы можем проверить это на опыте. Дети не сразу начинают говорить «я». В возрасте около года ребенок безразлично переходит от одного вида деятельности к другому, не испытывая при этом привязанности. Он еще не в состоянии иметь сосредоточенное в нем «эго». В этом возрасте дети говорят о себе в третьем лице, или используют свое имя, например, Саша или Маша. Его идентичность еще не зафиксирована, его сознание еще остается недифференцированным, то есть объединено с миром. И также это значит, что его «эго» отсутствует. Тем не менее у него так или иначе уже существует «Я», и ребенок говорит. Это также означает, что у него есть мысль, которая начинает различать разницу между субъектом и объектом. Дети начинают давать имена объектам, при этом не помещая в центр свое «Я» и не делая его главным, как при разграничении своей территории. Кант надлежащим образом описывает этот процесс: „Но примечательно, что ребенок, который уже приобрел некоторый навык в речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т. д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел. С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить. — Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя“.

Обратим внимание на последнюю фразу. В чувстве заключено непосредственное ощущение и восприятие себя, в мышлении же появляется представление, которое создает форму, а также позволяет определить объект. Значит, размышления о себе являются по сути безличными, так же как ребенок определяет свое местоположение. В детском мышлении проявляются плоды способности двояко мыслить, которая заключается в противопоставлении того, что мое, а что нет, различием между «Я» и другими, а также сравнении c другими. Переломный момент в естественности маленького животного произошел: ребенок осознает, что он есть единое “Я”, которое мы определяем как личность, т.е. он — это единое существо, которое остается самим собой в течение времени, а значит остается одинаковым.

Процесс перехода от детства к взрослой жизни похож на структурные отличия, которые отделяют мир природы, особенно разницу между миром животных и миром человека. В начале, ребенок находится во власти имманентности природы, которая известна животным, а впоследствии отличает себя, противопоставляя свое «Я» и то, что не является его «Я». Теперь лучше обратимся к тому, что является основой специфической особенности человеческого сознания, т.е. наступлению двойственности между субъектом и объектом. На основе двойственности постепенно структурируется сознание «эго». Мы не найдем, в этом смысле, самосознание у животных. Чаще всего животное склонно к коллективному сознанию (например, в своем клане, стаде или улье), нежели личному сознанию. Животное имеет нечеткое самосознание, и не представляет о своем собственном существовании. В этом смысле, оно существует, но не знает этого. Как только появляется понимание, «Я» обретает лицо и дает себе определение. «Я» выкристаллизовывается в личное «Я».

Б) Подход к полю сознания.

Сейчас обратимся к другому аспекту нашего изначального вопроса. «Быть в сознании» — значит быть субъектом сознания. Поэтому мы говорим об одном «сознании», в форме существительного. Но быть в сознании также значит быть бодрствующим и провести над чем-нибудь опыт. В этом случае мы говорим о сознании как о противоположности бессознательности. Попробуем лучше уточнить, что пережитой опыт относится к сознанию. Это наблюдение позволяет нам лучше различать действия сознания.

Свет субъекта, объект и поле

«Я в сознании» — выражение, которое обозначает опыт общих явлений, которые проявляются в том, что мы называем полем сознания. Сознание похоже на светящийся осветительный прибор, который исходит от субъекта С и освещает объект О, по окружности. Все, что находится внутри светящейся окружности, есть сознание. В орбите света находятся объекты сознания. То, что находится по краям, но может быть освещено только пучком света с помощью внимания есть подсознание.

Я в сознании — значит я имею сознание, т.е. я воспринимаю свет извне, шум в зале, проходящую мысль, боль в желудке, желание и т.д.. Все, что присутствует передо мной, есть пережитое сознание. То, что возникает в пережитом, схоже с освещением объекта.

