Основной способ развития творческой личности по теории г с альтшуллера 21 буква

Теория Развития Творческой Личности, ТРТЛ

Это последняя крупная работа Г.С. Альтшуллера.

Вот что писал сам автор теории:

«Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ — инструмент для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи ещё не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышление перестраивается: становится более гибким и управляемым. […]

ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения. Необходимо довести найденную идею до уровня работоспособной и технологичной конструкции, «обжелезить» её, добиться как можно более широкого внедрения. А затем — взяться за решение новой проблемы. Из практики известно, что средний срок внедрения среднего по уровню изобретения составляет 7-10 лет.

Это значительный отрезок времени в жизни человека. Борьба за внедрение часто связана с большими личными потерями, с колоссальными затратами сил и времени, непониманием окружающих, необходимостью «пробивать» идею. Новатору порой приходится терпеть и материальные лишения, и отчуждение от родного коллектива. Гораздо спокойнее жить без творчества, быть «как все», не «фантазировать». Как заставить человека выйти из болота обыденности, презреть отчетливо видимые трудности и вступить в схватку с косностью и консерватизмом?

Общие призывы и лозунги здесь бессильны. Необходимо тщательно, шаг за шагом готовить человека к предстоящим творческим битвам, к возможным временным поражениям и неизбежным трудностям. Человек, знающий о подстерегающих в пути опасностях, сумеет проложить верный, наиболее разумный маршрут.

Для формирования активной творческой позиции нужны как минимум шесть качеств:

1. Наличие достойной цели — новой (или недостигнутой), значительной, общественно-полезной.

2. Умение программировать достижение поставленной цели.

3. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.

4. Умение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели.

5. Готовность «держать удар»: отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.

6. Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты.

Воспитание комплекса творческих качеств — главная цель жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Метод построения ЖСТЛ обычный для всех исследований в ТРИЗ: анализ больших информационных массивов (с целью выявления общих закономерностей). Изучено свыше тысячи биографий творческих личностей.

Удалось проследить становление и развитие творческой личности на протяжении всей жизни. На историко-биографических примерах убедительно доказано: творческий образ жизни доступен каждому, для этого не нужны особые прирожденные способности или сверхблагоприятные условия. В силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за её достижение.

Подробно рассматривая путь к цели, ЖСТЛ дает человеку суммированный жизненный опыт поколений творцов: предупреждает о типичных опасностях, рекомендует конкретные методы их преодоления, предсказывает наиболее сильные ходы. Систематические исследования по ЖСТЛ постепенно формируют новую область знания — теорию развития творческой личности (ТРТЛ)».

Альтшуллер Г.С., Справка ТРИЗ-88 (рукопись), Баку, 1988 г.

Следует подчеркнуть, что в мировой литературе, начиная с Древней Греции, вышло в свет немало произведений, где анализировались биографии великих людей. Таковы, например, произведения Диогена Лаэртского, Плутарха, Светония, Вазария, Гельвеция, Ромена Роллана, Стефана Цвейга и многих других. Но Г.С. Альтшуллер впервые предложил стройную теорию развития творческой личности в противодействующем ей – как правило – окружении.

В своих выступлениях, письмах и книгах Г.С. Альтшуллер писал о творческом пути человека в ТРИЗ в виде последовательности:

Пока этот процесс, увы, обладает невысоким КПД:

«… постепенно появляются люди, способные постоянно и эффективно работать при любых условиях. Люди, которые смотрят на ТРИЗ как на ГЛАВНУЮ свою профессию. Но из десяти слушателей появляется один преподаватель, из десяти преподавателей – один разработчик, из десяти разработчиков – один профессионал».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, «Минск», Беларусь, 1994 г., с. 375.

Источник

Теория развития творческой личности Альтшуллера

Время чтения 10 минут

Что представляет собой теория развития творческой личности? Это свод концепций, отражающий закономерности жизни творческих людей. Причем не всех – лишь добившихся значимых в своей области результатов. Но теоретически, полученными данными могут пользоваться и обычные люди – ведь творческое начало заложено в каждом. Около сотни лет назад научный прогресс совершил резкий скачок. Люди увидели, что познаваемость мира имеет практически неограниченный характер. А также началась и техническая революция. Она, в свою очередь, доказывала, что и сам мир можно изменять до бесконечности.

