- Основной способ смешения цветов
- §6 Смешение цветов
- Читайте также
- Смешение двух культов
- Сервиз с изображением цветов и плодов на синем фоне
- Материальность теплых цветов
- Идеализация холодных цветов
- §6 Смешение цветов
- Гейзюм, Ян ван Живопись Цветов XVIII в.
- Продукт изменений как смешение составных элементов
- 7.4. Контраст дополнительных цветов
- 10. Созвучие шести цветов
- Механическое и оптическое смешение цветов
Основной способ смешения цветов
Смешение цветов
Смешение цветов – одна из самых главных проблем теории и практики начального этапа обучения живописи. Есть три основных закона оптического смешения цветов.
Первый закон: главной особенностью любого цветового круга является соотношение противолежащих (относительно центра круга) цветов, которое при их смешении дает ахроматический цвет. Такие цвета называются дополнительными. Взаимодополнительные цвета строго определены: к красному – зеленый, к желтому – синий и т. д.
Второй закон имеет практическое значение и говорит о том, что смешение цветов, лежащих по цветовому кругу близко друг к другу, дает ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами. Так, например, смесь красного с желтым дает оранжевый, желтого с синим – зеленый. Таким образом, путем смешения трех основных цветов (красного, желтого и синего) в разных пропорциях можно получить любой цветовой тон «слагательный» оптический эффект.
Третий закон: одинаковые цвета дают одинаковые смеси. Имеются в виду также и те случаи, когда смешиваются цвета одинаковые по цветовому тону, но разные по насыщенности, а также хроматические цвета с ахроматическими – «вычитательный» оптический эффект.
В живописи нужный цвет можно получить разными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания с другими или получить необходимый цвет путем смешивания двух или нескольких красок.
Смешивание красок друг с другом может быть механическим или оптическим (См. табл. 1-2). При этом смешиваемые краски могут изменять свой цветовой оттенок, насыщенность и светлоту.
Таблица 1. Результаты оптического смешения цветов.
Источник
§6 Смешение цветов
§6 Смешение цветов
Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.
Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое 3*, пространственное и механическое.
Оптическое смешение цветов
Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.
Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11). Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части – цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.
В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.
Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий.
Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и желтый.
Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).
Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).
84. Оптическое смешение цветов
Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.
Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.
3* Оптика (от греч. optike – наука о зрительных восприятиях), раздел физики, в котором исследуются процессы излучения света, его распространения в различных средах и взаимодействия света с веществом.
85. Механическое смешение цветов
Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).
Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.
Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.
Пространственное смешение цветов
Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.
Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.
Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.
Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи – пуантилизму (от французского слова «пуант» – точка).
При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.
87. ПОЛЬ СИНЬЯК. Папский дворец в Авиньоне
88. ДЖ. БАЛЛА. Девочка, выбежавшая на балкон
Интересный эксперимент по разложению цвета на составляющие провел художник Джакомо Балла. Не только цвет, но и движение он разложил на составляющие его фазы, используя принцип последовательного фиксирования движения, как при выполнении моментальной фотографии. В результате этого родилась удивительная картина «Девочка, выбежавшая на балкон» (ил. 88), которая только при рассмотрении издали на основе пространственно-оптического смешения цветов раскрывает замысел автора.
На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати с растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокра- шенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно-смешанным.
Все цветные репродукции в этой книжке и во многих других напечатаны с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их (механическое смешение). Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета. Если взглянуть на увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска с близкого и дальнего расстояния, то можно наглядно пронаблюдать эффекты механического и пространственного смешения цветов.
89. Этапы печати иллюстрации в полиграфии
а. Оттиск пурпурной краской
б. Оттиск желтой краской
в. Оттиск голубой краской
г. Оттиск черной краской
д. Четырехкрасочный оттиск
90. Увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска
Механическое смешение цветов
Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую.
Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе.
Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема – передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами.
Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определенные тональные и колористические отношения.
В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской – разные цвета.
Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного черной краски к каждому цвету (ил. 91).
Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают.
Яркий пример – смешение всех красок на палитре дает не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или черный.
91. Пример механического смешения цветов с черной краской
Рассмотрите рисунок с танцующими детьми и понаблюдайте в действительности за изменениями цвета, если одну прозрачную ткань наложить на другую.
92. Танцующие дети. Смешение цветов наложением
Читайте также
Смешение двух культов
Смешение двух культов Только император мог приносить жертвы Небу и Земле от имени всего народа. Однако это вовсе не означало, что подданные Срединного государства не совершали жертвоприношений. На домашних алтарях тоже стояли таблички в честь Неба и Земли, перед
Сервиз с изображением цветов и плодов на синем фоне
Сервиз с изображением цветов и плодов на синем фоне Поднос, чайник, кофейник, сливочник, чашка с блюдцем. Императорский фарфоровый завод. Около 1830
Материальность теплых цветов
Материальность теплых цветов Название «теплые» эти цвета получили вследствие того, что оказались жестко связанными с цветами «теплых» предметов: солнце, огонь, жар, кровь и т. п. Как отмечал Гёте, цвета положительной стороны [цветового круга] суть желтый, красно-желтый
Идеализация холодных цветов
Идеализация холодных цветов Холодными эти цвета называются вследствие связи с цветами «холодных» предметов: лед, вода, небо и т. п. Чувство бесконечности и необъятности неба, морей, океана производит на человека впечатление возможностей, которые ничем не ограничены.
§6 Смешение цветов
§6 Смешение цветов Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое 3*, пространственное и механическое.Оптическое смешение цветовОптическое смешение
Гейзюм, Ян ван Живопись Цветов XVIII в.
Гейзюм, Ян ван Живопись Цветов XVIII в. Превосходного мастера в этой ограниченной области голландская живопись дала еще в начале XVIII века в лице Яна ван Гейзюма (1682 — 1749), из произведений которого Эрмитаж обладает подписанной (1723), уже несколько вялой по колориту картиной
Продукт изменений как смешение составных элементов
Продукт изменений как смешение составных элементов Другая концепция феноменов изменения в значительной степени основывается на теоретических постулатах, взятых за основу немецкой и американской диффузионистскими школами. Эта точка зрения отвергает ошибочное
7.4. Контраст дополнительных цветов
7.4. Контраст дополнительных цветов Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два
10. Созвучие шести цветов
10. Созвучие шести цветов Шестиугольники могут быть получены двумя различными путями.В двенадцатичастный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных
Источник
Механическое и оптическое смешение цветов
Цветоведение было одним из моих любимых занятиях, когда я училась живописи в студии замечательного художника А.К. Назарова. Некоторые моменты, касающиеся взаимодействия цветов, показались особенно интересными.
Существует два способа смешения цветов: механическое и оптическое. Важно помнить о том, что результаты часто получаются разными, и применять существующие законы в своем творчестве.
Механическое смешение цветов происходит, когда художник смешивает на палитре краски для получения нужного цвета.
Оптическое смешение цветов достигается при определенных условиях, когда два исходных цвета расположены рядом. Этого можно добиться, например, быстро вращая диск, окрашенный в разные цвета. Именно такое упражение мы выполняли на занятиях, а потом дома показывали детям. На ось моторчика от детского электрического конструктора типа Электроника нужно наколоть диск, половина которого покрашена в один цвет, а другая половина — в другой. При вращении диска моторчиком (от батарейки) цвета сливаются и превращаются в один, при этом он часто сильно отличается от цвета, который получился бы при механическом смешении этих же цветов. Сравнение результатов механического и оптического смешения некоторых цветов можно увидеть на рисунке:
Другой вариант получить оптическое смешение цветов — посмотреть с большого расстояния на поверхность, покрытую мелкими мазками, точечками различных цветов. Этот прием использовался художниками-пуантилистами, среди которых наиболее известны Жорж Сера, Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро, Камиль Писсарро. Результаты моих экспериментов с этой техникой приведены ниже.
Источник