Расположенное таким способом, поле сознания имеет несколько характеристик:

Сначала оно ограничено, человек не может иметь сознание обо всем;

Оно связано со взглядом человека на объект, достойный его интереса. Человек не обращает внимание на то, что для него не важно;

Человек также чувствует себя собственником поле сознания, в нем записывается опыт человека;

По аналогии с геологией, поле сознание также имеет свою структуру. Это значит, что поле сознание человека содержит в себе пласты, относящиеся к его прошлому.

Начиная отсюда, мы можем изучить главные характеристики пережитого сознания.

Для того, чтобы лучше понять характеристики пережитого сознания, нужно начать с бодрствования, а также более важной черты сознания: любое сознание интенционально. Интенциональностью (преднамеренностью) мы называем такую черту сознания, благодаря которой сознание представляется нам в состоянии бдительности. Любое бдительное сознание — это сознание какого-то объекта, значит оно направлено на объект, который является eго преднамеренной целью.

Субъект интенциональность Объект

Субъект в бдительности находится в отношении к объекту. Например, в процессе восприятия я имею сознание о хлопанье дверью, или о туче на небе. Когда я желаю, у меня есть сознание о том, что я желаю. В воображении или снах сознание человека становится сознанием изображения. Когда мы любим, наши чувства направлены на объект нашей любви. И также когда мы судим, наше сознание становится сознанием о суждении и т.д.. Другими словами, все пережитое в бдительности является сознанием, которое стремится к объекту. Из этого в частности следует, что человек всегда размышляет о себе в рамках своих побуждений, значит стремится к определенной конечной цели с точки зрения цели, которой человек задается. Наша оценка других людей основывается на том же самом, мы судим намерения других посредством их поступков.

Это точка отсчета феноменологии Гуссерля (Эдмунд Гуссерль, австро-немецкий философ, 1859-1938) для описания сознания, интенциональности, которые были его центральным тезисом. В пережитом Гуссерль различает ego cognito — кто думает, или сознательный субъект — и cogitatum, т.е. мышление или объект сознания. «Ты состояния сознания …» (Картезианские медитации).

Субъект и объект образуют на самом деле одну единицу, однако в состоянии бдительности присутствует двойственность, которая, кажется, структурирует опыт. Подчеркивая двойственность, свойственную интенциональности, мы буквально можем сказать, что сознание представляет собой экстаз, падение в мир. Это демонстрирует Сартр (Жан-Поль Сартр, французский философ, 1905-1980). Действительно, сознание о чем-то оторвано от внутреннего мира и брошено в чарующий мир объектов. Бдительное сознание по своей природе направлено к миру, т.е. обращено к объекту. Если объект находится вне поля нашей перцепции, либо простого мышления, это не имеет значения, поскольку он всегда остается объектом.

Читайте также:  Способы решения конфликтных ситуаций компромисс сотрудничество соперничество приспособление

Парадоксально, но для пережитого сознания также характерна непосредственность. Когда человек испытывает страх, не существует расстояния между мной и страхом. Человек мгновенно осознает пережитое, значит пережитое не имеет расстояния. Значит нам не нужно делать сложные выводы о том, что мы имеем сознание, так как оно непосредственно там. Наоборот, чтобы допустить существование феномена бессознательного, нужно сделать вывод, например, сказать, что причиной нервного тика у оратора, вероятно, является вытеснение. Мы никогда не можем наблюдать за бессознательным, мы всегда наблюдаем за сознанием как фактом. Зигмунд Фрейд полагает, что бессознательное — это гипотеза, которую можно применить для объяснения некоторых феноменов. Однако, бессознательное не может быть включено в область сознания, так как оно по определению скрыто. Наш непосредственный опыт — это сознание, иными словами поле сознания. Главное, что непосредственность пережитого возвращает нас к патетическому характеру чувств. Это значит, что, например, когда человек грустный, грусть сосредоточена непосредственно в том, что человек переживает, расстояние отсутствует. Аффективность происходит из отношения человека к себе. Сознание заключает в себе аффективность в непосредственности пережитого.