Читайте также:  Способы заверения документов утверждение

Главным рабочим инструментом этих преобразований, которые изменили картину мира раз и навсегда, является творческое мышление. Какие требования выдвигает жизнь к тому человеку, который называет себя творческим? Каковы закономерности жизненного цикла творческой личности? На все эти вопросы успешно отвечает отечественный исследователь по имени Генрих Сеулович Альтшуллер. Многие считают, что технология креативного мышления – удел избранных. Но творческая личность – это не избранник небес, а борец, который совершает геройский подвиг за новые знания.

Как возник интерес к общей теории творчества

История изучения закономерностей изобретательства уходит, как водится, своими корнями в Древнюю Грецию. Математик Папп, который жил около 300 лет до н. э., впервые ввел в обиход греков термин «эвристика». Этим словом он обозначил технологии творчества, теории решения творческих задач. В первую очередь к эвристическим проблемам, как ни странно, обращались не художники или поэты, а математики – Больцано, Лейбниц, Пуанкаре. Математика как наука, обладающая наибольшей степенью точности, имела меньше всего простора для эксперимента. Видимо, поэтому ей потребовался инструмент для решения сложных изобретательских задач.

В XIX в. начинают появляться исследования по психологии творчества. На самом деле, эти исследования также представляли собой эвристику, однако она была направлена на изучение психических процессов творческой личности. Интеллект и творчество в те времена воспринималось учеными как что-то выходящее из ряда вон. Ученые спорили о том, являются ли психические отклонений по типу шизофрении или маниакально-депрессивного психоза обязательным условием для становления творческой личности. Только к 20 в. пришло понимание того, что задатки креативности присутствуют у каждого человека.

Альтшуллер – автор теории развития творческой личности

Генрих Альтшуллер был отечественным инженером, который впервые задумался над возможностью активизации творческого начало у изобретателя. Ученый смог найти самые удобные приемы решения творческих задач, постепенно сформировав собственную теорию под названием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Труды Альтшуллера издавались в Японии, Соединенных Штатах, Германии. С появлением ТРИЗ с творческого процесса был снят покров мистики. Теперь человек может спрашивать себя не «Как нужно делать?», а «Что делать?».

Полярные путешествия, шахматы и решение творческих задач

Теория развития творческой личности по Альтшуллеру часто оперирует таким термином, как «игра». Это слово Альтшуллер стал использовать по подсказке английского полярника-исследователя Роберта Пири. Ученый считал, что оно наиболее четко отображает жизненную стратегию творческого человека. Полярник Пири сравнивал путешествие к Северному полюсу с шахматной партией. Если удачные ходы продуманы заранее, то и шансы выиграть возрастают. Для него географические исследования и правда, были подобны старой игре, которую Пири вел практически 23 года.

Полярник признается, что постоянно терпел неудачи. Однако со временем даже те вещи, которые казались ему невозможными или очень сомнительными, постепенно приобретали новые черты – они становились вероятными, если не сказать, что реальными. Пири тщательно размышлял над причинами каждого из своих поражений в путешествиях. В конечном счете, он пришел к заключению: если даже удача не будет на его стороне, игра все равно может закончиться для него успехом.

Альтшуллер, анализируя стратегию Пири, говорит, что более точно следовало бы сравнить с партией игры в шахматы не одно лишь путешествие за полярный круг, а всю человеческую жизнь. Здесь выигрыш или проигрыш очень сильно зависят от первых ходов. Согласно Альтшуллеру, настоящим торжеством созидающей личности может быть только такой ритм жизни, когда вся она происходит в «нарастающем творческом режиме».

Требования к творческой личности по Альтшуллеру

Альтшуллер, изучая творческих людей самых разных специальностей, пришел к выводу: они умели видеть сложные задачи и вопросы там, где для остальных было все понятно. При этом творческая личность способна поставить перед собой цель и добиться нужного результата. Альтшуллер изучал развитие творческой личности, наблюдая за тем, как живут ученые и изобретатели. В результате он сделал еще одно заключение: каждый из них обладает рядом определенных качеств. Какие же свойства творческого человека выделяет теория развития творческой личности Альтшуллера?

Теория развития творческой личности по Альтшуллеру и свойства творческого человека в ее контекте:

  1. Как уже было сказано, творческие люди всегда ставят перед собой сложные цели и умеют их достичь. И это – отличительная особенность любого художника, инженера, профессионального танцора. Поначалу цель может казаться такому «достигатору» совершенно заоблачной – но это и является индикатором великих открытий в будущем.
  2. Вторым свойством является наличие плана, по которому осуществляет свой замысел творческая личность.
  3. Третье правило тесно связано с предыдущим – высокий уровень трудоспособности. Именно по причине неумения трудиться было загублено много талантливых людей, которые считали, что сам по себе Божий дар может принести им достойный результат. Как способ противостояния самому себе Альтшуллер предлагает вести строгий учет времени, которое потрачено для дела и впустую.
  4. Следующее качество творческого человека – это мастерство в решении поставленных задач. Оно достигается только путем начинаний с малого, «с азов».
  5. Пятое свойство – это стойкость характера и «умение держать удар». Оно выражается в способности противостоять косным взглядам окружения, а в особенности тех, кто представляет собой авторитет в определенной области.
  6. Результативность является шестым, и заключительным качеством творческой личности. Достигнув одну цель, нельзя останавливаться и «опочивать на лаврах». Развитие творческой личности по своей сути и заключается в том, что она постоянно ставит перед собой новые задачи и добивается их решения.
Читайте также:  Ударно поворотный способов бурения

С ТРИЗ, изобретенной Альтшуллером, имеет непосредственную связь только четвертый пункт. Однако даже он не будет работать для того, кто ставит перед собой творческие цели без остальных пяти условий.

Теория развития творческой личности: развитие на практике

Процесс, названный игрой и описанный выше, теория развития творческой личности условно разделяет на несколько частей – «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», а также «постэндшпиль». Во время дебюта человек окончательно останавливает свой выбор на определенной задаче. Миттельшпиль – это самый длительный этап, на котором интеллект и творчество человека реализуются максимально. Очевидных результатов пока что никто не видит. Движению к намеченной цели препятствует клубок из конфликтов. На второй стадии миттельшпиль уже появляются первые результаты деятельности. Именно на этом этапе обычный изобретатель становится Изобретателем с большой буквы. Эндшпиль характеризуется тем, что творческая личность становится Мыслителем.

Дебют — начало игры

Дебют имеет решающее значение, ведь именно в это время можно совершить максимальное количество упреждающих ходов. В большинстве случаев этот период приходится на детство. Однако известны и ситуации, когда начало творчества приходится на гораздо более поздние этапы. К примеру, литовский художник М.К. Чюрленис стал заниматься живописью в достаточно зрелом возрасте – уже будучи известным музыкантом. Пожертвовать Чюрленису ради своей новой страсти пришлось практически всем – и карьерой, и достатком.

Во время «дебюта» происходит борьба между развитием личности и постоянными попыткам и внешней среды направить этот процесс в управляемую колею. Стандартность проявляется уже в процессе получения образования. Человек на стадии «дебюта» обнаруживает в себе стремления, которые массовая система образования не может удовлетворить. Уже на этом этапе развития творческой личности к человеку проявляется требование мыслить нестандартно. Однако если дебют имеет место в детском возрасте, то здесь можно столкнуться с серьезной трудностью. Личность ребенка еще не так окрепла, чтобы противостоять обществу.

Возможные ходы в данной ситуации, пишет Альтшуллер, во многом зависят от поведения окружающих – родителей, учителей. Очень важно позволить ребенку самостоятельно ознакомиться с творческим наследием человечества. Первостепенную роль здесь играет самостоятельное чтение – ребенок или же вступающий на новую профессиональную стезю взрослый должен ознакомиться с новыми вопросами, теориями, концепциями.

Уже в самом начале игры каждый, кто обладает нестандартным взглядом на мир, переживает на собственной шкуре все трудности этой стратегии. Начиная со школьного возраста, «масса» всегда относится к «чужакам» враждебно. Как решение этой проблемы, Альтшуллер предлагает развить в себе умение давать отпор агрессорам. Также ученый отмечает, что уже в детском возрасте важно воспитать желание изменить свою реальность, сделать ее более благоприятной, получить хорошую профессию.

Отличительные черты периода «Дебют»

Что такое «встреча с чудом»? Это еще один термин Альтшуллера. В Игре так называется особый расклад обстоятельств, когда человек случайно встречается со своей страстью. Он больше не может забыть об интересующем его предмете – в этот момент запускается программа развития личности. В книге Г. С. Альтшуллера, написанной в соавторстве с В.М. Верткиным «Как стать гением», есть множество примеров подобных случаев.

