2.2 Способы систематизации гражданского законодательства
Основными способами систематизации гражданского законодательства являются:
«Инкорпорация (лат. incorporatio) — способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако инкорпорация дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п.» Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2013. . целью инкорпорации является поддержание системы нормативно-правовых актов в рабочем состоянии.
Различают следующие виды инкорпорацииГражданское право. Учебник для юридических вузов./ Под ред. Проф. М.К. Треушникова. — М.: Юриспруденция, 2012 :
· официальная, осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации
· официозная, сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера
· неофициальная, она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению
Критерии отбора правовых документов:
· юридическая сила, первоначальный критерий, но если его не дополнить другими критериями, то инкорпорация будет бессмысленной в силу огромности объема отобранного материала.
· хронология, критерий может быть как первоначальным, так и добавочным.
· системность, сложный критерий, который позволяет сгруппировать отобранный материал.
· предмет, обозначающий какой-либо вид общественных отношений, касаемо которых проводится сбор нормативно-правовых актов.
Документы, которые могут являться предметом инкорпорации:
«Консолидация(лат. consolidatio) — один из видов систематизации законодательства. Цель консолидации — устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Консолидированными называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности» Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2013. .
Примером консолидированного нормативного акта является Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», объединяющий несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан.
В науке гражданского права до сих пор нет однозначной позиции по поводу консолидации, одни ученые считают, что это разновидность инкорпорации, другие — что это незавершенная кодификацияГражданское право. Часть I./ Под редакцией: А.Г.Калпина; А.И.Масляева. М., 2012. . Но следует признать, что консолидация хоть и относительно новый способ систематизации законодательства, но наиболее перспективный в будущем способ систематизации законодательства, так как кодификация уже не отвечает современным требованиям в связи с огромным балластом законов, тянущихся за кодексом.
«Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта» Фоков А. П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. М., 2012
Как и инкорпорация, кодификация давно являлась способом систематизации законодательства. Кодификация является самым трудным видом систематизации, требующий превосходной подготовки, усердной работы и титанических усилий большого числа специалистов Тихомиров А.В. Гражданское право. Практическое пособие. — М.: Статут, 2013. . При кодификации огромное множество правовых норм перерабатывается, изменяется, подводится к определенной системе и строгой иерархии, создается единый закон из тысяч нормативно-правовых актов. Для создания современного российского гражданского кодекса создавался специальный научный центр.
Особенности кодификацииРоссийское гражданское право. Учебник ./Под ред. З.П. Крыловой, Э.П. Гаврилова. — М.: Юринфор, 2011 :
· создание единого НПА
· новый НПА является основой всей отрасли права
· закрепляются предмет, метод и основные принципы отрасли права
· правовые нормы могут быть изменены, дополнены, преобразованы
Источник
Систематизация законодательства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и систематизацию действующих нормативных актов в упорядоченную, внутренне согласованную и единую систему.
Систематизация призвана обеспечить наиболее облегченное восприятие той или иной информации. Так, когда информации оказывается достаточно много, ее изучение в хаотичном состоянии может быть затруднено.Именно поэтому была придумана систематизация, позволяющая разбить большой объем информации на разделы, главы, статьи, используя при этом различные способы и правила.
Цели систематизации законодательства
Законы необходимо систематизировать в определенных целях:
- сделать законодательство страны доступным для понимания и дальнейшего применения;
- для удобного использования норм, предписанных гражданам в законе;
- устранить устаревшие и уже не эффективные правовые нормы;
- разрешить юридические конфликты и ликвидировать пробелы в законодательстве.
Если законодательство упорядоченно и систематизировано, ориентирование во всей огромной системе нормативных актов будет гораздо проще. Это предоставляет возможность без труда найти нужный акт, ознакомиться с изменениями и коллизиями и т.п.
Способы систематизации законодательства
Для того чтобы систематизировать законодательство принято использовать определенные приемы (способы) систематизации. Теория права предусмотрела несколько таких способов:
- Учет – это самый простой из всех способов систематизации, который заключается в упорядоченном внесении информации в журналы, картотеки или в электронные системы (автоматизированный учет).
- Электронная систематизация является более современным способом систематизации. Он позволяет хранить информацию, использую при этом такие ресурсы, как «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», являющихся специализированными компьютерными базами данных. Для группировки нормативно-правовых актов в этих системах используются разные критерии, например, предметно-хронологический.
Инкорпорация – это способ, который заключается в объединении всех нормативно-правовых актов в общие сборники, не меняя при этом содержания и сохраняя их самостоятельность. Основание для объединения в данном случае может быть различным (хронология, тематика актов, в зависимости от органа, издавшего акт и т.п.).
Важно, что содержание нормативно-правовых актов при этом не должно быть изменено, ни полностью, ни в части. Может меняться только внешняя обработка, например, исключение статей, которые потеряли юридическую силу.
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная имеет место быть, когда сборник актов утверждается каким-либо уполномоченным органом власти и имеет значение официального источника законодательства. Неофициальная, соответственно, такого значения не имеет.
Также можно выделить инкорпорацию хронологическую и предметную. Хронологическая объединяет акты по принципу их хронологии (даты издания), например, Собрание законодательства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система права и система законодательства в Российской Федерации. подробнее . Предметная инкорпорация заключается в объединении актов в соответствии с их тематикой.