Пережитое характеризуется не только непосредственностью, но также “внутренностью”. В данном контексте слово “внутренность” не имеет пространственного значения. Когда мы говорим, что пережитое имеет внутренние характеристики, это значит, что пережитое присутствует в сознании. Можно также сказать, что пережитое реально, только когда иные характеристики являются основной личной жизни. Внутренние характеристики позволяют нам занять свою позицию по отношению к вещам и миру. Вещи, кажется, существуют только в одной форме, без внутренних характеристик, являющихся составной частью сознательного субъекта. Во “внутренности” разворачиваются отношения человека самим с собой, т.е. интимность. Внутренние характеристики могут быть более или менее плотными, или же более или менее пустыми, наподобие присутствия или отсутствия себя в самом себе.

Для пережитого характерна субъективность. Это слово нельзя путать с предыдущим. Говоря, что пережитое имеет субъективный характер, — это значит, что несколько посторонних свидетелей не могут воспринимать его одинаковым способом. В противном случае, речь бы шла об объективности, которая объединяет опыт, который ищет и отстаивает наука. Пережитое, как ничто иное, уникально. Например, два человека могли бы вместе сказать, что небо имеет алый цвет, но ни один из них не может переместиться в сознание другого, чтобы узнать, что этот человек испытывает. В общем смысле, под влиянием современного мнения, слово “субъективность” означает сомнение. Человек говорит немного отстраненно: «все это так субъективно…». Этот негативный признак, недоверие к субъективности, является характеристикой нашего научного знания, которое отдает предпочтение объективности, видимой, измеримой. Однако человек как субъект остается в субъективном положении. Жизнь субъективна, как все качества чувств, испытываемых в жизни.

Субъективность пережитого предполагает иной характер, личность. Говоря, что пережитое имеет личный характер, мы имеем в виду, что пережитое занимает место в личной истории человека, по мере того, как оно способствует тождественности сознательного субъекта и его «я». В разговорной речи различается личное и то, что не является личным. В “личном” существует тесная и близкая привязанность человека к некоторым объектам. Привязанность служит кирпичиками в строительстве личности. Слово “личность” в широком смысле обозначает сложную структуру сознательного субъекта, его психическую структуру, которая характеризуется тождественностью в психологическим смысле слова. Как таковое, пережитое входит в историю человека и, в это смысле, все пережитое, появляющееся в поле сознания, далеко не анонимно или безлично, а, наоборот, отличается печатью интимности.

То, что человек переживает, отличается временным характером. Мышление — это не статичная вещь, а стремящийся и быстрый поток. Бдительность представляет собой поток сознания, где пережитое самопреобразуется, чтобы обобщать разные аспекты. Значит, что нельзя восстановить все обилие понятий, изображений, восприятий, которые происходят в человеке в течение одной минуты. Мышление человека чаще всего имеет беспокойный характер, и сосредоточенность — это не постоянное состояние ума. Когда человек бдителен, беспокойство побуждает человека и активирует течение его мыслей. Современная западная философия констатирует это фактическое положение дел, подчеркивая временность, присущую полю сознания.

Пережитое разворачивается, действительно, в психологическом времени и в связи со временем, в котором мы постоянно живем. В основном, это значит, что изменение — это не дополнительная характеристика сознания, которая была добавлена со стороны.

В «Я» происходят изменения, ибо наше мышление и то, что мы переживаем, разворачивается во времени. Образ желаний носит субъективный характер, а страсти — временный. Другими словами, не могло бы существовать бдительности без удержания прошлого в форме воспоминаний. Сознание находится в состоянии восприятия, и память неотделима от этого. Бдительность также не смогла бы существовать без естественной склонности к будущему в виде проекта. Не может существовать сознания без внимания к настоящему.

Наконец, поле сознания не киноэкран перед галлюцинирующим сознанием, которое бы вечно перекидывалось на киноэкран, оторванное от себя и перешедшее к своему объекту. В состоянии бдительности человек кое-что осознает, но также удерживает возможность отделиться от объекта сознания. Короче говоря, в свидетельском показании о сознании обязательно присутствует качество доступности. Значит, все сознание не только является сознанием о чем-нибудь, но одновременно все сознание является самосознанием.

Внимание представляет собой способность перейти от одного объекта к другому, при этом сознание действительно может быть не приклеено к объекту. Добровольное внимание мы называем сосредоточенностью. Неполное внимание характерно для колебаний сознания, из-за чего мы приковываем внимание к объекту. Например, если приятная музыка достигает наших ушей, а мы не полностью сосредоточены на чем-то, то она привлечет наше внимание. На самом деле, оно остается свободным. Поле сознания факультативно. Поэтому в основе лежит свобода сознания в отношении вещей в мире, очаг внимания. Сознание является самосознанием в тот момент, когда оно становится сознанием чего-то. Это значит, что сознание по сути присутствие, которое принадлежит само себе. Это не только рывок к какому-то объекту. Мы еще увидим далее всю важность данного пункта.

В) Бдительность и ясность

Mы отметили некоторые характеристики поля сознания. Сейчас добавим, что поле сознания основывается на одном состоянии, коим является бдительность. Быть сознательным, согласно нашему ежедневному опыту, значит быть бдительным, и бдительность несет в себе все характеристики, которые мы рассмотрели. Тем не менее, возникает вопрос. Если быть сознательным значит быть бдительным, то к какому состоянию относится бдительность?

Три относительных состояния сознания

Бдительность является главным признаком состояния бодрствования. Это состояние может быть понятно только по отношению к двум другим относительным состояниям сознания, коими являются глубокий сон и сновидение. Подумаем о мгновении, когда человек засыпает: сначала сознание человека еще в большей степени занято окружающим миром с его просьбами, шумом, запахом, связями. Поначалу сознание человека направлено к внешнему миру. В этот момент мышление принадлежит человеку. Затем человек проваливается в сон, и отношения с внешним миром меняются, так же как и отношения к телу. В то же время мышцы теряют напряжение, все тело расслабляется, и начинают мелькать картинки. Человек теряет сообщение с миром, и момент сна начинается. Сознание еще хранит намерения, но они растворяются в мнимом мире снов, сознание вещей становится сознанием изображений. Что примечательно, деятельность мышления не меняется, а продолжается, уже не подчиненная реальному миру, в бессознательном состоянии.

Мышление и бодрствование

Усвоим один урок: бодрствование не зависит от мыслительной деятельности. Наоборот, когда мысли человека более активны, даже необузданны, это значит, что человек более глубоко погружен в бессознательное. Бурная мысль, напротив, не может быть ясна. Вопреки общему смыслу много думать не значит быть особо бодрствующим. Наоборот, речь идет о запрете отвлекаться на бесполезные мысли, которые ухудшают присутствие человека в его восприятии.

Важность крепкого сна

Крах бдительности во время крепкого сна имеет большую глубину, чем сновидения. Циклическим образом в ночное время человек тонет в оцепенении, которое позволяет телу регенерироваться. Когда человек погружается в глубокий сон, он лишается мышления, а когда он пробуждается, он ощущает себя тяжелым и довольно отупевшим. Надо всегда завершать цикл сна. Погружение человека в крепкий сон также указывает на то, что «я» человека исчезает. Это значит, что чувство «я» существует, только когда проявляется мышление. При отсутствии мышления не существует чувства «я». Это также значит, что чувство «я» у человека не существует постоянно. Еще более странно, кажется, что это состояние для человека более приятно, во сне человек мирный и расслабленный. Даже неприятное лицо во сне приобретает некую красоту, исходящую из мира сонного сознания. Мы часто говорим: “Я спал блаженным сном”. К этому предложению нам нужно будет еще вернуться: человек посвящает силы и время на бодрствование, на поиски счастья в объектах, имеющих смысл, но, на удивление, счастливое успокоение достигается, только когда смысл человеческого «я» исчезает. К тому же, поскольку каждую ночь мышление во сне упраздняется, то это значит (в отличие от характеристики о доступности), что сознание не всегда является преднамеренным. Сознание имеет непреднамеренный характер, т.е. оно приходит периодически. Человек в состоянии крепкого сна лишен способности мыслить. Но как мы можем понять значение и важность непреднамеренного сознания?