Например, авторы рассказывают историю отечественного физика П.Н. Лебедева. Лебедев встал на путь своей профессии вопреки воле своего отца и традициям. Для него был уготован совершенно другой путь – коммерция. Но однажды произошло то, что ученый и назвал «встречей с чудом». Друг семьи, А. Н. Бекнев, однажды показал 12-ти летнему Лебедеву несколько физических опытов. Ребенок был совершенно пленен. И уже в 1896 году, когда Лебедеву было присвоено звание приват-доцента, он с благодарностью к Бекневу вспоминал демонстрацию его опытов и тот внутренний переворот, который ощутил в детстве.

Читайте также:  Разные способы найти площадь ромба

Еще одной из отличительных черт дебюта является выработка собственного стиля работы, развивается умение выполнять ее независимо от внешних обстоятельств. Человек начинает понимать, насколько велик объем дел, которые ему предстоит. У него возникает ощущение путешественника, стоящего у подножия огромной горы. Остро чувствуется нехватка времени. Альтшуллер рекомендует преодолевать эти ощущения при помощи планирования дел, разбивания большого проекта на «кванты».

Очень часто близкие люди стремятся «увести» творческого человека с его стези, словно заблудшую овцу. Вспомним Дарвина, который планировал свое знаменитое путешествие на корабле «Бигль», имевшее своим итогом создание теории эволюции. Отец Чарльза смотрел на своего сына… как на пустое место. Он считал, что Чарльз – настоящий бездельник, который только испортит себе будущую репутацию священника своим плаванием.

Поэтому финансовые трудности – это еще одна отличительная черта периода под названием дебют. Не всегда, но происходит и так. Даже если творческий человек не имеет проблем с самообеспечением, так или иначе на этом этапе происходит некая его изоляция от других людей. Саморазвитие личности человека все больше выходит на первый план – он начинает погружаться в дело всей своей жизни.

Миттельшпиль – главная часть Игры

Этот период является основным в становлении творческой личности. Главные трудности в это время – постоянная нехватка времени и отношение к творческой личности социума. Система боится таланта, который может своими изобретениями «взорвать» ее изнутри, и потому оказывает на него серьезное давление. Теория развития творческой личности Альтшуллера предполагает, что в это время главная цель человека – получить практические результаты. При этом перед ним начинают открываться новые горизонты, позволяющие реализовывать свои задумки в совершенно новых направлениях.

Отсутствие времени, с другой стороны, хорошо мобилизует творческого человека. Будто бы находясь в постоянной гонке со временем, он вынужден отказываться от многого в жизни. К примеру, Альберт Эйнштейн любил говорить, что самая лучшая работа для увлеченного физикой человека – это сторож или смотритель маяка. В это время делу посвящаются тонны временных ресурсов. Гарвей работал 30 лет над небольшой книжечкой, в которой он описывал систему кровообращения человека. Ньютон, прежде чем рассказать о своих концепциях обществу, вынашивал их 20 лет.

Немалое количество творческих и научных карьер не смогли воплотиться именно из-за бытовых трудностей. Очень многим сложно работать над любимым делом, совмещая это с обычной занятостью в офисе, семьей. Творческий человек, стараясь реализовать свой проект, действительно приобретает черты марафонца. В течение долгих лет он отказывается от множества обычных радостей и земных благ. «Единственное мое стремление — работать, не думая о расходах. Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!». Это – слова Томаса Эдисона.

Успех антрактом

И еще одним, новым, испытанием этого этапа становится испытание успехом. Достигаются первые результаты. У окружающих, наконец, появляется интерес к тому, чем занят художник или изобретатель. Возможно, даже поправляется финансовое положение. Но почему успех, свойственный этапу миттельшпиль, является испытанием? Так происходит оттого, что у творческого человека возникает соблазн сделать небольшую остановку – так сказать, перевести дыхание.
«Эндшпиль».

Заключительной частью Игры является Эндшпиль. Эта стадия невообразимо далека от начала Игры. Ее основной чертой является резкое увеличение количества участников. Значительно увеличивается разница между теми, кто преданно служит делу, и теми, кто делает это попросту за деньги. Образуются группы, которые конкурируют между собой, ученики откалываются от своего учителя. Интересы творческого человека теперь смещаются в другую плоскость.

Вывод

Теория развития творческой личности позволяет не только наметить пути достижения собственных целей. Она также является кладезем приемов, которые помогут воспитать творческую личность с детства. Наиболее значимый момент как для ребенка, так и для взрослого, встающего на путь творчества – это «Встреча с чудом». А остальная часть «шахматной партии» будет зависеть только от самого играющего.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Источник

Оцените статью
Разные способы