Консолидация представляет собой способ, состоящий в том, что разные, но схожие по тематике нормативно-правовые акты объединяются в один. Данный способ используется тогда, когда большой объем нормативно-правовой информации отвечает современным реалиям, но является раздробленным. Когда создается новый акт, все акты, которые действовали прежде, теряют свою юридическую силу. В качестве примера можно привести Указ 1980г. Президиума Верховного Совета СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее «О праздничных и памятных днях», который включил в себя 48 отдельных нормативно-правовых актов.
Источник
Гражданское законодательство и его система: законы и подзаконные акты. Виды систематизации законодательства
Гражданское законодательство —это система нормативно-правовых актов, регулирующих специфическую сферу общественных отношений, к которым относятся имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Система гражданского законодательства базируется на двух столбах: законах и подзаконных актах. Законные имеют большую юридическую силу, нежели подзаконные акты, ибо принимаются непосредственно государственным органом наделенным законодательной властью (Федеральным Собранием) и направлен на регулирование определенных группы общественных отношений. Все Законы обязательны к законодательному закреплению в ряде нормативно-правовых актах.
Сами законы также делятся на федерально-конституционные (обладают высшей юридической силой и регулируют положения и вопросы, указанные в Конституции РФ, например срок и порядок внесения изменений в тот или иной нормативный акт или срок и порядок учреждения нового субъекта РФ) и федеральные законы (обладают меньшей юридической силой, регулируют остальную группу общественных отношений, например общественные отношения в области страхования и реализации авторского права).
В системе гражданского законодательства к законам относятся:
· Конституция РФ — имеет высшую юридическую силу перед всеми остальными законами. По происхождению — федеральный конституционный закон.
· Гражданский кодекс РФ — законодательный нормативно-правовой акт, состоящий из четырех частей, чьи нормы направлены на регулирование всей группы имущественных и лично неимущественных отношений в государстве.
· Федеральные конституционные законы
· Федеральные законы
Подзаконные актыобладают меньшей юридической силой, базируются на законах, издаются федеральными и иными государственными органами власти. Цель подзаконных акт — конкретизировать некоторые положения и моменты, указанные в законе.
В системе гражданского законодательства к подзаконным актам относят:
· Указы Президента РФ;
· Постановления Правительства РФ;
· Акты федеральных органов исполнительной власти;
· Акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
· Акты органов местного самоуправления
Спорно к системе гражданского законодательства также относят:
· Правовые обычаи и традиции — сложившийся в результате многократного употребления при историческом развитии, правила поведения в обществе, санкционированные и наделенные законной силой государством.
· Нормы морали — не являются нормативно-правовыми актами, но при этом учитываются при регулировании общественных отношений. Например, при определении той же сделки недействительной, проводимой с целью преднамеренного ущемления прав и свобод одним участником правоотношений по отношению к другому.
Абсолютно точно к гражданскому законодательству, вопреки ошибочному заблуждению, не относятся судебные прецеденты, поскольку цель судебных прецедентов лишь разъяснить уже существующие нормы гражданского законодательства, но не создание новых. Что не позволяет отнести их к источникам.
Систематизация законодательства —целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению нормативно-правовых актов в единую систему.
Виды:
1. Учет — сборник государственными органами и частными лицами нормативно-правовых актов в едином месте, с целью сбора информации для своей деятельности. Как пример можно выделить разновидность учета — электронный, на примере электронных библиотек законов» «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и т.д.:
2. Инкорпорация —объединение ряда нормативно-правовых актов, схожих между собой по тематике и/или регулируемым отношениям, в единый сборник. Отличительной особенностью является не изменение (как внешнее так и внутреннее) содержания включенных в сборник нормативно-правовых актов. За исключением ликвидации из сборника актов, уже утративших свою законную силу. («Свод законов Хаммурапи»):
· Официальная инкорпорация — инкорпорация, осуществляемая по поручению и с полного одобрения государственных законодательных органов и обладающие юридической силой;
· Полуофициальная инкорпорация — инкорпорация, осуществляемая министерствами по поручению законодательных органов, но при этом ими не признаваемая, а потому юридической силой не обладающие;
· Неофициальная инкорпорация — инкорпорация, осуществляемая без ведома государственных органов (научными учреждениями) и юридической силы также не имеющие.
· Генеральная инкорпорация — инкорпорация, включающая в себя все нормативно-правовые акты гражданского законодательства РФ;
· Частная инкорпорация — инкорпорация, включающая в себя нормативно-правовые акты, регулирующие определенное общественное отношение РФ;
· Систематическая инкорпорация — объединение актов производится слияния нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).
· Хронологическая инкорпорация — порядок расположения определяется порядок выхода нормативно-правовых актов.
3. Консолидация —укрепление сборника действующих нормативно-правовых актов, путем объединения в один акт, объединяющий все их положения, но ликвидирующий все лишние акты. Содержание актов по прежнему не меняется.
4. Кодификация — существенная переработка, изменение существующих отраслевых и подотраслевых актов, с целью создания нового правого акта, дополненного не только измененными, но и нововведенными, нормативно-правовыми актами (Кодекс, Устав, Регламент).
Источник