Бдительное напряжение и надзор

Когда человек выходит из сна, бдительность возвращается. Это значит, что интенциональность вновь разворачивается и сознание опять становится сознанием чего-нибудь. Оно появляется будто бы из своего интимного сокровенного уголка, т.е. сна. Сознание должно быть устремлено к структурированному миру. Эта структура соткана из мышления, направленного на повседневный мир. Способ, которым сознание представляет реальность в обыкновенном состоянии бдительности, Гуссерль называет естественной установкой.

Мы хорошо знаем, что такое бдительность в естественной установке: это положение, который человек испытывает перед опасностью. Когда кто-то нам говорит: «Будьте бдительны!», тем самым он хочет сказать, чтобы мы обратили внимание, чтобы мы следили за нашими поступками. Это имеет характер призыва, чтобы мы понимали значение бдительности, предостережения, которое бы непосредственно привлекло нас к ответственности. Что мы можем ответить кому-то, кто спросит нас, что значит быть в сознании? Ответ тотчас будет — обращать внимание, быть настороже, остерегаться, наблюдать за тем, что человек имеет под своим надзором, не быть человеком, который не отдает себе отчета в том, что он делает, допускать ошибки или глупости и т.д. С этой точки зрения, сознание воспринимается как моральное сознание. Это также значит, что смысл двойственности, в котором мы живем, толкуется в отношении добра и зла.

Экстатическое сознание и обязанность быть

Обыкновенная бдительность, следовательно, есть преимущественно состояние экстатического сознания, т.е. сознание беспрерывно устремляется из себя к миру. В состоянии бдительности сознание принимает естественную установку, таким образом сознание стремится основывать реальность вне, во внешних объектах. В состоянии бдительности мы считаем, что мы стремимся к миру, который предшествует нам, который не является нашим, к миру, в котором человек должен найти свое место и ориентироваться. Внешний мир тотчас вызывает у человека напряжение, связанное с обязанностью быть. «Мне нужно обратить внимание», «Мне нужно делать это, но мне запрещено делать то» — человек чувствует ответственность по отношению к миру, так как находится в состоянии бдительности. Бодрствованию также присуще состояние контроля. Кроме того, слово “бдительность” имеет значение призыва к порядку, будто бы это постоянный стимул для удержания бдительности, чтобы человек не засыпал. Человек, отвечающий за контроль, напоминает охранника. Гипертоническое сознание, присущее состоянию опасности, является бдительностью в высшей степени. Возьмем в качестве примера фильм «Леон» Люка Бессона, где для главного героя не может стоять вопрос о том, чтобы забросить свое дело, он должен оставаться бдительным, в боевой готовности, поэтому он спит только сидя, с открытым глазом, всегда начеку. Герой фильм — прототип гипертонической бдительности.

Преобладание сознания о чем-то

Естественно, что бдительность представляет собой своего рода оболочку, поскольку она скорее похожа на сознание о чем-то, чем сознание само по себе. Главная роль бдительности заключается в том, чтобы перетягивать сознание по направлению к миру. В бдительности главным является призыв к постоянному порядку, как необходимость быть лицом к лицу с миром. Следственно, когда человек находится в состоянии бдительности, сознание пребывает на стороне и в пользу мира. Например, человек находится в состоянии повышенной бдительности, когда готовит блины, чтобы они не подгорели. В этой ситуации человек держит в сознании эти блины, но не осознает сам себя! Бдительность ловит сознание об объекте, а значит и о мире. Недостаточно находиться в сознании, чтобы понимать самого себя, так как сознание непроизвольно тянет нас прочь от себя к миру. Напряжение при бдительности суживает поле сознания. Кроме того, когда мы передаем мимикой бдительность, мы непосредственно морщимся и хмурим лоб в напряжении к потенциальным врагам. Это усилие, при котором сознание уменьшается до объекта беспокойствия. Бдительное сознание — это не сознание само по себе, а бросок от себя, в рамках сознания об объекте.

Читайте также:  Мы рисуем способы рисования животных

Изощренная ясность бдительности

Имеет ли человек в своем распоряжении только одну форму сознания? Или же возможно одновременно находиться в бдительности и иметь сознание как таковое? Погоня за бдительностью — это не сознание в высшей степени, а, наоборот, узкое сознание. Представим на минуту, что внимание человека сохраняет в бодрствовании всю свою энергию, но при этом отсутствует напряжение. Это не гипертоническая бдительность в общем смысле, а пассивная бдительность. Без боевой готовности, без тревожного надзора, а также, наоборот, без отупения, без полудремлющего сознания. Существует состояние, в котором сознание находится в энергетическом равновесии, состояние, которые мы называем ясностью. Ясность — это бодрствование без напряжения, с полностью живым вниманием и без разделения. Это поведение, основанное на спокойствии, присутствии, облегчении. Оно случается, когда внимание, вместо того, чтобы быть поглощенным внешним миром, остается одновременно сознательным в отношении внешнего и внутреннего.

Ясное сознание, как светильник на пороге дома, распространяется одновременно внутри и снаружи. Оно является сознанием с точки зрения свидетеля.

Такое состояние мы будем называть словом “ясность”. Ясность — это постоянное наблюдение, которое удерживается внутри чувства бытия. Это сознание, находящееся в широком и свободном взгляде на вещи, без какого-либо направления, без предположений. Это сознание допускает восприятие живого момента. Тогда как бдительность представляет собой взгляд, направленный на внешнее, ясность направлена как на внутреннее, так и на внешнее. Ясное сознание не замыкается внутри себя, чтобы скользит в бессознательном сне. Оно также не пропадает во внешний мир, в лихорадочную деятельность, где сознание бы само о себе забыло. Оно само по себе деятельно. В этом состоянии сознание, ставшее свидетелем, внимательно наблюдает за всем, что происходит. Например, внешние события, возникающие размышления или беспокойства тотчас становятся заметными. Полное внимание к настоящему опыту позволяет установить, что несут в себе размышления, а значит позволяют различить его задний план. В действии ясное сознание принимает активное участие в качестве актера и не скрывается от этого. В состоянии ясности человек предоставляет, что каждая вещь важна, и не совершает необдуманных поступков. Если человек гуляет в лесу и размышляет о другом, он рискует споткнуться о корни деревьев. В бессознательности человек теряет возможность чувствовать удовольствие от ходьбы и чувства нахождения в лесу. Будто бы человек был в другом месте, не там, где он находится физически. Такой человек пропал в своих размышлениях, он разделен и действительно отсутствует. Однако ясность предполагает вложение в каждый миг, без всяческих уверток. Ясность тождественна присутствию, которое придает настоящему времени живость.

Когда ум проявляется в ясности, он отождествляется в осмотре, в действии смотрения. Но только с точки зрения свидетеля того, что происходит в поле сознания. Если ум находится в положении наблюдателя, то это значит состояние готовности и отсутствия напряжения, когда ум проявляет особую живость и сообразительность. Ясность позволяет не только раскрыть разнообразие опыта, но через нее мы можем распознать сложность человеческого эго, какой вид принимает, например, стремительность мышления, как оно укрывается в своих предубеждениях. Ясность также позволяет принять присутствие другого беспристрастно, то есть без предубеждений, что делает нас более восприимчивыми. В таком состоянии открытости человек может почувствовать как высокомерие, робость, расположение, нежность, так и агрессию, глупость, увертки и т.д. — все, что человек может различать в состоянии ясности. Обычно мы не обращаем внимание, за исключением редких случаев, на то, что высказывают другие. Привычным состоянием сознания, так сказать нормальным состоянием, является то, когда человек скрывается в окопах озабоченности самим собой. Из этого следует поверхностное понимание других, потому что человек чаще всего отождествляет и судит других сквозь призму их временной пользы для самого себя. Если заключить в скобки напряжение бдительности, в то же время продолжая чрезмерно осознавать себя, мы бы узнали, как слушать что выражает присутствие других. Лишь широкое и глубокое сознание может дать подобный урок, тогда как узкое и ограниченное сознание распускается во время бдительности. Для состояния ясности необходимо, чтобы сознание обращало взгляд на внутреннее и внешнее.

