Основной способ систематизации гражданского законодательства это

2.2 Способы систематизации гражданского законодательства

Основными способами систематизации гражданского законодательства являются:

«Инкорпорация (лат. incorporatio) — способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако инкорпорация дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п.» Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2013. . целью инкорпорации является поддержание системы нормативно-правовых актов в рабочем состоянии.

Различают следующие виды инкорпорацииГражданское право. Учебник для юридических вузов./ Под ред. Проф. М.К. Треушникова. — М.: Юриспруденция, 2012 :

· официальная, осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации

· официозная, сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера

· неофициальная, она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению

Критерии отбора правовых документов:

· юридическая сила, первоначальный критерий, но если его не дополнить другими критериями, то инкорпорация будет бессмысленной в силу огромности объема отобранного материала.

· хронология, критерий может быть как первоначальным, так и добавочным.

· системность, сложный критерий, который позволяет сгруппировать отобранный материал.

· предмет, обозначающий какой-либо вид общественных отношений, касаемо которых проводится сбор нормативно-правовых актов.

Документы, которые могут являться предметом инкорпорации:

«Консолидация(лат. consolidatio) — один из видов систематизации законодательства. Цель консолидации — устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Консолидированными называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности» Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2013. .

Примером консолидированного нормативного акта является Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», объединяющий несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан.

В науке гражданского права до сих пор нет однозначной позиции по поводу консолидации, одни ученые считают, что это разновидность инкорпорации, другие — что это незавершенная кодификацияГражданское право. Часть I./ Под редакцией: А.Г.Калпина; А.И.Масляева. М., 2012. . Но следует признать, что консолидация хоть и относительно новый способ систематизации законодательства, но наиболее перспективный в будущем способ систематизации законодательства, так как кодификация уже не отвечает современным требованиям в связи с огромным балластом законов, тянущихся за кодексом.

Читайте также:  Способы распределения перераспределения финансовых ресурсов

«Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта» Фоков А. П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. М., 2012

Как и инкорпорация, кодификация давно являлась способом систематизации законодательства. Кодификация является самым трудным видом систематизации, требующий превосходной подготовки, усердной работы и титанических усилий большого числа специалистов Тихомиров А.В. Гражданское право. Практическое пособие. — М.: Статут, 2013. . При кодификации огромное множество правовых норм перерабатывается, изменяется, подводится к определенной системе и строгой иерархии, создается единый закон из тысяч нормативно-правовых актов. Для создания современного российского гражданского кодекса создавался специальный научный центр.

Особенности кодификацииРоссийское гражданское право. Учебник ./Под ред. З.П. Крыловой, Э.П. Гаврилова. — М.: Юринфор, 2011 :

· создание единого НПА

· новый НПА является основой всей отрасли права

· закрепляются предмет, метод и основные принципы отрасли права

· правовые нормы могут быть изменены, дополнены, преобразованы

Источник

Систематизация законодательства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и систематизацию действующих нормативных актов в упорядоченную, внутренне согласованную и единую систему.

Систематизация призвана обеспечить наиболее облегченное восприятие той или иной информации. Так, когда информации оказывается достаточно много, ее изучение в хаотичном состоянии может быть затруднено.Именно поэтому была придумана систематизация, позволяющая разбить большой объем информации на разделы, главы, статьи, используя при этом различные способы и правила.

Цели систематизации законодательства

Законы необходимо систематизировать в определенных целях:

  • сделать законодательство страны доступным для понимания и дальнейшего применения;
  • для удобного использования норм, предписанных гражданам в законе;
  • устранить устаревшие и уже не эффективные правовые нормы;
  • разрешить юридические конфликты и ликвидировать пробелы в законодательстве.

Если законодательство упорядоченно и систематизировано, ориентирование во всей огромной системе нормативных актов будет гораздо проще. Это предоставляет возможность без труда найти нужный акт, ознакомиться с изменениями и коллизиями и т.п.

Способы систематизации законодательства

Для того чтобы систематизировать законодательство принято использовать определенные приемы (способы) систематизации. Теория права предусмотрела несколько таких способов:

  1. Учет – это самый простой из всех способов систематизации, который заключается в упорядоченном внесении информации в журналы, картотеки или в электронные системы (автоматизированный учет).
  2. Электронная систематизация является более современным способом систематизации. Он позволяет хранить информацию, использую при этом такие ресурсы, как «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», являющихся специализированными компьютерными базами данных. Для группировки нормативно-правовых актов в этих системах используются разные критерии, например, предметно-хронологический.

Инкорпорация – это способ, который заключается в объединении всех нормативно-правовых актов в общие сборники, не меняя при этом содержания и сохраняя их самостоятельность. Основание для объединения в данном случае может быть различным (хронология, тематика актов, в зависимости от органа, издавшего акт и т.п.).

Важно, что содержание нормативно-правовых актов при этом не должно быть изменено, ни полностью, ни в части. Может меняться только внешняя обработка, например, исключение статей, которые потеряли юридическую силу.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная имеет место быть, когда сборник актов утверждается каким-либо уполномоченным органом власти и имеет значение официального источника законодательства. Неофициальная, соответственно, такого значения не имеет.

Также можно выделить инкорпорацию хронологическую и предметную. Хронологическая объединяет акты по принципу их хронологии (даты издания), например, Собрание законодательства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система права и система законодательства в Российской Федерации. подробнее . Предметная инкорпорация заключается в объединении актов в соответствии с их тематикой.