Бдительность и движение размышления

Когда мы говорим, что бдительность — это условие для того, чтобы быть брошенным в мир, экстатическое состояние сознания не означает, что оно возвращает нас к стадии животного с точки зрения немедленной мысли. Нет. Это совсем другое дело. У человека размышление целиком формирует бдительность, а не непосредственную мысль. Человек живет в мышлении. Размышления втягивают человека в мир посредством его проектов, желаний, ожиданий, страхов, предубеждений и т. д. Когда мы говорим о ком-то, что он поступает необдуманно, это означает только то, что он неразумно реализует свою способность к мышлению. Это не значит, что он не думает, что он не представляет себе мир определенным образом. Мир бдительности — это тот мир, который человек представляет себе, это его мир. Является ли бдительная мысль «немедленной»? Нет. Совсем нет. Это умственная деятельность, проходящая через постоянное посредничество, а именно естественное отношение. Погружаясь в бдительность, человек задает отношения между субъектом и объектом, человек отождествляет себя со своим телом, брошенным в мир, человек представляет перед собой реальный мир, человек думает, что между ним и вещами, а также между ним и другими существует прочная двойственность “субъект — объект”. Этот типичный образ мышления о двойственности как о внешней реальности представляет собой идею, которая исходит от внутренней части мысли к бодрствующему состоянию.

Поэтому мы должны быть осторожны в отношении нашего заявления о том, что философия должна вывести нас из плоскости непосредственного и бездумного мышления в задумчивое и медитативное мышление. Обычная мысль очень далека от бездумья! Если бы она была бездумной, у нее не было бы никаких предпосылок; в действительности, вслед за философской культурой, мысль движется сквозь все предпосылки естественного отношения. На нее также влияют массы условностей. Вот почему трудно сказать, что бдительность ставит нас перед лицом «непосредственных данных о сознании», поскольку то, что мы считаем изначально дарованным в бодрствующем состоянии, чаще всего уже подвергалось умственному посредничеству. Таким образом, когда я думаю, что меня бросили в мир, который предстанет передо мной, я принимаю как должное то, что на самом деле устанавливается бдительным сознанием. На самом деле, я создавал этот мир как объект, я создавал его в своем представлении о бодрствовании как о чем-то внешнем, перед собой и реальностью. Человек даже сам себя представляет как объект, идентичный своему телу, брошенному в мир. Этот поступок происходит не в глубоком сне, а совсем иных мечтах.

Гуссерль называет трансцендентальное отношение позицией философа, который выносит в круглые скобки естественное отношение к изучению того, как сознание формирует объекты. Он ссылается на это отношение как на беспристрастного свидетеля. В дальнейшем мы будем говорить о бдительности, чтобы показать естественное отношение и ясность и обозначить трансцендентальное отношение. Скажем, что, например, доступ к трансцендентальному отношению пролегает через вход в ясность, за пределами бдительности. Где разница между сознательным в виде бдительности и сознательным в виде ясности? Предположим, что ясность — более унифицированное сознание, тогда как бдительность — это сознание в двойственности. Речь идет не о ясности в осуждении, измерении, принуждении или одобрении. Просто посмотрите, как на самом деле. Это ясный взгляд. Проницательность. Например, присутствие обладает красноречием, и это красноречие говорит о присутствии. В остальном, например, присутствие человека передо мной выражает то, что есть, особенно в моменты, когда он не контролирует себя и не пытается «хорошо выглядеть». Если мы можем молчать и видеть, то это будет присутствие, которое говорит с нами. Мы также с первого раза поймем, что значит видеть и слушать. Ясность — это наблюдение без пристрастия, без осуждения. В первую очередь, ясность имеет более легкие отношения с Природой, поскольку человек смотрит на природу без осуждения. Затем можно отнести ясность и к людям, а также к идеям. На все вещи можно посмотреть свободным и любящим взглядом, который ничего не порицает, взглядом, который только постепенно удивляется тому, что есть на самом деле. Взгляд не удаляется от факта, наоборот, получает в дар присутствие объекта.

Надо признаться, что сознание – называемое “нормальным” – очень отличается от ясного взгляда. Преждевременно осуждая вещи и людей, сам человек имеет шоры перед глазами. Человек не обращает внимания сам на себя, значит человек видит только то, что его интересует, он отвлекается будучи очарованным объектами вокруг. А когда человек устал, он убегает от мира, чтобы замкнуться в своем мышлении.

Однако, случается, что в ситуации более опасной человек отыскивает остроту высшей бдительности, но только в особой ситуации и не постоянным, а широким и полным образом. Лишь изредка мы входим в такое состояние наблюдения, в котором человек совершенно сознателен в отношении того, что происходит внутри и около него. Чаще мы не принимаем позицию бдительности, легче скользить в сонливом состоянии через всяческие стратегии побегов и компенсаций. Мы утверждаем, что у нас нет повода или времени возвысить нашу бдительность к уровню ясности, где самосознание – как свидетель – стало бы наконец присутствием. Тем не менее, можно обращать свое внимание на повседневную жизнь и становиться более сознательными о том, кем мы являемся, и одновременно быть сознательными о конкретном опыте. Привлекательным полем для изучения, совершенно неисследованным, было бы поле самопознания.

Краткое содержание лекции:

Мы нашли ответы на вопрос, заданный в начале лекции: что значит быть сознательным? Это, без сомнения, человеческая привилегия — наличие ясности сознания. «Быть сознательным» — значит иметь более высокую «ясность». В смысле бдительности, это значит быть внимательным к миру. Человек имеет склонность жить в полном самосознании. Человек имеет прирожденное право жить в полном сознании. Зрелость самосознания соответствует полноте присутствия этого сознания в мире.

В сущности, сказать, что человек — это мышление, недостаточно. Наверное человек превосходит животное не только способностью мыслить в значении умственных действий. Кроме того, мыслить не значит быть настороже. Именно самосознание позволяет человеку по-настоящему возвыситься. По причине своей человеческой натуры мы способны развивать высокий уровень сознания. Значит, мы не приговорены жить в границах бдительности. Человек не был создан для того, чтобы оставаться на уровне ниже бдительности, в разных видах бессознательности.

Этот ответ настолько парадоксальный, что он рождает больше вопросов, нежели ответов. Этот ответ обязывает нас уточнить, что такое самосознание и какую роль играет мышление. Нам нужно сказать, в чем состоит личная тождественность сознания человека. Впрочем, мы не знаем, является ли мышление цельным феноменом. Для этого нам также нужно будет показать, в каком смысле мышление нам принадлежит, и проверить, насколько часто мы теряем мышление. Это доказывает гипотеза бессознательного.

1. Как вообще человек различает человеческое и животное сознание?

2. Какая разница между существованием в себе и существованием для себя?

3. Каким способом самосознание будет со временем усиливаться с теоретической точки зрения?

4. Справедливо ли думать, что ребенок с самого начала имеет самосознание?

5. Что такое интенциональность? В каком виде мы с ней встречаемся?

6. Какая разница между сознательным пережитым и несознательным?

7. Почему ясность является более высоким видом сознания по сравнению с простой бдительностью?

Источник

Оцените статью
Разные способы