Консолидация представляет собой способ, состоящий в том, что разные, но схожие по тематике нормативно-правовые акты объединяются в один. Данный способ используется тогда, когда большой объем нормативно-правовой информации отвечает современным реалиям, но является раздробленным. Когда создается новый акт, все акты, которые действовали прежде, теряют свою юридическую силу. В качестве примера можно привести Указ 1980г. Президиума Верховного Совета СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее «О праздничных и памятных днях», который включил в себя 48 отдельных нормативно-правовых актов.

  • Кодификация – это единственный способ, который предоставляет возможность произвести не только внешнюю, но и внутреннюю переработку законодательства. В данном случае принимается новый кодификационный акт: кодекс, закон и т.д.
  • Читайте также:  Способы понизить влажность воздуха

    Источник

    Гражданское законодательство и его система: законы и подзаконные акты. Виды систематизации законодательства

    Гражданское законодательство —это система нормативно-правовых актов, регулирующих специфическую сферу общественных отношений, к которым относятся имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

    Система гражданского законодательства базируется на двух столбах: законах и подзаконных актах. Законные имеют большую юридическую силу, нежели подзаконные акты, ибо принимаются непосредственно государственным органом наделенным законодательной властью (Федеральным Собранием) и направлен на регулирование определенных группы общественных отношений. Все Законы обязательны к законодательному закреплению в ряде нормативно-правовых актах.

    Сами законы также делятся на федерально-конституционные (обладают высшей юридической силой и регулируют положения и вопросы, указанные в Конституции РФ, например срок и порядок внесения изменений в тот или иной нормативный акт или срок и порядок учреждения нового субъекта РФ) и федеральные законы (обладают меньшей юридической силой, регулируют остальную группу общественных отношений, например общественные отношения в области страхования и реализации авторского права).

    В системе гражданского законодательства к законам относятся:

    · Конституция РФ — имеет высшую юридическую силу перед всеми остальными законами. По происхождению — федеральный конституционный закон.

    · Гражданский кодекс РФ — законодательный нормативно-правовой акт, состоящий из четырех частей, чьи нормы направлены на регулирование всей группы имущественных и лично неимущественных отношений в государстве.

    · Федеральные конституционные законы

    · Федеральные законы

    Подзаконные актыобладают меньшей юридической силой, базируются на законах, издаются федеральными и иными государственными органами власти. Цель подзаконных акт — конкретизировать некоторые положения и моменты, указанные в законе.

    В системе гражданского законодательства к подзаконным актам относят:

    · Указы Президента РФ;

    · Постановления Правительства РФ;

    · Акты федеральных органов исполнительной власти;

    Читайте также:  Народный способ лечения тройничного нерва

    · Акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

    · Акты органов местного самоуправления

    Спорно к системе гражданского законодательства также относят:

    · Правовые обычаи и традиции — сложившийся в результате многократного употребления при историческом развитии, правила поведения в обществе, санкционированные и наделенные законной силой государством.

    · Нормы морали — не являются нормативно-правовыми актами, но при этом учитываются при регулировании общественных отношений. Например, при определении той же сделки недействительной, проводимой с целью преднамеренного ущемления прав и свобод одним участником правоотношений по отношению к другому.

    Абсолютно точно к гражданскому законодательству, вопреки ошибочному заблуждению, не относятся судебные прецеденты, поскольку цель судебных прецедентов лишь разъяснить уже существующие нормы гражданского законодательства, но не создание новых. Что не позволяет отнести их к источникам.

    Систематизация законодательства —целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению нормативно-правовых актов в единую систему.

    Виды:

    1. Учет — сборник государственными органами и частными лицами нормативно-правовых актов в едином месте, с целью сбора информации для своей деятельности. Как пример можно выделить разновидность учета — электронный, на примере электронных библиотек законов» «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и т.д.:

    2. Инкорпорация —объединение ряда нормативно-правовых актов, схожих между собой по тематике и/или регулируемым отношениям, в единый сборник. Отличительной особенностью является не изменение (как внешнее так и внутреннее) содержания включенных в сборник нормативно-правовых актов. За исключением ликвидации из сборника актов, уже утративших свою законную силу. («Свод законов Хаммурапи»):

    · Официальная инкорпорация — инкорпорация, осуществляемая по поручению и с полного одобрения государственных законодательных органов и обладающие юридической силой;

    · Полуофициальная инкорпорация — инкорпорация, осуществляемая министерствами по поручению законодательных органов, но при этом ими не признаваемая, а потому юридической силой не обладающие;

    · Неофициальная инкорпорация — инкорпорация, осуществляемая без ведома государственных органов (научными учреждениями) и юридической силы также не имеющие.

    · Генеральная инкорпорация — инкорпорация, включающая в себя все нормативно-правовые акты гражданского законодательства РФ;

    · Частная инкорпорация — инкорпорация, включающая в себя нормативно-правовые акты, регулирующие определенное общественное отношение РФ;

    · Систематическая инкорпорация — объединение актов производится слияния нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

    · Хронологическая инкорпорация — порядок расположения определяется порядок выхода нормативно-правовых актов.

    3. Консолидация —укрепление сборника действующих нормативно-правовых актов, путем объединения в один акт, объединяющий все их положения, но ликвидирующий все лишние акты. Содержание актов по прежнему не меняется.

    4. Кодификация — существенная переработка, изменение существующих отраслевых и подотраслевых актов, с целью создания нового правого акта, дополненного не только измененными, но и нововведенными, нормативно-правовыми актами (Кодекс, Устав, Регламент).

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы